Несвоевременное представление сведений о среднесписочной численности
Подборка наиболее важных документов по запросу Несвоевременное представление сведений о среднесписочной численности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Иск прокурора в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)Непредоставление в налоговый орган сведений о среднесписочной численности работников нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на поднадзорной территории, поскольку непоступление в бюджет денежных средств от налогов и сборов влияет на процесс формирования расходов бюджета, в том числе, в соответствии со ст. ст. 68, 74.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на социальное обеспечение населения, что нарушает предусмотренное ст. 39 Конституции Российской Федерации право неопределенного круга лиц на социальное обеспечение..."
(КонсультантПлюс, 2025)Непредоставление в налоговый орган сведений о среднесписочной численности работников нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на поднадзорной территории, поскольку непоступление в бюджет денежных средств от налогов и сборов влияет на процесс формирования расходов бюджета, в том числе, в соответствии со ст. ст. 68, 74.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на социальное обеспечение населения, что нарушает предусмотренное ст. 39 Конституции Российской Федерации право неопределенного круга лиц на социальное обеспечение..."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 427 "Пониженные тарифы страховых взносов" главы 34 "Страховые взносы" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению ИФНС, обществу, применяющему пониженные тарифы страховых взносов на основании подп. 17 п. 1 ст. 427 НК РФ, правомерно доначислены взносы по общим тарифам, т.к. им несвоевременно представлены сведения о среднесписочной численности, не превышающей 15 человек.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению ИФНС, обществу, применяющему пониженные тарифы страховых взносов на основании подп. 17 п. 1 ст. 427 НК РФ, правомерно доначислены взносы по общим тарифам, т.к. им несвоевременно представлены сведения о среднесписочной численности, не превышающей 15 человек.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Ликвидация общества с ограниченной ответственностьюСуды установили, что инспекция уведомлением от 26.10.2011 сообщила обществу об оставлении указанных выше документов без рассмотрения, разъяснив дополнительно письмом от 27.10.2011 N 08-1/016234 о том, что заявителем не представлены налоговые декларации за соответствующие налоговые периоды, сведения о среднесписочной численности и сообщила о наличии недоимки в размере 403 850,92 руб. и переплете в сумме 6 8282,09 руб. по состоянию на 21.10.2011, свидетельствующие о недостоверных сведениях в представленном промежуточном балансе, который соответственно признала незаполненным.
Вопрос: Об исключении ИП из Единого реестра субъектов МСП, доначислении налогов и страховых взносов за период исключения из реестра, а также об ответственности за несвоевременное представление РСВ.
(Письмо Минфина России от 12.09.2024 N 03-15-05/87325)В соответствии с положениями статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" ФНС России ведет в установленном порядке Единый реестр субъектов МСП, осуществляет внесение сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов МСП и исключение таких сведений из указанного реестра, в частности, на основании представленных или непредставленных сведений о среднесписочной численности работников, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности, а также сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов.
(Письмо Минфина России от 12.09.2024 N 03-15-05/87325)В соответствии с положениями статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" ФНС России ведет в установленном порядке Единый реестр субъектов МСП, осуществляет внесение сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов МСП и исключение таких сведений из указанного реестра, в частности, на основании представленных или непредставленных сведений о среднесписочной численности работников, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности, а также сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов.
Нормативные акты
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с принятием судами мер противодействия незаконным финансовым операциям"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2020)По информации, представленной территориальным подразделением Росфинмониторинга, коммерческие организации, спор между которыми был рассмотрен третейским судом, созданы незадолго до заключения договора поставки, имеют минимальный размер уставного капитала, по месту регистрации не располагаются. Сведения о среднесписочной численности сотрудников и налоговая отчетность ими в налоговые органы не сдавались, в отношении организаций принимались решения о приостановлении операций по счетам в банках.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2020)По информации, представленной территориальным подразделением Росфинмониторинга, коммерческие организации, спор между которыми был рассмотрен третейским судом, созданы незадолго до заключения договора поставки, имеют минимальный размер уставного капитала, по месту регистрации не располагаются. Сведения о среднесписочной численности сотрудников и налоговая отчетность ими в налоговые органы не сдавались, в отношении организаций принимались решения о приостановлении операций по счетам в банках.
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"5) содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях исключаются из указанного реестра 10 июля текущего календарного года в случае, если такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не представили в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, либо такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не соответствуют условиям, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона;
(ред. от 31.07.2025)
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"5) содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях исключаются из указанного реестра 10 июля текущего календарного года в случае, если такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не представили в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, либо такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не соответствуют условиям, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона;
Статья: Какие документы может запрашивать контрагент перед заключением сделки
(Прозоров А.О.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 5)Передавать эти договоры опасно. Здесь напрямую прослеживается разглашение персональных данных работника, указанных в пункте "Реквизиты сторон договора" (ст. 7 Закона N 152-ФЗ). Передавать подобные сведения можно, во-первых, только с согласия самих работников, во-вторых, эти персональные данные никак не подтверждают надежности вашей компании.
(Прозоров А.О.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 5)Передавать эти договоры опасно. Здесь напрямую прослеживается разглашение персональных данных работника, указанных в пункте "Реквизиты сторон договора" (ст. 7 Закона N 152-ФЗ). Передавать подобные сведения можно, во-первых, только с согласия самих работников, во-вторых, эти персональные данные никак не подтверждают надежности вашей компании.
Статья: Публичные сервисы для проверки контрагентов
(Каблучков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 5)- непредставление налоговой отчетности более года;
(Каблучков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 5)- непредставление налоговой отчетности более года;
Вопрос: Об изменении категории вновь созданных юридических лиц в едином реестре субъектов МСП и исключении сведений о таких лицах из реестра.
(Письмо ФНС России от 31.10.2024 N ЕД-17-14/3264@)Исходя из приведенных норм изменение категории субъекта малого или среднего предпринимательства вновь созданного юридического лица либо исключение сведений об указанных юридических лицах из Реестра МСП возможно при ежегодном обновлении Реестра МСП, проводимом 10 июля, в том числе на основании данных о среднесписочной численности работников и сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.
(Письмо ФНС России от 31.10.2024 N ЕД-17-14/3264@)Исходя из приведенных норм изменение категории субъекта малого или среднего предпринимательства вновь созданного юридического лица либо исключение сведений об указанных юридических лицах из Реестра МСП возможно при ежегодном обновлении Реестра МСП, проводимом 10 июля, в том числе на основании данных о среднесписочной численности работников и сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.
Вопрос: Каков порядок внесения сведений об организациях и ИП - субъектах малого предпринимательства в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства?
(Консультация эксперта, 2025)Содержащиеся в реестре сведения о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях исключаются из указанного реестра 1 раз в год - 10 июля текущего календарного года в случае, если такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не представили (п. 5 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ):
(Консультация эксперта, 2025)Содержащиеся в реестре сведения о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях исключаются из указанного реестра 1 раз в год - 10 июля текущего календарного года в случае, если такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не представили (п. 5 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ):
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)1) если такие юридические лица и ИП не представили в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и/или налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год;
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)1) если такие юридические лица и ИП не представили в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и/или налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год;
Вопрос: РСВ за год не был принят. Направлено несколько корректировок, но РСВ принят только в августе. 10 июля ООО исключено из реестра субъектов МСП. Все критерии соблюдены. Правомерно ли ООО исключено из реестра МСП? Можно ли оспорить исключение из реестра МСП? Могло ли ООО подтвердить численность иным способом?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2024)Содержащиеся в Едином реестре субъектов МСП сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях исключаются из указанного реестра 10 июля текущего календарного года, в том числе в случае, если такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не представили в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год (п. 5 ч. 5 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ)).
(Консультация эксперта, ФНС России, 2024)Содержащиеся в Едином реестре субъектов МСП сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях исключаются из указанного реестра 10 июля текущего календарного года, в том числе в случае, если такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не представили в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год (п. 5 ч. 5 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ)).
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)- не представляет в СФР сведения о приостановке действия трудового договора;
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)- не представляет в СФР сведения о приостановке действия трудового договора;
Статья: Особенности участия прокурора в рассмотрении дел, связанных с возмещением вреда, причиненного налоговыми преступлениями
(Исламова Э.Р., Вафина Г.А.)
("Законность", 2021, N 11)Прокурору необходимо установить достаточность, допустимость и относимость доказательств, подтверждающих невозможность взыскания ущерба непосредственно с юридического лица, и представить в суд необходимые доказательства. Например, по одному из дел предъявление иска о взыскании ущерба с В. обосновано невозможностью взыскания налоговой недоимки с юридического лица, поскольку оно является недействующим и исчерпаны все меры ее взыскания. Для доказывания этого обстоятельства в судебное заседание представлены дополнительные доказательства: информация налоговых органов о том, что с 2017 г. налоговая отчетность юридическим лицом не сдается; с апреля 2016 г. на счетах организации нет денежных средств, все имущество снято с учета в 2015 г.; нет сведений об имеющихся на балансе ООО объектах имущественной и земельной собственности, о транспортных средствах; сведения о среднесписочной численности работников в налоговый орган, о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ не представляются; перечисления налога на доходы физических лиц, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование в бюджет не производятся; меры для погашения в добровольном порядке доначисленных по результатам налоговых проверок налогов, пеней и штрафов не принимались; постановления о взыскании налога за счет имущества должника, направленные в службу судебных приставов, в связи с отсутствием имущества у должника не исполнены. В связи с этим апелляционная инстанция согласилась с доводом прокурора о том, что ООО является фактически недействующим юридическим лицом, ущерб государству причинен организацией-налогоплательщиком по вине В. (вина которого в умышленном деянии установлена приговором), состав гражданского правонарушения В. нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
(Исламова Э.Р., Вафина Г.А.)
("Законность", 2021, N 11)Прокурору необходимо установить достаточность, допустимость и относимость доказательств, подтверждающих невозможность взыскания ущерба непосредственно с юридического лица, и представить в суд необходимые доказательства. Например, по одному из дел предъявление иска о взыскании ущерба с В. обосновано невозможностью взыскания налоговой недоимки с юридического лица, поскольку оно является недействующим и исчерпаны все меры ее взыскания. Для доказывания этого обстоятельства в судебное заседание представлены дополнительные доказательства: информация налоговых органов о том, что с 2017 г. налоговая отчетность юридическим лицом не сдается; с апреля 2016 г. на счетах организации нет денежных средств, все имущество снято с учета в 2015 г.; нет сведений об имеющихся на балансе ООО объектах имущественной и земельной собственности, о транспортных средствах; сведения о среднесписочной численности работников в налоговый орган, о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ не представляются; перечисления налога на доходы физических лиц, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование в бюджет не производятся; меры для погашения в добровольном порядке доначисленных по результатам налоговых проверок налогов, пеней и штрафов не принимались; постановления о взыскании налога за счет имущества должника, направленные в службу судебных приставов, в связи с отсутствием имущества у должника не исполнены. В связи с этим апелляционная инстанция согласилась с доводом прокурора о том, что ООО является фактически недействующим юридическим лицом, ущерб государству причинен организацией-налогоплательщиком по вине В. (вина которого в умышленном деянии установлена приговором), состав гражданского правонарушения В. нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Статья: Как оказаться в реестре МСП?
(Абрамова В.С.)
("Главная книга", 2024, N 20)Как видим, статус субъекта малого предпринимательства присваивается автоматически и не требует подачи заявления или прохождения какой-либо специальной процедуры. Налоговые органы самостоятельно определяют, соответствует ли организация или индивидуальный предприниматель критериям малого бизнеса, на основе сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также данных о среднесписочной численности сотрудников, доходах и применении специальных налоговых режимов.
(Абрамова В.С.)
("Главная книга", 2024, N 20)Как видим, статус субъекта малого предпринимательства присваивается автоматически и не требует подачи заявления или прохождения какой-либо специальной процедуры. Налоговые органы самостоятельно определяют, соответствует ли организация или индивидуальный предприниматель критериям малого бизнеса, на основе сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также данных о среднесписочной численности сотрудников, доходах и применении специальных налоговых режимов.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В-четвертых, определено, что 10 июля является датой, к которой приурочено исключение сведений из реестра МСП о соответствующих субъектах, если таковые не представили в соответствии с НК сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, либо такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не соответствуют условиям, установленным для субъектов малого и среднего предпринимательства.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В-четвертых, определено, что 10 июля является датой, к которой приурочено исключение сведений из реестра МСП о соответствующих субъектах, если таковые не представили в соответствии с НК сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, либо такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не соответствуют условиям, установленным для субъектов малого и среднего предпринимательства.