Несоблюдение типовой формы контракта
Подборка наиболее важных документов по запросу Несоблюдение типовой формы контракта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Основания для отказа в принятии независимой (банковской) гарантии по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...По мнению заказчика и антимонопольного органа, представленная обществом независимая гарантия не соответствует требованиям... Закона N 44-ФЗ и условиям контракта, поскольку обществом не соблюдены дополнительные требования, касающиеся указания в гарантии номера телефона и адреса электронной почты бенефициара.
(КонсультантПлюс, 2025)...По мнению заказчика и антимонопольного органа, представленная обществом независимая гарантия не соответствует требованиям... Закона N 44-ФЗ и условиям контракта, поскольку обществом не соблюдены дополнительные требования, касающиеся указания в гарантии номера телефона и адреса электронной почты бенефициара.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (май 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что действия Банка, выдавшего независимые гарантии, не соответствующие Типовой форме, нарушают часть 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что действия Банка, выдавшего независимые гарантии, не соответствующие Типовой форме, нарушают часть 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (февраль 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)...Таким образом, действия Банка, выдавшего независимую гарантию, не соответствующую Типовой форме, нарушают часть 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)...Таким образом, действия Банка, выдавшего независимую гарантию, не соответствующую Типовой форме, нарушают часть 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Нормативные акты
<Письмо> ФАС России от 26.03.2024 N 28/25182/24
"О рассмотрении обращения"ФАС России сообщает, что по результатам проведения контрольных мероприятий на основании жалоб и обращений участников закупок в действиях банков ФАС России устанавливались нарушения части 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе, выразившиеся в том числе в выдаче независимых гарантий, несоответствующих Типовым формам, Дополнительным требованиям и положениям Закона о контрактной системе.
"О рассмотрении обращения"ФАС России сообщает, что по результатам проведения контрольных мероприятий на основании жалоб и обращений участников закупок в действиях банков ФАС России устанавливались нарушения части 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе, выразившиеся в том числе в выдаче независимых гарантий, несоответствующих Типовым формам, Дополнительным требованиям и положениям Закона о контрактной системе.
Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 25.05.2022 N АКПИ22-170
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 7, подпункта "б" пункта 8, сноски <7> примерной формы договора о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 25.05.2017 N 632>По мнению административного истца, основанием для рассмотрения дела и расторжения судостроительного контракта в арбитражных судах послужила сноска <7> Примерной формы договора о замене судостроительной верфи.
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 7, подпункта "б" пункта 8, сноски <7> примерной формы договора о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 25.05.2017 N 632>По мнению административного истца, основанием для рассмотрения дела и расторжения судостроительного контракта в арбитражных судах послужила сноска <7> Примерной формы договора о замене судостроительной верфи.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Обязанности сторон сотрудничать и согласовывать свою деятельность с другими участниками строительного процесса также содержатся в таких стандартных проформах, как ICE (п. 31(1)), AGC, AIA (п. 11.3.2), DBIA (п. 2.7.5, п. 3), ENAA (п. 22.4), JCT <1>. Расходы, вызванные нарушением обязанности по сотрудничеству, несет сторона, на которую возложена эта обязанность. Во избежание повторения уже сказанного отметим, что правовое регулирование обязанностей по сотрудничеству в этих типовых формах контрактов почти полностью повторяет положения Серебряной книги FIDIC.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Обязанности сторон сотрудничать и согласовывать свою деятельность с другими участниками строительного процесса также содержатся в таких стандартных проформах, как ICE (п. 31(1)), AGC, AIA (п. 11.3.2), DBIA (п. 2.7.5, п. 3), ENAA (п. 22.4), JCT <1>. Расходы, вызванные нарушением обязанности по сотрудничеству, несет сторона, на которую возложена эта обязанность. Во избежание повторения уже сказанного отметим, что правовое регулирование обязанностей по сотрудничеству в этих типовых формах контрактов почти полностью повторяет положения Серебряной книги FIDIC.
Готовое решение: Как поставщику (подрядчику, исполнителю) исполнить государственный (муниципальный) контракт по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)из средств независимой гарантии (п. 1 Типовой формы независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005), Письмо Минфина России от 06.10.2023 N 24-06-07/95353);
(КонсультантПлюс, 2025)из средств независимой гарантии (п. 1 Типовой формы независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005), Письмо Минфина России от 06.10.2023 N 24-06-07/95353);
Готовое решение: Как получить выплату по независимой гарантии, выданной в рамках Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! Из средств независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, можно удержать неустойку, начисленную за нарушение обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Ее типовая форма это прямо предусматривает (Письмо Минфина России от 06.10.2023 N 24-06-07/95353).
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! Из средств независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, можно удержать неустойку, начисленную за нарушение обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Ее типовая форма это прямо предусматривает (Письмо Минфина России от 06.10.2023 N 24-06-07/95353).
Статья: Отражаем в учете участие в тендере по госзакупкам
(Гусев К.В.)
("Главная книга", 2024, N 8)Если заказчик удержит обеспечение в счет уплаты неустойки (штрафа, пени) за нарушение вами обязательств по контракту, спишите удержанную сумму в прочие расходы, связанные с производством и реализацией <23>.
(Гусев К.В.)
("Главная книга", 2024, N 8)Если заказчик удержит обеспечение в счет уплаты неустойки (штрафа, пени) за нарушение вами обязательств по контракту, спишите удержанную сумму в прочие расходы, связанные с производством и реализацией <23>.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (февраль 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Таким образом, Комиссией установлено, что представленная Независимая гарантия не соответствует Типовой форме и требованиям Извещения, в связи с чем вышеуказанные действия Банка нарушают часть 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Таким образом, Комиссией установлено, что представленная Независимая гарантия не соответствует Типовой форме и требованиям Извещения, в связи с чем вышеуказанные действия Банка нарушают часть 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Статья: Методичка Минфина по оценке действий объекта контроля в целях выявления нарушений
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 3)- заключение и исполнение государственных (муниципальных) контрактов с нарушением правовых актов и (или) условий указанных контрактов.
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 3)- заключение и исполнение государственных (муниципальных) контрактов с нарушением правовых актов и (или) условий указанных контрактов.
Статья: Обзор некоторых актуальных правовых позиций Верховного Суда РФ по делам, связанным с применением Закона N 44-ФЗ
(Кравцов А.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 6)Банк является не только профессиональным участником рынка финансовых услуг, но и субъектом правоотношений, возникающих при заключении государственных контрактов, на которого также возложена обязанность по соблюдению как Закона N 44-ФЗ, так и ПП РФ N 1005, в т.ч. в части оформления НГ в соответствии с утвержденной типовой формой.
(Кравцов А.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 6)Банк является не только профессиональным участником рынка финансовых услуг, но и субъектом правоотношений, возникающих при заключении государственных контрактов, на которого также возложена обязанность по соблюдению как Закона N 44-ФЗ, так и ПП РФ N 1005, в т.ч. в части оформления НГ в соответствии с утвержденной типовой формой.
Готовое решение: Какие последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения государственного или муниципального контракта по 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчик может удержать неустойку из суммы, подлежащей оплате поставщику (подрядчику, исполнителю). Такое условие можно предусмотреть в контракте (п. 2 ч. 14 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Учтите, что при установлении в контракте указанного условия заказчик обязан применить соответствующие меры ответственности, если поставщик нарушил условия контракта (Письмо Минфина России от 11.03.2024 N 24-06-06/21161).
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчик может удержать неустойку из суммы, подлежащей оплате поставщику (подрядчику, исполнителю). Такое условие можно предусмотреть в контракте (п. 2 ч. 14 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Учтите, что при установлении в контракте указанного условия заказчик обязан применить соответствующие меры ответственности, если поставщик нарушил условия контракта (Письмо Минфина России от 11.03.2024 N 24-06-06/21161).
Статья: Войска национальной гвардии Российской Федерации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- Приказ Росгвардии от 10.04.2018 N 123 "Об утверждении Порядка реализации должностными лицами войск национальной гвардии Российской Федерации отдельных полномочий, предусмотренных частью 2 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", Перечня таких лиц, типовых форм предписания об устранении нарушений установленных требований и акта проверки, а также о признании утратившим силу приказа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 10 мая 2017 г. N 134";
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- Приказ Росгвардии от 10.04.2018 N 123 "Об утверждении Порядка реализации должностными лицами войск национальной гвардии Российской Федерации отдельных полномочий, предусмотренных частью 2 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", Перечня таких лиц, типовых форм предписания об устранении нарушений установленных требований и акта проверки, а также о признании утратившим силу приказа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 10 мая 2017 г. N 134";
Готовое решение: Каков порядок возврата обеспечения контракта (его части), гарантийных обязательств по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Можно не возвращать (удержать) денежные средства из обеспечения исполнения контракта или получить выплату по независимой гарантии, если поставщик (подрядчик, исполнитель) нарушил свои обязательства, включая обязательства по уплате неустоек (п. 1 ст. 368, п. 1 ст. 381.1 ГК РФ, п. 29 Обзора судебной практики (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), п. п. 1, 3 Типовой формы независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, Письмо Минфина России от 06.10.2023 N 24-06-07/95353).
(КонсультантПлюс, 2025)Можно не возвращать (удержать) денежные средства из обеспечения исполнения контракта или получить выплату по независимой гарантии, если поставщик (подрядчик, исполнитель) нарушил свои обязательства, включая обязательства по уплате неустоек (п. 1 ст. 368, п. 1 ст. 381.1 ГК РФ, п. 29 Обзора судебной практики (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), п. п. 1, 3 Типовой формы независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, Письмо Минфина России от 06.10.2023 N 24-06-07/95353).