Непредвиденные расходы в смете
Подборка наиболее важных документов по запросу Непредвиденные расходы в смете (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Устав потребительского кооператива
(КонсультантПлюс, 2025)В пункте... устава Кооператива указано, что в компетенцию правления Кооператива входит принятие решений о непредвиденных расходах, в том числе о материальной помощи членам Кооператива, не предусмотренных сметой, с включением их в отчет о ее исполнении, подлежащий утверждению ближайшим общим собранием членов Кооператива.
(КонсультантПлюс, 2025)В пункте... устава Кооператива указано, что в компетенцию правления Кооператива входит принятие решений о непредвиденных расходах, в том числе о материальной помощи членам Кооператива, не предусмотренных сметой, с включением их в отчет о ее исполнении, подлежащий утверждению ближайшим общим собранием членов Кооператива.
Апелляционное определение Московского городского суда от 30.03.2023 по делу N 33-10967/2023 (УИД 77RS0017-02-2021-024624-61)
Категория спора: Причинение вреда имуществу.
Требования потерпевшего: 1) О возмещении реального ущерба в связи с заливом; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец обратился к ответчику с претензией о возмещении ущерба, в ответ на которую получил письмо о возможности выплаты возмещения ущерба лишь по решению суда.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.Таким образом, учитывая, что в судебном заседании стороны не оспаривали тот факт, что экспертом была допущена ошибка в расчете стоимости восстановительного ремонта, так как не были учтены непредвиденные расходы, что составляет 2% от общей суммы сметы, суд первой инстанции счел возможным принять в качестве доказательства стоимости ремонтно-восстановительных работ заключение эксперта N 2-2104/2022 от 30.03.2022, выполненное ООО "ЭКСПЕРТНО-ПРАВОВОЙ ЦЕНТР", дополнив сумму ущерба не включенной суммой непредвиденных расходов в размере сумма ((159 406,33 + 73 382,01) x 2%).
Категория спора: Причинение вреда имуществу.
Требования потерпевшего: 1) О возмещении реального ущерба в связи с заливом; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец обратился к ответчику с претензией о возмещении ущерба, в ответ на которую получил письмо о возможности выплаты возмещения ущерба лишь по решению суда.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.Таким образом, учитывая, что в судебном заседании стороны не оспаривали тот факт, что экспертом была допущена ошибка в расчете стоимости восстановительного ремонта, так как не были учтены непредвиденные расходы, что составляет 2% от общей суммы сметы, суд первой инстанции счел возможным принять в качестве доказательства стоимости ремонтно-восстановительных работ заключение эксперта N 2-2104/2022 от 30.03.2022, выполненное ООО "ЭКСПЕРТНО-ПРАВОВОЙ ЦЕНТР", дополнив сумму ущерба не включенной суммой непредвиденных расходов в размере сумма ((159 406,33 + 73 382,01) x 2%).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Превышение сметы. В-третьих, дополнительными работами согласно ст. 743 ГК РФ являются те работы, проведение которых влечет за собой увеличение сметной стоимости строительства. Согласно п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство также в соответствии со сметой, которая определяет цену работ <1>. Действительно, проектно-сметная документация может неоднократно корректироваться в ходе непосредственного проведения строительных работ, однако далеко не все эти корректировки непременно влекут повышение стоимости производимых работ <2>. Следовательно, в тех случаях, когда проведение тех или иных не учтенных в технической документации работ не приводит к увеличению общей сметной стоимости строительства, суды не признают такие работы дополнительными и не распространяют на них предусмотренный в ст. 743 ГК РФ порядок согласования <3>. Данное решение представляется справедливым, поскольку почти в любых строительных проектах невозможно с точностью до копейки рассчитать необходимые расходы, в связи с чем стороны, как правило, закладывают в стоимость проекта определенный процент на непредвиденные расходы. Тогда необходимость проведения мелких дополнительных работ не будет влечь за собой активацию механизма согласования со всеми последствиями, а будет покрываться за счет уже выделенной для этого части стоимости работ. В связи с этим необходимо отметить, что ст. 743 ГК РФ не предусматривает различий в порядке согласования и оплаты дополнительных работ в зависимости от того или иного вида составленной сметы. Однако если обратиться к общим положениям ГК РФ о подряде, то в ст. 709 Кодекса устанавливается, что "цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой". При этом ГК РФ не дает определение ни твердой, ни приблизительной сметы, лишь устанавливая презумпцию наличия твердой сметы при отсутствии других указаний. Под твердой ценой, как правило, понимается цена, размер которой определенно установлен сторонами и не подлежит изменению без волеизъявления обеих сторон <4>. В этом случае при установлении твердой цены дополнительными по смыслу ст. 743 ГК РФ будут являться новые виды работ <5>, не учтенные в технической документации и влекущие любое, хоть и незначительно, превышение установленной в договоре цены <6>. Определение понятия приблизительной цены, в свою очередь, вызывает затруднения ввиду многообразия способов ее установления. В общем виде она обычно определяется как цена, размер которой сторонами определен ориентировочно, в виде некой плавающей величины, а следовательно, может быть изменен без волеизъявления обеих сторон договора <7>. Из анализа законодательного материала (в частности, соотношения положений ст. 709 и 743 ГК РФ в части приблизительной сметы) и судебной практики можно сделать следующий вывод: дополнительные работы, несущественно превышающие определенную сторонами приблизительную смету, не требуют активации механизма ст. 743 ГК РФ, включая отсутствие необходимости в согласовании таких работ с заказчиком и, безусловно, подлежат оплате последним <8>; в то же время, если в указанном случае приблизительная смета будет превышаться существенно, то в данной ситуации уже будет включаться весь механизм ст. 743 ГК РФ (с необходимостью согласования данных работ с заказчиком и последствиями невыполнения данной обязанности) <9>. Однако как провести разграничение между существенным и несущественным превышениями приблизительной сметы? Ответ на этот вопрос, как мы полагаем, зависит от ряда обстоятельств, и прежде всего - какой именно механизм определения стоимости работ стороны заложили в понятие приблизительной цены. В одних случаях стороны называют в договоре определенную приблизительную стоимость работ, которая подлежит последующей корректировке исходя из объема фактически выполненных работ и затраченных материалов <10>; в других случаях стороны согласовывают определенную стоимость работ в качестве приблизительной, специально подчеркивая, что она составляет "не более" определенной суммы <11>, или даже указывая, что, будучи приблизительной, она является "предельной и не может быть увеличена" <12>. В первом случае было бы справедливым считать несущественным то превышение сметы, которое не выходит за рамки заложенного в смету резерва средств на непредвиденные расходы <13>, а если такой резерв не определен - не превышает 10% от определенной приблизительной цены (по аналогии со ст. 744 ГК РФ) <14>. Во втором же случае, учитывая согласованную волю сторон на установление приблизительной цены в качестве некоего верхнего предела предполагаемых затрат, любой выход за этот предел должен считаться существенным превышением и активировать механизм ст. 743 ГК РФ. Однако, как мы полагаем, данная ситуация является определенным исключением, установленным договорным путем, что по своей сути приближает конструкцию приблизительной цены к твердой и не должно рассматриваться в качестве общего правила <15>.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Превышение сметы. В-третьих, дополнительными работами согласно ст. 743 ГК РФ являются те работы, проведение которых влечет за собой увеличение сметной стоимости строительства. Согласно п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство также в соответствии со сметой, которая определяет цену работ <1>. Действительно, проектно-сметная документация может неоднократно корректироваться в ходе непосредственного проведения строительных работ, однако далеко не все эти корректировки непременно влекут повышение стоимости производимых работ <2>. Следовательно, в тех случаях, когда проведение тех или иных не учтенных в технической документации работ не приводит к увеличению общей сметной стоимости строительства, суды не признают такие работы дополнительными и не распространяют на них предусмотренный в ст. 743 ГК РФ порядок согласования <3>. Данное решение представляется справедливым, поскольку почти в любых строительных проектах невозможно с точностью до копейки рассчитать необходимые расходы, в связи с чем стороны, как правило, закладывают в стоимость проекта определенный процент на непредвиденные расходы. Тогда необходимость проведения мелких дополнительных работ не будет влечь за собой активацию механизма согласования со всеми последствиями, а будет покрываться за счет уже выделенной для этого части стоимости работ. В связи с этим необходимо отметить, что ст. 743 ГК РФ не предусматривает различий в порядке согласования и оплаты дополнительных работ в зависимости от того или иного вида составленной сметы. Однако если обратиться к общим положениям ГК РФ о подряде, то в ст. 709 Кодекса устанавливается, что "цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой". При этом ГК РФ не дает определение ни твердой, ни приблизительной сметы, лишь устанавливая презумпцию наличия твердой сметы при отсутствии других указаний. Под твердой ценой, как правило, понимается цена, размер которой определенно установлен сторонами и не подлежит изменению без волеизъявления обеих сторон <4>. В этом случае при установлении твердой цены дополнительными по смыслу ст. 743 ГК РФ будут являться новые виды работ <5>, не учтенные в технической документации и влекущие любое, хоть и незначительно, превышение установленной в договоре цены <6>. Определение понятия приблизительной цены, в свою очередь, вызывает затруднения ввиду многообразия способов ее установления. В общем виде она обычно определяется как цена, размер которой сторонами определен ориентировочно, в виде некой плавающей величины, а следовательно, может быть изменен без волеизъявления обеих сторон договора <7>. Из анализа законодательного материала (в частности, соотношения положений ст. 709 и 743 ГК РФ в части приблизительной сметы) и судебной практики можно сделать следующий вывод: дополнительные работы, несущественно превышающие определенную сторонами приблизительную смету, не требуют активации механизма ст. 743 ГК РФ, включая отсутствие необходимости в согласовании таких работ с заказчиком и, безусловно, подлежат оплате последним <8>; в то же время, если в указанном случае приблизительная смета будет превышаться существенно, то в данной ситуации уже будет включаться весь механизм ст. 743 ГК РФ (с необходимостью согласования данных работ с заказчиком и последствиями невыполнения данной обязанности) <9>. Однако как провести разграничение между существенным и несущественным превышениями приблизительной сметы? Ответ на этот вопрос, как мы полагаем, зависит от ряда обстоятельств, и прежде всего - какой именно механизм определения стоимости работ стороны заложили в понятие приблизительной цены. В одних случаях стороны называют в договоре определенную приблизительную стоимость работ, которая подлежит последующей корректировке исходя из объема фактически выполненных работ и затраченных материалов <10>; в других случаях стороны согласовывают определенную стоимость работ в качестве приблизительной, специально подчеркивая, что она составляет "не более" определенной суммы <11>, или даже указывая, что, будучи приблизительной, она является "предельной и не может быть увеличена" <12>. В первом случае было бы справедливым считать несущественным то превышение сметы, которое не выходит за рамки заложенного в смету резерва средств на непредвиденные расходы <13>, а если такой резерв не определен - не превышает 10% от определенной приблизительной цены (по аналогии со ст. 744 ГК РФ) <14>. Во втором же случае, учитывая согласованную волю сторон на установление приблизительной цены в качестве некоего верхнего предела предполагаемых затрат, любой выход за этот предел должен считаться существенным превышением и активировать механизм ст. 743 ГК РФ. Однако, как мы полагаем, данная ситуация является определенным исключением, установленным договорным путем, что по своей сути приближает конструкцию приблизительной цены к твердой и не должно рассматриваться в качестве общего правила <15>.
Статья: Правовые и организационные механизмы повышения оперативности устранения угроз безопасности дорожного движения в рамках дорожной деятельности
(Баканов К.С., Исаев М.М.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 1)Кроме того, ресурсно-технологическая модель Норматива финансовых затрат на содержание автомобильных дорог федерального значения, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2017 года N 658, уже предусматривает резерв на непредвиденные расходы 3% от сметной стоимости. Указанная практика реализуется на автомобильных дорогах федерального значения.
(Баканов К.С., Исаев М.М.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 1)Кроме того, ресурсно-технологическая модель Норматива финансовых затрат на содержание автомобильных дорог федерального значения, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2017 года N 658, уже предусматривает резерв на непредвиденные расходы 3% от сметной стоимости. Указанная практика реализуется на автомобильных дорогах федерального значения.
Нормативные акты
Приказ Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312
"Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения"
(вместе с "ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения")5.7. Определение стоимости капитального ремонта и реконструкции зданий (объектов) должно осуществляться на основе сметных или договорных цен. Договорная цена каждого объекта ремонта и реконструкции должна определяться на основе сметы, составляемой по установленным соответственно для капитального ремонта и реконструкции ценам, нормам, тарифам и расценкам с учетом научно-технического уровня, эффективности, качества, сроков выполнения работ и других факторов. В сметах необходимо предусматривать накладные расходы, плановые накопления, прочие работы и затраты.
"Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения"
(вместе с "ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения")5.7. Определение стоимости капитального ремонта и реконструкции зданий (объектов) должно осуществляться на основе сметных или договорных цен. Договорная цена каждого объекта ремонта и реконструкции должна определяться на основе сметы, составляемой по установленным соответственно для капитального ремонта и реконструкции ценам, нормам, тарифам и расценкам с учетом научно-технического уровня, эффективности, качества, сроков выполнения работ и других факторов. В сметах необходимо предусматривать накладные расходы, плановые накопления, прочие работы и затраты.
Письмо Минстроя РФ от 07.06.1996 N 12-189
"Об учете в сметной стоимости фактического парка машин и непредвиденных расходов"МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Об учете в сметной стоимости фактического парка машин и непредвиденных расходов"МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)8 сентября 1802 г. Манифестом императора Александра I "Об учреждении министерств" в России была введена министерская система управления страной. Было создано Министерство финансов, в обязанности которого входило ежегодное составление подробной росписи доходов и расходов на основании смет министерств. И уже с 1803 г. в России начали составляться ежегодные государственные бюджеты, представляющие росписи доходов и расходов министерств. В 1810 г. был учрежден Государственный совет, который играл важнейшую роль во внешней и внутренней политике государства, в том числе в управлении финансовой системой. В Государственный совет вносились на рассмотрение ежегодные сметы государственных приходов и расходов, им рассматривались штаты, устанавливаемые для всех государственных учреждений, он назначал суммы для удовлетворения непредвиденных издержек, встречавшихся в течение года, обсуждал способы уравнения приходов и расходов, устанавливал чрезвычайные финансовые меры, рассматривал министерские отчеты о приходах и расходах по вверенным им частям <1>.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)8 сентября 1802 г. Манифестом императора Александра I "Об учреждении министерств" в России была введена министерская система управления страной. Было создано Министерство финансов, в обязанности которого входило ежегодное составление подробной росписи доходов и расходов на основании смет министерств. И уже с 1803 г. в России начали составляться ежегодные государственные бюджеты, представляющие росписи доходов и расходов министерств. В 1810 г. был учрежден Государственный совет, который играл важнейшую роль во внешней и внутренней политике государства, в том числе в управлении финансовой системой. В Государственный совет вносились на рассмотрение ежегодные сметы государственных приходов и расходов, им рассматривались штаты, устанавливаемые для всех государственных учреждений, он назначал суммы для удовлетворения непредвиденных издержек, встречавшихся в течение года, обсуждал способы уравнения приходов и расходов, устанавливал чрезвычайные финансовые меры, рассматривал министерские отчеты о приходах и расходах по вверенным им частям <1>.
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Внесению заказчиком изменений в техническую документацию, вызывающих дополнительные работы, превышающие по стоимости указанную в смете общую стоимость строительства более чем на 10%, предшествует предварительное увеличение стоимости строительства путем согласования сторонами дополнительной сметы. В таком случае заказчику надлежит иметь в виду, что стоимость дополнительных работ не может быть покрыта за счет денежных средств, предусмотренных в смете на оплату непредвиденных расходов, не учтенных в технической документации. Соблюдение данного условия необходимо для недопущения грубого нарушения баланса интересов сторон.
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Внесению заказчиком изменений в техническую документацию, вызывающих дополнительные работы, превышающие по стоимости указанную в смете общую стоимость строительства более чем на 10%, предшествует предварительное увеличение стоимости строительства путем согласования сторонами дополнительной сметы. В таком случае заказчику надлежит иметь в виду, что стоимость дополнительных работ не может быть покрыта за счет денежных средств, предусмотренных в смете на оплату непредвиденных расходов, не учтенных в технической документации. Соблюдение данного условия необходимо для недопущения грубого нарушения баланса интересов сторон.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Должен ли заказчик по договору подряда оплачивать работы, за которые не выставлены счета
(КонсультантПлюс, 2025)"...В соответствии с разделом 3 указанного договора генподрядчик до начала работ производит авансовый платеж в размере 50% от стоимости работ. Генподрядчик производит расчеты за выполненные работы по закрытию актов Ф-2, Ф-3 с учетом авансового платежа в течение 10 банковских дней с момента предъявления счетов. Окончательный расчет генподрядчиком производится после подписания приемо-сдаточных актов и выставления субподрядчиком счетов-фактур. Непредвиденные работы и расходы оплачиваются генподрядчиком по предъявлению счетов с составлением дополнительных смет.
Должен ли заказчик по договору подряда оплачивать работы, за которые не выставлены счета
(КонсультантПлюс, 2025)"...В соответствии с разделом 3 указанного договора генподрядчик до начала работ производит авансовый платеж в размере 50% от стоимости работ. Генподрядчик производит расчеты за выполненные работы по закрытию актов Ф-2, Ф-3 с учетом авансового платежа в течение 10 банковских дней с момента предъявления счетов. Окончательный расчет генподрядчиком производится после подписания приемо-сдаточных актов и выставления субподрядчиком счетов-фактур. Непредвиденные работы и расходы оплачиваются генподрядчиком по предъявлению счетов с составлением дополнительных смет.
Готовое решение: Как некоммерческим организациям учитывать запасы по правилам ФСБУ 5/2019
(КонсультантПлюс, 2025)2 В конечном итоге расход должен быть покрыт за счет средств целевого финансирования (по смете следующего года), за счет специально созданных фондов для финансирования непредвиденных расходов или за счет прибыли от предпринимательской деятельности текущего года.
(КонсультантПлюс, 2025)2 В конечном итоге расход должен быть покрыт за счет средств целевого финансирования (по смете следующего года), за счет специально созданных фондов для финансирования непредвиденных расходов или за счет прибыли от предпринимательской деятельности текущего года.
Статья: Систематизация процедур аудита финансовых результатов: отраслевой аспект
(Сафонова М.Ф., Олейник И.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 10)Особенности и сложности аудита формирования финансовых результатов
(Сафонова М.Ф., Олейник И.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 10)Особенности и сложности аудита формирования финансовых результатов
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Напоминание: в силу ч. 3 ст. 151 ЖК РФ на основании решения общего собрания членов ТСЖ товарищество может создавать специальные фонды, расходуемые на предусмотренные уставом цели. Порядок образования специальных фондов и их использования определяется общим собранием членов ТСЖ. Так, в смете доходов и расходов ТСЖ может предусмотреть создание фондов восстановления и ремонта общего имущества, благоустройства и озеленения придомовой территории, ликвидации аварий на лифтах, резервного фонда на непредвиденные расходы и пр.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Напоминание: в силу ч. 3 ст. 151 ЖК РФ на основании решения общего собрания членов ТСЖ товарищество может создавать специальные фонды, расходуемые на предусмотренные уставом цели. Порядок образования специальных фондов и их использования определяется общим собранием членов ТСЖ. Так, в смете доходов и расходов ТСЖ может предусмотреть создание фондов восстановления и ремонта общего имущества, благоустройства и озеленения придомовой территории, ликвидации аварий на лифтах, резервного фонда на непредвиденные расходы и пр.
Вопрос: Как указать в договоре подряда условие о возмещении заказчиком командировочных расходов?
(Консультация эксперта, 2025)Такое положение договора имеет смысл предусмотреть в случае, когда подрядчику заранее неизвестно количество выездов его работников к заказчику для выполнения работ, что не дает ему возможность прогнозировать свои затраты. В таком случае условие договора подряда о том, что командировочные расходы компенсируются отдельно, позволит подрядчику исключить возникновение непредвиденных расходов.
(Консультация эксперта, 2025)Такое положение договора имеет смысл предусмотреть в случае, когда подрядчику заранее неизвестно количество выездов его работников к заказчику для выполнения работ, что не дает ему возможность прогнозировать свои затраты. В таком случае условие договора подряда о том, что командировочные расходы компенсируются отдельно, позволит подрядчику исключить возникновение непредвиденных расходов.
Вопрос: Что понимается под непредвиденными затратами в строительстве?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 4.96 данной Методики в редакции, действовавшей до 01.06.2012, было предусмотрено, что при расчетах за выполненные работы по контрактам с установленной твердой договорной ценой резерв средств на непредвиденные работы и затраты в актах приемки выполненных работ не расшифровывается и оплачивается заказчиком по норме, согласованной при формировании договорной цены. Приказом Минрегиона России от 01.06.2012 N 220 редакция п. 4.96 была изменена, указанное положение исключено. Между тем после этого длительный период времени заказчики и подрядчики придерживались позиции, что цена контракта является твердой, изменению не подлежит и при отсутствии претензий по качеству и объему выполненных работ со стороны заказчика необходимость документального подтверждения непредвиденных затрат отсутствует, и они оплачиваются в размере, установленном сметой, без расшифровки таких расходов в актах выполненных работ. И только в случае, если контракт в полном объеме не выполнен, непредвиденные расходы не могут быть оплачены без расшифровки этих расходов в актах выполненных работ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 4.96 данной Методики в редакции, действовавшей до 01.06.2012, было предусмотрено, что при расчетах за выполненные работы по контрактам с установленной твердой договорной ценой резерв средств на непредвиденные работы и затраты в актах приемки выполненных работ не расшифровывается и оплачивается заказчиком по норме, согласованной при формировании договорной цены. Приказом Минрегиона России от 01.06.2012 N 220 редакция п. 4.96 была изменена, указанное положение исключено. Между тем после этого длительный период времени заказчики и подрядчики придерживались позиции, что цена контракта является твердой, изменению не подлежит и при отсутствии претензий по качеству и объему выполненных работ со стороны заказчика необходимость документального подтверждения непредвиденных затрат отсутствует, и они оплачиваются в размере, установленном сметой, без расшифровки таких расходов в актах выполненных работ. И только в случае, если контракт в полном объеме не выполнен, непредвиденные расходы не могут быть оплачены без расшифровки этих расходов в актах выполненных работ.
Вопрос: Об использовании средств бюджетного кредита на реализацию инфраструктурных проектов, субсидии на капитальные вложения для возмещения понесенных расходов на страхование объекта строительства.
(Письмо Минфина России от 28.08.2024 N 02-14-06/81314)Учитывая изложенное, по мнению Минфина России, в случае если источником финансового обеспечения реализации инвестиционного проекта является Субсидия, средства такой Субсидии могут быть направлены на финансовое обеспечение расходов на страхование объекта строительства в случае включения указанных затрат в сводный сметный расчет стоимости строительства объекта капитального строительства.
(Письмо Минфина России от 28.08.2024 N 02-14-06/81314)Учитывая изложенное, по мнению Минфина России, в случае если источником финансового обеспечения реализации инвестиционного проекта является Субсидия, средства такой Субсидии могут быть направлены на финансовое обеспечение расходов на страхование объекта строительства в случае включения указанных затрат в сводный сметный расчет стоимости строительства объекта капитального строительства.
Вопрос: Как определяется резерв средств на непредвиденные работы и затраты при капитальном ремонте объектов капитального строительства?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К примеру, при выполнении для обеспечения государственных и муниципальных нужд соответствующих работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства в расчет цены можно включить резерв средств на непредвиденные расходы. Он не должен превышать размер, предусмотренный сметной документацией по объекту. Это правило предусмотрено п. 21 Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования), утв. Приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К примеру, при выполнении для обеспечения государственных и муниципальных нужд соответствующих работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства в расчет цены можно включить резерв средств на непредвиденные расходы. Он не должен превышать размер, предусмотренный сметной документацией по объекту. Это правило предусмотрено п. 21 Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования), утв. Приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр.