Непредвиденные расходы подрядчика



Подборка наиболее важных документов по запросу Непредвиденные расходы подрядчика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2023 N 14АП-6157/2023 по делу N А05-4372/2023
Требование: О взыскании задолженности за выполненные работы по государственному контракту.
Решение: Требование удовлетворено.
Судом первой инстанции верно установлено, что исключение заказчиком из сметы, получившей положительное заключение государственной экспертизы, отдельных видов работ, не свидетельствует о том, что указанные работы подлежат оплате за счет непредвиденных расходов подрядчика. Предъявленные к оплате работы, по своей сути, не относятся к непредвиденным расходам.
Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2025 N 16АП-1743/2022 по делу N А15-4468/2020
Требование: О взыскании неосновательного обогащения, полученного в результате завышения объемов выполненных работ и стоимости материалов по государственному контракту на выполнение работ по строительству объекта.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено в части. Решение первой инстанции отменено в части. В этой части требование удовлетворено.
15.09.2025 от ФБУ Дагестанская лаборатория судебной экспертизы Минюста России во исполнение судебного запроса, поступили пояснения, в которых указано следующее. В таблице сравнительного анализа (приложение N 2 к заключению эксперта) отражены фактически установленные виды и объемы выполненных строительно-монтажных работ по объекту "Физкультурно-оздоровительный комплекс с залом борьбы 24 x 12 в городе Хасавюрт Республики Дагестан". В ходе производства экспертизы определено завышение стоимости фактически установленных видов и объемов выполненных строительно-монтажных работ в сумме 3 761 443 руб. При расчете суммы завышения (3 761 443 руб.) учтены все прямые и лимитированные затраты (в том числе непредвиденные расходы в размере 2%), которые использованы подрядчиком в актах о приемке выполненных работ КС-2. Экспертом не исключается полностью непредвиденные затраты в размере 337 413, 99 руб., поскольку установить их невыполнение на момент проведения экспертизы не представляется возможным, и отсутствуют сведения о необоснованности их применения. Эксперт также указал, что сумма непредвиденных расходов, включенная в сумму завышения (337 413, 99 руб.) составила 10 662 руб.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)
Еще одним правом подрядчика является увеличение указанной в договоре цены работы в случае отсутствия необходимого сотрудничества со стороны заказчика. В отличие от ранее проанализированных прав подрядчика, это право неизвестно иностранным правопорядкам. В настоящем случае в законе также не указан механизм реализации этого права. Полагаем, что подрядчик может обратиться к заказчику с соответствующим предложением, и при согласии заказчика стороны могут заключить дополнительное соглашение. Однако в ситуации, когда заказчик игнорирует предложение подрядчика или отказывается от него, возникает тот же самый вопрос, который был исследован ранее: вправе ли подрядчик понудить заказчика к изменению цены договора в судебном порядке? В проанализированных делах суды тоже отказывают подрядчику в понуждении заказчика к изменению цены работы и обосновывают это предпринимательскими рисками, которые подрядчик-профессионал должен нести самостоятельно <1>. Стоит отметить, что этот правовой институт в принципе не используется судами, которые возлагают на подрядчика-профессионала риск непредвиденных расходов, которые могут возникнуть в ходе исполнения договора <2>. На наш взгляд, этому можно дать следующее объяснение.
Тематический выпуск: Налог на добавленную стоимость: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 8)
Иными словами, речь идет о корректировке стоимости, не связанной ни с изменением объема работ, ни с претензиями заказчика по количеству или качеству работ, ни с изменением стоимости по причине непредвиденных обстоятельств и расходов на стороне подрядчика.
показать больше документов

Нормативные акты

Приказ Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312
"Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения"
(вместе с "ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения")
5.7. Определение стоимости капитального ремонта и реконструкции зданий (объектов) должно осуществляться на основе сметных или договорных цен. Договорная цена каждого объекта ремонта и реконструкции должна определяться на основе сметы, составляемой по установленным соответственно для капитального ремонта и реконструкции ценам, нормам, тарифам и расценкам с учетом научно-технического уровня, эффективности, качества, сроков выполнения работ и других факторов. В сметах необходимо предусматривать накладные расходы, плановые накопления, прочие работы и затраты.
Постановление Правительства РФ от 29.06.2023 N 1066
"О типовых условиях контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства"
45. При приемке выполненных работ не осуществляется сопоставление технологии производства фактически выполненных работ технологиям, принятым при разработке сметных нормативов, а также не выделяется стоимость учтенных в цене конструктивных решений (элементов) и (или) комплексов (видов) работ сметы контракта, прочих работ и затрат (в том числе зимнее удорожание, осуществление работ вахтовым методом, командирование рабочих, перебазирование строительно-монтажных организаций) и затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений, непредвиденных работ и затрат подрядчика. Также при приемке выполненных работ не требуется обоснование размера понесенных подрядчиком расходов на выполнение указанных работ и затрат, учтенных и не подлежащих выделению в цене конструктивных решений (элементов) и (или) комплексов (видов) работ сметы контракта <1>, <2>.
показать больше документов