Невозможность оказания услуг
Подборка наиболее важных документов по запросу Невозможность оказания услуг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике. Возмездное оказание услуг12. Невозможность исполнения договора возмездного оказания услуг, возникшая по вине заказчика (п. 2 ст. 781 ГК РФ)
Нормативные акты
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"Статья 36. Обязанность исполнителя информировать потребителя об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество выполняемой работы (оказываемой услуги) или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"Статья 36. Обязанность исполнителя информировать потребителя об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество выполняемой работы (оказываемой услуги) или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок
Постановление Правительства РФ от 28.05.2025 N 742
(ред. от 27.10.2025)
"Об утверждении Правил недискриминационного доступа на товарный рынок услуг общедоступной почтовой связи"IV. Порядок доступа к услугам межоператорского обмена
(ред. от 27.10.2025)
"Об утверждении Правил недискриминационного доступа на товарный рынок услуг общедоступной почтовой связи"IV. Порядок доступа к услугам межоператорского обмена
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (апрель 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)5. Отсутствие у участника закупки документов, подтверждающих оплату по договору, представленному в качестве подтверждения наличия опыта оказания услуг, не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств и не может являться основанием для отказа в допуске к участию в закупке.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)5. Отсутствие у участника закупки документов, подтверждающих оплату по договору, представленному в качестве подтверждения наличия опыта оказания услуг, не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств и не может являться основанием для отказа в допуске к участию в закупке.
Готовое решение: Как исполнителю взыскать задолженность по договору оказания услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Если же заказчик действовал добросовестно, заблаговременно уведомил исполнителя о невозможности явиться для оказания услуги или не смог явиться, хотя принял все меры для этого (например, из-за чрезвычайных обстоятельств, которые он не мог предотвратить и предвидеть), представляется, что в таком случае нельзя требовать с него стоимость неоказанных услуг. Такие выводы можно сделать из анализа п. 3 ст. 307, п. п. 1, 3 ст. 401, п. 2 ст. 781 ГК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Если же заказчик действовал добросовестно, заблаговременно уведомил исполнителя о невозможности явиться для оказания услуги или не смог явиться, хотя принял все меры для этого (например, из-за чрезвычайных обстоятельств, которые он не мог предотвратить и предвидеть), представляется, что в таком случае нельзя требовать с него стоимость неоказанных услуг. Такие выводы можно сделать из анализа п. 3 ст. 307, п. п. 1, 3 ст. 401, п. 2 ст. 781 ГК РФ.
Вопрос: Исполнитель по договору оказания услуг в связи с невозможностью оказать услуги в срок привлек другую организацию. Условие о привлечении третьих лиц в договоре не предусмотрено. Обязан ли заказчик принять оказанные услуги? Вправе ли исполнитель учесть расходы на услуги субисполнителя в целях налога на прибыль?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Организация - исполнитель по договору оказания услуг в связи с невозможностью оказать услуги в срок привлекла другую организацию. Условие о привлечении третьих лиц в договоре не предусмотрено. Обязан ли заказчик принять оказанные услуги? Если он будет оспаривать их в связи со ссылкой на нарушение ст. 780 ГК РФ, вправе ли исполнитель учесть расходы на оплату услуг субисполнителя в целях налога на прибыль?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Организация - исполнитель по договору оказания услуг в связи с невозможностью оказать услуги в срок привлекла другую организацию. Условие о привлечении третьих лиц в договоре не предусмотрено. Обязан ли заказчик принять оказанные услуги? Если он будет оспаривать их в связи со ссылкой на нарушение ст. 780 ГК РФ, вправе ли исполнитель учесть расходы на оплату услуг субисполнителя в целях налога на прибыль?
Статья: Недостаточное информирование потребителей финансовых продуктов/услуг
("Официальный сайт Банка России", 2023)Потребители жалуются на ненадлежащее информирование о свойствах и рисках финансовых продуктов/услуг, реализуемых через дистанционные (цифровые) каналы продаж, невозможность беспрепятственного отказа от услуги, подачи жалобы на ненадлежащее оказание услуги или реализацию финансового продукта, не отвечающего потребностям клиента.
("Официальный сайт Банка России", 2023)Потребители жалуются на ненадлежащее информирование о свойствах и рисках финансовых продуктов/услуг, реализуемых через дистанционные (цифровые) каналы продаж, невозможность беспрепятственного отказа от услуги, подачи жалобы на ненадлежащее оказание услуги или реализацию финансового продукта, не отвечающего потребностям клиента.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с таким выводом не согласилась. Со ссылкой на Положение о федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 N 861, Судебная коллегия отметила, что Минцифры России является оператором Единого портала государственных и муниципальных услуг, осуществляет разработку программного обеспечения данного портала, определяет порядок доступа заявителей с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг к сведениям и информации, а также техническое и консультационное обеспечение его функционирования. При этом оператор Единого портала государственных и муниципальных услуг не несет ответственности за невозможность предоставления государственной или муниципальной услуги в электронной форме надлежащего качества, если это вызвано ограничениями программных или технических средств, используемых заявителем для доступа к единому порталу и получения услуг в электронной форме. За достоверность результатов предоставления услуги, рассмотрения сообщения, обращения в электронной форме, а также целостность, сохранность и неизменность передаваемой на Единый портал государственных и муниципальных услуг информации о ходе рассмотрения заявления и результатов предоставления услуги до момента поступления указанной информации в систему межведомственного электронного взаимодействия отвечают органы и учреждения (организации), предоставляющие услуги.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с таким выводом не согласилась. Со ссылкой на Положение о федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 N 861, Судебная коллегия отметила, что Минцифры России является оператором Единого портала государственных и муниципальных услуг, осуществляет разработку программного обеспечения данного портала, определяет порядок доступа заявителей с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг к сведениям и информации, а также техническое и консультационное обеспечение его функционирования. При этом оператор Единого портала государственных и муниципальных услуг не несет ответственности за невозможность предоставления государственной или муниципальной услуги в электронной форме надлежащего качества, если это вызвано ограничениями программных или технических средств, используемых заявителем для доступа к единому порталу и получения услуг в электронной форме. За достоверность результатов предоставления услуги, рассмотрения сообщения, обращения в электронной форме, а также целостность, сохранность и неизменность передаваемой на Единый портал государственных и муниципальных услуг информации о ходе рассмотрения заявления и результатов предоставления услуги до момента поступления указанной информации в систему межведомственного электронного взаимодействия отвечают органы и учреждения (организации), предоставляющие услуги.
Готовое решение: Как согласовать в договоре возмездного оказания услуг предоставление материалов и оборудования
(КонсультантПлюс, 2025)в каком порядке и в какой срок исполнитель должен уведомить заказчика о невозможности приступить к оказанию услуг или об их приостановке. Например, можно согласовать, что уведомление должно быть в письменной форме и направлено по электронной почте с указанием, какие материалы и/или оборудование и в каком количестве не предоставлены;
(КонсультантПлюс, 2025)в каком порядке и в какой срок исполнитель должен уведомить заказчика о невозможности приступить к оказанию услуг или об их приостановке. Например, можно согласовать, что уведомление должно быть в письменной форме и направлено по электронной почте с указанием, какие материалы и/или оборудование и в каком количестве не предоставлены;
"Обзор практики рассмотрения обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (III квартал 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)4. Непредставление исполнителем доказательств, свидетельствующих о невозможности оказания услуг вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы, является основанием для включения информации о таком исполнителе в Реестр.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)4. Непредставление исполнителем доказательств, свидетельствующих о невозможности оказания услуг вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы, является основанием для включения информации о таком исполнителе в Реестр.
Готовое решение: В каком порядке провести закупку услуг по проведению строительного контроля в рамках Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Последовательность действий сторон (в том числе в части оплаты контракта) при досрочном расторжении контракта на выполнение строительных работ или досрочном окончании контролируемого строительства и невозможности оказать услуги строительного контроля законодательством не определена. Вместе с тем в соответствии с ч. 1 ст. 53 ГрК РФ строительный контроль проводится при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства. Таким образом, когда указанные работы не осуществляются, оказывать услуги по строительному контролю не представляется возможным, поскольку нет предмета контроля (работы не производятся, проектная документация не изменяется, конструкции не возводятся). Считаем, что в таком случае обязательства по осуществлению строительного контроля подлежат прекращению, поскольку отсутствует объект контроля. При этом оплате подлежат фактически оказанные услуги и, по общему правилу, понесенные исполнителем расходы (ст. 781 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Последовательность действий сторон (в том числе в части оплаты контракта) при досрочном расторжении контракта на выполнение строительных работ или досрочном окончании контролируемого строительства и невозможности оказать услуги строительного контроля законодательством не определена. Вместе с тем в соответствии с ч. 1 ст. 53 ГрК РФ строительный контроль проводится при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства. Таким образом, когда указанные работы не осуществляются, оказывать услуги по строительному контролю не представляется возможным, поскольку нет предмета контроля (работы не производятся, проектная документация не изменяется, конструкции не возводятся). Считаем, что в таком случае обязательства по осуществлению строительного контроля подлежат прекращению, поскольку отсутствует объект контроля. При этом оплате подлежат фактически оказанные услуги и, по общему правилу, понесенные исполнителем расходы (ст. 781 ГК РФ).