Непредвиденные расходы подрядчика
Подборка наиболее важных документов по запросу Непредвиденные расходы подрядчика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2023 N 14АП-6157/2023 по делу N А05-4372/2023
Требование: О взыскании задолженности за выполненные работы по государственному контракту.
Решение: Требование удовлетворено.Судом первой инстанции верно установлено, что исключение заказчиком из сметы, получившей положительное заключение государственной экспертизы, отдельных видов работ, не свидетельствует о том, что указанные работы подлежат оплате за счет непредвиденных расходов подрядчика. Предъявленные к оплате работы, по своей сути, не относятся к непредвиденным расходам.
Требование: О взыскании задолженности за выполненные работы по государственному контракту.
Решение: Требование удовлетворено.Судом первой инстанции верно установлено, что исключение заказчиком из сметы, получившей положительное заключение государственной экспертизы, отдельных видов работ, не свидетельствует о том, что указанные работы подлежат оплате за счет непредвиденных расходов подрядчика. Предъявленные к оплате работы, по своей сути, не относятся к непредвиденным расходам.
Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2025 N 16АП-1743/2022 по делу N А15-4468/2020
Требование: О взыскании неосновательного обогащения, полученного в результате завышения объемов выполненных работ и стоимости материалов по государственному контракту на выполнение работ по строительству объекта.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено в части. Решение первой инстанции отменено в части. В этой части требование удовлетворено.15.09.2025 от ФБУ Дагестанская лаборатория судебной экспертизы Минюста России во исполнение судебного запроса, поступили пояснения, в которых указано следующее. В таблице сравнительного анализа (приложение N 2 к заключению эксперта) отражены фактически установленные виды и объемы выполненных строительно-монтажных работ по объекту "Физкультурно-оздоровительный комплекс с залом борьбы 24 x 12 в городе Хасавюрт Республики Дагестан". В ходе производства экспертизы определено завышение стоимости фактически установленных видов и объемов выполненных строительно-монтажных работ в сумме 3 761 443 руб. При расчете суммы завышения (3 761 443 руб.) учтены все прямые и лимитированные затраты (в том числе непредвиденные расходы в размере 2%), которые использованы подрядчиком в актах о приемке выполненных работ КС-2. Экспертом не исключается полностью непредвиденные затраты в размере 337 413, 99 руб., поскольку установить их невыполнение на момент проведения экспертизы не представляется возможным, и отсутствуют сведения о необоснованности их применения. Эксперт также указал, что сумма непредвиденных расходов, включенная в сумму завышения (337 413, 99 руб.) составила 10 662 руб.
Требование: О взыскании неосновательного обогащения, полученного в результате завышения объемов выполненных работ и стоимости материалов по государственному контракту на выполнение работ по строительству объекта.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено в части. Решение первой инстанции отменено в части. В этой части требование удовлетворено.15.09.2025 от ФБУ Дагестанская лаборатория судебной экспертизы Минюста России во исполнение судебного запроса, поступили пояснения, в которых указано следующее. В таблице сравнительного анализа (приложение N 2 к заключению эксперта) отражены фактически установленные виды и объемы выполненных строительно-монтажных работ по объекту "Физкультурно-оздоровительный комплекс с залом борьбы 24 x 12 в городе Хасавюрт Республики Дагестан". В ходе производства экспертизы определено завышение стоимости фактически установленных видов и объемов выполненных строительно-монтажных работ в сумме 3 761 443 руб. При расчете суммы завышения (3 761 443 руб.) учтены все прямые и лимитированные затраты (в том числе непредвиденные расходы в размере 2%), которые использованы подрядчиком в актах о приемке выполненных работ КС-2. Экспертом не исключается полностью непредвиденные затраты в размере 337 413, 99 руб., поскольку установить их невыполнение на момент проведения экспертизы не представляется возможным, и отсутствуют сведения о необоснованности их применения. Эксперт также указал, что сумма непредвиденных расходов, включенная в сумму завышения (337 413, 99 руб.) составила 10 662 руб.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Еще одним правом подрядчика является увеличение указанной в договоре цены работы в случае отсутствия необходимого сотрудничества со стороны заказчика. В отличие от ранее проанализированных прав подрядчика, это право неизвестно иностранным правопорядкам. В настоящем случае в законе также не указан механизм реализации этого права. Полагаем, что подрядчик может обратиться к заказчику с соответствующим предложением, и при согласии заказчика стороны могут заключить дополнительное соглашение. Однако в ситуации, когда заказчик игнорирует предложение подрядчика или отказывается от него, возникает тот же самый вопрос, который был исследован ранее: вправе ли подрядчик понудить заказчика к изменению цены договора в судебном порядке? В проанализированных делах суды тоже отказывают подрядчику в понуждении заказчика к изменению цены работы и обосновывают это предпринимательскими рисками, которые подрядчик-профессионал должен нести самостоятельно <1>. Стоит отметить, что этот правовой институт в принципе не используется судами, которые возлагают на подрядчика-профессионала риск непредвиденных расходов, которые могут возникнуть в ходе исполнения договора <2>. На наш взгляд, этому можно дать следующее объяснение.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Еще одним правом подрядчика является увеличение указанной в договоре цены работы в случае отсутствия необходимого сотрудничества со стороны заказчика. В отличие от ранее проанализированных прав подрядчика, это право неизвестно иностранным правопорядкам. В настоящем случае в законе также не указан механизм реализации этого права. Полагаем, что подрядчик может обратиться к заказчику с соответствующим предложением, и при согласии заказчика стороны могут заключить дополнительное соглашение. Однако в ситуации, когда заказчик игнорирует предложение подрядчика или отказывается от него, возникает тот же самый вопрос, который был исследован ранее: вправе ли подрядчик понудить заказчика к изменению цены договора в судебном порядке? В проанализированных делах суды тоже отказывают подрядчику в понуждении заказчика к изменению цены работы и обосновывают это предпринимательскими рисками, которые подрядчик-профессионал должен нести самостоятельно <1>. Стоит отметить, что этот правовой институт в принципе не используется судами, которые возлагают на подрядчика-профессионала риск непредвиденных расходов, которые могут возникнуть в ходе исполнения договора <2>. На наш взгляд, этому можно дать следующее объяснение.
Тематический выпуск: Налог на добавленную стоимость: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 8)Иными словами, речь идет о корректировке стоимости, не связанной ни с изменением объема работ, ни с претензиями заказчика по количеству или качеству работ, ни с изменением стоимости по причине непредвиденных обстоятельств и расходов на стороне подрядчика.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 8)Иными словами, речь идет о корректировке стоимости, не связанной ни с изменением объема работ, ни с претензиями заказчика по количеству или качеству работ, ни с изменением стоимости по причине непредвиденных обстоятельств и расходов на стороне подрядчика.
Нормативные акты
Приказ Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312
"Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения"
(вместе с "ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения")5.7. Определение стоимости капитального ремонта и реконструкции зданий (объектов) должно осуществляться на основе сметных или договорных цен. Договорная цена каждого объекта ремонта и реконструкции должна определяться на основе сметы, составляемой по установленным соответственно для капитального ремонта и реконструкции ценам, нормам, тарифам и расценкам с учетом научно-технического уровня, эффективности, качества, сроков выполнения работ и других факторов. В сметах необходимо предусматривать накладные расходы, плановые накопления, прочие работы и затраты.
"Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения"
(вместе с "ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения")5.7. Определение стоимости капитального ремонта и реконструкции зданий (объектов) должно осуществляться на основе сметных или договорных цен. Договорная цена каждого объекта ремонта и реконструкции должна определяться на основе сметы, составляемой по установленным соответственно для капитального ремонта и реконструкции ценам, нормам, тарифам и расценкам с учетом научно-технического уровня, эффективности, качества, сроков выполнения работ и других факторов. В сметах необходимо предусматривать накладные расходы, плановые накопления, прочие работы и затраты.
Постановление Правительства РФ от 29.06.2023 N 1066
"О типовых условиях контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства"45. При приемке выполненных работ не осуществляется сопоставление технологии производства фактически выполненных работ технологиям, принятым при разработке сметных нормативов, а также не выделяется стоимость учтенных в цене конструктивных решений (элементов) и (или) комплексов (видов) работ сметы контракта, прочих работ и затрат (в том числе зимнее удорожание, осуществление работ вахтовым методом, командирование рабочих, перебазирование строительно-монтажных организаций) и затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений, непредвиденных работ и затрат подрядчика. Также при приемке выполненных работ не требуется обоснование размера понесенных подрядчиком расходов на выполнение указанных работ и затрат, учтенных и не подлежащих выделению в цене конструктивных решений (элементов) и (или) комплексов (видов) работ сметы контракта <1>, <2>.
"О типовых условиях контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства"45. При приемке выполненных работ не осуществляется сопоставление технологии производства фактически выполненных работ технологиям, принятым при разработке сметных нормативов, а также не выделяется стоимость учтенных в цене конструктивных решений (элементов) и (или) комплексов (видов) работ сметы контракта, прочих работ и затрат (в том числе зимнее удорожание, осуществление работ вахтовым методом, командирование рабочих, перебазирование строительно-монтажных организаций) и затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений, непредвиденных работ и затрат подрядчика. Также при приемке выполненных работ не требуется обоснование размера понесенных подрядчиком расходов на выполнение указанных работ и затрат, учтенных и не подлежащих выделению в цене конструктивных решений (элементов) и (или) комплексов (видов) работ сметы контракта <1>, <2>.
Вопрос: Как указать в договоре подряда условие о возмещении заказчиком командировочных расходов?
(Консультация эксперта, 2025)Такое положение договора имеет смысл предусмотреть в случае, когда подрядчику заранее неизвестно количество выездов его работников к заказчику для выполнения работ, что не дает ему возможность прогнозировать свои затраты. В таком случае условие договора подряда о том, что командировочные расходы компенсируются отдельно, позволит подрядчику исключить возникновение непредвиденных расходов.
(Консультация эксперта, 2025)Такое положение договора имеет смысл предусмотреть в случае, когда подрядчику заранее неизвестно количество выездов его работников к заказчику для выполнения работ, что не дает ему возможность прогнозировать свои затраты. В таком случае условие договора подряда о том, что командировочные расходы компенсируются отдельно, позволит подрядчику исключить возникновение непредвиденных расходов.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Правомерно ли самостоятельное устранение заказчиком недостатков работ по договору подряда, если подрядчик уклоняется от исполнения этой обязанности
(КонсультантПлюс, 2025)Во избежание убытков из-за отсрочки строительства жилых домов и несения непредвиденных расходов истец был вынужден обратиться к другому исполнителю-подрядчику для получения компетентного заключения о состоянии проектной (технической) документации и ее исправления (доведения до надлежащего состояния).
Правомерно ли самостоятельное устранение заказчиком недостатков работ по договору подряда, если подрядчик уклоняется от исполнения этой обязанности
(КонсультантПлюс, 2025)Во избежание убытков из-за отсрочки строительства жилых домов и несения непредвиденных расходов истец был вынужден обратиться к другому исполнителю-подрядчику для получения компетентного заключения о состоянии проектной (технической) документации и ее исправления (доведения до надлежащего состояния).
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)2. Согласно п. 1 статьи заказчик, принимая решение об изменении технической документации, вправе рассчитывать на неизменность договорной цены. Предполагается, по-видимому, что стороны при согласовании сметы предусмотрели в ней денежные средства, направленные на оплату непредвиденных расходов, не учтенных в технической документации. Однако решение заказчика о пересмотре технической документации без изменения стоимости строительства может существенно затронуть интересы подрядчика. Поэтому в целях сбалансирования интересов сторон Кодекс предусмотрел два ограничения в праве заказчика в одностороннем порядке изменить техническую документацию без внесения изменений в смету. Во-первых, установлено ограничение максимальной стоимости дополнительных работ, которая не должна превышать 10% указанной в смете общей стоимости строительства. Действие подобного правила рассчитано на случаи, когда дополнительные работы относительно невелики по объему и (или) не требуют значительных затрат. Во-вторых, предусмотрено ограничение, касающееся сути выполняемых строительных работ. Изменение технической документации не должно менять характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ, т.е. результат, к которому согласно технической документации должны привести подрядные работы, не должен претерпеть изменений. К примеру, изменение технической документации не должно привести к замене работ по капитальному ремонту на работы по строительству нового объекта либо к его реконструкции. Если оба указанных условия заказчиком соблюдены, то подрядчик не вправе отказаться от дополнительных работ, вызванных изменением технической документации.
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)2. Согласно п. 1 статьи заказчик, принимая решение об изменении технической документации, вправе рассчитывать на неизменность договорной цены. Предполагается, по-видимому, что стороны при согласовании сметы предусмотрели в ней денежные средства, направленные на оплату непредвиденных расходов, не учтенных в технической документации. Однако решение заказчика о пересмотре технической документации без изменения стоимости строительства может существенно затронуть интересы подрядчика. Поэтому в целях сбалансирования интересов сторон Кодекс предусмотрел два ограничения в праве заказчика в одностороннем порядке изменить техническую документацию без внесения изменений в смету. Во-первых, установлено ограничение максимальной стоимости дополнительных работ, которая не должна превышать 10% указанной в смете общей стоимости строительства. Действие подобного правила рассчитано на случаи, когда дополнительные работы относительно невелики по объему и (или) не требуют значительных затрат. Во-вторых, предусмотрено ограничение, касающееся сути выполняемых строительных работ. Изменение технической документации не должно менять характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ, т.е. результат, к которому согласно технической документации должны привести подрядные работы, не должен претерпеть изменений. К примеру, изменение технической документации не должно привести к замене работ по капитальному ремонту на работы по строительству нового объекта либо к его реконструкции. Если оба указанных условия заказчиком соблюдены, то подрядчик не вправе отказаться от дополнительных работ, вызванных изменением технической документации.
"Контроль и ревизия в бюджетных учреждениях: Учебное пособие"
(2-е издание, переработанное)
(Маслова Т.С.)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)При ревизии выполняются контрольные обмеры объемов выполненных работ, на основе которых возможно выявление нарушений: завышения физических объемов работ, повторной оплаты одних и тех же работ, в том числе выполненных разными подрядными организациями, а также несоблюдения подрядчиком проектных решений (необоснованная замена одних видов материалов и работ на другие, несоблюдение технологии отделочных работ и проч.). К обнаруженным при проверке расходов нарушениям, сведения о которых включаются в акты выполненных работ, можно отнести завышение норм накладных расходов, дополнительных затрат при проведении работ в зимнее время, затрат на строительство временных зданий и сооружений, затрат на непредвиденные работы.
(2-е издание, переработанное)
(Маслова Т.С.)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)При ревизии выполняются контрольные обмеры объемов выполненных работ, на основе которых возможно выявление нарушений: завышения физических объемов работ, повторной оплаты одних и тех же работ, в том числе выполненных разными подрядными организациями, а также несоблюдения подрядчиком проектных решений (необоснованная замена одних видов материалов и работ на другие, несоблюдение технологии отделочных работ и проч.). К обнаруженным при проверке расходов нарушениям, сведения о которых включаются в акты выполненных работ, можно отнести завышение норм накладных расходов, дополнительных затрат при проведении работ в зимнее время, затрат на строительство временных зданий и сооружений, затрат на непредвиденные работы.
Вопрос: Что понимается под непредвиденными затратами в строительстве?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В настоящее время в ходе проведения контрольных мероприятий по целевому и эффективному использованию бюджетных средств в рамках исполнения контрактов на строительно-монтажные работы в качестве нарушения квалифицируются действия заказчика по оплате непредвиденных работ при отсутствии подтверждающих документов. Сумма затрат на непредвиденные работы является суммой, используемой на выполнение дополнительных работ и затрат, которые подрядчик должен выполнить в ходе производства работ. В случае если в ходе исполнения контракта не возникла необходимость дополнительного объема работ, сумма затрат на непредвиденные работы и затрат подрядчику не оплачивается. Сумма непредвиденных расходов, определенная сторонами в контракте, не является экономией подрядчика применительно к ст. 710 ГК РФ, а предусмотрена на оплату возможных действительно понесенных непредвиденных расходов. Таким образом, право подрядчика на получение средств на непредвиденные работы и затраты связано с их фактическим несением и документальным подтверждением.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В настоящее время в ходе проведения контрольных мероприятий по целевому и эффективному использованию бюджетных средств в рамках исполнения контрактов на строительно-монтажные работы в качестве нарушения квалифицируются действия заказчика по оплате непредвиденных работ при отсутствии подтверждающих документов. Сумма затрат на непредвиденные работы является суммой, используемой на выполнение дополнительных работ и затрат, которые подрядчик должен выполнить в ходе производства работ. В случае если в ходе исполнения контракта не возникла необходимость дополнительного объема работ, сумма затрат на непредвиденные работы и затрат подрядчику не оплачивается. Сумма непредвиденных расходов, определенная сторонами в контракте, не является экономией подрядчика применительно к ст. 710 ГК РФ, а предусмотрена на оплату возможных действительно понесенных непредвиденных расходов. Таким образом, право подрядчика на получение средств на непредвиденные работы и затраты связано с их фактическим несением и документальным подтверждением.
Вопрос: Как определяется резерв средств на непредвиденные работы и затраты при капитальном ремонте объектов капитального строительства?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К примеру, при выполнении для обеспечения государственных и муниципальных нужд соответствующих работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства в расчет цены можно включить резерв средств на непредвиденные расходы. Он не должен превышать размер, предусмотренный сметной документацией по объекту. Это правило предусмотрено п. 21 Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования), утв. Приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К примеру, при выполнении для обеспечения государственных и муниципальных нужд соответствующих работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства в расчет цены можно включить резерв средств на непредвиденные расходы. Он не должен превышать размер, предусмотренный сметной документацией по объекту. Это правило предусмотрено п. 21 Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования), утв. Приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр.