Нерастаможенный автомобиль
Подборка наиболее важных документов по запросу Нерастаможенный автомобиль (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 20.08.2004 N 11-В04-12
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, а договор страхования имущества, заключенный при отсутствии у страхователя интереса в сохранении застрахованного имущества, недействителен.Как видно из материалов дела, автомобиль иностранного производства на момент заключения договора страхования не прошел таможенное оформление (л.д. 184). Согласно ч. 1 ст. 131 ТК РФ никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено. В этой связи при новом рассмотрении суду первой инстанции следует высказать правовое суждение о том, может ли нерастаможенный автомобиль быть объектом (предметом) гражданско-правовой сделки (страхования) с учетом того, что страхование противоправных интересов не допускается - п. 1 ст. 928 ГК РФ.
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, а договор страхования имущества, заключенный при отсутствии у страхователя интереса в сохранении застрахованного имущества, недействителен.Как видно из материалов дела, автомобиль иностранного производства на момент заключения договора страхования не прошел таможенное оформление (л.д. 184). Согласно ч. 1 ст. 131 ТК РФ никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено. В этой связи при новом рассмотрении суду первой инстанции следует высказать правовое суждение о том, может ли нерастаможенный автомобиль быть объектом (предметом) гражданско-правовой сделки (страхования) с учетом того, что страхование противоправных интересов не допускается - п. 1 ст. 928 ГК РФ.
Подборка судебных решений за 2005 год: Таможенное законодательство
(ООО "Журнал "Налоги и финансовое право")Общество обратилось в суд с требованием исключить из числа разыскиваемых принадлежащий обществу автомобиль, который был приобретен на законных основаниях у третьих лиц, однако позднее выяснилось, что данный автомобиль не "растаможен" надлежащим образом. Суд обществу отказал в связи с тем, что нахождение автомобиля в розыске не налагает на общество каких-либо обязанностей и не нарушает его прав, а последствия, которые могут возникнуть при обнаружении и задержании транспортного средства, к предмету спора не относятся.
(ООО "Журнал "Налоги и финансовое право")Общество обратилось в суд с требованием исключить из числа разыскиваемых принадлежащий обществу автомобиль, который был приобретен на законных основаниях у третьих лиц, однако позднее выяснилось, что данный автомобиль не "растаможен" надлежащим образом. Суд обществу отказал в связи с тем, что нахождение автомобиля в розыске не налагает на общество каких-либо обязанностей и не нарушает его прав, а последствия, которые могут возникнуть при обнаружении и задержании транспортного средства, к предмету спора не относятся.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Собственность в гражданском праве"
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Новое ее обсуждение, представленное теперь как вопрос о конституционности права на конфискацию нерастаможенных автомобилей, изложено Конституционным Судом РФ в Постановлении от 14 мая 1999 г. N 8-П. В этом Постановлении КС РФ признал, что ст. 131, 380 ТмК, в том числе правило о конфискации товаров, независимо от того, являются ли они собственностью лица, совершившего нарушение таможенных правил, не противоречат Конституции РФ.
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Новое ее обсуждение, представленное теперь как вопрос о конституционности права на конфискацию нерастаможенных автомобилей, изложено Конституционным Судом РФ в Постановлении от 14 мая 1999 г. N 8-П. В этом Постановлении КС РФ признал, что ст. 131, 380 ТмК, в том числе правило о конфискации товаров, независимо от того, являются ли они собственностью лица, совершившего нарушение таможенных правил, не противоречат Конституции РФ.
Статья: Временное руководство унаследованным предприятием
(Казанцева А.Е.)
("Нотариус", 2021, N 5)В отличие от времен нэпа в настоящее время в стране отсутствуют государственные органы, которые заботились бы о сохранении "на ходу" предприятий, принадлежавших индивидуальным предпринимателям до их смерти. Имеющиеся положения законодательства только в общих чертах регулируют отношения доверительного управления наследственным имуществом, хотя в каждом конкретном случае имеются свои особенности. Например, в январе 2020 г. умер индивидуальный предприниматель одного из районов Алтайского края, который занимался разными видами деятельности, поставляя свою продукцию в Китай и другие страны. На момент его смерти осталось принадлежащее ему предприятие по переработке продукции, более десяти грузовых транспортных средств, на таможне остались нерастаможенные товары, наступило время произвести расчеты с кредиторами и поставить продукцию некоторым из них. Нотариус стал волноваться, поскольку не знал, как может эти вопросы решить доверительный управляющий, так как для их решения необходимы денежные средства, но доверительный управляющий не вправе исполнять унаследованные обязательства за счет переданного ему в доверительное управление имущества до выдачи одному из наследников свидетельства о праве на наследство (п. 3 ст. 1173 ГК РФ). Так как транспортные средства были зарегистрированы на предпринимателя, то в связи с его смертью их регистрация прекращается. Вся проблема в том, что индивидуальный предприниматель утрачивает свой статус с момента смерти. Он исключается из реестра индивидуальных предпринимателей, его транспортом никто не может управлять. Предприятие, транспорт, иное имущество, права и обязанности входят в состав наследства, но, чтобы наследники могли что-то сделать, они должны принять наследство, что возможно в течение шестимесячного срока. За это время от предприятия может ничего не остаться.
(Казанцева А.Е.)
("Нотариус", 2021, N 5)В отличие от времен нэпа в настоящее время в стране отсутствуют государственные органы, которые заботились бы о сохранении "на ходу" предприятий, принадлежавших индивидуальным предпринимателям до их смерти. Имеющиеся положения законодательства только в общих чертах регулируют отношения доверительного управления наследственным имуществом, хотя в каждом конкретном случае имеются свои особенности. Например, в январе 2020 г. умер индивидуальный предприниматель одного из районов Алтайского края, который занимался разными видами деятельности, поставляя свою продукцию в Китай и другие страны. На момент его смерти осталось принадлежащее ему предприятие по переработке продукции, более десяти грузовых транспортных средств, на таможне остались нерастаможенные товары, наступило время произвести расчеты с кредиторами и поставить продукцию некоторым из них. Нотариус стал волноваться, поскольку не знал, как может эти вопросы решить доверительный управляющий, так как для их решения необходимы денежные средства, но доверительный управляющий не вправе исполнять унаследованные обязательства за счет переданного ему в доверительное управление имущества до выдачи одному из наследников свидетельства о праве на наследство (п. 3 ст. 1173 ГК РФ). Так как транспортные средства были зарегистрированы на предпринимателя, то в связи с его смертью их регистрация прекращается. Вся проблема в том, что индивидуальный предприниматель утрачивает свой статус с момента смерти. Он исключается из реестра индивидуальных предпринимателей, его транспортом никто не может управлять. Предприятие, транспорт, иное имущество, права и обязанности входят в состав наследства, но, чтобы наследники могли что-то сделать, они должны принять наследство, что возможно в течение шестимесячного срока. За это время от предприятия может ничего не остаться.
Нормативные акты
"ГОСТ Р 57855-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Распределительный центр. Общие требования"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 31.10.2017 N 1563-ст)- загрузочная (грузовая) платформа с высотой, соответствующей габаритам используемых транспортных средств, применяемых для загрузки (отгрузки) товаров;
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 31.10.2017 N 1563-ст)- загрузочная (грузовая) платформа с высотой, соответствующей габаритам используемых транспортных средств, применяемых для загрузки (отгрузки) товаров;
"Определение стоимости, затрат на восстановление и утраты товарной стоимости автомототранспортных средств. Методическое руководство для экспертов"
(утв. Минюстом РФ 15.12.2000)2.2.2. При необходимости затребовать нотариально заверенный перевод содержания документов на АМТС иностранного производства (например, на нерастаможенный автомобиль).
(утв. Минюстом РФ 15.12.2000)2.2.2. При необходимости затребовать нотариально заверенный перевод содержания документов на АМТС иностранного производства (например, на нерастаможенный автомобиль).
"Комментарий к Конституции Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, пересмотренное)
(под ред. В.Д. Зорькина)
("Норма", "Инфра-М", 2011)Однако не повлечет ли такая интерпретация государственную защиту владения, скажем, вора? Нет. Есть одна принципиальная деталь, на которой, собственно, и построены все последующие логические рассуждения Суда: о добросовестных владельцах как обладателях именно имущественного права можно говорить только с учетом того, что они являются участниками "гражданского оборота". При внимательном изучении текста Постановления КС РФ от 21 апреля 2003 г. N 6-П становится понятным, почему и в Определении от 27 ноября 2001 г. N 202-О <1> признание прав добросовестными приобретателями нерастаможенных автомобилей увязывается с их приобретением "в ходе оборота". Оговорка о гражданском обороте во многом объясняет, почему в результате судебного решения состояние фактического незаконного владения превращается в субъективное имущественное право добросовестного владельца.
(постатейный)
(2-е издание, пересмотренное)
(под ред. В.Д. Зорькина)
("Норма", "Инфра-М", 2011)Однако не повлечет ли такая интерпретация государственную защиту владения, скажем, вора? Нет. Есть одна принципиальная деталь, на которой, собственно, и построены все последующие логические рассуждения Суда: о добросовестных владельцах как обладателях именно имущественного права можно говорить только с учетом того, что они являются участниками "гражданского оборота". При внимательном изучении текста Постановления КС РФ от 21 апреля 2003 г. N 6-П становится понятным, почему и в Определении от 27 ноября 2001 г. N 202-О <1> признание прав добросовестными приобретателями нерастаможенных автомобилей увязывается с их приобретением "в ходе оборота". Оговорка о гражданском обороте во многом объясняет, почему в результате судебного решения состояние фактического незаконного владения превращается в субъективное имущественное право добросовестного владельца.
Статья: Импортный товар на внутреннем рынке
(Ермошина Е.Л.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2008, N 12)Организации, которые покупают на внутреннем рынке товар у импортера, должны иметь в виду, что если недобросовестный поставщик товар не "растаможил" и не уплатил по нему платежи и налоги, то их могут ждать большие неприятности.
(Ермошина Е.Л.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2008, N 12)Организации, которые покупают на внутреннем рынке товар у импортера, должны иметь в виду, что если недобросовестный поставщик товар не "растаможил" и не уплатил по нему платежи и налоги, то их могут ждать большие неприятности.
Статья: Проблема реализации неосторожными приобретателями правомочий в отношении автомобилей, не прошедших таможенное оформление
(Тарибо Е.В.)
("Закон", 2006, N 11)Данный вывод суда означает признание полноты осуществления полномочий собственника неосторожными приобретателями нерастаможенных автомобилей. Между тем наиболее социально оправданным (с учетом криминогенной составляющей) и компромиссным (с точки зрения таможенного регулирования) вариантом позитивного истолкования оспариваемого положения п. 1 ст. 15 Таможенного кодекса РФ, на наш взгляд, было бы такое, при котором названная норма как минимум не исключала бы право пользоваться транспортными средствами, не прошедшими таможенное оформление, на основе соответствующих документов, в том числе паспорта транспортного средства. При этом обязанность по уплате таможенных платежей следовало бы перенести на момент последующей продажи автомобиля как условие допуска его в оборот (в таком случае бремя по уплате таможенных платежей фактически компенсировалось бы ценой продажи автомобиля). Однако возникает вопрос о том, какой государственный орган (Госавтоинспекция (ГИБДД) либо таможенный орган) и в каком порядке должен выдать новый паспорт транспортного средств взамен поддельного (что имело место в случае заявителя) для целей постановки автомобиля на регистрационный учет.
(Тарибо Е.В.)
("Закон", 2006, N 11)Данный вывод суда означает признание полноты осуществления полномочий собственника неосторожными приобретателями нерастаможенных автомобилей. Между тем наиболее социально оправданным (с учетом криминогенной составляющей) и компромиссным (с точки зрения таможенного регулирования) вариантом позитивного истолкования оспариваемого положения п. 1 ст. 15 Таможенного кодекса РФ, на наш взгляд, было бы такое, при котором названная норма как минимум не исключала бы право пользоваться транспортными средствами, не прошедшими таможенное оформление, на основе соответствующих документов, в том числе паспорта транспортного средства. При этом обязанность по уплате таможенных платежей следовало бы перенести на момент последующей продажи автомобиля как условие допуска его в оборот (в таком случае бремя по уплате таможенных платежей фактически компенсировалось бы ценой продажи автомобиля). Однако возникает вопрос о том, какой государственный орган (Госавтоинспекция (ГИБДД) либо таможенный орган) и в каком порядке должен выдать новый паспорт транспортного средств взамен поддельного (что имело место в случае заявителя) для целей постановки автомобиля на регистрационный учет.
Статья: Таможенный кодекс. Не было печали...
(Перелетова И.)
("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 51)Как уже упоминалось выше, на основании п. 3 ст. 367 ТК РФ таможенные органы вправе запрашивать дополнительные документы и сведения и осуществлять проверку документов и сведений после выпуска товаров и транспортных средств. Пунктом 2 ст. 367 ТК РФ предусмотрена проверка достоверности сведений, представленных в таможенные органы при таможенном оформлении. Проверка осуществляется путем сопоставления представленных документов с информацией, полученной из других источников, в том числе по результатам проведения иных форм таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств, а также другими способами, не запрещенными законодательством РФ.
(Перелетова И.)
("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 51)Как уже упоминалось выше, на основании п. 3 ст. 367 ТК РФ таможенные органы вправе запрашивать дополнительные документы и сведения и осуществлять проверку документов и сведений после выпуска товаров и транспортных средств. Пунктом 2 ст. 367 ТК РФ предусмотрена проверка достоверности сведений, представленных в таможенные органы при таможенном оформлении. Проверка осуществляется путем сопоставления представленных документов с информацией, полученной из других источников, в том числе по результатам проведения иных форм таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств, а также другими способами, не запрещенными законодательством РФ.
Статья: Комментарий к Федеральному закону от 11.11.2004 N 139-ФЗ
("Консультант", 2005, N 2)Таможенное сопровождение товаров регулирует ст.87 Таможенного кодекса. Она указывает, что это - сопровождение таможенниками транспортных средств, которые перевозят ценности по процедуре внутреннего таможенного транзита. Внутренний таможенный транзит применяется, если нерастаможенные иностранные товары перевозят (ст.79 ТК РФ):
("Консультант", 2005, N 2)Таможенное сопровождение товаров регулирует ст.87 Таможенного кодекса. Она указывает, что это - сопровождение таможенниками транспортных средств, которые перевозят ценности по процедуре внутреннего таможенного транзита. Внутренний таможенный транзит применяется, если нерастаможенные иностранные товары перевозят (ст.79 ТК РФ):
Статья: Конституционно-правовое регулирование экономических отношений и право собственности в решениях конституционных судов
(Иксанов И.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2013, N 10)Таким образом, о добросовестных владельцах как обладателях именно имущественного права можно говорить только с учетом того, что они являются участниками гражданского оборота. При внимательном изучении текста Постановления Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности положений ст. 167 ГК РФ становится понятным, почему в Определении Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2001 г. N 202-О признание прав добросовестными приобретателями нерастаможенных автомобилей увязывается с их приобретением "в ходе оборота". Оговорка о гражданском обороте во многом объясняет, почему в результате судебного решения состояние фактического незаконного владения превращается в субъективное имущественное право добросовестного владельца.
(Иксанов И.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2013, N 10)Таким образом, о добросовестных владельцах как обладателях именно имущественного права можно говорить только с учетом того, что они являются участниками гражданского оборота. При внимательном изучении текста Постановления Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности положений ст. 167 ГК РФ становится понятным, почему в Определении Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2001 г. N 202-О признание прав добросовестными приобретателями нерастаможенных автомобилей увязывается с их приобретением "в ходе оборота". Оговорка о гражданском обороте во многом объясняет, почему в результате судебного решения состояние фактического незаконного владения превращается в субъективное имущественное право добросовестного владельца.
Статья: Таможенные сборы учитываем по-новому
(Сумина А.Д., Волкова Ю.В.)
("Главбух". Приложение "Учет в торговле", 2005, N 2)Таможенное сопровождение товара регулируется ст. 87 Таможенного кодекса РФ. Под ним подразумевается сопровождение таможенниками транспортных средств, которые перевозят ценности по процедуре внутреннего таможенного транзита. Он применяется, если нерастаможенные иностранные товары перевозят:
(Сумина А.Д., Волкова Ю.В.)
("Главбух". Приложение "Учет в торговле", 2005, N 2)Таможенное сопровождение товара регулируется ст. 87 Таможенного кодекса РФ. Под ним подразумевается сопровождение таможенниками транспортных средств, которые перевозят ценности по процедуре внутреннего таможенного транзита. Он применяется, если нерастаможенные иностранные товары перевозят:
Статья: Легитимация идей "Права и экономики" (новые познавательные структуры для гражданского права)
(Гаджиев Г.А.)
("Вестник гражданского права", 2017, N 6)По проблеме судьбы нерастаможенных автомобилей сложились несовпадающие правовые позиции Верховного Суда РФ (далее - ВС РФ) и КС РФ. Эти несовпадения убеждают, что одни и те же правовые нормы могут быть истолкованы даже высшими судами по-разному. Можно ли при выборе из двух по сути альтернативных вариантов решения проблемы выбрать один с учетом критерия наибольшей общественной эффективности?
(Гаджиев Г.А.)
("Вестник гражданского права", 2017, N 6)По проблеме судьбы нерастаможенных автомобилей сложились несовпадающие правовые позиции Верховного Суда РФ (далее - ВС РФ) и КС РФ. Эти несовпадения убеждают, что одни и те же правовые нормы могут быть истолкованы даже высшими судами по-разному. Можно ли при выборе из двух по сути альтернативных вариантов решения проблемы выбрать один с учетом критерия наибольшей общественной эффективности?
"Имущественное страхование: теория и судебная практика"
(Андреев Ю.Н.)
("Ось-89", 2011)Исходя из изложенного, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ пришла к выводу о том, что эти обстоятельства в их совокупности могут свидетельствовать о наличии у страхователя противоправного интереса в страховании имущества, в связи с чем договор страхования автомобиля согласно п. 2 ст. 930 ГК РФ мог быть признан недействительным. При новом рассмотрении этим юридически значимым обстоятельствам следует дать надлежащую правовую оценку. Как видно из материалов дела, автомобиль иностранного производства на момент заключения договора страхования не прошел таможенное оформление. Согласно ч. 1 ст. 131 ТК РФ никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено. В этой связи при новом рассмотрении суду первой инстанции следует высказать правовое суждение о том, может ли нерастаможенный автомобиль быть объектом (предметом) гражданско-правовой сделки (страхования) с учетом того, что страхование противоправных интересов не допускается - п. 1 ст. 928 ГК РФ <1>.
(Андреев Ю.Н.)
("Ось-89", 2011)Исходя из изложенного, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ пришла к выводу о том, что эти обстоятельства в их совокупности могут свидетельствовать о наличии у страхователя противоправного интереса в страховании имущества, в связи с чем договор страхования автомобиля согласно п. 2 ст. 930 ГК РФ мог быть признан недействительным. При новом рассмотрении этим юридически значимым обстоятельствам следует дать надлежащую правовую оценку. Как видно из материалов дела, автомобиль иностранного производства на момент заключения договора страхования не прошел таможенное оформление. Согласно ч. 1 ст. 131 ТК РФ никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено. В этой связи при новом рассмотрении суду первой инстанции следует высказать правовое суждение о том, может ли нерастаможенный автомобиль быть объектом (предметом) гражданско-правовой сделки (страхования) с учетом того, что страхование противоправных интересов не допускается - п. 1 ст. 928 ГК РФ <1>.
Статья: Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 11.11.2004 N 139-ФЗ)
(Банкина Л.А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2004, N 23)Таможенное сопровождение товаров регулирует ст.87 Таможенного кодекса. Она указывает, что это - сопровождение таможенниками транспортных средств, которые перевозят ценности по процедуре внутреннего таможенного транзита.
(Банкина Л.А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2004, N 23)Таможенное сопровождение товаров регулирует ст.87 Таможенного кодекса. Она указывает, что это - сопровождение таможенниками транспортных средств, которые перевозят ценности по процедуре внутреннего таможенного транзита.