Незаконная добыча водных биологических ресурсов
Подборка наиболее важных документов по запросу Незаконная добыча водных биологических ресурсов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 256 "Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов" УК РФСТАТЬЯ 256 "НЕЗАКОННАЯ ДОБЫЧА (ВЫЛОВ)
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 256 "Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов" УК РФСТАТЬЯ 256 "НЕЗАКОННАЯ ДОБЫЧА (ВЫЛОВ)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ответственность за правонарушения, связанные с незаконной добычей водных биологических ресурсов: проблемы терминологии
(Семенова И.В.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 2)"Административное и муниципальное право", 2025, N 2
(Семенова И.В.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 2)"Административное и муниципальное право", 2025, N 2
Нормативные акты
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Статья 256. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов
(ред. от 17.11.2025)Статья 256. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.06.2018 N 17
(ред. от 12.12.2023)
"О некоторых вопросах, связанных с применением конфискации имущества в уголовном судопроизводстве"3. Исходя из положений пункта 8 части 1 статьи 73, части 3 статьи 115 и пункта 10.1 части 1 статьи 299 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) к орудиям, оборудованию или иным средствам совершения преступления следует относить предметы, которые использовались либо были предназначены для использования при совершении преступного деяния или для достижения преступного результата (например, автомобиль, оборудованный специальным хранилищем для сокрытия товаров при незаконном перемещении их через таможенную границу или Государственную границу Российской Федерации; эхолоты и навигаторы при незаконной добыче (вылове) водных биологических ресурсов; копировальные аппараты и иная оргтехника, использованные для изготовления поддельных документов).
(ред. от 12.12.2023)
"О некоторых вопросах, связанных с применением конфискации имущества в уголовном судопроизводстве"3. Исходя из положений пункта 8 части 1 статьи 73, части 3 статьи 115 и пункта 10.1 части 1 статьи 299 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) к орудиям, оборудованию или иным средствам совершения преступления следует относить предметы, которые использовались либо были предназначены для использования при совершении преступного деяния или для достижения преступного результата (например, автомобиль, оборудованный специальным хранилищем для сокрытия товаров при незаконном перемещении их через таможенную границу или Государственную границу Российской Федерации; эхолоты и навигаторы при незаконной добыче (вылове) водных биологических ресурсов; копировальные аппараты и иная оргтехника, использованные для изготовления поддельных документов).
Статья: О типичных способах экологических преступлений и их значении для расследования
(Васильева М.А.)
("Российский следователь", 2021, N 4)Ключевые слова: расследование, экологическое преступление, способ преступления, природные ресурсы, добыча, незаконная рубка, незаконная охота, незаконный вылов водных биологических ресурсов, изъятие природных ресурсов.
(Васильева М.А.)
("Российский следователь", 2021, N 4)Ключевые слова: расследование, экологическое преступление, способ преступления, природные ресурсы, добыча, незаконная рубка, незаконная охота, незаконный вылов водных биологических ресурсов, изъятие природных ресурсов.
Статья: Правовое регулирование использования водных биологических ресурсов: стратегическое осмысление в историко-философском ракурсе
(Семенова И.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Согласно статистическим данным оборот организаций рыбопромышленного комплекса России за 1-й квартал 2024 г. составил 201,3 млрд руб., что превышает указанный показатель за аналогичный период в 2023 г. на 14% <32>. Это еще раз свидетельствует о важной роли добычи ВБР в экономике страны. Однако при этом показатель общего объема добычи ВБР по состоянию на 12 августа 2024 г. составляет 3 226,4 тыс. т, что на 253,5 тыс. т меньше, чем в предыдущем году <33>. Таким образом, наблюдается снижение объемов добычи ВБР, что может быть связано с истощением данных ресурсов в определенных регионах нашей страны. Причинами рассматриваемой ситуации могут служить незаконный вылов ВБР, влияние геополитической обстановки - ограничения на вход в зарубежные порты, достаточно высокий порог освоения квот на добычу водных биоресурсов и т.п. Любые изменения мирового порядка могут поставить под угрозу эффективность системы правового регулирования. Так, в начале 2024 г. выявилась проблема освоения квот на мойву, путассу и морского окуня рыбаками Северного рыбопромышленного комплекса. Ранее российские рыбаки выгружали улов, проходили судоремонт, получали снабжение и сменяли экипаж в Норвегии, что существенно экономило временные и денежные ресурсы, однако сейчас это запрещено. Отмечается, что многие компании не освоили в 2023 г. квоты на путассу в зоне Фарер, а также квоты на морского окуня, путассу и скумбрии в районах северной Атлантики и, скорее всего, не освоят их и в 2024 г. <34>. Согласно Закону о рыболовстве в случае, когда компания в течение 2 лет осваивает менее 70% квоты, она ее лишается. При этом Закон не учитывает санкционные ограничения как исключительный случай в отношении данной нормы, мешающий рыбакам добросовестно выполнять свою работу (ст. 13). В данной ситуации возник пробел правового регулирования, который может привести к прекращению вылова данных ВБР на время получения компаниями новых квот. Представляется целесообразным внести изменения в упомянутую статью Закона о рыболовстве, предусматривающие учет санкций, направленных на рыболовный промысел, как обстоятельства, исключающего возможность освоения установленной квоты.
(Семенова И.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Согласно статистическим данным оборот организаций рыбопромышленного комплекса России за 1-й квартал 2024 г. составил 201,3 млрд руб., что превышает указанный показатель за аналогичный период в 2023 г. на 14% <32>. Это еще раз свидетельствует о важной роли добычи ВБР в экономике страны. Однако при этом показатель общего объема добычи ВБР по состоянию на 12 августа 2024 г. составляет 3 226,4 тыс. т, что на 253,5 тыс. т меньше, чем в предыдущем году <33>. Таким образом, наблюдается снижение объемов добычи ВБР, что может быть связано с истощением данных ресурсов в определенных регионах нашей страны. Причинами рассматриваемой ситуации могут служить незаконный вылов ВБР, влияние геополитической обстановки - ограничения на вход в зарубежные порты, достаточно высокий порог освоения квот на добычу водных биоресурсов и т.п. Любые изменения мирового порядка могут поставить под угрозу эффективность системы правового регулирования. Так, в начале 2024 г. выявилась проблема освоения квот на мойву, путассу и морского окуня рыбаками Северного рыбопромышленного комплекса. Ранее российские рыбаки выгружали улов, проходили судоремонт, получали снабжение и сменяли экипаж в Норвегии, что существенно экономило временные и денежные ресурсы, однако сейчас это запрещено. Отмечается, что многие компании не освоили в 2023 г. квоты на путассу в зоне Фарер, а также квоты на морского окуня, путассу и скумбрии в районах северной Атлантики и, скорее всего, не освоят их и в 2024 г. <34>. Согласно Закону о рыболовстве в случае, когда компания в течение 2 лет осваивает менее 70% квоты, она ее лишается. При этом Закон не учитывает санкционные ограничения как исключительный случай в отношении данной нормы, мешающий рыбакам добросовестно выполнять свою работу (ст. 13). В данной ситуации возник пробел правового регулирования, который может привести к прекращению вылова данных ВБР на время получения компаниями новых квот. Представляется целесообразным внести изменения в упомянутую статью Закона о рыболовстве, предусматривающие учет санкций, направленных на рыболовный промысел, как обстоятельства, исключающего возможность освоения установленной квоты.
Статья: Административная ответственность за нарушение законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов
(Русскова М.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 5)Планирование контрольно-надзорной деятельности ставит перед сотрудниками территориальных органов Росрыболовства задачи проведения контрольно-надзорных мероприятий в определенном количественном выражении. Сотрудникам ставится план по составлению протоколов об административных правонарушениях в сфере рыболовства. План выполняется путем формального составления протоколов по договоренности с правонарушителями. Сотрудник рыбоохраны составляет протоколы на физическое или юридическое лицо за незначительные правонарушения и дает ему разрешение, например, на вылов большего объема биоресурсов, чем это предусмотрено в разрешительных документах. Имеют место и факты пособничества сотрудниками рыбоохраны незаконной добыче биоресурсов. Таким образом, сводится к нулю эффективность мер по борьбе с незаконной добычей водных биологических ресурсов при стабильном количестве административных правонарушений.
(Русскова М.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 5)Планирование контрольно-надзорной деятельности ставит перед сотрудниками территориальных органов Росрыболовства задачи проведения контрольно-надзорных мероприятий в определенном количественном выражении. Сотрудникам ставится план по составлению протоколов об административных правонарушениях в сфере рыболовства. План выполняется путем формального составления протоколов по договоренности с правонарушителями. Сотрудник рыбоохраны составляет протоколы на физическое или юридическое лицо за незначительные правонарушения и дает ему разрешение, например, на вылов большего объема биоресурсов, чем это предусмотрено в разрешительных документах. Имеют место и факты пособничества сотрудниками рыбоохраны незаконной добыче биоресурсов. Таким образом, сводится к нулю эффективность мер по борьбе с незаконной добычей водных биологических ресурсов при стабильном количестве административных правонарушений.
Статья: Понятие и особенности квалификации действий соучастника преступления в форме пособничества
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Действия лиц, непосредственно не участвовавших в незаконной добыче (вылове) водных биологических ресурсов, но содействовавших совершению этого преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств и (или) орудий добычи (вылова), транспортных средств (в том числе транспортных плавающих средств), а также приобретавших, перерабатывавших, транспортировавших, хранивших или сбывавших водные биологические ресурсы, полученные в результате незаконной добычи (вылова), либо продукцию из них по заранее данному обещанию, надлежит квалифицировать по ч. 5 ст. 33 УК РФ и соответствующей части ст. 256 УК РФ при условии, что им было достоверно известно о незаконности добычи (вылова) водных биологических ресурсов (выделено автором) (п. 10.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 N 26 "О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (часть 2 статьи 253, статьи 256, 258.1 УК РФ)".
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Действия лиц, непосредственно не участвовавших в незаконной добыче (вылове) водных биологических ресурсов, но содействовавших совершению этого преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств и (или) орудий добычи (вылова), транспортных средств (в том числе транспортных плавающих средств), а также приобретавших, перерабатывавших, транспортировавших, хранивших или сбывавших водные биологические ресурсы, полученные в результате незаконной добычи (вылова), либо продукцию из них по заранее данному обещанию, надлежит квалифицировать по ч. 5 ст. 33 УК РФ и соответствующей части ст. 256 УК РФ при условии, что им было достоверно известно о незаконности добычи (вылова) водных биологических ресурсов (выделено автором) (п. 10.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 N 26 "О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (часть 2 статьи 253, статьи 256, 258.1 УК РФ)".
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данный подпункт введен с 17 марта 2019 г. Федеральным законом от 6 марта 2019 г. N 20-ФЗ <84>, проект которого подготовлен в соответствии с поручением Правительства РФ от 27 апреля 2017 г. N ИШ-П13-2701 и заключением Государственно-правового управления Президента РФ на проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части распоряжения безвозмездно изъятыми или конфискованными судами, которые использовались при незаконной добыче (вылове) водных биологических ресурсов", внесенный Минэкономразвития России в Правительство РФ Письмом от 22 марта 2017 г. N 7508-МО/Д06и. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2019 г. N 20-ФЗ действие рассматриваемого пункта не распространяется на суда, которые обращены в собственность государства и в отношении которых проводится одна из процедур продажи в порядке, установленном комментируемым Законом;
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данный подпункт введен с 17 марта 2019 г. Федеральным законом от 6 марта 2019 г. N 20-ФЗ <84>, проект которого подготовлен в соответствии с поручением Правительства РФ от 27 апреля 2017 г. N ИШ-П13-2701 и заключением Государственно-правового управления Президента РФ на проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части распоряжения безвозмездно изъятыми или конфискованными судами, которые использовались при незаконной добыче (вылове) водных биологических ресурсов", внесенный Минэкономразвития России в Правительство РФ Письмом от 22 марта 2017 г. N 7508-МО/Д06и. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2019 г. N 20-ФЗ действие рассматриваемого пункта не распространяется на суда, которые обращены в собственность государства и в отношении которых проводится одна из процедур продажи в порядке, установленном комментируемым Законом;
Статья: Малозначительность деяния (ч. 2 ст. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации): вопросы правоприменения
(Краев Д.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2022, N 3)- время совершения деяния (например, незаконная добыча водных биоресурсов осуществлялась не в период нереста), его место (допустим, незаконная охота была совершена в незапрещенном месте), средства и орудия совершения посягательства (в частности, орудия лова при незаконной добыче водных биоресурсов были незапрещенными), способ совершения деяния (он не был общеопасным и т.д.);
(Краев Д.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2022, N 3)- время совершения деяния (например, незаконная добыча водных биоресурсов осуществлялась не в период нереста), его место (допустим, незаконная охота была совершена в незапрещенном месте), средства и орудия совершения посягательства (в частности, орудия лова при незаконной добыче водных биоресурсов были незапрещенными), способ совершения деяния (он не был общеопасным и т.д.);
Статья: Виды административных правонарушений в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов
(Русскова М.А., Степенко В.Е.)
("Административное право и процесс", 2021, N 8)<6> Самойлова Ю.Б. Незаконная добыча водных биологических ресурсов с применением способов их массового истребления: вопросы совершенствования законодательного подхода и правоприменения // Российская юстиция. 2018. N 5. С. 62 - 65.
(Русскова М.А., Степенко В.Е.)
("Административное право и процесс", 2021, N 8)<6> Самойлова Ю.Б. Незаконная добыча водных биологических ресурсов с применением способов их массового истребления: вопросы совершенствования законодательного подхода и правоприменения // Российская юстиция. 2018. N 5. С. 62 - 65.
Статья: Правовое регулирование рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов в России в IX - начале XX века
(Савичев А.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)<3> См.: Гринько С.Д. Незаконный оборот водных биоресурсов - одна из угроз экономической безопасности России // Право и государство: теория и практика. 2020. N 1 (181). С. 289 - 292; Пироженков С.А., Приходько Н.Ю. Охрана водных биологических ресурсов как объект уголовной политики // Юристъ-Правоведъ. 2021. N 1 (96). С. 98 - 103; Суходолов А.П., Федотов А.П., Аношко П.Н. и др. Математическое моделирование в исследовании комплекса детерминантов незаконного вылова водных биоресурсов (омуля) в озере Байкал // Всероссийский криминологический журнал. 2020. Т. 14. N 1. С. 76 - 86.
(Савичев А.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)<3> См.: Гринько С.Д. Незаконный оборот водных биоресурсов - одна из угроз экономической безопасности России // Право и государство: теория и практика. 2020. N 1 (181). С. 289 - 292; Пироженков С.А., Приходько Н.Ю. Охрана водных биологических ресурсов как объект уголовной политики // Юристъ-Правоведъ. 2021. N 1 (96). С. 98 - 103; Суходолов А.П., Федотов А.П., Аношко П.Н. и др. Математическое моделирование в исследовании комплекса детерминантов незаконного вылова водных биоресурсов (омуля) в озере Байкал // Всероссийский криминологический журнал. 2020. Т. 14. N 1. С. 76 - 86.
"Транспортные экспертизы в уголовном судопроизводстве России: монография"
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)<1> Поздняков М.А. Использование специальных знаний при расследовании незаконной добычи водных биоресурсов с использованием иностранных морских судов: дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2019. С. 120.
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)<1> Поздняков М.А. Использование специальных знаний при расследовании незаконной добычи водных биоресурсов с использованием иностранных морских судов: дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2019. С. 120.