Неправомерное использование субсидии
Подборка наиболее важных документов по запросу Неправомерное использование субсидии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 251 "Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию ИФНС неправомерной, использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач. Субсидии предоставляются в целях стимулирования производства на территории РФ.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию ИФНС неправомерной, использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач. Субсидии предоставляются в целях стимулирования производства на территории РФ.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 226 "Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами" главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")При отсутствии доказательств использования субсидии не по целевому назначению, суд признал неправомерным требование министерства о возврате суммы субсидии в связи с неудержанием НДФЛ.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")При отсутствии доказательств использования субсидии не по целевому назначению, суд признал неправомерным требование министерства о возврате суммы субсидии в связи с неудержанием НДФЛ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Противодействие преступлениям, связанным с фальсификацией протоколов общего собрания собственников многоквартирных домов
(Тютюник Р.Н., Ковязин М.Д., Мазуров Д.А.)
("Законность", 2022, N 4)Наряду с хищениями средств граждан не исключена возможность совершения криминальных посягательств на бюджетные ресурсы при неправомерном использовании средств, выделяемых в виде субсидий.
(Тютюник Р.Н., Ковязин М.Д., Мазуров Д.А.)
("Законность", 2022, N 4)Наряду с хищениями средств граждан не исключена возможность совершения криминальных посягательств на бюджетные ресурсы при неправомерном использовании средств, выделяемых в виде субсидий.
Готовое решение: Как СМСП и социально ориентированным некоммерческим организациям в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавируса получить субсидии на карантин и на нерабочие дни (не актуализируется с 5 мая 2023 г.)
(КонсультантПлюс, 2023)вернуть субсидию придется, только если будет установлено, что вы неправомерно ее получили (п. 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.09.2021 N 1513). Расходование субсидии на самостоятельно определенные получателем цели основанием для возврата полученных средств не является.
(КонсультантПлюс, 2023)вернуть субсидию придется, только если будет установлено, что вы неправомерно ее получили (п. 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.09.2021 N 1513). Расходование субсидии на самостоятельно определенные получателем цели основанием для возврата полученных средств не является.
Нормативные акты
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов"
(разработаны Минфином России)- утверждены методические рекомендации оценки действий объекта контроля в целях подтверждения признаков неправомерного, неэффективного использования бюджетных средств, а также по проведению органами контроля проверок исполнения бюджетных полномочий в части администрирования доходов и проверок предоставления и (или) использования субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания.
(разработаны Минфином России)- утверждены методические рекомендации оценки действий объекта контроля в целях подтверждения признаков неправомерного, неэффективного использования бюджетных средств, а также по проведению органами контроля проверок исполнения бюджетных полномочий в части администрирования доходов и проверок предоставления и (или) использования субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания.
<Письмо> ФНС России от 30.12.2015 N ГД-4-14/23321@
<О направлении Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 4 (2015)>Таким образом, Департаментом в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств неправомерного использования Обществом предоставленной ему субсидии.
<О направлении Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 4 (2015)>Таким образом, Департаментом в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств неправомерного использования Обществом предоставленной ему субсидии.
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2023 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)Если будет происходить слияние гранта и субсидии, это определенно создаст понятийную неопределенность в БК РФ, которая приведет не только к множеству процедурных моментов и излишней нагрузке бюрократического характера, но и к злоупотреблению положениями, регулирующими механизмы получения соответствующего финансирования, и, как следствие, неправомерному получению бюджетных средств.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)Если будет происходить слияние гранта и субсидии, это определенно создаст понятийную неопределенность в БК РФ, которая приведет не только к множеству процедурных моментов и излишней нагрузке бюрократического характера, но и к злоупотреблению положениями, регулирующими механизмы получения соответствующего финансирования, и, как следствие, неправомерному получению бюджетных средств.
Статья: Мнение суда о согласовании расходования неиспользованных остатков целевых субсидий в следующем календарном году
(Малова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 9)В ходе контрольных мероприятий сотрудники Управления выявили, что министерство неправомерно разрешило подведомственным учреждениям использовать остаток средств целевой субсидии, сложившийся на конец отчетного года, в следующем календарном году. Указанные действия министерства привели к невозвращению неиспользованного остатка средств субсидии в доход федерального бюджета, как то предусмотрено п. 5 ст. 242 БК РФ, а также соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта РФ.
(Малова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 9)В ходе контрольных мероприятий сотрудники Управления выявили, что министерство неправомерно разрешило подведомственным учреждениям использовать остаток средств целевой субсидии, сложившийся на конец отчетного года, в следующем календарном году. Указанные действия министерства привели к невозвращению неиспользованного остатка средств субсидии в доход федерального бюджета, как то предусмотрено п. 5 ст. 242 БК РФ, а также соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта РФ.
Статья: Правовые основы видов бюджетной безопасности
(Долматова Н.Г.)
("Финансовое право", 2021, N 10)В соответствии со ст. 65 БК РФ расходы бюджета осуществляются в соответствии с расходными обязательствами <10>. Расходные обязательства обусловлены дифференциацией полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местной власти. Бюджетным законодательством урегулирован механизм исполнения бюджета по расходам. По смыслу ст. 219 БК РФ, исполнение бюджета по расходам предусматривает принятие и учет бюджетных и денежных обязательств, их подтверждение, санкционирование оплаты денежных обязательств, а также подтверждение исполнения денежных обязательств. При исполнении бюджета по расходам возникает опасность, обусловленная неэффективным и нецелевым использованием средств бюджетов. На этапе использования бюджетных средств угрозы возникают в связи с неправомерными действиями субъектов бюджетного права. Следует констатировать, что в современных условиях сложившийся финансово-правовой механизм взаимодействия между органами государственной власти "породил" самостоятельную группу угроз и рисков, возникающих при использовании и предоставлении бюджетных средств. Так, например, средства, предоставляемые из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в форме субсидии, переходят в распоряжение государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, и как следствие, возникает угроза нецелевого использования бюджетных средств, которая не "обеспечена" бюджетными мерами государственного принуждения.
(Долматова Н.Г.)
("Финансовое право", 2021, N 10)В соответствии со ст. 65 БК РФ расходы бюджета осуществляются в соответствии с расходными обязательствами <10>. Расходные обязательства обусловлены дифференциацией полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местной власти. Бюджетным законодательством урегулирован механизм исполнения бюджета по расходам. По смыслу ст. 219 БК РФ, исполнение бюджета по расходам предусматривает принятие и учет бюджетных и денежных обязательств, их подтверждение, санкционирование оплаты денежных обязательств, а также подтверждение исполнения денежных обязательств. При исполнении бюджета по расходам возникает опасность, обусловленная неэффективным и нецелевым использованием средств бюджетов. На этапе использования бюджетных средств угрозы возникают в связи с неправомерными действиями субъектов бюджетного права. Следует констатировать, что в современных условиях сложившийся финансово-правовой механизм взаимодействия между органами государственной власти "породил" самостоятельную группу угроз и рисков, возникающих при использовании и предоставлении бюджетных средств. Так, например, средства, предоставляемые из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в форме субсидии, переходят в распоряжение государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, и как следствие, возникает угроза нецелевого использования бюджетных средств, которая не "обеспечена" бюджетными мерами государственного принуждения.
Готовое решение: Как учреждению учитывать субсидию на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания
(КонсультантПлюс, 2025)А вот возврат субсидии на госзадание в бюджет в связи с неправомерным ее использованием, по мнению Минфина России, действующим законодательством не предусмотрен (Письмо от 14.09.2017 N 02-07-10/59464).
(КонсультантПлюс, 2025)А вот возврат субсидии на госзадание в бюджет в связи с неправомерным ее использованием, по мнению Минфина России, действующим законодательством не предусмотрен (Письмо от 14.09.2017 N 02-07-10/59464).
Статья: Когда расходы на оплату труда являются "нецелевкой"?
(Рябинин В.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 3)Проверяющие признали неправомерными начисление и выплату заработной платы указанным лицам. Соответственно, учреждение использовало субсидию на цели, не соответствующие целям, определенным порядком формирования муниципального задания, являющимся правовым основанием использования субсидии.
(Рябинин В.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 3)Проверяющие признали неправомерными начисление и выплату заработной платы указанным лицам. Соответственно, учреждение использовало субсидию на цели, не соответствующие целям, определенным порядком формирования муниципального задания, являющимся правовым основанием использования субсидии.
Статья: Методичка Минфина по оценке действий объекта контроля в целях выявления нарушений
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 3)К иному неправомерному использованию бюджетных средств при предоставлении субсидий бюджетным и автономным учреждениям и (или) их использовании относятся, например, случаи выплат за счет средств субсидии и (или) перечисление средств субсидии должностным лицам (работникам) учреждения, иным лицам с нарушением положений правовых актов, регулирующих процедуры осуществления данных выплат (перечислений).
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 3)К иному неправомерному использованию бюджетных средств при предоставлении субсидий бюджетным и автономным учреждениям и (или) их использовании относятся, например, случаи выплат за счет средств субсидии и (или) перечисление средств субсидии должностным лицам (работникам) учреждения, иным лицам с нарушением положений правовых актов, регулирующих процедуры осуществления данных выплат (перечислений).
Статья: Оплата фактически не выполненных работ: вопросы квалификации нарушений органами внутреннего государственного финансового контроля
(Абсолямов Р.Г., Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2023, N 8)Контрольным органом данные нарушения квалифицированы как неправомерное расходование средств федерального бюджета. Судом апелляционной инстанции вывод контрольного органа поддержан и указано, что при оплате фактически не выполненных работ нарушаются требования статьи 78.2 БК РФ и пункта 2 Правил предоставления субсидий <17>.
(Абсолямов Р.Г., Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2023, N 8)Контрольным органом данные нарушения квалифицированы как неправомерное расходование средств федерального бюджета. Судом апелляционной инстанции вывод контрольного органа поддержан и указано, что при оплате фактически не выполненных работ нарушаются требования статьи 78.2 БК РФ и пункта 2 Правил предоставления субсидий <17>.
Статья: Социально ориентированные некоммерческие организации: проблемы правового регулирования
(Сойфер Т.В.)
("Гражданское право", 2023, N 5)Статья посвящена исследованию категории социально ориентированных некоммерческих организаций и выявлению проблемных аспектов их правового регулирования. Отмечается, что законодателем в настоящее время не определены достаточные для выделения социально ориентированных организаций критерии. На основе анализа судебной практики устанавливаются наиболее распространенные правонарушения, допускаемые при предоставлении социально ориентированным некоммерческим организациям финансовой и имущественной поддержки, в числе которых нецелевое использование средств субсидий, уклонение от представления отчетных материалов, применение модели имущественной поддержки для неправомерной передачи объектов публичной собственности для использования в коммерческих целях. В результате формулируются предложения по разрешению выявленных проблем. В частности, предлагается ограничить круг допустимых для социально ориентированных некоммерческих организаций правовых форм и повысить эффективность контроля за их деятельностью.
(Сойфер Т.В.)
("Гражданское право", 2023, N 5)Статья посвящена исследованию категории социально ориентированных некоммерческих организаций и выявлению проблемных аспектов их правового регулирования. Отмечается, что законодателем в настоящее время не определены достаточные для выделения социально ориентированных организаций критерии. На основе анализа судебной практики устанавливаются наиболее распространенные правонарушения, допускаемые при предоставлении социально ориентированным некоммерческим организациям финансовой и имущественной поддержки, в числе которых нецелевое использование средств субсидий, уклонение от представления отчетных материалов, применение модели имущественной поддержки для неправомерной передачи объектов публичной собственности для использования в коммерческих целях. В результате формулируются предложения по разрешению выявленных проблем. В частности, предлагается ограничить круг допустимых для социально ориентированных некоммерческих организаций правовых форм и повысить эффективность контроля за их деятельностью.
Статья: Нецелевое использование бюджетных средств на капремонт автодороги
(Сергеева И.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 1)Таким образом, по итогам проверки выявлено нецелевое расходование субсидии, а именно администрацией неправомерно оплачены работы на сумму 336 630 руб., из них 333 260 руб. - средства областного бюджета за фактически невыполненные работы по ремонту вышеуказанной автодороги протяженностью 45,05 м согласно сметному расчету.
(Сергеева И.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 1)Таким образом, по итогам проверки выявлено нецелевое расходование субсидии, а именно администрацией неправомерно оплачены работы на сумму 336 630 руб., из них 333 260 руб. - средства областного бюджета за фактически невыполненные работы по ремонту вышеуказанной автодороги протяженностью 45,05 м согласно сметному расчету.
Статья: Неправомерное использование бюджетных средств: анализ практики и проблемы совершенствования правового регулирования
(Исмаилов М.Ч.)
("Финансовое право", 2023, N 1)В литературе также отмечается правоприменительная практика органов государственного финансового контроля в конкретных актах (средствах) реагирования, направленных на устранение выявленных нарушений бюджетного законодательства - неправомерного использования бюджетных средств, таковыми признаны, в частности:
(Исмаилов М.Ч.)
("Финансовое право", 2023, N 1)В литературе также отмечается правоприменительная практика органов государственного финансового контроля в конкретных актах (средствах) реагирования, направленных на устранение выявленных нарушений бюджетного законодательства - неправомерного использования бюджетных средств, таковыми признаны, в частности: