Неявка в налоговый орган по уведомлению
Подборка наиболее важных документов по запросу Неявка в налоговый орган по уведомлению (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2024 N 18АП-8640/2024 по делу N А07-38448/2023
Требование: О признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации сведений об учредителе и директоре юридического лица, об обязании внести запись в ЕГРЮЛ.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Требование удовлетворено.Принимая во внимание данные обстоятельства, следует признать, что само по себе не представление Хайруллиным И.Ф. в ответ на уведомление от 28.10.2021 N 1102 каких-либо пояснений и(или) сведений в течение тридцати дней с момента направления уведомления, его неявка в налоговый орган, не свидетельствуют о недостоверности сведений о нем как о директоре и участнике общества.
Требование: О признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации сведений об учредителе и директоре юридического лица, об обязании внести запись в ЕГРЮЛ.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Требование удовлетворено.Принимая во внимание данные обстоятельства, следует признать, что само по себе не представление Хайруллиным И.Ф. в ответ на уведомление от 28.10.2021 N 1102 каких-либо пояснений и(или) сведений в течение тридцати дней с момента направления уведомления, его неявка в налоговый орган, не свидетельствуют о недостоверности сведений о нем как о директоре и участнике общества.
Решение Брянского областного суда от 04.07.2023 N 21-96/2023 (УИД 32RS0027-01-2022-006177-94)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Решение: Отказано.Принимая во внимание, что материалы дела объективно свидетельствуют о том, что в целях создания необходимых условий для реализации права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на защиту и непосредственное участие при составлении протокола об административном правонарушении, должностным лицом налогового органа были приняты надлежащие и исчерпывающие меры к извещению П. о месте и времени составления протокола, доводы П. о ее нахождении в командировке в г. Москва в день составления протокола об административном правонарушении не свидетельствуют о нарушении ее права на личное участие в составлении протокола об административном правонарушении, поскольку П. не уведомила должностное лицо налогового органа о причинах своей неявки, не представила ходатайство об отложении времени составления указанного протокола. Кроме того, П. имела возможность в случае необходимости самостоятельно обеспечить участие защитника при совершении данного процессуального действия, однако данным правом не воспользовалась.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Решение: Отказано.Принимая во внимание, что материалы дела объективно свидетельствуют о том, что в целях создания необходимых условий для реализации права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на защиту и непосредственное участие при составлении протокола об административном правонарушении, должностным лицом налогового органа были приняты надлежащие и исчерпывающие меры к извещению П. о месте и времени составления протокола, доводы П. о ее нахождении в командировке в г. Москва в день составления протокола об административном правонарушении не свидетельствуют о нарушении ее права на личное участие в составлении протокола об административном правонарушении, поскольку П. не уведомила должностное лицо налогового органа о причинах своей неявки, не представила ходатайство об отложении времени составления указанного протокола. Кроме того, П. имела возможность в случае необходимости самостоятельно обеспечить участие защитника при совершении данного процессуального действия, однако данным правом не воспользовалась.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Вызов в инспекцию для дачи пояснений и допрос - не одно и то же
(Жоголев А.А.)
("Главная книга", 2025, N 14)Налоговики считают, что указанная административная ответственность применима за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений. Об этом налоговикам рекомендуют напоминать в тексте уведомления о вызове налогоплательщика для дачи пояснений <5>.
(Жоголев А.А.)
("Главная книга", 2025, N 14)Налоговики считают, что указанная административная ответственность применима за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений. Об этом налоговикам рекомендуют напоминать в тексте уведомления о вызове налогоплательщика для дачи пояснений <5>.
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)При этом в п. 2.3 этого же Письма отмечено, что неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет ответственность граждан и должностных лиц, предусмотренную частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Налоговым органам необходимо учитывать, что указанная административная ответственность применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений. Ссылку на применение указанной административной ответственности рекомендуется приводить в тексте уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)При этом в п. 2.3 этого же Письма отмечено, что неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет ответственность граждан и должностных лиц, предусмотренную частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Налоговым органам необходимо учитывать, что указанная административная ответственность применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений. Ссылку на применение указанной административной ответственности рекомендуется приводить в тексте уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837
(с изм. от 15.01.2019)
"О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками"2.3. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет ответственность граждан и должностных лиц, предусмотренную частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Налоговым органам необходимо учитывать, что указанная административная ответственность применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений. Ссылку на применение указанной административной ответственности рекомендуется приводить в тексте уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).
(с изм. от 15.01.2019)
"О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками"2.3. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет ответственность граждан и должностных лиц, предусмотренную частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Налоговым органам необходимо учитывать, что указанная административная ответственность применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений. Ссылку на применение указанной административной ответственности рекомендуется приводить в тексте уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)При этом в п. 2.3 этого же Письма отмечено, что неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет ответственность граждан и должностных лиц, предусмотренную ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ. Налоговым органам необходимо учитывать, что эта административная ответственность применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений. Ссылку на применение указанной административной ответственности рекомендуется приводить в тексте уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)При этом в п. 2.3 этого же Письма отмечено, что неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет ответственность граждан и должностных лиц, предусмотренную ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ. Налоговым органам необходимо учитывать, что эта административная ответственность применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений. Ссылку на применение указанной административной ответственности рекомендуется приводить в тексте уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).
Вопрос: Как получить электронную подпись юридического лица в удостоверяющем центре ФНС России?
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 10)Согласно п. 26 Порядка реализации Федеральной налоговой службой функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей, утв. Приказом ФНС России от 30.12.2020 N ВД-7-24/982@, КЭП выдается заявителю в течение 5 календарных дней после даты получения им уведомления о прохождении проверок. В случае неявки заявителя в указанный срок заявление на выдачу КЭП аннулируется. Однако исходя из нашей практики получения подписи в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве она выдается в день обращения. Возможно, в нашем конкретном случае это было связано с отсутствием большого числа желающих получить ее на тот момент.
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 10)Согласно п. 26 Порядка реализации Федеральной налоговой службой функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей, утв. Приказом ФНС России от 30.12.2020 N ВД-7-24/982@, КЭП выдается заявителю в течение 5 календарных дней после даты получения им уведомления о прохождении проверок. В случае неявки заявителя в указанный срок заявление на выдачу КЭП аннулируется. Однако исходя из нашей практики получения подписи в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве она выдается в день обращения. Возможно, в нашем конкретном случае это было связано с отсутствием большого числа желающих получить ее на тот момент.
Статья: Споры с участием регистрирующих органов: Обзор от ФНС (комментарий к Обзору судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 1 (2023) (направлен в налоговые инспекции Письмом ФНС от 07.08.2023 N КВ-4-14/10121@ для использования в работе))
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2023, N 20)Суды апелляции и кассации не поддержали ИФНС, поскольку посчитали, что проверка достоверности проводилась формально и была сведена к направлению уведомления о необходимости представления достоверных сведений. Отсутствие ответа на уведомление и неявка директора сами по себе не говорят о недостоверности сведений о руководителе. Кроме того, они обратили внимание, что в ЕГРЮЛ имелся также email компании, поэтому налоговой надо было направить запрос и на электронный адрес. Поскольку она не смогла подтвердить, что такой запрос был направлен, запись о недостоверности признали незаконной <6>.
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2023, N 20)Суды апелляции и кассации не поддержали ИФНС, поскольку посчитали, что проверка достоверности проводилась формально и была сведена к направлению уведомления о необходимости представления достоверных сведений. Отсутствие ответа на уведомление и неявка директора сами по себе не говорят о недостоверности сведений о руководителе. Кроме того, они обратили внимание, что в ЕГРЮЛ имелся также email компании, поэтому налоговой надо было направить запрос и на электронный адрес. Поскольку она не смогла подтвердить, что такой запрос был направлен, запись о недостоверности признали незаконной <6>.
Статья: Ответы на вопросы, возникшие у коллег при работе с ЕНС
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2023, N 12)Запросы с формулировкой "Почему уведомление не представлено" рассылаются налоговиками массово. Скажем сразу: игнорировать их не стоит. НК РФ дает право проверяющим вызывать вас для дачи пояснений <9>. Правда, налоговой ответственности за неявку в инспекцию нет, однако должностное лицо организации могут попытаться привлечь к административной ответственности <10>.
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2023, N 12)Запросы с формулировкой "Почему уведомление не представлено" рассылаются налоговиками массово. Скажем сразу: игнорировать их не стоит. НК РФ дает право проверяющим вызывать вас для дачи пояснений <9>. Правда, налоговой ответственности за неявку в инспекцию нет, однако должностное лицо организации могут попытаться привлечь к административной ответственности <10>.
Статья: Запись о "недостоверном" директоре - почему появляется в ЕГРЮЛ и как убрать
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2024, N 11)Например, в одном споре достоверность сведений о директоре компании налоговики проверяли уведомлением. Направили его по адресу фирмы, а также ее учредителю, но ответа не получили. Поэтому внесли в ЕГРЮЛ запись о том, что сведения о генеральном директоре недостоверны. Суды не поддержали ИФНС и сказали, что отсутствие ответа на уведомление о представлении достоверных сведений и неявка директора сами по себе не говорят о том, что он не имеет отношения к ведению деятельности фирмы. Кроме того, регистраторы обязаны были направить запрос и на email фирмы, который был указан в ЕГРЮЛ. Поскольку запрос на электронную почту не направляли, запись о недостоверности суд признал незаконной <18>.
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2024, N 11)Например, в одном споре достоверность сведений о директоре компании налоговики проверяли уведомлением. Направили его по адресу фирмы, а также ее учредителю, но ответа не получили. Поэтому внесли в ЕГРЮЛ запись о том, что сведения о генеральном директоре недостоверны. Суды не поддержали ИФНС и сказали, что отсутствие ответа на уведомление о представлении достоверных сведений и неявка директора сами по себе не говорят о том, что он не имеет отношения к ведению деятельности фирмы. Кроме того, регистраторы обязаны были направить запрос и на email фирмы, который был указан в ЕГРЮЛ. Поскольку запрос на электронную почту не направляли, запись о недостоверности суд признал незаконной <18>.
Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
Подлежит ли отмене решение инспекции, если акт налоговой проверки был направлен по почте, но налогоплательщик акт не получил (получил поздно) и не уклонялся от его получения лично
(КонсультантПлюс, 2025)Суд установил, что акт проверки направлен предпринимателю почтой. При этом в акте указано на невозможность его вручения по причине неявки налогоплательщика в инспекцию. Однако доказательств того, что предприниматель уклонялся от его получения, налоговый орган не представил. Из поступившего в инспекцию почтового уведомления следует, что указанный акт налогоплательщик не получил.
Подлежит ли отмене решение инспекции, если акт налоговой проверки был направлен по почте, но налогоплательщик акт не получил (получил поздно) и не уклонялся от его получения лично
(КонсультантПлюс, 2025)Суд установил, что акт проверки направлен предпринимателю почтой. При этом в акте указано на невозможность его вручения по причине неявки налогоплательщика в инспекцию. Однако доказательств того, что предприниматель уклонялся от его получения, налоговый орган не представил. Из поступившего в инспекцию почтового уведомления следует, что указанный акт налогоплательщик не получил.
Готовое решение: Допрос свидетелей налоговым органом
(КонсультантПлюс, 2025)Допрос свидетелей налоговым органом
(КонсультантПлюс, 2025)Допрос свидетелей налоговым органом
Статья: Допрос директора в ИФНС. К чему готовиться?
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 11)"Поэтому настоятельно рекомендую всегда являться на допрос. Если по объективным причинам это невозможно, необходимо заранее уведомить налоговый орган и представить подтверждающие документы, к таковым, например, относится больничный лист", - рекомендует Андрей Жолудев.
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 11)"Поэтому настоятельно рекомендую всегда являться на допрос. Если по объективным причинам это невозможно, необходимо заранее уведомить налоговый орган и представить подтверждающие документы, к таковым, например, относится больничный лист", - рекомендует Андрей Жолудев.
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкамОтсутствие у лиц, которых налогоплательщик направил представлять его интересы, надлежащих полномочий расценивается как неявка в налоговый орган (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 27.07.2011 N Ф03-2936/2011). Отметим, что при наличии у проверяющих доказательств уведомления налогоплательщика о месте и времени рассмотрения материалов проверки его неявка не препятствует осуществлению этой процедуры (абз. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ). Однако, если руководитель (заместитель руководителя) налогового органа посчитает, что участие налогоплательщика (его представителя) необходимо, у него есть право отложить рассмотрение материалов проверки (пп. 2, 5 п. 3 ст. 101 НК РФ). При этом назначается новая дата их рассмотрения, о чем налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика.
Статья: Комментарий к Постановлению Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.06.2024 N Ф03-2319/2024 <Когда и как можно получить копию акта выездной налоговой проверки>
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 20)После выездной налоговой проверки ИФНС направила в адрес организации по почте заказным письмом приглашение для вручения акта. Это приглашение было получено организацией. Это подтверждается уведомлением о вручении.
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 20)После выездной налоговой проверки ИФНС направила в адрес организации по почте заказным письмом приглашение для вручения акта. Это приглашение было получено организацией. Это подтверждается уведомлением о вручении.