Несостоявшаяся закупка
Подборка наиболее важных документов по запросу Несостоявшаяся закупка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Согласование заключения контракта с единственным поставщиком по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В связи с признанием закупки несостоявшейся заказчиком... в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы... направлено обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком...
(КонсультантПлюс, 2025)В связи с признанием закупки несостоявшейся заказчиком... в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы... направлено обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком...
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Признание аукциона по Закону N 223-ФЗ несостоявшимся
(КонсультантПлюс, 2025)В рассматриваемом деле из Положения о закупке заказчика следует, что решение вопроса о заключении договора с единственным участником закупки, признанной несостоявшейся, относится к усмотрению заказчика: заказчик может как заключить договор, так и провести новые закупочные процедуры. Какие-либо условия, определяющие выбор заказчиком тех или иных действий, ни в Положении о закупке, ни в документации о закупке не приведены.
(КонсультантПлюс, 2025)В рассматриваемом деле из Положения о закупке заказчика следует, что решение вопроса о заключении договора с единственным участником закупки, признанной несостоявшейся, относится к усмотрению заказчика: заказчик может как заключить договор, так и провести новые закупочные процедуры. Какие-либо условия, определяющие выбор заказчиком тех или иных действий, ни в Положении о закупке, ни в документации о закупке не приведены.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: В каком порядке провести открытый электронный аукцион по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)4.2. Что делать, если электронный аукцион признан несостоявшимся
(КонсультантПлюс, 2025)4.2. Что делать, если электронный аукцион признан несостоявшимся
Готовое решение: Как провести открытый электронный конкурс по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)7.5. В каких случаях электронный конкурс по 44-ФЗ признается несостоявшимся и какие последствия наступят
(КонсультантПлюс, 2025)7.5. В каких случаях электронный конкурс по 44-ФЗ признается несостоявшимся и какие последствия наступят
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)Статья 52. Признание открытого конкурентного способа несостоявшимся. Последствия такого признания
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)Статья 52. Признание открытого конкурентного способа несостоявшимся. Последствия такого признания
Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 N 908
(ред. от 23.12.2024)
"Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе, на официальном сайте такой системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" положения о закупке, типового положения о закупке, информации о закупке"34. Протоколы, составленные в ходе закупки, должны содержать сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг, сроке исполнения контракта, причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся (в случае признания конкурентной закупки таковой), а также иную информацию, предусмотренную Федеральным законом и положением о закупке, размещенном в единой информационной системе. При этом в случае признания конкурентной закупки несостоявшейся в протоколах указывается информация о следующих причинах ее признания таковой:
(ред. от 23.12.2024)
"Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе, на официальном сайте такой системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" положения о закупке, типового положения о закупке, информации о закупке"34. Протоколы, составленные в ходе закупки, должны содержать сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг, сроке исполнения контракта, причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся (в случае признания конкурентной закупки таковой), а также иную информацию, предусмотренную Федеральным законом и положением о закупке, размещенном в единой информационной системе. При этом в случае признания конкурентной закупки несостоявшейся в протоколах указывается информация о следующих причинах ее признания таковой:
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 30"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2024)Таким образом, ответ на запрос разъяснений обязателен и всегда подлежит размещению в ЕИС. Есть случаи, когда заказчикам удается фактически избежать административного штрафа, но они носят исключительный характер и возможны только в судебном порядке при обжаловании постановления антимонопольного органа о наложении административного штрафа. Речь идет о применении категории "малозначительность" (ст. 2.9 КоАП РФ), которая имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Так, в одном из споров суды признали малозначительным отсутствие ответа на запрос разъяснений в связи с тремя обстоятельствами дела: закупка была признана несостоявшейся, в текущем году повторная закупка не проводилась, а на следующий год в аналогичной закупке победил тот участник, который прежде подавал запрос разъяснений, а затем обжаловал в антимонопольном органе отсутствие ответа на него <7>.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2024)Таким образом, ответ на запрос разъяснений обязателен и всегда подлежит размещению в ЕИС. Есть случаи, когда заказчикам удается фактически избежать административного штрафа, но они носят исключительный характер и возможны только в судебном порядке при обжаловании постановления антимонопольного органа о наложении административного штрафа. Речь идет о применении категории "малозначительность" (ст. 2.9 КоАП РФ), которая имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Так, в одном из споров суды признали малозначительным отсутствие ответа на запрос разъяснений в связи с тремя обстоятельствами дела: закупка была признана несостоявшейся, в текущем году повторная закупка не проводилась, а на следующий год в аналогичной закупке победил тот участник, который прежде подавал запрос разъяснений, а затем обжаловал в антимонопольном органе отсутствие ответа на него <7>.
Готовое решение: Как рассчитать НМЦК (начальную цену единицы товара) при закупке лекарственных препаратов по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)5. Как рассчитать НМЦК, если закупка не состоялась
(КонсультантПлюс, 2025)5. Как рассчитать НМЦК, если закупка не состоялась
Готовое решение: Как составить, утвердить и разместить план-график закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)закупка признана несостоявшейся;
(КонсультантПлюс, 2025)закупка признана несостоявшейся;
Готовое решение: Как составить, разместить и разъяснить извещение о закупке по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Через какое время можно разместить повторное извещение о закупке после признания данной закупки несостоявшейся
(КонсультантПлюс, 2025)Через какое время можно разместить повторное извещение о закупке после признания данной закупки несостоявшейся
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (май 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2. В случае признания закупки несостоявшейся ввиду соответствия условиям Документации заявки только одного участника, Заказчик обязан заключать договор с единственным участником, за исключением случая, если в положении о закупке установлена обязанность заказчика в таком случае провести закупку повторно.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2. В случае признания закупки несостоявшейся ввиду соответствия условиям Документации заявки только одного участника, Заказчик обязан заключать договор с единственным участником, за исключением случая, если в положении о закупке установлена обязанность заказчика в таком случае провести закупку повторно.
Готовое решение: Как рассчитать и обосновать цену контракта с единственным поставщиком
(КонсультантПлюс, 2025)Не нужно обосновывать цену контракта, который вы заключаете с единственным поставщиком из-за несостоявшейся конкурентной закупки. Такой контракт заключите по цене, не превышающей НМЦК, а также цену контракта, предложенную участником (если по Закону N 44-ФЗ его заявка содержит предложение о цене и (или) предусмотрена подача им такого предложения), либо по цене за единицу товара (работы, услуги) и МЗЦК - при закупке с неопределенным объемом.
(КонсультантПлюс, 2025)Не нужно обосновывать цену контракта, который вы заключаете с единственным поставщиком из-за несостоявшейся конкурентной закупки. Такой контракт заключите по цене, не превышающей НМЦК, а также цену контракта, предложенную участником (если по Закону N 44-ФЗ его заявка содержит предложение о цене и (или) предусмотрена подача им такого предложения), либо по цене за единицу товара (работы, услуги) и МЗЦК - при закупке с неопределенным объемом.
Готовое решение: Как заключить договор по результатам закупки по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В таком случае, в зависимости от того, что предусмотрено вашим положением о закупке, вы можете, например, заключить договор с участником, сделавшим второе предложение, либо признать закупку несостоявшейся и выбрать победителя заново.
(КонсультантПлюс, 2025)В таком случае, в зависимости от того, что предусмотрено вашим положением о закупке, вы можете, например, заключить договор с участником, сделавшим второе предложение, либо признать закупку несостоявшейся и выбрать победителя заново.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (ноябрь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1. Субъективный подход заказчика при решении вопроса о заключении договора по результатам признания закупки несостоявшейся противоречит принципам Закона о закупках.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1. Субъективный подход заказчика при решении вопроса о заключении договора по результатам признания закупки несостоявшейся противоречит принципам Закона о закупках.