Несанкционированная свалка ответственность
Подборка наиболее важных документов по запросу Несанкционированная свалка ответственность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 13 "Требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований" Федерального закона "Об отходах производства и потребления""Ответственность за несанкционированные свалки возлагается на лиц, на чьей территории находятся отходы."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 22 "Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления" Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"Следовательно, обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на лесных участках, находящихся в аренде, возлагается на арендатора, ответственного за содержание имущества, вне зависимости от наличия либо отсутствия его вины в размещении отходов."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О проблеме исполнения актов Конституционного Суда РФ по вопросу ликвидации органами публичной власти мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов
(Давыдов А.А.)
("Местное право", 2025, N 4)- Российская Федерация не несет ответственности за несанкционированные свалки;
(Давыдов А.А.)
("Местное право", 2025, N 4)- Российская Федерация не несет ответственности за несанкционированные свалки;
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2. Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, требований к обращению побочных продуктов животноводства при использовании побочных продуктов животноводства -
(ред. от 04.11.2025)2. Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, требований к обращению побочных продуктов животноводства при использовании побочных продуктов животноводства -
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)48. При выявлении несанкционированного размещения (складирования) на находящемся в муниципальной собственности земельном участке ТКО, собственник которых не установлен, лицо, в обязанности которого входит проведение мероприятий по защите земель данного участка, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления, подлежит привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)48. При выявлении несанкционированного размещения (складирования) на находящемся в муниципальной собственности земельном участке ТКО, собственник которых не установлен, лицо, в обязанности которого входит проведение мероприятий по защите земель данного участка, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления, подлежит привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Статья: Развитие правового учения профессора В.В. Петрова в современной доктрине правового регулирования обращения с отходами
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Основываясь на доктринальном учении профессора В.В. Петрова, автор обосновывает позицию о применении равной ответственности субъектов публичной власти различных уровней в части финансирования мероприятий по ликвидации свалок. Исключение составляют случаи доказанности виновного причинения вреда окружающей среде, выразившегося в несоблюдении правил обращения с отходами в деятельности субъектов правоотношений. Если образование несанкционированной свалки вызвано виновными действиями органов местного самоуправления, ответственность за причинение вреда возлагается в полном объеме на названных субъектов. Применение правил возмещения вреда, причиненного окружающей среде, в сфере отношений, связанных с ликвидацией несанкционированных свалок, позволяет обосновать разграничение ответственности различных субъектов, деятельность которых повлекла образование свалки либо создала реальную возможность причинения названного вреда.
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Основываясь на доктринальном учении профессора В.В. Петрова, автор обосновывает позицию о применении равной ответственности субъектов публичной власти различных уровней в части финансирования мероприятий по ликвидации свалок. Исключение составляют случаи доказанности виновного причинения вреда окружающей среде, выразившегося в несоблюдении правил обращения с отходами в деятельности субъектов правоотношений. Если образование несанкционированной свалки вызвано виновными действиями органов местного самоуправления, ответственность за причинение вреда возлагается в полном объеме на названных субъектов. Применение правил возмещения вреда, причиненного окружающей среде, в сфере отношений, связанных с ликвидацией несанкционированных свалок, позволяет обосновать разграничение ответственности различных субъектов, деятельность которых повлекла образование свалки либо создала реальную возможность причинения названного вреда.
Статья: Политико-правовые аспекты реализации экологических требований органами местного самоуправления
(Галиновская Е.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 2)Так, Конституционный Суд в очередной раз подчеркнул, что вопросы обеспечения охраны окружающей среды, включая вопросы ликвидации несанкционированных свалок, являются сферой совместной ответственности всех уровней публичной власти. В реализации экологической функции государства участвуют и органы местного самоуправления, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения по месту жительства согласуется с главной целью местного самоуправления, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.
(Галиновская Е.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 2)Так, Конституционный Суд в очередной раз подчеркнул, что вопросы обеспечения охраны окружающей среды, включая вопросы ликвидации несанкционированных свалок, являются сферой совместной ответственности всех уровней публичной власти. В реализации экологической функции государства участвуют и органы местного самоуправления, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения по месту жительства согласуется с главной целью местного самоуправления, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Такая ситуация возникает тогда, когда нарушение земель происходит в результате хозяйственной деятельности лиц, которые никогда не являлись правообладателями соответствующего земельного участка, а у правообладателей, органов государственной власти и местного самоуправления отсутствует какая-либо информация о таких лицах. Речь идет о лицах, которые не обладали законными правами на земельный участок, но осуществляли хозяйственную деятельность на нем без каких-либо разрешений (незаконная добыча полезных ископаемых, несанкционированная свалка и пр.). В этом случае бремя ответственности за выполнение мероприятий по рекультивации несет собственник земельного участка, арендатор, землепользователь, землевладелец, а в некоторых случаях - органы государственной власти и местного самоуправления.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Такая ситуация возникает тогда, когда нарушение земель происходит в результате хозяйственной деятельности лиц, которые никогда не являлись правообладателями соответствующего земельного участка, а у правообладателей, органов государственной власти и местного самоуправления отсутствует какая-либо информация о таких лицах. Речь идет о лицах, которые не обладали законными правами на земельный участок, но осуществляли хозяйственную деятельность на нем без каких-либо разрешений (незаконная добыча полезных ископаемых, несанкционированная свалка и пр.). В этом случае бремя ответственности за выполнение мероприятий по рекультивации несет собственник земельного участка, арендатор, землепользователь, землевладелец, а в некоторых случаях - органы государственной власти и местного самоуправления.