Непредвиденные расходы в строительстве
Подборка наиболее важных документов по запросу Непредвиденные расходы в строительстве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2024 N 21АП-3961/2023 по делу N А84-4726/2022
Требование: О взыскании убытков в виде суммы, выплаченной банком заказчику.
Решение: Требование удовлетворено в части.Как следует из материалов проверки, работы по возведению, сборке, разборке, амортизации, текущему ремонту и перемещению не титульных временных зданий и сооружений предусмотрены сметными расчетами в накладных расходах на строительство и не могут являться непредвиденными затратами и, соответственно, являются необоснованными.
Требование: О взыскании убытков в виде суммы, выплаченной банком заказчику.
Решение: Требование удовлетворено в части.Как следует из материалов проверки, работы по возведению, сборке, разборке, амортизации, текущему ремонту и перемещению не титульных временных зданий и сооружений предусмотрены сметными расчетами в накладных расходах на строительство и не могут являться непредвиденными затратами и, соответственно, являются необоснованными.
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Взыскание убытков с заказчика по договору подряда
(КонсультантПлюс, 2025)"...в качестве убытков Обществом [подрядчиком - ред.] предъявлены расходы по простою техники, доставленной подрядчиком для выполнения строительных работ по договору подряда...
(КонсультантПлюс, 2025)"...в качестве убытков Обществом [подрядчиком - ред.] предъявлены расходы по простою техники, доставленной подрядчиком для выполнения строительных работ по договору подряда...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)В законодательстве, стандартах и в типовых контрактах отсутствуют четкие механизмы и инструменты согласования. По этим причинам большинство изменений в строительстве на государственном заказе так и остается в серой зоне, а подрядчик не получает справедливого вознаграждения за многие дополнительные работы. В связи с вышеизложенным отметим: отсутствует какая-либо возможность собрать статистические данные и оценить степень влияния изменений на сроки и цену строительства. Также невозможно оценить достаточность установленного нормами размера запасов на непредвиденные расходы, которые должны покрывать необходимые изменения.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)В законодательстве, стандартах и в типовых контрактах отсутствуют четкие механизмы и инструменты согласования. По этим причинам большинство изменений в строительстве на государственном заказе так и остается в серой зоне, а подрядчик не получает справедливого вознаграждения за многие дополнительные работы. В связи с вышеизложенным отметим: отсутствует какая-либо возможность собрать статистические данные и оценить степень влияния изменений на сроки и цену строительства. Также невозможно оценить достаточность установленного нормами размера запасов на непредвиденные расходы, которые должны покрывать необходимые изменения.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Правомерно ли самостоятельное устранение заказчиком недостатков работ по договору подряда, если подрядчик уклоняется от исполнения этой обязанности
(КонсультантПлюс, 2025)Во избежание убытков из-за отсрочки строительства жилых домов и несения непредвиденных расходов истец был вынужден обратиться к другому исполнителю-подрядчику для получения компетентного заключения о состоянии проектной (технической) документации и ее исправления (доведения до надлежащего состояния).
Правомерно ли самостоятельное устранение заказчиком недостатков работ по договору подряда, если подрядчик уклоняется от исполнения этой обязанности
(КонсультантПлюс, 2025)Во избежание убытков из-за отсрочки строительства жилых домов и несения непредвиденных расходов истец был вынужден обратиться к другому исполнителю-подрядчику для получения компетентного заключения о состоянии проектной (технической) документации и ее исправления (доведения до надлежащего состояния).
Нормативные акты
Приказ Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр
(ред. от 23.01.2025)
"Об утверждении Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 23.09.2020 N 59986)179. Резерв средств на непредвиденные работы и затраты предназначен для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации и (или) в ходе строительства в результате уточнения проектных решений и (или) условий строительства, предусмотренных проектной документацией.
(ред. от 23.01.2025)
"Об утверждении Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 23.09.2020 N 59986)179. Резерв средств на непредвиденные работы и затраты предназначен для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации и (или) в ходе строительства в результате уточнения проектных решений и (или) условий строительства, предусмотренных проектной документацией.
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)2. Согласно п. 1 статьи заказчик, принимая решение об изменении технической документации, вправе рассчитывать на неизменность договорной цены. Предполагается, по-видимому, что стороны при согласовании сметы предусмотрели в ней денежные средства, направленные на оплату непредвиденных расходов, не учтенных в технической документации. Однако решение заказчика о пересмотре технической документации без изменения стоимости строительства может существенно затронуть интересы подрядчика. Поэтому в целях сбалансирования интересов сторон Кодекс предусмотрел два ограничения в праве заказчика в одностороннем порядке изменить техническую документацию без внесения изменений в смету. Во-первых, установлено ограничение максимальной стоимости дополнительных работ, которая не должна превышать 10% указанной в смете общей стоимости строительства. Действие подобного правила рассчитано на случаи, когда дополнительные работы относительно невелики по объему и (или) не требуют значительных затрат. Во-вторых, предусмотрено ограничение, касающееся сути выполняемых строительных работ. Изменение технической документации не должно менять характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ, т.е. результат, к которому согласно технической документации должны привести подрядные работы, не должен претерпеть изменений. К примеру, изменение технической документации не должно привести к замене работ по капитальному ремонту на работы по строительству нового объекта либо к его реконструкции. Если оба указанных условия заказчиком соблюдены, то подрядчик не вправе отказаться от дополнительных работ, вызванных изменением технической документации.
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)2. Согласно п. 1 статьи заказчик, принимая решение об изменении технической документации, вправе рассчитывать на неизменность договорной цены. Предполагается, по-видимому, что стороны при согласовании сметы предусмотрели в ней денежные средства, направленные на оплату непредвиденных расходов, не учтенных в технической документации. Однако решение заказчика о пересмотре технической документации без изменения стоимости строительства может существенно затронуть интересы подрядчика. Поэтому в целях сбалансирования интересов сторон Кодекс предусмотрел два ограничения в праве заказчика в одностороннем порядке изменить техническую документацию без внесения изменений в смету. Во-первых, установлено ограничение максимальной стоимости дополнительных работ, которая не должна превышать 10% указанной в смете общей стоимости строительства. Действие подобного правила рассчитано на случаи, когда дополнительные работы относительно невелики по объему и (или) не требуют значительных затрат. Во-вторых, предусмотрено ограничение, касающееся сути выполняемых строительных работ. Изменение технической документации не должно менять характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ, т.е. результат, к которому согласно технической документации должны привести подрядные работы, не должен претерпеть изменений. К примеру, изменение технической документации не должно привести к замене работ по капитальному ремонту на работы по строительству нового объекта либо к его реконструкции. Если оба указанных условия заказчиком соблюдены, то подрядчик не вправе отказаться от дополнительных работ, вызванных изменением технической документации.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)субсидий на софинансирование непредвиденных расходов, проведение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)субсидий на софинансирование непредвиденных расходов, проведение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
Статья: Систематизация процедур аудита финансовых результатов: отраслевой аспект
(Сафонова М.Ф., Олейник И.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 10)Особенности и сложности аудита формирования финансовых результатов
(Сафонова М.Ф., Олейник И.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 10)Особенности и сложности аудита формирования финансовых результатов
Вопрос: Об использовании средств бюджетного кредита на реализацию инфраструктурных проектов, субсидии на капитальные вложения для возмещения понесенных расходов на страхование объекта строительства.
(Письмо Минфина России от 28.08.2024 N 02-14-06/81314)Учитывая изложенное, по мнению Минфина России, в случае если источником финансового обеспечения реализации инвестиционного проекта является Субсидия, средства такой Субсидии могут быть направлены на финансовое обеспечение расходов на страхование объекта строительства в случае включения указанных затрат в сводный сметный расчет стоимости строительства объекта капитального строительства.
(Письмо Минфина России от 28.08.2024 N 02-14-06/81314)Учитывая изложенное, по мнению Минфина России, в случае если источником финансового обеспечения реализации инвестиционного проекта является Субсидия, средства такой Субсидии могут быть направлены на финансовое обеспечение расходов на страхование объекта строительства в случае включения указанных затрат в сводный сметный расчет стоимости строительства объекта капитального строительства.
Вопрос: Что понимается под непредвиденными затратами в строительстве?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 4.96 данной Методики в редакции, действовавшей до 01.06.2012, было предусмотрено, что при расчетах за выполненные работы по контрактам с установленной твердой договорной ценой резерв средств на непредвиденные работы и затраты в актах приемки выполненных работ не расшифровывается и оплачивается заказчиком по норме, согласованной при формировании договорной цены. Приказом Минрегиона России от 01.06.2012 N 220 редакция п. 4.96 была изменена, указанное положение исключено. Между тем после этого длительный период времени заказчики и подрядчики придерживались позиции, что цена контракта является твердой, изменению не подлежит и при отсутствии претензий по качеству и объему выполненных работ со стороны заказчика необходимость документального подтверждения непредвиденных затрат отсутствует, и они оплачиваются в размере, установленном сметой, без расшифровки таких расходов в актах выполненных работ. И только в случае, если контракт в полном объеме не выполнен, непредвиденные расходы не могут быть оплачены без расшифровки этих расходов в актах выполненных работ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 4.96 данной Методики в редакции, действовавшей до 01.06.2012, было предусмотрено, что при расчетах за выполненные работы по контрактам с установленной твердой договорной ценой резерв средств на непредвиденные работы и затраты в актах приемки выполненных работ не расшифровывается и оплачивается заказчиком по норме, согласованной при формировании договорной цены. Приказом Минрегиона России от 01.06.2012 N 220 редакция п. 4.96 была изменена, указанное положение исключено. Между тем после этого длительный период времени заказчики и подрядчики придерживались позиции, что цена контракта является твердой, изменению не подлежит и при отсутствии претензий по качеству и объему выполненных работ со стороны заказчика необходимость документального подтверждения непредвиденных затрат отсутствует, и они оплачиваются в размере, установленном сметой, без расшифровки таких расходов в актах выполненных работ. И только в случае, если контракт в полном объеме не выполнен, непредвиденные расходы не могут быть оплачены без расшифровки этих расходов в актах выполненных работ.
"Контроль и ревизия в бюджетных учреждениях: Учебное пособие"
(2-е издание, переработанное)
(Маслова Т.С.)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)При ревизии выполняются контрольные обмеры объемов выполненных работ, на основе которых возможно выявление нарушений: завышения физических объемов работ, повторной оплаты одних и тех же работ, в том числе выполненных разными подрядными организациями, а также несоблюдения подрядчиком проектных решений (необоснованная замена одних видов материалов и работ на другие, несоблюдение технологии отделочных работ и проч.). К обнаруженным при проверке расходов нарушениям, сведения о которых включаются в акты выполненных работ, можно отнести завышение норм накладных расходов, дополнительных затрат при проведении работ в зимнее время, затрат на строительство временных зданий и сооружений, затрат на непредвиденные работы.
(2-е издание, переработанное)
(Маслова Т.С.)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)При ревизии выполняются контрольные обмеры объемов выполненных работ, на основе которых возможно выявление нарушений: завышения физических объемов работ, повторной оплаты одних и тех же работ, в том числе выполненных разными подрядными организациями, а также несоблюдения подрядчиком проектных решений (необоснованная замена одних видов материалов и работ на другие, несоблюдение технологии отделочных работ и проч.). К обнаруженным при проверке расходов нарушениям, сведения о которых включаются в акты выполненных работ, можно отнести завышение норм накладных расходов, дополнительных затрат при проведении работ в зимнее время, затрат на строительство временных зданий и сооружений, затрат на непредвиденные работы.
Статья: Об оплате услуг по охране объектов капстроительства по КВР 414
(Зарипова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 6)Доводы казенного учреждения, основанные на положениях Инструкции N 157н <3>, а также о том, что оплата по договорам на оказание услуг по охране объектов капитального строительства производится по виду расходов 414 за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты, были отклонены.
(Зарипова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 6)Доводы казенного учреждения, основанные на положениях Инструкции N 157н <3>, а также о том, что оплата по договорам на оказание услуг по охране объектов капитального строительства производится по виду расходов 414 за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты, были отклонены.
Статья: Отчет о результатах совместного контрольного мероприятия "Аудит использования средств федерального бюджета и государственной собственности в 2020 - 2023 годах и истекшем периоде 2024 года на охрану водных объектов, защиту от негативного воздействия вод в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" на территории Дальневосточного федерального округа" (с Контрольно-счетной палатой Приморского края и Контрольно-счетной палатой Хабаровского края)
(Мамедов С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 4)- Минприроды Хабаровского края в расчеты НМЦК по контрактам <47> на оказание услуг по осуществлению строительного контроля неправомерно <48> включены непредвиденные расходы;
(Мамедов С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 4)- Минприроды Хабаровского края в расчеты НМЦК по контрактам <47> на оказание услуг по осуществлению строительного контроля неправомерно <48> включены непредвиденные расходы;
Готовое решение: Как заполнить и представить справочную таблицу к отчету об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (ф. 0503387)
(КонсультантПлюс, 2025)показатели строки 09600 корректируйте, если внесены соответствующие изменения в закон (решение) о бюджете на текущий год. Если средства из Резервного фонда выделены для финансового обеспечения непредвиденных расходов, в том числе, например, на мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций (в сводную бюджетную роспись внесены изменения), данные строки 09600 не меняйте (Порядок заполнения);
(КонсультантПлюс, 2025)показатели строки 09600 корректируйте, если внесены соответствующие изменения в закон (решение) о бюджете на текущий год. Если средства из Резервного фонда выделены для финансового обеспечения непредвиденных расходов, в том числе, например, на мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций (в сводную бюджетную роспись внесены изменения), данные строки 09600 не меняйте (Порядок заполнения);
Вопрос: Как определяется резерв средств на непредвиденные работы и затраты при капитальном ремонте объектов капитального строительства?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К примеру, при выполнении для обеспечения государственных и муниципальных нужд соответствующих работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства в расчет цены можно включить резерв средств на непредвиденные расходы. Он не должен превышать размер, предусмотренный сметной документацией по объекту. Это правило предусмотрено п. 21 Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования), утв. Приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К примеру, при выполнении для обеспечения государственных и муниципальных нужд соответствующих работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства в расчет цены можно включить резерв средств на непредвиденные расходы. Он не должен превышать размер, предусмотренный сметной документацией по объекту. Это правило предусмотрено п. 21 Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования), утв. Приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр.