Непрерывность деятельности коронавирус
Подборка наиболее важных документов по запросу Непрерывность деятельности коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18.09.2024 по делу N А33-5688/2021
Требование: О взыскании задолженности по договору подряда на выполнение работ, пени, задолженности за дополнительно произведенные работы и приобретенное оборудование, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Встречное требование: О взыскании неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств по договору подряда.
Решение: Требование удовлетворено в части.Сам по себе факт наличия введенных ограничений в связи пандемией коронавируса не является безусловным основанием для освобождения должника от исполнения обязательства. Доказательств, свидетельствующих о приостановлении истцом деятельности, в материалы дела не представлено. Более того, установленный судом факт выполнения работ в указанный период свидетельствует о том, что деятельность фактически истцом не приостанавливалась. В ходе рассмотрения спора сторонами представлена копия общего журнала работ, из раздела 5 "Сведения о производстве работ" которого следует, что работники подрядчика присутствовали на объекте и вели работы в период действия обстоятельств непреодолимой силы. При этом из журнала работ следует, что работы велись непрерывно (периоды выполнения работ не содержат длительных перерывов, записи вносились ежедневно) (т. 1 л.д. 53-66).
Требование: О взыскании задолженности по договору подряда на выполнение работ, пени, задолженности за дополнительно произведенные работы и приобретенное оборудование, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Встречное требование: О взыскании неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств по договору подряда.
Решение: Требование удовлетворено в части.Сам по себе факт наличия введенных ограничений в связи пандемией коронавируса не является безусловным основанием для освобождения должника от исполнения обязательства. Доказательств, свидетельствующих о приостановлении истцом деятельности, в материалы дела не представлено. Более того, установленный судом факт выполнения работ в указанный период свидетельствует о том, что деятельность фактически истцом не приостанавливалась. В ходе рассмотрения спора сторонами представлена копия общего журнала работ, из раздела 5 "Сведения о производстве работ" которого следует, что работники подрядчика присутствовали на объекте и вели работы в период действия обстоятельств непреодолимой силы. При этом из журнала работ следует, что работы велись непрерывно (периоды выполнения работ не содержат длительных перерывов, записи вносились ежедневно) (т. 1 л.д. 53-66).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обращение в суд заинтересованного лица как определяющий акт для предмета и движения судопроизводства по делу о банкротстве
(Уксусова Е.Е.)
("Право и бизнес", 2021, N 1)5. С поиском необходимых правовых средств в данной чрезвычайной ситуации столкнулись регулирующие органы других стран, результатом которого явилось введение в известных пределах аналогичных правовых средств. В частности, в Бельгии согласно Королевскому указу от 24 апреля 2020 г. N 15 об особых полномочиях на период действия пандемии COVID-19 был предусмотрен режим временного моратория, в течение которого любая компания-должник в принципе защищается от принудительного ареста имущества, принудительного выкупа и заявления о банкротстве со стороны кредиторов или органов власти. Цель указа заключается в поддержке финансового потенциала компаний на период действия пандемии COVID-19 путем установления моратория и иных мер по отсрочке исполнения обязательств, не возлагая все бремя управления и выживания в период экономического кризиса на компании. Так, временная отсрочка предоставляется компаниям с момента вступления в силу настоящего указа до 17 мая 2020 г. включительно, подпадающим под действие ст. XX Экономического кодекса, непрерывность деятельности которых находится под угрозой пандемии COVID-19 и ее последствий и которые не были в состоянии прекращения платежей к 18 марта 2020 г.; компания не может быть объявлена банкротом по заявлению или, если она является юридическим лицом, не может быть расформирована в судебном порядке, кроме как по инициативе прокуратуры или временного управляющего, назначенного руководителем компании в соответствии со ст. XX.32 данного же Кодекса, либо с согласия должника; под действие моратория, когда она не может быть объявлена банкротом, также подпадает компания, заявление о банкротстве которой до сих пор находится на рассмотрении суда (ст. 1) <9>.
(Уксусова Е.Е.)
("Право и бизнес", 2021, N 1)5. С поиском необходимых правовых средств в данной чрезвычайной ситуации столкнулись регулирующие органы других стран, результатом которого явилось введение в известных пределах аналогичных правовых средств. В частности, в Бельгии согласно Королевскому указу от 24 апреля 2020 г. N 15 об особых полномочиях на период действия пандемии COVID-19 был предусмотрен режим временного моратория, в течение которого любая компания-должник в принципе защищается от принудительного ареста имущества, принудительного выкупа и заявления о банкротстве со стороны кредиторов или органов власти. Цель указа заключается в поддержке финансового потенциала компаний на период действия пандемии COVID-19 путем установления моратория и иных мер по отсрочке исполнения обязательств, не возлагая все бремя управления и выживания в период экономического кризиса на компании. Так, временная отсрочка предоставляется компаниям с момента вступления в силу настоящего указа до 17 мая 2020 г. включительно, подпадающим под действие ст. XX Экономического кодекса, непрерывность деятельности которых находится под угрозой пандемии COVID-19 и ее последствий и которые не были в состоянии прекращения платежей к 18 марта 2020 г.; компания не может быть объявлена банкротом по заявлению или, если она является юридическим лицом, не может быть расформирована в судебном порядке, кроме как по инициативе прокуратуры или временного управляющего, назначенного руководителем компании в соответствии со ст. XX.32 данного же Кодекса, либо с согласия должника; под действие моратория, когда она не может быть объявлена банкротом, также подпадает компания, заявление о банкротстве которой до сих пор находится на рассмотрении суда (ст. 1) <9>.
Нормативные акты
"Основные направления развития наличного денежного обращения на 2021 - 2025 годы"
(утв. Банком России)Положительный опыт оптимизации внутренних бизнес-процессов, организации резервов сотрудников для обеспечения непрерывности работы подразделений Банка России, кредитных организаций и инкассаторских компаний в условиях пандемии коронавирусной инфекции по итогам его анализа планируется закрепить в актуализированных планах обеспечения непрерывности деятельности.
(утв. Банком России)Положительный опыт оптимизации внутренних бизнес-процессов, организации резервов сотрудников для обеспечения непрерывности работы подразделений Банка России, кредитных организаций и инкассаторских компаний в условиях пандемии коронавирусной инфекции по итогам его анализа планируется закрепить в актуализированных планах обеспечения непрерывности деятельности.
Вопрос: Что понимается под непрерывно действующими организациями?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Под непрерывно действующими организациями следует понимать организации, приостановка деятельности которых приведет к невозможности возобновления их работы или возобновление работы которых будет возможно только при существенных затратах или создаст угрозу безопасности, здоровью и жизни людей, а также организации, работающие в перечисленных органом исполнительной власти сферах деятельности.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Под непрерывно действующими организациями следует понимать организации, приостановка деятельности которых приведет к невозможности возобновления их работы или возобновление работы которых будет возможно только при существенных затратах или создаст угрозу безопасности, здоровью и жизни людей, а также организации, работающие в перечисленных органом исполнительной власти сферах деятельности.
Статья: Рекомендации по составлению бухгалтерской отчетности за 2022 год
(Шелег Е.Е.)
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2023, N 1)У проверяющих (аудиторов), в свою очередь, возросли аудиторские риски, более того, к уже существующим присоединились новые. Это будет принято во внимание на всех этапах (планирования, рассмотрения ошибок и недобросовестных действий, анализа состояния внутреннего контроля, выполнения аудиторских процедур в отношении применимости допущения непрерывности деятельности и других аудиторских процедур по существу, взаимодействию с представителями собственников) организации и осуществления аудита бухгалтерской отчетности за 2022 год.
(Шелег Е.Е.)
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2023, N 1)У проверяющих (аудиторов), в свою очередь, возросли аудиторские риски, более того, к уже существующим присоединились новые. Это будет принято во внимание на всех этапах (планирования, рассмотрения ошибок и недобросовестных действий, анализа состояния внутреннего контроля, выполнения аудиторских процедур в отношении применимости допущения непрерывности деятельности и других аудиторских процедур по существу, взаимодействию с представителями собственников) организации и осуществления аудита бухгалтерской отчетности за 2022 год.
Статья: Раскрытие информации о непрерывности деятельности и существенных неопределенностях в бухгалтерской (финансовой) отчетности
(Кришталева Т.И.)
("Аудитор", 2024, N 11)5. Чунихина Т. Оценка непрерывности деятельности в контексте ожидаемых кредитных убытков // Банковский вестник. 2021. N 7. С. 33 - 45.
(Кришталева Т.И.)
("Аудитор", 2024, N 11)5. Чунихина Т. Оценка непрерывности деятельности в контексте ожидаемых кредитных убытков // Банковский вестник. 2021. N 7. С. 33 - 45.
Статья: Российское государство и трудовое право в условиях частичной мобилизации
(Степанов С.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 1)Влияние частичной мобилизации на трудовое право наглядно иллюстрирует тесное переплетение интересов трех основных субъектов трудового права: работника - в гарантиях сохранения своего социально-трудового положения; работодателя - в непрерывности производственной деятельности; государства - в комплектовании своих военизированных структур личным составом.
(Степанов С.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 1)Влияние частичной мобилизации на трудовое право наглядно иллюстрирует тесное переплетение интересов трех основных субъектов трудового права: работника - в гарантиях сохранения своего социально-трудового положения; работодателя - в непрерывности производственной деятельности; государства - в комплектовании своих военизированных структур личным составом.
Статья: Цифровая трансформация взаимодействия следователя с оперативными подразделениями в особых условиях
(Озеров И.Н.)
("Российский следователь", 2022, N 6)Однако в научной литературе по-прежнему существует значительный пробел в разработке и использовании аналогичных моделей принятия решений в области оптимизации работы личного состава оперативных и следственных подразделений, нехватка которого может быть вызвана различными социально-экономическими и природными катастрофами, в том числе пандемией. Также общепризнана жизненно важная роль численности, комплекта и качества личного состава в обеспечении непрерывности деятельности правоохранительных органов во время неблагоприятных событий. Примерами уязвимости организации сил и средств правоохранительных органов из-за пандемии являются неблагоприятное влияние на трудовую мобильность, связанное с распространением COVID-19 и введением ограничений. При этом разрабатываются дифференцированные программы психопрофилактики формирования дезадаптации у сотрудников органов внутренних дел с учетом личностных особенностей и профиля профессиональной деятельности <2>.
(Озеров И.Н.)
("Российский следователь", 2022, N 6)Однако в научной литературе по-прежнему существует значительный пробел в разработке и использовании аналогичных моделей принятия решений в области оптимизации работы личного состава оперативных и следственных подразделений, нехватка которого может быть вызвана различными социально-экономическими и природными катастрофами, в том числе пандемией. Также общепризнана жизненно важная роль численности, комплекта и качества личного состава в обеспечении непрерывности деятельности правоохранительных органов во время неблагоприятных событий. Примерами уязвимости организации сил и средств правоохранительных органов из-за пандемии являются неблагоприятное влияние на трудовую мобильность, связанное с распространением COVID-19 и введением ограничений. При этом разрабатываются дифференцированные программы психопрофилактики формирования дезадаптации у сотрудников органов внутренних дел с учетом личностных особенностей и профиля профессиональной деятельности <2>.
Интервью: Административное право до сих пор базируется на советских подходах
("Закон", 2024, N 3)- Изменения сейчас точно не нужны, так как реформа контрольно-надзорной деятельности шла около десяти лет и недавно завершилась принятием двух новых Законов <3>. Идеологами этой реформы были политики и чиновники, но не научные умы. Ученые уже вслед реформе пытаются ее обосновать и придать ей воспринимаемый облик. Главное и радикальное изменение состоит в том, что контрольно-надзорная деятельность сейчас переходит от идеи "найти и наказать" к идее "предупредить". Это позитивный, на мой взгляд, момент, и совершенно другой подход, основанный на иных методах и принципах деятельности. Вспомним эпидемию коронавируса, когда был наложен мораторий на проверки: ничего страшного не случилось, и бизнес до сих пор проверяется очень щадяще. Реализация этого нового подхода основывается на использовании цифровых технологий. Как можно предупредить нарушение? Только получив необходимую информацию. Как получить информацию? Посредством мониторинга, т.е. непрерывного наблюдения и сбора информации. Мониторинг сейчас предусмотрен во многих отраслевых законах, он везде разный, но основное заключается в том, что это - наблюдение, накопление информации, на основании которой должны приниматься меры, предупреждающие совершение правонарушения. Это совершенно другой подход с точки зрения административно-управленческих решений. Для его внедрения надо перестроить мозги и контролирующим органам, и контрольным объектам.
("Закон", 2024, N 3)- Изменения сейчас точно не нужны, так как реформа контрольно-надзорной деятельности шла около десяти лет и недавно завершилась принятием двух новых Законов <3>. Идеологами этой реформы были политики и чиновники, но не научные умы. Ученые уже вслед реформе пытаются ее обосновать и придать ей воспринимаемый облик. Главное и радикальное изменение состоит в том, что контрольно-надзорная деятельность сейчас переходит от идеи "найти и наказать" к идее "предупредить". Это позитивный, на мой взгляд, момент, и совершенно другой подход, основанный на иных методах и принципах деятельности. Вспомним эпидемию коронавируса, когда был наложен мораторий на проверки: ничего страшного не случилось, и бизнес до сих пор проверяется очень щадяще. Реализация этого нового подхода основывается на использовании цифровых технологий. Как можно предупредить нарушение? Только получив необходимую информацию. Как получить информацию? Посредством мониторинга, т.е. непрерывного наблюдения и сбора информации. Мониторинг сейчас предусмотрен во многих отраслевых законах, он везде разный, но основное заключается в том, что это - наблюдение, накопление информации, на основании которой должны приниматься меры, предупреждающие совершение правонарушения. Это совершенно другой подход с точки зрения административно-управленческих решений. Для его внедрения надо перестроить мозги и контролирующим органам, и контрольным объектам.
Статья: Применение современных технологий в процессе оказания публичных услуг в Российской Федерации
(Пуляевская И.А., Таскаев Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 3)Для повышения качества, удовлетворенности предоставлением услуг и удобства взаимодействия с заявителями государством ведется работа по совершенствованию процесса предоставления публичных услуг. Особое внимание уделяется внедрению информационно-технических технологий взаимодействия граждан с публичными органами. Поскольку предоставление государственных и муниципальных услуг тесно связано с жизненными ситуациями каждого человека, то востребованность их с каждым годом растет. Российское общество постоянно находится в стадии активного развития, высокие технологии заставляют модернизировать буквально каждую сферу жизнедеятельности населения. Процесс трансформации системы оказания публичных услуг будет происходить непрерывно, соответственно, и на законодательном уровне будут вноситься соответствующие корректировки.
(Пуляевская И.А., Таскаев Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 3)Для повышения качества, удовлетворенности предоставлением услуг и удобства взаимодействия с заявителями государством ведется работа по совершенствованию процесса предоставления публичных услуг. Особое внимание уделяется внедрению информационно-технических технологий взаимодействия граждан с публичными органами. Поскольку предоставление государственных и муниципальных услуг тесно связано с жизненными ситуациями каждого человека, то востребованность их с каждым годом растет. Российское общество постоянно находится в стадии активного развития, высокие технологии заставляют модернизировать буквально каждую сферу жизнедеятельности населения. Процесс трансформации системы оказания публичных услуг будет происходить непрерывно, соответственно, и на законодательном уровне будут вноситься соответствующие корректировки.
Статья: Обеспечение баланса интересов участников лизинговых отношений в условиях пандемии и в других чрезвычайных обстоятельствах
(Адаменко А.П., Пискунова Н.И., Целовальникова И.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 9)В Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Вместе с тем такое право может быть ограничено в условиях чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях. На территории страны режим чрезвычайного положения введен не был, однако был введен режим повышенной готовности к профилактике распространения коронавируса. Президентом и Правительством Российской Федерации в целях обеспечения непрерывности приведенной конституционной нормы были предложены меры по поддержке бизнеса в России, которые в основном направлены на защиту субъектов малого и среднего предпринимательства. К таким мерам, в частности, относятся:
(Адаменко А.П., Пискунова Н.И., Целовальникова И.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 9)В Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Вместе с тем такое право может быть ограничено в условиях чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях. На территории страны режим чрезвычайного положения введен не был, однако был введен режим повышенной готовности к профилактике распространения коронавируса. Президентом и Правительством Российской Федерации в целях обеспечения непрерывности приведенной конституционной нормы были предложены меры по поддержке бизнеса в России, которые в основном направлены на защиту субъектов малого и среднего предпринимательства. К таким мерам, в частности, относятся:
Статья: Правовые аспекты образовательной миграции в контексте вызовов пандемии
(Ростовская Т.К., Скоробогатова В.И.)
("Миграционное право", 2021, N 2)Несмотря на то, что пандемия COVID-19 внесла свои коррективы в деятельность образовательных организаций высшего образования в части ускоренной цифровизации образовательного процесса, следует отметить, что в целом российские университеты справились с этой задачей, хотя, конечно, каждый был готов совершенно по-разному к этим вызовам.
(Ростовская Т.К., Скоробогатова В.И.)
("Миграционное право", 2021, N 2)Несмотря на то, что пандемия COVID-19 внесла свои коррективы в деятельность образовательных организаций высшего образования в части ускоренной цифровизации образовательного процесса, следует отметить, что в целом российские университеты справились с этой задачей, хотя, конечно, каждый был готов совершенно по-разному к этим вызовам.
Вопрос: Какие организации входят в структуру жизнеобеспечения в рамках борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Под организациями, деятельность которых связана с защитой здоровья населения и предотвращением новой коронавирусной инфекции, также следовало понимать организации медицинской промышленности.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Под организациями, деятельность которых связана с защитой здоровья населения и предотвращением новой коронавирусной инфекции, также следовало понимать организации медицинской промышленности.