Незаконная свалка мусора
Подборка наиболее важных документов по запросу Незаконная свалка мусора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23.10.2024 N 88А-22330/2024 (УИД 38RS0017-01-2023-000867-27)
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений.
Обстоятельства: С нарушениями, указанными в предписании, истец не согласен, поскольку лесной массив, лесные насаждения непосредственно на территории Алзамайского муниципального образования отсутствуют.
Решение: Отказано.Отменяя решение городского суда, которым требования о признании незаконными пунктом 4 и 5 предписания были удовлетворены, и принимая новое решение об отказе в удовлетворении требований в указанной части, суд апелляционной инстанции, признав доказанными обстоятельства, связанные с наличием на территории населенного пункта г. Алмазай свалок горючих отходов (мусора), указал на отсутствие оснований для признания незаконным требований, изложенных в пунктах 4 и 5 предписания, поскольку сведения о включении выявленных свалок в Территориальную схему обращения с отходами в Иркутской области, утвержденную в новой редакции приказом Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 07.12.2021 N 77-мпр, а равно отсутствие средств на их ликвидацию, не свидетельствуют о незаконности предписания, выданного органу местного самоуправления городского поселения в рамках государственного пожарного надзора.
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений.
Обстоятельства: С нарушениями, указанными в предписании, истец не согласен, поскольку лесной массив, лесные насаждения непосредственно на территории Алзамайского муниципального образования отсутствуют.
Решение: Отказано.Отменяя решение городского суда, которым требования о признании незаконными пунктом 4 и 5 предписания были удовлетворены, и принимая новое решение об отказе в удовлетворении требований в указанной части, суд апелляционной инстанции, признав доказанными обстоятельства, связанные с наличием на территории населенного пункта г. Алмазай свалок горючих отходов (мусора), указал на отсутствие оснований для признания незаконным требований, изложенных в пунктах 4 и 5 предписания, поскольку сведения о включении выявленных свалок в Территориальную схему обращения с отходами в Иркутской области, утвержденную в новой редакции приказом Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 07.12.2021 N 77-мпр, а равно отсутствие средств на их ликвидацию, не свидетельствуют о незаконности предписания, выданного органу местного самоуправления городского поселения в рамках государственного пожарного надзора.
Апелляционное определение Камчатского краевого суда от 08.08.2024 по делу N 33а-1388/2024 (УИД 41RS0001-01-2024-000151-54)
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования уполномоченных органов: О возложении обязанности организовать очистку земельных участков от отходов производства и потребления.
Обстоятельства: Истец указал, что в ходе проведения выездного мероприятия по проверке соблюдения природоохранного законодательства на земельном участке с видом разрешенного использования "для ведения сельскохозяйственного производства" выявлена организация несанкционированной свалки строительных, бытовых и производственных отходов.
Решение: Удовлетворено.Как следует из материалов дела, на земельном участке с кадастровым номером N, из которого впоследствии образованы два земельных участка с кадастровыми номерами N и N, выявлены: организация несанкционированной свалки строительных, бытовых и производственных отходов, нарушение почвенного слоя, незаконная вырубка деревьев. Собственником спорных земельных участков является Российская Федерация.
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования уполномоченных органов: О возложении обязанности организовать очистку земельных участков от отходов производства и потребления.
Обстоятельства: Истец указал, что в ходе проведения выездного мероприятия по проверке соблюдения природоохранного законодательства на земельном участке с видом разрешенного использования "для ведения сельскохозяйственного производства" выявлена организация несанкционированной свалки строительных, бытовых и производственных отходов.
Решение: Удовлетворено.Как следует из материалов дела, на земельном участке с кадастровым номером N, из которого впоследствии образованы два земельных участка с кадастровыми номерами N и N, выявлены: организация несанкционированной свалки строительных, бытовых и производственных отходов, нарушение почвенного слоя, незаконная вырубка деревьев. Собственником спорных земельных участков является Российская Федерация.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Гражданско-правовые способы защиты экологических прав в Российской Федерации
(Фицай Д.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 4)В обоснование заявленного тезиса приведем позицию Старорусского районного суда Новгородской области <19>, который, рассмотрев гражданское дело по административному исковому заявлению Холмского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Селеевского сельского поселения о признании бездействия (выразившегося в ненадлежащем исполнении требований к организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора) незаконным и обязанности совершить определенные действия (ликвидировать несанкционированную свалку путем организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов) в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, решил удовлетворить заявленные требования в полном объеме. В обоснование своей позиции суд указал, что обнаруженная несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, расположенная на территории Селеевского сельского поселения Поддорского района Новгородской области, может повлечь возникновение инфекционных заболеваний, размножение паразитных животных, которые являются разносчиками заболеваний. Это, по мнению суда, является нарушением прав граждан на проживание в условиях благоприятной окружающей среды и защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.
(Фицай Д.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 4)В обоснование заявленного тезиса приведем позицию Старорусского районного суда Новгородской области <19>, который, рассмотрев гражданское дело по административному исковому заявлению Холмского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Селеевского сельского поселения о признании бездействия (выразившегося в ненадлежащем исполнении требований к организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора) незаконным и обязанности совершить определенные действия (ликвидировать несанкционированную свалку путем организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов) в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, решил удовлетворить заявленные требования в полном объеме. В обоснование своей позиции суд указал, что обнаруженная несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, расположенная на территории Селеевского сельского поселения Поддорского района Новгородской области, может повлечь возникновение инфекционных заболеваний, размножение паразитных животных, которые являются разносчиками заболеваний. Это, по мнению суда, является нарушением прав граждан на проживание в условиях благоприятной окружающей среды и защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.
Статья: Как следует определять ответственного за появление несанкционированной свалки?
(Кочанова Т.)
("Жилищное право", 2023, N 7)С 1 октября 2018 года в России запущен федеральный проект "Чистая страна". Он направлен именно на ликвидацию свалок, не отвечающих требованиям законодательства. Причем в рамках проекта планируется не просто закрыть незаконные полигоны, но и восстановить занятые ими земли. А все места складирования мусора внесены в соответствующий реестр.
(Кочанова Т.)
("Жилищное право", 2023, N 7)С 1 октября 2018 года в России запущен федеральный проект "Чистая страна". Он направлен именно на ликвидацию свалок, не отвечающих требованиям законодательства. Причем в рамках проекта планируется не просто закрыть незаконные полигоны, но и восстановить занятые ими земли. А все места складирования мусора внесены в соответствующий реестр.
Нормативные акты
<Письмо> Роспотребнадзора от 21.04.2009 N 01/5288-9-32
"О направлении Справки о практике применения норм КоАП должностными лицами органов Роспотребнадзора"1) Так, юридические лица - муниципальные образования - МО "Село Юхари-Стал", МО "Село Орта-Стал", МО "Сельсовет Цмурский", МО "Сельсовет Ашага-Яракский" и др. - были привлечены Управлением Роспотребнадзора по Республике Дагестан к административной ответственности по статье 8.2 КоАП по фактам отсутствия на территории соответствующего муниципального образования полигона для захоронения твердых бытовых отходов, скотомогильника, контейнеров для сбора твердых бытовых отходов, спецавтотранспорта для вывоза отходов; непроведения плановой очистки административной территории; образования стихийных мусорных свалок и сжигания твердых бытовых отходов.
"О направлении Справки о практике применения норм КоАП должностными лицами органов Роспотребнадзора"1) Так, юридические лица - муниципальные образования - МО "Село Юхари-Стал", МО "Село Орта-Стал", МО "Сельсовет Цмурский", МО "Сельсовет Ашага-Яракский" и др. - были привлечены Управлением Роспотребнадзора по Республике Дагестан к административной ответственности по статье 8.2 КоАП по фактам отсутствия на территории соответствующего муниципального образования полигона для захоронения твердых бытовых отходов, скотомогильника, контейнеров для сбора твердых бытовых отходов, спецавтотранспорта для вывоза отходов; непроведения плановой очистки административной территории; образования стихийных мусорных свалок и сжигания твердых бытовых отходов.
Статья: Международно-правовая охрана морской среды от загрязнения пластиком
(Куделькин Н.С.)
("Международное право и международные организации", 2022, N 4)Одной из важных для правового регулирования характеристик пластика является классификация источников его поступления в морскую среду. Традиционно все источники загрязнения морской среды, в том числе и пластиком, подразделяют на два основных типа: источники, расположенные на суше и непосредственно в морской среде. В свою очередь, эти два источника подразделяются на более конкретные. Итак, к основным источникам загрязнения морской среды пластиком, расположенным на суше, относят: свалки, реки и паводковые воды, промышленные сбросы, ливневые стоки, городские сточные воды, засорение пляжей, прибрежных зон, в том числе и в результате рекреационной деятельности, например туризма, и др. К источникам, расположенным в морской среде, - рыболовство и аквакультуру, судоходство (включая морской туризм), добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе, незаконный сброс мусора в морскую среду и др. (URL: https://www.greenfacts.org/en/update-marine-litter/l-2/index.htm (дата обращения: 04.07.2022)). К одному из существенных источников поступления микропластика в морскую среду, на который обратили внимание относительно недавно, относятся противообрастающие судовые системы. Так, по информации, предоставленной Комитетом по защите морской среды (МЕРС), около 40% покрытий, используемых на морских судах, содержат в своем составе микропластик. При этом за срок эксплуатации судна примерно 6 - 7% таких покрытий теряется непосредственно в морской среде (URL: https://seas-at-risk.org/wp-content/uploads/2021/11/MEPC-77-8-1-Microplastics-from-anti-fouling-paints-an-overlooked-source-of-marine-plastic-litter-FOEI-Greenpeace-Internat....pdf (дата обращения 14.09.2022)). Однако здесь следует подчеркнуть, что, по данным исследований, одним из основных источников поступления микропластика в морскую среду является речной сток (см.: Морозова А.С., Мазлова Е.А., Блиновская Я.Ю., Куликова О.А., Фомин Е.И., Смирнов В.К. Исследование микропластика в прибрежной зоне российских морей и рек // Наука, образование, производство в решении экологических проблем (Экология-2020). Материалы XVI Международной научно-технической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне: В 2 т. 2020. С. 197).
(Куделькин Н.С.)
("Международное право и международные организации", 2022, N 4)Одной из важных для правового регулирования характеристик пластика является классификация источников его поступления в морскую среду. Традиционно все источники загрязнения морской среды, в том числе и пластиком, подразделяют на два основных типа: источники, расположенные на суше и непосредственно в морской среде. В свою очередь, эти два источника подразделяются на более конкретные. Итак, к основным источникам загрязнения морской среды пластиком, расположенным на суше, относят: свалки, реки и паводковые воды, промышленные сбросы, ливневые стоки, городские сточные воды, засорение пляжей, прибрежных зон, в том числе и в результате рекреационной деятельности, например туризма, и др. К источникам, расположенным в морской среде, - рыболовство и аквакультуру, судоходство (включая морской туризм), добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе, незаконный сброс мусора в морскую среду и др. (URL: https://www.greenfacts.org/en/update-marine-litter/l-2/index.htm (дата обращения: 04.07.2022)). К одному из существенных источников поступления микропластика в морскую среду, на который обратили внимание относительно недавно, относятся противообрастающие судовые системы. Так, по информации, предоставленной Комитетом по защите морской среды (МЕРС), около 40% покрытий, используемых на морских судах, содержат в своем составе микропластик. При этом за срок эксплуатации судна примерно 6 - 7% таких покрытий теряется непосредственно в морской среде (URL: https://seas-at-risk.org/wp-content/uploads/2021/11/MEPC-77-8-1-Microplastics-from-anti-fouling-paints-an-overlooked-source-of-marine-plastic-litter-FOEI-Greenpeace-Internat....pdf (дата обращения 14.09.2022)). Однако здесь следует подчеркнуть, что, по данным исследований, одним из основных источников поступления микропластика в морскую среду является речной сток (см.: Морозова А.С., Мазлова Е.А., Блиновская Я.Ю., Куликова О.А., Фомин Е.И., Смирнов В.К. Исследование микропластика в прибрежной зоне российских морей и рек // Наука, образование, производство в решении экологических проблем (Экология-2020). Материалы XVI Международной научно-технической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне: В 2 т. 2020. С. 197).
Статья: Закупка услуг по обращению с медицинскими отходами
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 2)С изрядной периодичностью в СМИ всплывают сведения то о выловленных из реки человеческих конечностях <47>, то о сжигании ампул и шприцев в обычной печке <48> или даже в металлической бочке <49>. Во Владивостоке ампулы с просроченной вакциной от оспы в мусорном контейнере нашли дети. Разбив их, нанесли себе травмы, что привело к кожным реакциям и повышению температуры <50>. При этом часто такие инциденты связаны не с халатностью сотрудников медицинских учреждений, а с незаконными действиями компаний, демпингующих на торгах, которые потом не обеззараживают, утилизируют, уничтожают, захоранивают опасные отходы, а просто выкидывают их на свалку <51>. После знакомства с такими случаями отсылки к презумпции добросовестности субъектов гражданских правоотношений (ст. 10 ГК РФ) почему-то не убеждают. В связи с этим действия заказчика, направленные на максимальное ужесточение требований к исполнителям, становятся понятными и даже оправданными. Однако подобные действия горстки заказчиков, разумеется, проблему не решат.
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 2)С изрядной периодичностью в СМИ всплывают сведения то о выловленных из реки человеческих конечностях <47>, то о сжигании ампул и шприцев в обычной печке <48> или даже в металлической бочке <49>. Во Владивостоке ампулы с просроченной вакциной от оспы в мусорном контейнере нашли дети. Разбив их, нанесли себе травмы, что привело к кожным реакциям и повышению температуры <50>. При этом часто такие инциденты связаны не с халатностью сотрудников медицинских учреждений, а с незаконными действиями компаний, демпингующих на торгах, которые потом не обеззараживают, утилизируют, уничтожают, захоранивают опасные отходы, а просто выкидывают их на свалку <51>. После знакомства с такими случаями отсылки к презумпции добросовестности субъектов гражданских правоотношений (ст. 10 ГК РФ) почему-то не убеждают. В связи с этим действия заказчика, направленные на максимальное ужесточение требований к исполнителям, становятся понятными и даже оправданными. Однако подобные действия горстки заказчиков, разумеется, проблему не решат.
Статья: Об особенностях привлечения к административной ответственности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды
(Боев А.С.)
("Хозяйство и право", 2023, N 2)Стартовавшая с 2019 г. в стране мусорная реформа, как любая реформа, инициированная государством, декларировала благую цель - охрану окружающей природной среды, сопровождающуюся развитием системы эффективного обращения с отходами производства и потребления, а также созданием индустрии утилизации, повторного применения таких отходов, решением проблемы с незаконными свалками и повышением уровня утилизации отходов производства и потребления <1>. Основным проводником идеи государства стали отобранные на конкурсной основе в каждом субъекте Российской Федерации региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональные операторы), которым и предписывалось при поддержке региональных органов власти реализовывать на местах важнейшие этапы мусорной реформы. В качестве стимулов для таких региональных операторов, которыми могут быть только юридические лица, государство предоставило им право собирать платежи с отходообразователей твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), а взамен государственные органы заключали с региональными органами соответствующие соглашения <2>, легитимизирующие право региональных операторов на возмездной основе организовывать систему обращения с ТКО на определенной территории. Сложно не согласиться с отдельными исследователями, что реализация мусорной реформы на региональном уровне с самого ее начала идет непросто, все субъекты РФ сталкиваются с одними и теми же сложностями, одной из причин которых власти регионов называют пробелы в законодательстве <3>.
(Боев А.С.)
("Хозяйство и право", 2023, N 2)Стартовавшая с 2019 г. в стране мусорная реформа, как любая реформа, инициированная государством, декларировала благую цель - охрану окружающей природной среды, сопровождающуюся развитием системы эффективного обращения с отходами производства и потребления, а также созданием индустрии утилизации, повторного применения таких отходов, решением проблемы с незаконными свалками и повышением уровня утилизации отходов производства и потребления <1>. Основным проводником идеи государства стали отобранные на конкурсной основе в каждом субъекте Российской Федерации региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональные операторы), которым и предписывалось при поддержке региональных органов власти реализовывать на местах важнейшие этапы мусорной реформы. В качестве стимулов для таких региональных операторов, которыми могут быть только юридические лица, государство предоставило им право собирать платежи с отходообразователей твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), а взамен государственные органы заключали с региональными органами соответствующие соглашения <2>, легитимизирующие право региональных операторов на возмездной основе организовывать систему обращения с ТКО на определенной территории. Сложно не согласиться с отдельными исследователями, что реализация мусорной реформы на региональном уровне с самого ее начала идет непросто, все субъекты РФ сталкиваются с одними и теми же сложностями, одной из причин которых власти регионов называют пробелы в законодательстве <3>.