Незаконная добыча полезных ископаемых
Подборка наиболее важных документов по запросу Незаконная добыча полезных ископаемых (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.09.2025 по делу N А33-30449/2023
Требование: О признании недействительным решения органа по недропользованию о досрочном прекращении права пользования недрами.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Доводы о том, что с момента направления уведомления до состоявшихся в августе 2023 года проверочных мероприятий прошло менее трех месяцев, отклоняются, поскольку указанное обстоятельство не свидетельствует о лишении общества лицензии до истечения срока, установленного в уведомлении от 19.05.2023 N 04-01/3834. Более того, в августе 2023 года в отношении общества были проведены проверка прокуратуры и обследование управления. В акте выездного обследования от 14.08.2023 указано на то, что обследование было проведено на основании обращения гражданина о нарушениях природоохранного законодательства в части незаконной добычи полезных ископаемых. То есть указанные проверочные мероприятия не обусловлены проверкой исполнения уведомления.
Требование: О признании недействительным решения органа по недропользованию о досрочном прекращении права пользования недрами.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Доводы о том, что с момента направления уведомления до состоявшихся в августе 2023 года проверочных мероприятий прошло менее трех месяцев, отклоняются, поскольку указанное обстоятельство не свидетельствует о лишении общества лицензии до истечения срока, установленного в уведомлении от 19.05.2023 N 04-01/3834. Более того, в августе 2023 года в отношении общества были проведены проверка прокуратуры и обследование управления. В акте выездного обследования от 14.08.2023 указано на то, что обследование было проведено на основании обращения гражданина о нарушениях природоохранного законодательства в части незаконной добычи полезных ископаемых. То есть указанные проверочные мероприятия не обусловлены проверкой исполнения уведомления.
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 18.07.2024 N 77-2752/2024 (УИД 40RS0017-01-2020-001503-58)
Приговор: По п.п. "а", "б" ч. 2 ст. 171, п. "а" ч. 2 ст. 171, ч. 2 ст. 201 УК РФ (незаконное предпринимательство; злоупотребление полномочиями).
Определение: Приговор изменен: действия одного осужденного переквалифицированы с п.п. "а", "б" ч. 2 ст. 171 УК РФ на ч. 2 ст. 171 УК РФ, по которой назначено наказание в виде 3 лет 4 месяцев лишения свободы; на основании ст. 53.1 УК РФ наказание заменено принудительными работами на срок 3 года 4 месяца с удержанием 10 процентов в доход государства.
Требования потерпевшего: О возмещении реального ущерба в связи с причинением вреда (в том числе в связи с преступлением).
Решение: Удовлетворено.Доводы кассационных жалоб о несостоятельности выводов суда о совершении преступлений осужденными в составе организованной преступной группы судебная коллегия признает необоснованными, поскольку на основании исследованных доказательств суд пришел к верному выводу о том, что в период с 1 января 2018 года Б.Ю. была сформирована организованная группа, которой он руководил, отдавал указания и распоряжения по незаконной добыче песка и незаконному захоронению твердых бытовых отходов, контролировал деятельность входящих в преступную группу лиц, в том числе М., группа действовала на протяжении длительного времени, что свидетельствует о ее устойчивости, были определены роли и обязанности каждого участника группы, которые они исполняли для реализации единой преступной цели, направленной на незаконную добычу полезных ископаемых, а именно песка, а также на незаконную деятельность по захоронению твердых бытовых отходов. Выводы суда соответствуют положениям ч. 3 ст. 35 УК РФ.
Приговор: По п.п. "а", "б" ч. 2 ст. 171, п. "а" ч. 2 ст. 171, ч. 2 ст. 201 УК РФ (незаконное предпринимательство; злоупотребление полномочиями).
Определение: Приговор изменен: действия одного осужденного переквалифицированы с п.п. "а", "б" ч. 2 ст. 171 УК РФ на ч. 2 ст. 171 УК РФ, по которой назначено наказание в виде 3 лет 4 месяцев лишения свободы; на основании ст. 53.1 УК РФ наказание заменено принудительными работами на срок 3 года 4 месяца с удержанием 10 процентов в доход государства.
Требования потерпевшего: О возмещении реального ущерба в связи с причинением вреда (в том числе в связи с преступлением).
Решение: Удовлетворено.Доводы кассационных жалоб о несостоятельности выводов суда о совершении преступлений осужденными в составе организованной преступной группы судебная коллегия признает необоснованными, поскольку на основании исследованных доказательств суд пришел к верному выводу о том, что в период с 1 января 2018 года Б.Ю. была сформирована организованная группа, которой он руководил, отдавал указания и распоряжения по незаконной добыче песка и незаконному захоронению твердых бытовых отходов, контролировал деятельность входящих в преступную группу лиц, в том числе М., группа действовала на протяжении длительного времени, что свидетельствует о ее устойчивости, были определены роли и обязанности каждого участника группы, которые они исполняли для реализации единой преступной цели, направленной на незаконную добычу полезных ископаемых, а именно песка, а также на незаконную деятельность по захоронению твердых бытовых отходов. Выводы суда соответствуют положениям ч. 3 ст. 35 УК РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)3. Незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов -
(ред. от 04.11.2025)3. Незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов -
Тематический выпуск: Сложные операции и сделки: бухгалтерский учет, документооборот, применение ККТ
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)Уголовная ответственность за незаконную добычу полезных ископаемых предусмотрена статьей 158 "Кража" (за тайное хищение полезных ископаемых) и статьей 171 "Незаконное предпринимательство" Уголовного кодекса РФ (за осуществление предпринимательской деятельности по добыче полезных ископаемых без лицензии, связанной с извлечением дохода).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)Уголовная ответственность за незаконную добычу полезных ископаемых предусмотрена статьей 158 "Кража" (за тайное хищение полезных ископаемых) и статьей 171 "Незаконное предпринимательство" Уголовного кодекса РФ (за осуществление предпринимательской деятельности по добыче полезных ископаемых без лицензии, связанной с извлечением дохода).
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)- незаконную добычу песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов (ч. 3);
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)- незаконную добычу песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов (ч. 3);
Статья: В поисках критериев обоснованности размеров административных наказаний
(Зырянов С.М., Калмыкова А.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 2)Предложения Минприроды России об увеличении размеров административных штрафов за незаконную добычу общераспространенных полезных ископаемых обосновываются двукратным за 5 лет ростом числа выявленных административных правонарушений, предусмотренных ст. 7.3 КоАП РФ, несопоставимостью установленных размеров административных наказаний с ущербом, наносимым такими правонарушениями [18].
(Зырянов С.М., Калмыкова А.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 2)Предложения Минприроды России об увеличении размеров административных штрафов за незаконную добычу общераспространенных полезных ископаемых обосновываются двукратным за 5 лет ростом числа выявленных административных правонарушений, предусмотренных ст. 7.3 КоАП РФ, несопоставимостью установленных размеров административных наказаний с ущербом, наносимым такими правонарушениями [18].
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Такая ситуация возникает тогда, когда нарушение земель происходит в результате хозяйственной деятельности лиц, которые никогда не являлись правообладателями соответствующего земельного участка, а у правообладателей, органов государственной власти и местного самоуправления отсутствует какая-либо информация о таких лицах. Речь идет о лицах, которые не обладали законными правами на земельный участок, но осуществляли хозяйственную деятельность на нем без каких-либо разрешений (незаконная добыча полезных ископаемых, несанкционированная свалка и пр.). В этом случае бремя ответственности за выполнение мероприятий по рекультивации несет собственник земельного участка, арендатор, землепользователь, землевладелец, а в некоторых случаях - органы государственной власти и местного самоуправления.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Такая ситуация возникает тогда, когда нарушение земель происходит в результате хозяйственной деятельности лиц, которые никогда не являлись правообладателями соответствующего земельного участка, а у правообладателей, органов государственной власти и местного самоуправления отсутствует какая-либо информация о таких лицах. Речь идет о лицах, которые не обладали законными правами на земельный участок, но осуществляли хозяйственную деятельность на нем без каких-либо разрешений (незаконная добыча полезных ископаемых, несанкционированная свалка и пр.). В этом случае бремя ответственности за выполнение мероприятий по рекультивации несет собственник земельного участка, арендатор, землепользователь, землевладелец, а в некоторых случаях - органы государственной власти и местного самоуправления.