Непредвиденные расходы по контракту
Подборка наиболее важных документов по запросу Непредвиденные расходы по контракту (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2023 N 19АП-4018/2023 по делу N А64-7985/2022
Требование: О взыскании убытков.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Однако, если при выполнении договора в полном объеме подрядчику выплачивается твердая цена контракта в полном объеме, в таком случае расшифровка непредвиденных расходов не требуется. В случае, если контракт в полном объеме не выполнен, то непредвиденные расходы не могут быть выплачены без расшифровки этих расходов в актах выполненных работ. Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 13.12.2017 по делу N А62-7437/2016.
Требование: О взыскании убытков.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Однако, если при выполнении договора в полном объеме подрядчику выплачивается твердая цена контракта в полном объеме, в таком случае расшифровка непредвиденных расходов не требуется. В случае, если контракт в полном объеме не выполнен, то непредвиденные расходы не могут быть выплачены без расшифровки этих расходов в актах выполненных работ. Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 13.12.2017 по делу N А62-7437/2016.
Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2025 N 16АП-1743/2022 по делу N А15-4468/2020
Требование: О взыскании неосновательного обогащения, полученного в результате завышения объемов выполненных работ и стоимости материалов по государственному контракту на выполнение работ по строительству объекта.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено в части. Решение первой инстанции отменено в части. В этой части требование удовлетворено.При данных обстоятельствах, поскольку ответчиком (подрядчиком) не представлены подтверждающие документы на непредвиденные расходы, суд пришел к выводу о неправомерности включения в акты КС-2 затрат по данной статье по государственному контракту от 05.08.2019 N 2081-ЭА/2019 в размере 337 413,99 руб.
Требование: О взыскании неосновательного обогащения, полученного в результате завышения объемов выполненных работ и стоимости материалов по государственному контракту на выполнение работ по строительству объекта.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено в части. Решение первой инстанции отменено в части. В этой части требование удовлетворено.При данных обстоятельствах, поскольку ответчиком (подрядчиком) не представлены подтверждающие документы на непредвиденные расходы, суд пришел к выводу о неправомерности включения в акты КС-2 затрат по данной статье по государственному контракту от 05.08.2019 N 2081-ЭА/2019 в размере 337 413,99 руб.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Субъективный фактор в частном праве: монография"
(Зайцева Н.В.)
("Статут", 2023)В настоящее время в теории выделяется несколько факторов, которые могут повлиять на контракт и сделать неисполнимыми зафиксированные в нем условия, в том числе: непредвиденные обстоятельства, которые делают исполнение контракта более дорогостоящими и нецелесообразными <1>; транзакционные издержки, к которым относятся такие непредвиденные расходы, как стоимость подготовки контракта, его исполнения и пересмотра <2>, а также асимметрия информации сторон <3>. Указанные обстоятельства делают заключение "классического" договора неэффективным и более обременительным в материальном плане.
(Зайцева Н.В.)
("Статут", 2023)В настоящее время в теории выделяется несколько факторов, которые могут повлиять на контракт и сделать неисполнимыми зафиксированные в нем условия, в том числе: непредвиденные обстоятельства, которые делают исполнение контракта более дорогостоящими и нецелесообразными <1>; транзакционные издержки, к которым относятся такие непредвиденные расходы, как стоимость подготовки контракта, его исполнения и пересмотра <2>, а также асимметрия информации сторон <3>. Указанные обстоятельства делают заключение "классического" договора неэффективным и более обременительным в материальном плане.
Нормативные акты
"Международные правила толкования торговых терминов "Инкотермс 2000"Если для достижения согласованного пункта назначения обычным является заключение нескольких договоров перевозки, включающих перегрузку товара в промежуточных пунктах, на продавца возлагается оплата таких расходов, включая любые расходы в связи с перегрузкой товара с одного перевозочного средства на другое. При осуществлении же перевозчиком права на перегрузку - или иные аналогичные условия - с целью избежания непредвиденных препятствий (таких, как ледовая обстановка, трудовые конфликты, акты правительства, война или военные действия) возникающие вследствие этого дополнительные расходы возлагаются на покупателя, так как обязанности продавца ограничиваются заключением обычного договора перевозки.
"Долгосрочная программа деятельности и развития государственной корпорации - фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на период 2019 - 2025 годов"
(утв. наблюдательным советом Госкорпорации "Фонд содействия реформированию ЖКХ" 29.04.2020, протокол N 79)
(ред. от 28.02.2022)Сбор и анализ периодической отчетности субъектов Российской Федерации ведется Фондом на основании приказа Минстроя России от 25 апреля 2014 года N 205/пр, которым утверждены формы отчетности и методика формирования отчета по мониторингу реализации субъектами Российской Федерации программ переселения. Еженедельные и ежемесячные оперативные сведения отражают достижение целевых показателей программ переселения, ход их финансирования и кассовые расходы, заключение и исполнение контрактов. Годовая отчетность содержит сведения о ходе переселения граждан, заключенных контрактах, построенных домах, реализации программ переселения с учетом непредвиденных обстоятельств, выполнении условий предоставления финансовой поддержки, расселении аварийных домов вне программ переселения.
(утв. наблюдательным советом Госкорпорации "Фонд содействия реформированию ЖКХ" 29.04.2020, протокол N 79)
(ред. от 28.02.2022)Сбор и анализ периодической отчетности субъектов Российской Федерации ведется Фондом на основании приказа Минстроя России от 25 апреля 2014 года N 205/пр, которым утверждены формы отчетности и методика формирования отчета по мониторингу реализации субъектами Российской Федерации программ переселения. Еженедельные и ежемесячные оперативные сведения отражают достижение целевых показателей программ переселения, ход их финансирования и кассовые расходы, заключение и исполнение контрактов. Годовая отчетность содержит сведения о ходе переселения граждан, заключенных контрактах, построенных домах, реализации программ переселения с учетом непредвиденных обстоятельств, выполнении условий предоставления финансовой поддержки, расселении аварийных домов вне программ переселения.
Статья: Отчет о результатах совместного контрольного мероприятия "Аудит использования средств федерального бюджета и государственной собственности в 2020 - 2023 годах и истекшем периоде 2024 года на охрану водных объектов, защиту от негативного воздействия вод в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" на территории Дальневосточного федерального округа" (с Контрольно-счетной палатой Приморского края и Контрольно-счетной палатой Хабаровского края)
(Мамедов С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 4)- Минприроды Хабаровского края в расчеты НМЦК по контрактам <47> на оказание услуг по осуществлению строительного контроля неправомерно <48> включены непредвиденные расходы;
(Мамедов С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 4)- Минприроды Хабаровского края в расчеты НМЦК по контрактам <47> на оказание услуг по осуществлению строительного контроля неправомерно <48> включены непредвиденные расходы;
Статья: О нарушениях в финансово-бюджетной сфере, выявляемых при реализации внутреннего государственного финансового контроля
(Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2024, N 8)Согласно судебной практике по делам о признании недействительными представлений (предписаний) ОВГФК "ущерб может характеризоваться наличием материальных потерь в виде непредвиденных расходов, утраты имущества и денежных средств" <8>.
(Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2024, N 8)Согласно судебной практике по делам о признании недействительными представлений (предписаний) ОВГФК "ущерб может характеризоваться наличием материальных потерь в виде непредвиденных расходов, утраты имущества и денежных средств" <8>.
Статья: Воплощение концепции реляционных контрактов в современной практике
(Зайцева Н.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 2)Выделяется несколько факторов, которые могут повлиять на контракт и сделать жестко фиксированные условия неисполнимыми: непредвиденные обстоятельства, которые делают исполнение контракта более дорогостоящим и нецелесообразным <6>, транзакционные издержки, к которым относятся любые непредвиденные расходы, такие как стоимость написания, исполнения и пересмотра контракта <7>, асимметрия информации сторон <8>. Указанные обстоятельства делают заключение "классического" договора неэффективным и более обременительным в материальном плане.
(Зайцева Н.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 2)Выделяется несколько факторов, которые могут повлиять на контракт и сделать жестко фиксированные условия неисполнимыми: непредвиденные обстоятельства, которые делают исполнение контракта более дорогостоящим и нецелесообразным <6>, транзакционные издержки, к которым относятся любые непредвиденные расходы, такие как стоимость написания, исполнения и пересмотра контракта <7>, асимметрия информации сторон <8>. Указанные обстоятельства делают заключение "классического" договора неэффективным и более обременительным в материальном плане.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)В законодательстве, стандартах и в типовых контрактах отсутствуют четкие механизмы и инструменты согласования. По этим причинам большинство изменений в строительстве на государственном заказе так и остается в серой зоне, а подрядчик не получает справедливого вознаграждения за многие дополнительные работы. В связи с вышеизложенным отметим: отсутствует какая-либо возможность собрать статистические данные и оценить степень влияния изменений на сроки и цену строительства. Также невозможно оценить достаточность установленного нормами размера запасов на непредвиденные расходы, которые должны покрывать необходимые изменения.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)В законодательстве, стандартах и в типовых контрактах отсутствуют четкие механизмы и инструменты согласования. По этим причинам большинство изменений в строительстве на государственном заказе так и остается в серой зоне, а подрядчик не получает справедливого вознаграждения за многие дополнительные работы. В связи с вышеизложенным отметим: отсутствует какая-либо возможность собрать статистические данные и оценить степень влияния изменений на сроки и цену строительства. Также невозможно оценить достаточность установленного нормами размера запасов на непредвиденные расходы, которые должны покрывать необходимые изменения.
Статья: Налоговая оговорка. Слабые и сильные стороны
(Кочисова К.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 9)Использование оговорок позволяет увеличить контроль за выполнением договорных обязательств с обеих сторон, как минимум в части урегулирования потенциальных налоговых споров. Причем не только между сторонами договора, но и между бизнесом и налоговыми органами. Что, бесспорно, повышает уровень доверия и снижает риски возникновения конфликтов. Например, если в договоре прописано, что одна сторона берет на себя все налоговые обязательства, другая сторона не понесет неожиданных дополнительных расходов. Согласитесь, это большой плюс любой сделки. Кроме этого, использование такой оговорки открывает для компаний возможность заранее определить налоговую нагрузку, чтобы планировать бюджеты и финансовые потоки, исключив непредвиденные расходы. В результате бухгалтерия не тратит время на рутинную работу по проверке и корректировке налоговых начислений.
(Кочисова К.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 9)Использование оговорок позволяет увеличить контроль за выполнением договорных обязательств с обеих сторон, как минимум в части урегулирования потенциальных налоговых споров. Причем не только между сторонами договора, но и между бизнесом и налоговыми органами. Что, бесспорно, повышает уровень доверия и снижает риски возникновения конфликтов. Например, если в договоре прописано, что одна сторона берет на себя все налоговые обязательства, другая сторона не понесет неожиданных дополнительных расходов. Согласитесь, это большой плюс любой сделки. Кроме этого, использование такой оговорки открывает для компаний возможность заранее определить налоговую нагрузку, чтобы планировать бюджеты и финансовые потоки, исключив непредвиденные расходы. В результате бухгалтерия не тратит время на рутинную работу по проверке и корректировке налоговых начислений.
Вопрос: Как определяется резерв средств на непредвиденные работы и затраты при капитальном ремонте объектов капитального строительства?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К примеру, при выполнении для обеспечения государственных и муниципальных нужд соответствующих работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства в расчет цены можно включить резерв средств на непредвиденные расходы. Он не должен превышать размер, предусмотренный сметной документацией по объекту. Это правило предусмотрено п. 21 Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования), утв. Приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К примеру, при выполнении для обеспечения государственных и муниципальных нужд соответствующих работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства в расчет цены можно включить резерв средств на непредвиденные расходы. Он не должен превышать размер, предусмотренный сметной документацией по объекту. Это правило предусмотрено п. 21 Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования), утв. Приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр.
Статья: Правовые и организационные механизмы повышения оперативности устранения угроз безопасности дорожного движения в рамках дорожной деятельности
(Баканов К.С., Исаев М.М.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 1)Непредвиденные расходы при осуществлении дорожной деятельности, связанной в первую очередь с содержанием дорог, могут быть запланированы следующими способами.
(Баканов К.С., Исаев М.М.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 1)Непредвиденные расходы при осуществлении дорожной деятельности, связанной в первую очередь с содержанием дорог, могут быть запланированы следующими способами.
Вопрос: Что понимается под непредвиденными затратами в строительстве?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В настоящее время в ходе проведения контрольных мероприятий по целевому и эффективному использованию бюджетных средств в рамках исполнения контрактов на строительно-монтажные работы в качестве нарушения квалифицируются действия заказчика по оплате непредвиденных работ при отсутствии подтверждающих документов. Сумма затрат на непредвиденные работы является суммой, используемой на выполнение дополнительных работ и затрат, которые подрядчик должен выполнить в ходе производства работ. В случае если в ходе исполнения контракта не возникла необходимость дополнительного объема работ, сумма затрат на непредвиденные работы и затрат подрядчику не оплачивается. Сумма непредвиденных расходов, определенная сторонами в контракте, не является экономией подрядчика применительно к ст. 710 ГК РФ, а предусмотрена на оплату возможных действительно понесенных непредвиденных расходов. Таким образом, право подрядчика на получение средств на непредвиденные работы и затраты связано с их фактическим несением и документальным подтверждением.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В настоящее время в ходе проведения контрольных мероприятий по целевому и эффективному использованию бюджетных средств в рамках исполнения контрактов на строительно-монтажные работы в качестве нарушения квалифицируются действия заказчика по оплате непредвиденных работ при отсутствии подтверждающих документов. Сумма затрат на непредвиденные работы является суммой, используемой на выполнение дополнительных работ и затрат, которые подрядчик должен выполнить в ходе производства работ. В случае если в ходе исполнения контракта не возникла необходимость дополнительного объема работ, сумма затрат на непредвиденные работы и затрат подрядчику не оплачивается. Сумма непредвиденных расходов, определенная сторонами в контракте, не является экономией подрядчика применительно к ст. 710 ГК РФ, а предусмотрена на оплату возможных действительно понесенных непредвиденных расходов. Таким образом, право подрядчика на получение средств на непредвиденные работы и затраты связано с их фактическим несением и документальным подтверждением.
Статья: Сохранение и адаптация договора при изменившихся обстоятельствах: интеграция доктрины hardship в гражданское право Российской Федерации
(Алаева А.С.)
("Юрист", 2023, N 5)При этом существенное изменение обстоятельств может иметь место не только в отношении стороны, которая несет непредвиденные дополнительные расходы при исполнении обязательства, но и в отношении лица, для которого польза от реализации договора становится непропорциональной по отношению к выгоде, приобретаемой другой стороной. Однако наличие одного только факта снижения выгоды от исполнения контракта или уменьшения размера получаемой прибыли по сравнению с запланированной при заключении договора не являются достаточными основаниями для того, чтобы ссылаться на затруднения <6>. В данной связи Международная торговая палата (далее - МТП) отмечает, что существенное изменение обстоятельств должно оцениваться в общем контексте контракта, а не только в отношении исполнившей его стороны <7>.
(Алаева А.С.)
("Юрист", 2023, N 5)При этом существенное изменение обстоятельств может иметь место не только в отношении стороны, которая несет непредвиденные дополнительные расходы при исполнении обязательства, но и в отношении лица, для которого польза от реализации договора становится непропорциональной по отношению к выгоде, приобретаемой другой стороной. Однако наличие одного только факта снижения выгоды от исполнения контракта или уменьшения размера получаемой прибыли по сравнению с запланированной при заключении договора не являются достаточными основаниями для того, чтобы ссылаться на затруднения <6>. В данной связи Международная торговая палата (далее - МТП) отмечает, что существенное изменение обстоятельств должно оцениваться в общем контексте контракта, а не только в отношении исполнившей его стороны <7>.
Статья: Система межбанковских финансовых коммуникаций СВИФТ: правовой статус, правосубъектность, санкционный потенциал
(Кудряшов В.В.)
("Финансовое право", 2022, N 7)Однако Компания исключает любую ответственность за непредвиденные убытки, ущерб, потерю бизнеса, неполученные прибыли, ожидаемую экономию, потерю контрактов и т.п., а также любые косвенные или побочные убытки.
(Кудряшов В.В.)
("Финансовое право", 2022, N 7)Однако Компания исключает любую ответственность за непредвиденные убытки, ущерб, потерю бизнеса, неполученные прибыли, ожидаемую экономию, потерю контрактов и т.п., а также любые косвенные или побочные убытки.