Непредвиденные затраты оплата в строительстве
Подборка наиболее важных документов по запросу Непредвиденные затраты оплата в строительстве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Премия подрядчику
(КонсультантПлюс, 2025)...В приложении... к договору "Мотивация выполнения работ" стороны определили размер процента мотивационного вознаграждения: затраты за досрочный ввод объекта в эксплуатацию определяются в размере не более 5% от итога глав 1 - 12 стоимости строительно-монтажных работ в текущем уровне цен с учетом непредвиденных затрат без учета стоимости материалов заказчика... Оплата затрат производится в соответствии с условиями договора в пределах лимита данных затрат по наряду-заказу к рамочному договору, но не более 5% от стоимости фактически оплачиваемых СМР за оцениваемый период...
(КонсультантПлюс, 2025)...В приложении... к договору "Мотивация выполнения работ" стороны определили размер процента мотивационного вознаграждения: затраты за досрочный ввод объекта в эксплуатацию определяются в размере не более 5% от итога глав 1 - 12 стоимости строительно-монтажных работ в текущем уровне цен с учетом непредвиденных затрат без учета стоимости материалов заказчика... Оплата затрат производится в соответствии с условиями договора в пределах лимита данных затрат по наряду-заказу к рамочному договору, но не более 5% от стоимости фактически оплачиваемых СМР за оцениваемый период...
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Дата выполнения работ
(КонсультантПлюс, 2025)...В приложении... к договору "Мотивация выполнения работ" стороны определили размер процента мотивационного вознаграждения: затраты за досрочный ввод объекта в эксплуатацию определяются в размере не более 5% от итога глав 1 - 12 стоимости строительно-монтажных работ в текущем уровне цен с учетом непредвиденных затрат без учета стоимости материалов заказчика... Оплата затрат производится в соответствии с условиями договора в пределах лимита данных затрат по наряду-заказу к рамочному договору, но не более 5% от стоимости фактически оплачиваемых СМР за оцениваемый период...
(КонсультантПлюс, 2025)...В приложении... к договору "Мотивация выполнения работ" стороны определили размер процента мотивационного вознаграждения: затраты за досрочный ввод объекта в эксплуатацию определяются в размере не более 5% от итога глав 1 - 12 стоимости строительно-монтажных работ в текущем уровне цен с учетом непредвиденных затрат без учета стоимости материалов заказчика... Оплата затрат производится в соответствии с условиями договора в пределах лимита данных затрат по наряду-заказу к рамочному договору, но не более 5% от стоимости фактически оплачиваемых СМР за оцениваемый период...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Риски при строительстве учреждения объединенного типа уголовно-исполнительной системы Российской Федерации: понятие, источники, факторы, причины
(Ельчанинов А.П.)
("Хозяйство и право", 2023, N 8)- увеличение затрат на строительство в связи с изменением проекта или непредвиденными обстоятельствами;
(Ельчанинов А.П.)
("Хозяйство и право", 2023, N 8)- увеличение затрат на строительство в связи с изменением проекта или непредвиденными обстоятельствами;
Вопрос: Что понимается под непредвиденными затратами в строительстве?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В настоящее время в ходе проведения контрольных мероприятий по целевому и эффективному использованию бюджетных средств в рамках исполнения контрактов на строительно-монтажные работы в качестве нарушения квалифицируются действия заказчика по оплате непредвиденных работ при отсутствии подтверждающих документов. Сумма затрат на непредвиденные работы является суммой, используемой на выполнение дополнительных работ и затрат, которые подрядчик должен выполнить в ходе производства работ. В случае если в ходе исполнения контракта не возникла необходимость дополнительного объема работ, сумма затрат на непредвиденные работы и затрат подрядчику не оплачивается. Сумма непредвиденных расходов, определенная сторонами в контракте, не является экономией подрядчика применительно к ст. 710 ГК РФ, а предусмотрена на оплату возможных действительно понесенных непредвиденных расходов. Таким образом, право подрядчика на получение средств на непредвиденные работы и затраты связано с их фактическим несением и документальным подтверждением.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В настоящее время в ходе проведения контрольных мероприятий по целевому и эффективному использованию бюджетных средств в рамках исполнения контрактов на строительно-монтажные работы в качестве нарушения квалифицируются действия заказчика по оплате непредвиденных работ при отсутствии подтверждающих документов. Сумма затрат на непредвиденные работы является суммой, используемой на выполнение дополнительных работ и затрат, которые подрядчик должен выполнить в ходе производства работ. В случае если в ходе исполнения контракта не возникла необходимость дополнительного объема работ, сумма затрат на непредвиденные работы и затрат подрядчику не оплачивается. Сумма непредвиденных расходов, определенная сторонами в контракте, не является экономией подрядчика применительно к ст. 710 ГК РФ, а предусмотрена на оплату возможных действительно понесенных непредвиденных расходов. Таким образом, право подрядчика на получение средств на непредвиденные работы и затраты связано с их фактическим несением и документальным подтверждением.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 07.12.2010 N 1006
(ред. от 27.05.2022)
"О дополнительных мерах по развитию метрополитенов в Российской Федерации""31(1). В сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства в отношении объектов (выполнения видов работ), предусмотренных в утвержденном проекте.
(ред. от 27.05.2022)
"О дополнительных мерах по развитию метрополитенов в Российской Федерации""31(1). В сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства в отношении объектов (выполнения видов работ), предусмотренных в утвержденном проекте.
Приказ Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр
(ред. от 23.01.2025)
"Об утверждении Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 23.09.2020 N 59986)179. Резерв средств на непредвиденные работы и затраты предназначен для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации и (или) в ходе строительства в результате уточнения проектных решений и (или) условий строительства, предусмотренных проектной документацией.
(ред. от 23.01.2025)
"Об утверждении Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 23.09.2020 N 59986)179. Резерв средств на непредвиденные работы и затраты предназначен для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации и (или) в ходе строительства в результате уточнения проектных решений и (или) условий строительства, предусмотренных проектной документацией.
Статья: Обзор недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством
(Малова Е.)
("Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)В ходе контрольных мероприятий Федеральным казначейством выявлено принятие ПБС к оплате непредвиденных затрат в отсутствие подтверждающих документов, фиксирующих объемы фактически выполненных работ и обосновывающих расчеты стоимости, что является нарушением (п. 1.2.2 Обзора Федерального казначейства):
(Малова Е.)
("Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)В ходе контрольных мероприятий Федеральным казначейством выявлено принятие ПБС к оплате непредвиденных затрат в отсутствие подтверждающих документов, фиксирующих объемы фактически выполненных работ и обосновывающих расчеты стоимости, что является нарушением (п. 1.2.2 Обзора Федерального казначейства):
Статья: Отчет о результатах совместного контрольного мероприятия "Аудит использования средств федерального бюджета и государственной собственности в 2020 - 2023 годах и истекшем периоде 2024 года на охрану водных объектов, защиту от негативного воздействия вод в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" на территории Дальневосточного федерального округа" (с Контрольно-счетной палатой Приморского края и Контрольно-счетной палатой Хабаровского края)
(Мамедов С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 4)- КГКУ "УКС Приморского края" при формировании НМЦК государственного контракта на строительство объекта "Защита от наводнений сел Рощино и Вострецово Красноармейского муниципального района" неправомерно увеличены норматив лимитированных затрат (с 2 до 3%) <46> на непредвиденные работы и затраты на сумму 3,1 млн рублей, а также стоимость затрат по возмещению вреда, причиненного водным биологическим ресурсам на 0,4 млн рублей;
(Мамедов С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 4)- КГКУ "УКС Приморского края" при формировании НМЦК государственного контракта на строительство объекта "Защита от наводнений сел Рощино и Вострецово Красноармейского муниципального района" неправомерно увеличены норматив лимитированных затрат (с 2 до 3%) <46> на непредвиденные работы и затраты на сумму 3,1 млн рублей, а также стоимость затрат по возмещению вреда, причиненного водным биологическим ресурсам на 0,4 млн рублей;
Статья: Об оплате услуг по охране объектов капстроительства по КВР 414
(Зарипова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 6)Арбитрами в данной части указано, что резерв средств на непредвиденные работы и затраты может расходоваться в процессе осуществления строительства и не может расходоваться, когда строительство не ведется. Кроме того, за счет указанного резерва (поскольку он включен в смету) могут быть компенсированы работы и затраты только подрядчика. Услуги сторонних организаций, которые не участвуют в строительстве объекта, в период, когда строительство объектов не осуществляется, за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты не могут быть оплачены.
(Зарипова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 6)Арбитрами в данной части указано, что резерв средств на непредвиденные работы и затраты может расходоваться в процессе осуществления строительства и не может расходоваться, когда строительство не ведется. Кроме того, за счет указанного резерва (поскольку он включен в смету) могут быть компенсированы работы и затраты только подрядчика. Услуги сторонних организаций, которые не участвуют в строительстве объекта, в период, когда строительство объектов не осуществляется, за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты не могут быть оплачены.
Вопрос: Как определяется резерв средств на непредвиденные работы и затраты при капитальном ремонте объектов капитального строительства?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. п. 101, 102 Методики определения сметной стоимости строительства или реконструкции объектов капитального строительства, расположенных за пределами территории Российской Федерации, утв. Приказом Минстроя России от 15.06.2020 N 317/пр, резерв средств на непредвиденные работы и затраты предназначен для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации и (или) в ходе строительства в результате уточнения проектных решений и (или) условий строительства или реконструкции объектов капитального строительства. Резерв средств на непредвиденные работы и затраты определяется в размере 10% сметной стоимости строительства.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. п. 101, 102 Методики определения сметной стоимости строительства или реконструкции объектов капитального строительства, расположенных за пределами территории Российской Федерации, утв. Приказом Минстроя России от 15.06.2020 N 317/пр, резерв средств на непредвиденные работы и затраты предназначен для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации и (или) в ходе строительства в результате уточнения проектных решений и (или) условий строительства или реконструкции объектов капитального строительства. Резерв средств на непредвиденные работы и затраты определяется в размере 10% сметной стоимости строительства.
Статья: Обзор нарушений, выявленных Федеральным казначейством
(Романова Л.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)- принятие к оплате затрат, не соответствующих затратам, определенным сводным сметным расчетом (например, объем осуществленных затрат на строительство (ремонт) временных зданий и сооружений превышает объем принятых строительно-монтажных работ);
(Романова Л.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)- принятие к оплате затрат, не соответствующих затратам, определенным сводным сметным расчетом (например, объем осуществленных затрат на строительство (ремонт) временных зданий и сооружений превышает объем принятых строительно-монтажных работ);