Нерепатриация валюты
Подборка наиболее важных документов по запросу Нерепатриация валюты (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Могут ли в случае прощения долга иностранному лицу быть применены меры административной ответственности по п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ к российскому заимодавцу за нерепатриацию валютного займа?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: В 2017 г. российская организация предоставила валютный заем иностранной организации (резиденту Виргинских островов). Срок возврата - до 31.12.2025, проценты - 10% годовых. В настоящее время сторонами обсуждается вопрос, что российская организация - заимодавец оформит соглашение о прощении долга, освободив иностранного заемщика от возврата долга. Могут ли в случае прощения долга иностранному лицу быть применены меры административной ответственности по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ к российскому заимодавцу за нерепатриацию валютного займа?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: В 2017 г. российская организация предоставила валютный заем иностранной организации (резиденту Виргинских островов). Срок возврата - до 31.12.2025, проценты - 10% годовых. В настоящее время сторонами обсуждается вопрос, что российская организация - заимодавец оформит соглашение о прощении долга, освободив иностранного заемщика от возврата долга. Могут ли в случае прощения долга иностранному лицу быть применены меры административной ответственности по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ к российскому заимодавцу за нерепатриацию валютного займа?
Статья: Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами Российской Федерации: анализ судебной практики
(Агапова А.В., Панасовская В.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 2)Также из таблицы 1 видно, что в 2020 году по сравнению с 2019 годом произошло резкое сокращение дел об АП, возбужденных таможенными органами по итогам проведения валютного контроля (по ст. 15.25 КоАП РФ). Это было связано с тем, что из-за карантинных ограничений и усложнения перемещения товаров во внешнеторговом обороте Правительство РФ приняло решение о смягчении мер ответственности за нерепатриацию иностранной валюты. В частности, был ратифицирован Федеральный закон от 20.07.2020 N 218-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", который дает участникам ВЭД право на продление репатриации денежных средств по внешнеторговым контрактам на срок до 45 дней с момента исполнения обязанности по нему.
(Агапова А.В., Панасовская В.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 2)Также из таблицы 1 видно, что в 2020 году по сравнению с 2019 годом произошло резкое сокращение дел об АП, возбужденных таможенными органами по итогам проведения валютного контроля (по ст. 15.25 КоАП РФ). Это было связано с тем, что из-за карантинных ограничений и усложнения перемещения товаров во внешнеторговом обороте Правительство РФ приняло решение о смягчении мер ответственности за нерепатриацию иностранной валюты. В частности, был ратифицирован Федеральный закон от 20.07.2020 N 218-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", который дает участникам ВЭД право на продление репатриации денежных средств по внешнеторговым контрактам на срок до 45 дней с момента исполнения обязанности по нему.
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2020 N 2662-р
(ред. от 21.02.2024)
<Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности "Трансформация делового климата" "Экспорт товаров и услуг" и внесении изменений в Распоряжение Правительства РФ от 17.01.2019 N 20-р>понижен размер санкций (наряду с предупреждением) для участников внешнеэкономической деятельности за нерепатриацию ими денежных средств на счета в уполномоченных банках по экспортным договорам, сумма обязательств по которым определена в валюте Российской Федерации и условиями которых предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации в размере от 3 до 5 процентов суммы денежных средств, не полученных на банковские счета в уполномоченных банках в установленной срок, за исключением участников внешнеэкономической деятельности, экспортирующих товары лесной отрасли (коды единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза 4401 - 4403 99 000 9 и 4407), для которых сохраняются санкции в размере от 3 до 10 процентов
(ред. от 21.02.2024)
<Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности "Трансформация делового климата" "Экспорт товаров и услуг" и внесении изменений в Распоряжение Правительства РФ от 17.01.2019 N 20-р>понижен размер санкций (наряду с предупреждением) для участников внешнеэкономической деятельности за нерепатриацию ими денежных средств на счета в уполномоченных банках по экспортным договорам, сумма обязательств по которым определена в валюте Российской Федерации и условиями которых предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации в размере от 3 до 5 процентов суммы денежных средств, не полученных на банковские счета в уполномоченных банках в установленной срок, за исключением участников внешнеэкономической деятельности, экспортирующих товары лесной отрасли (коды единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза 4401 - 4403 99 000 9 и 4407), для которых сохраняются санкции в размере от 3 до 10 процентов
<Письмо> ФНС России от 01.09.2021 N БВ-4-7/12350@
"О направлении разъяснений"1) по части 4 статьи 15.25 КоАП РФ за нерепатриацию резидентами на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты, причитающейся в соответствии с условиями внешнеторговых экспортных договоров, в отношении которых требование о репатриации иностранной валюты было отменено;
"О направлении разъяснений"1) по части 4 статьи 15.25 КоАП РФ за нерепатриацию резидентами на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты, причитающейся в соответствии с условиями внешнеторговых экспортных договоров, в отношении которых требование о репатриации иностранной валюты было отменено;
"Уголовно-правовая охрана финансово-бюджетной сферы: научно-практическое пособие"
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Соответственно, предметом валютных преступлений, связанных с нерепатриацией денежных средств, с точки зрения качественной характеристики являются валюта и валютные ценности в виде иностранной валюты. Для признания деяния преступным требуется его совершение в крупном размере, т.е. если сумма незачисленных или невозвращенных денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации по однократно либо по неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям превышает 100 млн руб., либо в особо крупном размере - 150 млн руб.
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Соответственно, предметом валютных преступлений, связанных с нерепатриацией денежных средств, с точки зрения качественной характеристики являются валюта и валютные ценности в виде иностранной валюты. Для признания деяния преступным требуется его совершение в крупном размере, т.е. если сумма незачисленных или невозвращенных денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации по однократно либо по неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям превышает 100 млн руб., либо в особо крупном размере - 150 млн руб.
Статья: Новый пакет антикризисных мер - 2022
(Цветаева В.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 7)- за незаконные валютные операции с действующих 75 - 100% от их суммы до 20 - 40%;
(Цветаева В.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 7)- за незаконные валютные операции с действующих 75 - 100% от их суммы до 20 - 40%;
Статья: Комментарий к Федеральному закону от 19.12.2022 N 518-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 1)Федеральный закон от 19.12.2022 N 518-ФЗ освобождает до 31 декабря 2023 года организации и физлиц от административной ответственности за нарушения валютного законодательства из-за введенных санкций. Закон освободил от штрафов нерепатриацию средств от 100 млн руб. Это касается невозврата неотоваренных авансов, нерепатриации выручки, неполучения денег по займам. До сих пор штрафы отменялись только при невыполнении требований репатриации на суммы до 100 млн руб. - так было установлено нормами статьи 15.25 КоАП.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 1)Федеральный закон от 19.12.2022 N 518-ФЗ освобождает до 31 декабря 2023 года организации и физлиц от административной ответственности за нарушения валютного законодательства из-за введенных санкций. Закон освободил от штрафов нерепатриацию средств от 100 млн руб. Это касается невозврата неотоваренных авансов, нерепатриации выручки, неполучения денег по займам. До сих пор штрафы отменялись только при невыполнении требований репатриации на суммы до 100 млн руб. - так было установлено нормами статьи 15.25 КоАП.
Статья: Миграция капитала как новый вызов и угрозообразующий фактор финансовой безопасности России
(Мельникова Д.А.)
("Миграционное право", 2023, N 4)Отток капитала может осуществляться как с соблюдением национального и международного законодательства (например, приобретение иностранных активов), так и с грубым нарушением положений законодательства, направленного на регулирование операций внутри государства и на внешнеэкономической арене (нерепатриация валютной выручки по внешнеторговым операциям; сокрытие бенефициарного собственника с целью уклонения от налогообложения и т.д.).
(Мельникова Д.А.)
("Миграционное право", 2023, N 4)Отток капитала может осуществляться как с соблюдением национального и международного законодательства (например, приобретение иностранных активов), так и с грубым нарушением положений законодательства, направленного на регулирование операций внутри государства и на внешнеэкономической арене (нерепатриация валютной выручки по внешнеторговым операциям; сокрытие бенефициарного собственника с целью уклонения от налогообложения и т.д.).
Статья: Некоторые вопросы применения общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (2019 - 2021 годы)
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)Необходимо отметить, что в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 24.03.2022 N 604-р в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", который, среди прочего, направлен на установление пониженных размеров штрафов за административные правонарушения для всех участников внешнеэкономической деятельности за осуществление незаконных валютных операций с действующих 75 - 100% суммы незаконной валютной операции до 20 - 40% и за нерепатриацию экспортерами выручки в валюте Российской Федерации с действующих 3 - 10% суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на банковские счета в уполномоченных банках, до 3 - 5% (за исключением контрактов, связанных с экспортом леса и лесоматериалов), а также на устранение неравного подхода в отношении определения размера санкций за аналогичные административные правонарушения для отдельных субъектов правоотношений в валютной сфере.
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)Необходимо отметить, что в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 24.03.2022 N 604-р в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", который, среди прочего, направлен на установление пониженных размеров штрафов за административные правонарушения для всех участников внешнеэкономической деятельности за осуществление незаконных валютных операций с действующих 75 - 100% суммы незаконной валютной операции до 20 - 40% и за нерепатриацию экспортерами выручки в валюте Российской Федерации с действующих 3 - 10% суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на банковские счета в уполномоченных банках, до 3 - 5% (за исключением контрактов, связанных с экспортом леса и лесоматериалов), а также на устранение неравного подхода в отношении определения размера санкций за аналогичные административные правонарушения для отдельных субъектов правоотношений в валютной сфере.
Статья: Процессуальные причины "неустойчивости" обвинительных решений по делам об уклонении от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств
(Печегин Д.А.)
("Уголовное право", 2024, N 3)Ключевые слова: преступление, валютные операции, репатриация, денежные средства, иностранная валюта, уклонение от исполнения обязанностей по репатриации, невозвращение средств, незачисление средств, нерепатриация.
(Печегин Д.А.)
("Уголовное право", 2024, N 3)Ключевые слова: преступление, валютные операции, репатриация, денежные средства, иностранная валюта, уклонение от исполнения обязанностей по репатриации, невозвращение средств, незачисление средств, нерепатриация.
Статья: Валютный контроль за операциями участников ВЭД после принятия особых экономических мер
(Николаева И.Г.)
("Таможенное дело", 2022, N 2)Если сумма репатриированных с нарушением сроков или не репатриированных средств по однократно или неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям превышает 100 млн руб. и если такие нарушения по репатриации валюты не содержат уголовно наказуемого деяния, то согласно ч. 5.2 ст. 15.25 КоАП РФ они влекут наказание:
(Николаева И.Г.)
("Таможенное дело", 2022, N 2)Если сумма репатриированных с нарушением сроков или не репатриированных средств по однократно или неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям превышает 100 млн руб. и если такие нарушения по репатриации валюты не содержат уголовно наказуемого деяния, то согласно ч. 5.2 ст. 15.25 КоАП РФ они влекут наказание:
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Как отмечено в Письме ФНС России от 11 января 2021 г. N ВД-4-17/10@ "О направлении разъяснений" <231>, данные случаи предусмотрены законом с целью обеспечения деятельности российских компаний на внешнем рынке, в том числе конкурентоспособности и обеспечения для них равных условий с иностранными организациями; в частности, соответствующие исключения предусмотрены для транспортных организаций на рынке международных перевозок, резидентов, осуществляющих сооружение (реконструкцию, модернизацию) объектов за рубежом, организаций, осуществляющих за рубежом рыбный промысел, страховых организаций и др.; таким образом, налоговые органы в случае наличия признаков нерепатриации резидентами средств по экспортным договорам или договорам займа в ходе проведения мероприятий валютного контроля в обязательном порядке должны исследовать имеющиеся материалы, полученные в том числе на основании истребования документов и информации, на предмет разрешенных комментируемым Законом случаев нерепатриации резидентами средств по внешнеторговым договорам и договорам займа.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Как отмечено в Письме ФНС России от 11 января 2021 г. N ВД-4-17/10@ "О направлении разъяснений" <231>, данные случаи предусмотрены законом с целью обеспечения деятельности российских компаний на внешнем рынке, в том числе конкурентоспособности и обеспечения для них равных условий с иностранными организациями; в частности, соответствующие исключения предусмотрены для транспортных организаций на рынке международных перевозок, резидентов, осуществляющих сооружение (реконструкцию, модернизацию) объектов за рубежом, организаций, осуществляющих за рубежом рыбный промысел, страховых организаций и др.; таким образом, налоговые органы в случае наличия признаков нерепатриации резидентами средств по экспортным договорам или договорам займа в ходе проведения мероприятий валютного контроля в обязательном порядке должны исследовать имеющиеся материалы, полученные в том числе на основании истребования документов и информации, на предмет разрешенных комментируемым Законом случаев нерепатриации резидентами средств по внешнеторговым договорам и договорам займа.