Несвоевременное перечисление взносов в пенсионный фонд
Подборка наиболее важных документов по запросу Несвоевременное перечисление взносов в пенсионный фонд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 333 ГК РФ "Уменьшение неустойки"1.3.4. Правила об уменьшении неустойки не применяются в отношении пеней за несвоевременное перечисление страховых взносов в ПФР (позиция ВАС РФ) >>>
Позиция ВАС РФ: Правила об уменьшении неустойки не применяются в отношении пеней за несвоевременное перечисление страховых взносов в ПФР
Постановление Президиума ВАС РФ от 17.06.1997 N 777/97 по делу N 14/124
Применимые нормы: ст. 333 ГК РФ, ст. 26.11 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗПозиция ВАС РФ: Правила об уменьшении неустойки не применяются в отношении пеней за несвоевременное перечисление страховых взносов в ПФР
Постановление Президиума ВАС РФ от 17.06.1997 N 777/97 по делу N 14/124
Применимые нормы: ст. 333 ГК РФ, ст. 26.11 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗПозиция ВАС РФ: Правила об уменьшении неустойки не применяются в отношении пеней за несвоевременное перечисление страховых взносов в ПФР
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О развитии накопительного компонента пенсионной системы России
(Козлов Н.Б.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, NN 3, 4)Достоинство моратория заключается в том, что он подталкивает систему к продолжению реформы накопительного компонента. Очевидно, что несвоевременное проведение реформы может угрожать самому существованию отрасли. Существенное улучшение пенсионного обеспечения граждан может быть обеспечено за счет не перекраивания существующих отчислений работодателя в ПФР, а формирования иных, дополнительных взносов в накопительную систему, а также создания комплекса условий, обеспечивающих ее эффективное функционирование.
(Козлов Н.Б.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, NN 3, 4)Достоинство моратория заключается в том, что он подталкивает систему к продолжению реформы накопительного компонента. Очевидно, что несвоевременное проведение реформы может угрожать самому существованию отрасли. Существенное улучшение пенсионного обеспечения граждан может быть обеспечено за счет не перекраивания существующих отчислений работодателя в ПФР, а формирования иных, дополнительных взносов в накопительную систему, а также создания комплекса условий, обеспечивающих ее эффективное функционирование.
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Пример. ООО "Агидель" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения Управления ПФР (далее - фонд УПФР). Судами было установлено, что по результатам выездной проверки в отношении общества УПФР составлен акт и вынесено решение, которым общество привлечено к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 47 действовавшего на тот момент Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в виде штрафа, ему начислены недоимка по страховым взносам и пени за несвоевременную уплату страховых взносов.
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Пример. ООО "Агидель" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения Управления ПФР (далее - фонд УПФР). Судами было установлено, что по результатам выездной проверки в отношении общества УПФР составлен акт и вынесено решение, которым общество привлечено к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 47 действовавшего на тот момент Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в виде штрафа, ему начислены недоимка по страховым взносам и пени за несвоевременную уплату страховых взносов.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)По результатам камеральной проверки пенсионный фонд вынес решение о привлечении учреждения к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) в виде штрафа. По мнению пенсионного фонда, учреждение нарушило срок представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-2 за 2 квартал 2016 года.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)По результатам камеральной проверки пенсионный фонд вынес решение о привлечении учреждения к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) в виде штрафа. По мнению пенсионного фонда, учреждение нарушило срок представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-2 за 2 квартал 2016 года.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)40. Трехлетний срок исковой давности для обращения в суд с иском о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование исчисляется с даты представления расчета по страховым взносам за соответствующий расчетный период, но не позднее срока, установленного для уплаты страховых взносов.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)40. Трехлетний срок исковой давности для обращения в суд с иском о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование исчисляется с даты представления расчета по страховым взносам за соответствующий расчетный период, но не позднее срока, установленного для уплаты страховых взносов.
Статья: Ответственность главного бухгалтера
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 9)Встречаются случаи, когда удается взыскать с главного бухгалтера суммы, перечисленные организацией пенсионному фонду (в качестве компенсации переплаты пенсии работнику в результате ее индексации, которая была произведена в связи с несвоевременным представлением главным бухгалтером в пенсионные органы сведений СЗВ-М о приеме на работу) (см. Апелляционное определение СК по гражданским делам Ярославского областного суда от 11.05.2023 по делу N 33-1878/2023).
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 9)Встречаются случаи, когда удается взыскать с главного бухгалтера суммы, перечисленные организацией пенсионному фонду (в качестве компенсации переплаты пенсии работнику в результате ее индексации, которая была произведена в связи с несвоевременным представлением главным бухгалтером в пенсионные органы сведений СЗВ-М о приеме на работу) (см. Апелляционное определение СК по гражданским делам Ярославского областного суда от 11.05.2023 по делу N 33-1878/2023).
Вопрос: Что предпринять индивидуальному предпринимателю, если ПФР требует уплатить страховые взносы на ОПС исходя из 8 МРОТ за не представленные в срок сведения о доходах за периоды до 2017 г.?
(Консультация эксперта, 2022)- в случае обнаружения факта непредставления сведений о доходах в территориальные органы ПФР, налоговый орган организует направление в территориальные органы ПФР указанной информации вместе с уведомлением (сообщением) с приложением копии обращения плательщика с целью осуществления перерасчета сумм страховых взносов;
(Консультация эксперта, 2022)- в случае обнаружения факта непредставления сведений о доходах в территориальные органы ПФР, налоговый орган организует направление в территориальные органы ПФР указанной информации вместе с уведомлением (сообщением) с приложением копии обращения плательщика с целью осуществления перерасчета сумм страховых взносов;
"Казенные учреждения: бюджетный учет и отчетность: Учебник"
(Маслова Т.С., Журавлева Т.А.)
(под ред. Т.С. Масловой)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)За просрочку сдачи формы 4-ФСС штраф составит 5% суммы взносов, начисленных к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц просрочки. При этом штраф не может быть меньше 1 000 руб. и не должен превышать 30% указанной суммы взносов.
(Маслова Т.С., Журавлева Т.А.)
(под ред. Т.С. Масловой)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)За просрочку сдачи формы 4-ФСС штраф составит 5% суммы взносов, начисленных к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц просрочки. При этом штраф не может быть меньше 1 000 руб. и не должен превышать 30% указанной суммы взносов.
Статья: Расчетные листки - 2024. Что можно, а чего нельзя делать компании?
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 7)Компенсация за задержку з.п., отпускн. и т.д.
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 7)Компенсация за задержку з.п., отпускн. и т.д.
"Годовой отчет для автономных учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Показатели формы расчета по страховым взносам существенно сокращены с учетом оптимизации, которая предусматривает исчисление страховых взносов по единому тарифу на все виды обязательного социального страхования с единой унифицированной базы. Взамен формы "Сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М), которая сейчас представляется страхователями в ПФ РФ ежемесячно, утверждена форма персонифицированных сведений о физических лицах. С января 2023 года она будет ежемесячно направляться плательщиками страховых взносов в налоговые органы для дальнейшей передачи уполномоченным органам соцзащиты и ПФ РФ.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Показатели формы расчета по страховым взносам существенно сокращены с учетом оптимизации, которая предусматривает исчисление страховых взносов по единому тарифу на все виды обязательного социального страхования с единой унифицированной базы. Взамен формы "Сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М), которая сейчас представляется страхователями в ПФ РФ ежемесячно, утверждена форма персонифицированных сведений о физических лицах. С января 2023 года она будет ежемесячно направляться плательщиками страховых взносов в налоговые органы для дальнейшей передачи уполномоченным органам соцзащиты и ПФ РФ.
Статья: ЕСХН: налоговые поправки - 2023
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2023, N 3)Изменение 1. Новый порядок уплаты сельхозналога и новая обязанность - подавать в инспекцию уведомление об исчисленных суммах по налогам и взносам. С 2023 г. плательщики ЕСХН рассчитываются с бюджетом через единый налоговый счет (ЕНС), перечисляя на него налоги и страховые взносы общим платежом (иными словами - единым налоговым платежом) <1>. После налоговики сами разносят суммы со счета на конкретный вид налога или взноса. И делают они это на основании сумм, которые указаны в декларации или расчете. А в случаях, когда рассчитаться с бюджетом нужно до их подачи или когда их подача в принципе НК не установлена, придется подавать уведомления <2>. Иначе как налоговики узнают, какую сумму списать со счета? Срок подачи уведомления - не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты налогов, авансовых платежей, страховых взносов. На практике это означает следующее.
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2023, N 3)Изменение 1. Новый порядок уплаты сельхозналога и новая обязанность - подавать в инспекцию уведомление об исчисленных суммах по налогам и взносам. С 2023 г. плательщики ЕСХН рассчитываются с бюджетом через единый налоговый счет (ЕНС), перечисляя на него налоги и страховые взносы общим платежом (иными словами - единым налоговым платежом) <1>. После налоговики сами разносят суммы со счета на конкретный вид налога или взноса. И делают они это на основании сумм, которые указаны в декларации или расчете. А в случаях, когда рассчитаться с бюджетом нужно до их подачи или когда их подача в принципе НК не установлена, придется подавать уведомления <2>. Иначе как налоговики узнают, какую сумму списать со счета? Срок подачи уведомления - не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты налогов, авансовых платежей, страховых взносов. На практике это означает следующее.
Статья: Компенсация за задержку зарплаты: начислять страховые взносы или нет?
(Мокроусов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 4)Такой же позиции придерживался и Минтруд России в период, когда исчисление и уплата страховых взносов регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), ст. 9 которого содержала положения, аналогичные подп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ. В письмах от 28.04.2016 N 17-3/ООГ-692, от 27.04.2016 N 17-4/ООГ-701, от 23.10.2015 N 17-3/В-517, от 03.08.2015 N 17-3/В-398 специалисты трудового ведомства указывали, что на денежную компенсацию, выплачиваемую работнику организацией-работодателем за нарушение установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, не распространяется действие ст. 9 Закона N 212-ФЗ и, следовательно, данные компенсации подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке как выплаты в рамках трудовых отношений.
(Мокроусов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 4)Такой же позиции придерживался и Минтруд России в период, когда исчисление и уплата страховых взносов регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), ст. 9 которого содержала положения, аналогичные подп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ. В письмах от 28.04.2016 N 17-3/ООГ-692, от 27.04.2016 N 17-4/ООГ-701, от 23.10.2015 N 17-3/В-517, от 03.08.2015 N 17-3/В-398 специалисты трудового ведомства указывали, что на денежную компенсацию, выплачиваемую работнику организацией-работодателем за нарушение установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, не распространяется действие ст. 9 Закона N 212-ФЗ и, следовательно, данные компенсации подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке как выплаты в рамках трудовых отношений.
Вопрос: Чем обусловлено сокращение дополнительного социального обеспечения членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации?
("Официальный сайт Минтранса России", 2024)Ответ: В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27.11.2001 N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (далее - Закон от 27.11.2001 N 155-ФЗ) члены летных экипажей, получающие пенсии, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии). Закон от 27.11.2001 N 155-ФЗ принят в соответствии с частью третьей статьи 39 Конституции Российской Федерации, которая предусматривает создание дополнительных форм социального обеспечения. Доплата к пенсии является самостоятельной социальной выплатой, ее размер не зависит от вида и размера пенсии, к которой она установлена, она не входит в состав (размер) пенсии и по своему правовому содержанию не является обязательным социальным пенсионным страхованием, предусмотренным Федеральным законом Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном социальном пенсионном страховании в Российской Федерации". Финансовое обеспечение расходов на указанные цели осуществляется за счет ежемесячных взносов, поступивших от плательщиков взносов, сумм пеней, начисленных за несвоевременную уплату взносов, и штрафов за неправомерные действия, связанные с реализацией Закона от 27.11.2001 N 155-ФЗ. Согласно статье 2 Закона от 27.11.2001 N 155-ФЗ размер доплаты к пенсии определяется исходя из отношения среднемесячной суммы взносов, пеней и штрафов, фактически поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в предшествующем квартале от плательщиков взносов и суммы средств, необходимых для финансового обеспечения расходов на выплату доплаты к пенсии на начало выплатного периода. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" предусмотрены отсрочки по уплате страховых взносов, в том числе на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей, в более поздние сроки. Плательщики, для которых предусмотрены меры поддержки в виде отсрочки уплаты страховых взносов, вправе уплачивать страховые взносы в сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации. Таким образом, снижение дополнительных страховых взносов на осуществление доплат к пенсии обусловлено политикой работодателей в отношении работников в период неблагополучной санитарно-эпидемиологической обстановки. Минтрансом России в Минфин России направлены предложения по решению вопроса дополнительного социального обеспечения членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации. В качестве источника финансирования обеспечения указанных предложений Минтрансом России предложено использовать резервный фонд Правительства Российской Федерации.
("Официальный сайт Минтранса России", 2024)Ответ: В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27.11.2001 N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (далее - Закон от 27.11.2001 N 155-ФЗ) члены летных экипажей, получающие пенсии, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии). Закон от 27.11.2001 N 155-ФЗ принят в соответствии с частью третьей статьи 39 Конституции Российской Федерации, которая предусматривает создание дополнительных форм социального обеспечения. Доплата к пенсии является самостоятельной социальной выплатой, ее размер не зависит от вида и размера пенсии, к которой она установлена, она не входит в состав (размер) пенсии и по своему правовому содержанию не является обязательным социальным пенсионным страхованием, предусмотренным Федеральным законом Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном социальном пенсионном страховании в Российской Федерации". Финансовое обеспечение расходов на указанные цели осуществляется за счет ежемесячных взносов, поступивших от плательщиков взносов, сумм пеней, начисленных за несвоевременную уплату взносов, и штрафов за неправомерные действия, связанные с реализацией Закона от 27.11.2001 N 155-ФЗ. Согласно статье 2 Закона от 27.11.2001 N 155-ФЗ размер доплаты к пенсии определяется исходя из отношения среднемесячной суммы взносов, пеней и штрафов, фактически поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в предшествующем квартале от плательщиков взносов и суммы средств, необходимых для финансового обеспечения расходов на выплату доплаты к пенсии на начало выплатного периода. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" предусмотрены отсрочки по уплате страховых взносов, в том числе на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей, в более поздние сроки. Плательщики, для которых предусмотрены меры поддержки в виде отсрочки уплаты страховых взносов, вправе уплачивать страховые взносы в сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации. Таким образом, снижение дополнительных страховых взносов на осуществление доплат к пенсии обусловлено политикой работодателей в отношении работников в период неблагополучной санитарно-эпидемиологической обстановки. Минтрансом России в Минфин России направлены предложения по решению вопроса дополнительного социального обеспечения членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации. В качестве источника финансирования обеспечения указанных предложений Минтрансом России предложено использовать резервный фонд Правительства Российской Федерации.