Несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану
Подборка наиболее важных документов по запросу Несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 31 "Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки" Градостроительного кодекса РФУстановленная территориальная зона "рекреация", в которой находится жилой дом административного истца, не соответствует генеральным планам, потому что эта же территория обозначена на генеральных планах как "зона размещения усадебной жилой застройки". Такое установление муниципальным законодателем территориальной зоны "рекреация" (кодовое обозначение - Р) в Правилах землепользования и застройки, не соответствующее генеральным планам, по мнению суда, следует признать недействующим, удовлетворив в связи с этим требования административного истца."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 23 "Содержание генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа" Градостроительного кодекса РФ"Частью 3 статьи 9, частями 9, 10 статьи 31, пунктом 1 части 2 статьи 33, пунктом 2 части 1 статьи 34, частью 15 статьи 35 ГрК РФ установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Разрешения на строительство, которые запрещают
(Митрахович А.)
("Жилищное право", 2022, N 1)В данном случае произошла конкуренция между правилами землепользования и генеральным планом застройки муниципального округа. Генеральный план является основополагающим документом территориального планирования, определяющим стратегию градостроительного развития территорий, и содержит долгосрочные ориентиры их развития. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования. В частности, разрешив предпринимателю отклонение от застройки, комиссия не учла положения генерального плана застройки города, согласно которому на спорном земельном участке разрешено возводить административные и офисные здания с количеством надземных этажей не более двух и максимальной застройкой - 50%.
(Митрахович А.)
("Жилищное право", 2022, N 1)В данном случае произошла конкуренция между правилами землепользования и генеральным планом застройки муниципального округа. Генеральный план является основополагающим документом территориального планирования, определяющим стратегию градостроительного развития территорий, и содержит долгосрочные ориентиры их развития. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования. В частности, разрешив предпринимателю отклонение от застройки, комиссия не учла положения генерального плана застройки города, согласно которому на спорном земельном участке разрешено возводить административные и офисные здания с количеством надземных этажей не более двух и максимальной застройкой - 50%.
Статья: Соотношение правил землепользования и застройки и генеральных планов поселений (городских округов): теория и практика
(Сидоркин А.А.)
("Экологическое право", 2018, N 2)Главным следствием из приведенной позиции Верховного Суда Российской Федерации является вывод о возможности оспаривания в судебном порядке ПЗЗ по мотиву их несоответствия генеральному плану в части параметров застройки (в том числе параметров этажности). Оспаривание ПЗЗ в этом случае осуществляется в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации <7> (гл. 21) (далее - КАС РФ).
(Сидоркин А.А.)
("Экологическое право", 2018, N 2)Главным следствием из приведенной позиции Верховного Суда Российской Федерации является вывод о возможности оспаривания в судебном порядке ПЗЗ по мотиву их несоответствия генеральному плану в части параметров застройки (в том числе параметров этажности). Оспаривание ПЗЗ в этом случае осуществляется в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации <7> (гл. 21) (далее - КАС РФ).
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)2. Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются:
(ред. от 31.07.2025)2. Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются:
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)Частью 3 ст. 9, чч. 9, 10 ст. 31, п. 1 ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 34, ч. 15 ст. 35 ГрК РФ установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)Частью 3 ст. 9, чч. 9, 10 ст. 31, п. 1 ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 34, ч. 15 ст. 35 ГрК РФ установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом как уже существующих функциональных зон, так и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом муниципального округа, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ). При этом приоритет должны иметь генеральные планы. В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017) было отмечено, что "частью 3 ст. 9, ч. 9, 10 ст. 31, п. 1 ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 34, ч. 15 ст. 35 ГрК РФ установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом как уже существующих функциональных зон, так и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом муниципального округа, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ). При этом приоритет должны иметь генеральные планы. В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017) было отмечено, что "частью 3 ст. 9, ч. 9, 10 ст. 31, п. 1 ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 34, ч. 15 ст. 35 ГрК РФ установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
Готовое решение: Как внести изменения в правила землепользования и застройки
(КонсультантПлюс, 2025)несоответствие ПЗЗ генплану поселения (муниципального округа, городского округа), схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения изменений в такие генеральные планы или схему;
(КонсультантПлюс, 2025)несоответствие ПЗЗ генплану поселения (муниципального округа, городского округа), схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения изменений в такие генеральные планы или схему;