Несанкционированная свалка
Подборка наиболее важных документов по запросу Несанкционированная свалка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Городское поселение
(КонсультантПлюс, 2025)...направлено обращение... природоохранному прокурору... о принятии мер прокурорского реагирования в связи с неисполнением АМО ГП... обязанности по уборке несанкционированной свалки бытовых отходов на земельном участке, расположенном на землях населенного пункта...
(КонсультантПлюс, 2025)...направлено обращение... природоохранному прокурору... о принятии мер прокурорского реагирования в связи с неисполнением АМО ГП... обязанности по уборке несанкционированной свалки бытовых отходов на земельном участке, расположенном на землях населенного пункта...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Кто несет обязанность по созданию и содержанию контейнерных площадок (мест накопления ТКО)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)2. Ликвидация несанкционированных свалок ТКО
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)2. Ликвидация несанкционированных свалок ТКО
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)46) несанкционированная свалка - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)46) несанкционированная свалка - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Готовое решение: Кто является собственником отходов
(КонсультантПлюс, 2025)Зачастую вопрос о собственнике отходов возникает в связи с несанкционированными свалками.
(КонсультантПлюс, 2025)Зачастую вопрос о собственнике отходов возникает в связи с несанкционированными свалками.
Статья: Применение конституционно-правовых принципов местного самоуправления при рассмотрении судебных споров
(Пенизев М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)В контексте применения конституционно-правовых принципов местного самоуправления в судебной практике следует уделить внимание одному из наиболее ярких проявлений реализации нового конституционного принципа единства публичной власти, который нашел свое применение в споре о ликвидации несанкционированных свалок на землях государственной собственности и землях, государственная собственность на которые не разграничена. В указанных спорах суды традиционно исходили из презумпции вины органов местного самоуправления в образовании свалок и, соответственно, возложения на них обязанности по самостоятельной ликвидации таких свалок.
(Пенизев М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)В контексте применения конституционно-правовых принципов местного самоуправления в судебной практике следует уделить внимание одному из наиболее ярких проявлений реализации нового конституционного принципа единства публичной власти, который нашел свое применение в споре о ликвидации несанкционированных свалок на землях государственной собственности и землях, государственная собственность на которые не разграничена. В указанных спорах суды традиционно исходили из презумпции вины органов местного самоуправления в образовании свалок и, соответственно, возложения на них обязанности по самостоятельной ликвидации таких свалок.
Статья: Принцип международного экологического права "загрязнитель платит": содержание и проблемы реализации
(Рыженков А.Я.)
("Современное право", 2025, N 5)В целом принцип "загрязнитель платит" доказал свою полезность в снижении локального загрязнения и обеспечении справедливого возмещения вреда. Он внедрен в законодательство многих стран и регионов, что привело к конкретным улучшениям (сокращение выбросов, ликвидация несанкционированных свалок отходов за счет виновников и т.д.). Таким образом, общая тенденция заключается в усилении роли принципа, особенно по мере роста экологической культуры и развития международного сотрудничества. Вместе с тем следует признать наличие ряда пробелов в существующей нормативной базе (международной и национальных) в части механизма его реализации.
(Рыженков А.Я.)
("Современное право", 2025, N 5)В целом принцип "загрязнитель платит" доказал свою полезность в снижении локального загрязнения и обеспечении справедливого возмещения вреда. Он внедрен в законодательство многих стран и регионов, что привело к конкретным улучшениям (сокращение выбросов, ликвидация несанкционированных свалок отходов за счет виновников и т.д.). Таким образом, общая тенденция заключается в усилении роли принципа, особенно по мере роста экологической культуры и развития международного сотрудничества. Вместе с тем следует признать наличие ряда пробелов в существующей нормативной базе (международной и национальных) в части механизма его реализации.
Статья: О проблемах, возникающих в ходе исполнения органами местного самоуправления полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, и путях их решения
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 1)Так называемая "мусорная реформа", стартовавшая 1 января 2019 года, целью которой было изменение в правовом регулировании порядка обращения с отходами, направленное на перераспределение ответственности публично-правовых образований в данной сфере с учетом масштаба нуждающихся в решении задач и наличия организационных и финансовых источников для их решения, тем не менее не устранила дисбаланса в этой области правового регулирования и в практике его применения. При этом наибольшие сложности в судебной и правоприменительной практике вызывают вопросы, связанные с разграничением полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений, входящих в их состав, а также между органами местного самоуправления и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами. Особняком стоит проблема ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (несанкционированных свалок ТКО). В статье представлены конкретные предложения по решению вышеуказанных проблем и совершенствованию действующего законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 1)Так называемая "мусорная реформа", стартовавшая 1 января 2019 года, целью которой было изменение в правовом регулировании порядка обращения с отходами, направленное на перераспределение ответственности публично-правовых образований в данной сфере с учетом масштаба нуждающихся в решении задач и наличия организационных и финансовых источников для их решения, тем не менее не устранила дисбаланса в этой области правового регулирования и в практике его применения. При этом наибольшие сложности в судебной и правоприменительной практике вызывают вопросы, связанные с разграничением полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений, входящих в их состав, а также между органами местного самоуправления и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами. Особняком стоит проблема ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (несанкционированных свалок ТКО). В статье представлены конкретные предложения по решению вышеуказанных проблем и совершенствованию действующего законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В случае если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий (ч. 3). Например, административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, административное исковое заявление об оспаривании акта органа государственного (муниципального) контроля (надзора) - по месту устранения соответствующих нарушений законодательства, административное исковое заявление об оспаривании бездействия в части непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения, по ликвидации несанкционированной свалки, по очистке от сорной растительности - по месту совершения необходимых действий (абз. 4 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21).
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В случае если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий (ч. 3). Например, административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, административное исковое заявление об оспаривании акта органа государственного (муниципального) контроля (надзора) - по месту устранения соответствующих нарушений законодательства, административное исковое заявление об оспаривании бездействия в части непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения, по ликвидации несанкционированной свалки, по очистке от сорной растительности - по месту совершения необходимых действий (абз. 4 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21).
Статья: О проблеме исполнения актов Конституционного Суда РФ по вопросу ликвидации органами публичной власти мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов
(Давыдов А.А.)
("Местное право", 2025, N 4)Одной из наиболее значимых проблем обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований является организация деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления, включая решение проблемы так называемых несанкционированных свалок. Необходимой предпосылкой для решения проблемы является определение ответственных лиц, что предполагает использование положений гражданского и специального законодательства. Однако при невозможности установления таких лиц в соответствии со сложившейся правоприменительной практикой ответственность за ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов на землях федеральной и неразграниченной собственности возлагается на органы местного самоуправления, не обладающие необходимыми для этого материальными и финансовыми ресурсами. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 мая 2023 г. N 27-П определило базовые принципы создания механизма распределения соответствующих расходов между Российской Федерацией, регионами и органами местного самоуправления. Однако ряд практических вопросов не получил разрешения в принятом Постановлении, подготовленный с целью реализации предписаний Конституционного Суда законопроект не позволяет достичь цели создания справедливого механизма участия органов публичной власти всех уровней в ликвидации несанкционированных свалок.
(Давыдов А.А.)
("Местное право", 2025, N 4)Одной из наиболее значимых проблем обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований является организация деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления, включая решение проблемы так называемых несанкционированных свалок. Необходимой предпосылкой для решения проблемы является определение ответственных лиц, что предполагает использование положений гражданского и специального законодательства. Однако при невозможности установления таких лиц в соответствии со сложившейся правоприменительной практикой ответственность за ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов на землях федеральной и неразграниченной собственности возлагается на органы местного самоуправления, не обладающие необходимыми для этого материальными и финансовыми ресурсами. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 мая 2023 г. N 27-П определило базовые принципы создания механизма распределения соответствующих расходов между Российской Федерацией, регионами и органами местного самоуправления. Однако ряд практических вопросов не получил разрешения в принятом Постановлении, подготовленный с целью реализации предписаний Конституционного Суда законопроект не позволяет достичь цели создания справедливого механизма участия органов публичной власти всех уровней в ликвидации несанкционированных свалок.
Статья: Принцип ответственности публичной администрации в условиях цифровизации
(Васильева А.Ф.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 4)Проблему распределения расходов при реализации функций в кооперации иллюстрирует проблема распределения убытков, возникших в результате ликвидации несанкционированных свалок между разными уровнями публичной власти и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (юридическим лицом, получившим статус регионального оператора на основании конкурсного отбора). В основе данной проблемы лежит множественность субъектов, реализующих данную функцию, в совокупности с отсутствием ясного правового регулирования компетенции органов публичной власти <87>.
(Васильева А.Ф.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 4)Проблему распределения расходов при реализации функций в кооперации иллюстрирует проблема распределения убытков, возникших в результате ликвидации несанкционированных свалок между разными уровнями публичной власти и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (юридическим лицом, получившим статус регионального оператора на основании конкурсного отбора). В основе данной проблемы лежит множественность субъектов, реализующих данную функцию, в совокупности с отсутствием ясного правового регулирования компетенции органов публичной власти <87>.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Объектами муниципального лесного контроля являются: 1) земельные участки, отнесенные федеральным и региональным законодательством к лесным участкам; 2) деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, использующих лесные участки. К такой деятельности относится, например, целевое использование лесных участков, своевременное освоение лесных участков, недопущение незаконной порубки, недопущение несанкционированных свалок и захламления лесных земель, выполнение мероприятий, направленных на предотвращение порчи лесов, и др.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Объектами муниципального лесного контроля являются: 1) земельные участки, отнесенные федеральным и региональным законодательством к лесным участкам; 2) деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, использующих лесные участки. К такой деятельности относится, например, целевое использование лесных участков, своевременное освоение лесных участков, недопущение незаконной порубки, недопущение несанкционированных свалок и захламления лесных земель, выполнение мероприятий, направленных на предотвращение порчи лесов, и др.