Неправомерное использование средств субсидии
Подборка наиболее важных документов по запросу Неправомерное использование средств субсидии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 170 "Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению ИФНС, налогоплательщик неправомерно использовал вычет по НДС в рамках оплаченных поставщикам ресурсов за счет средств субсидии (п. 2.1 ст. 170 НК РФ).
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению ИФНС, налогоплательщик неправомерно использовал вычет по НДС в рамках оплаченных поставщикам ресурсов за счет средств субсидии (п. 2.1 ст. 170 НК РФ).
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 251 "Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию ИФНС неправомерной, использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач. Субсидии предоставляются в целях стимулирования производства на территории РФ.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию ИФНС неправомерной, использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач. Субсидии предоставляются в целях стимулирования производства на территории РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Противодействие преступлениям, связанным с фальсификацией протоколов общего собрания собственников многоквартирных домов
(Тютюник Р.Н., Ковязин М.Д., Мазуров Д.А.)
("Законность", 2022, N 4)Наряду с хищениями средств граждан не исключена возможность совершения криминальных посягательств на бюджетные ресурсы при неправомерном использовании средств, выделяемых в виде субсидий.
(Тютюник Р.Н., Ковязин М.Д., Мазуров Д.А.)
("Законность", 2022, N 4)Наряду с хищениями средств граждан не исключена возможность совершения криминальных посягательств на бюджетные ресурсы при неправомерном использовании средств, выделяемых в виде субсидий.
Статья: Социально ориентированные некоммерческие организации: проблемы правового регулирования
(Сойфер Т.В.)
("Гражданское право", 2023, N 5)Статья посвящена исследованию категории социально ориентированных некоммерческих организаций и выявлению проблемных аспектов их правового регулирования. Отмечается, что законодателем в настоящее время не определены достаточные для выделения социально ориентированных организаций критерии. На основе анализа судебной практики устанавливаются наиболее распространенные правонарушения, допускаемые при предоставлении социально ориентированным некоммерческим организациям финансовой и имущественной поддержки, в числе которых нецелевое использование средств субсидий, уклонение от представления отчетных материалов, применение модели имущественной поддержки для неправомерной передачи объектов публичной собственности для использования в коммерческих целях. В результате формулируются предложения по разрешению выявленных проблем. В частности, предлагается ограничить круг допустимых для социально ориентированных некоммерческих организаций правовых форм и повысить эффективность контроля за их деятельностью.
(Сойфер Т.В.)
("Гражданское право", 2023, N 5)Статья посвящена исследованию категории социально ориентированных некоммерческих организаций и выявлению проблемных аспектов их правового регулирования. Отмечается, что законодателем в настоящее время не определены достаточные для выделения социально ориентированных организаций критерии. На основе анализа судебной практики устанавливаются наиболее распространенные правонарушения, допускаемые при предоставлении социально ориентированным некоммерческим организациям финансовой и имущественной поддержки, в числе которых нецелевое использование средств субсидий, уклонение от представления отчетных материалов, применение модели имущественной поддержки для неправомерной передачи объектов публичной собственности для использования в коммерческих целях. В результате формулируются предложения по разрешению выявленных проблем. В частности, предлагается ограничить круг допустимых для социально ориентированных некоммерческих организаций правовых форм и повысить эффективность контроля за их деятельностью.
Нормативные акты
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов"
(разработаны Минфином России)- утверждены методические рекомендации оценки действий объекта контроля в целях подтверждения признаков неправомерного, неэффективного использования бюджетных средств, а также по проведению органами контроля проверок исполнения бюджетных полномочий в части администрирования доходов и проверок предоставления и (или) использования субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания.
(разработаны Минфином России)- утверждены методические рекомендации оценки действий объекта контроля в целях подтверждения признаков неправомерного, неэффективного использования бюджетных средств, а также по проведению органами контроля проверок исполнения бюджетных полномочий в части администрирования доходов и проверок предоставления и (или) использования субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания.
"Перечень частых нарушений обязательных требований по валютному контролю", "Перечень нарушений обязательных требований по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники", "Перечень частых нарушений обязательных требований по налоговому контролю"п. 1 ст. 346.15, п. 1 ст. 346.17 НК РФ
Вопрос: Об определении цены договора при осуществлении закупок отдельными видами юрлиц, а также об НДС при реализации организацией или ИП, применяющими УСН, товаров (работ, услуг) в рамках закупок.
(Письмо Минфина России от 26.05.2025 N 03-07-11/51414)Кроме того, поскольку начальная (максимальная) цена договора изначально в ЛСР определяется с учетом всех потенциальных затрат победителя закупки, влияющих на цену договора (в т.ч. включает сумму НДС), выплата суммы, заложенной в ЛСР в счет расходов на уплату НДС победителю закупки, применяющему УСН и не уплачивающему НДС в бюджет, признается судами его неосновательным обогащением, а в случае уплаты этой суммы за счет средств бюджетной субсидии - нецелевым использованием бюджетных средств (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.07.2024 N Ф03-3075/2024 по делу N А04-9074/2023).
(Письмо Минфина России от 26.05.2025 N 03-07-11/51414)Кроме того, поскольку начальная (максимальная) цена договора изначально в ЛСР определяется с учетом всех потенциальных затрат победителя закупки, влияющих на цену договора (в т.ч. включает сумму НДС), выплата суммы, заложенной в ЛСР в счет расходов на уплату НДС победителю закупки, применяющему УСН и не уплачивающему НДС в бюджет, признается судами его неосновательным обогащением, а в случае уплаты этой суммы за счет средств бюджетной субсидии - нецелевым использованием бюджетных средств (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.07.2024 N Ф03-3075/2024 по делу N А04-9074/2023).
Статья: Условия предоставления или использования субсидии: есть ли разница?
(Зайцева Г.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 4)Неправомерное расходование целевых средств (будь то субсидия на выполнение задания, "иные цели" или грант) - частое нарекание со стороны контролеров. В этих случаях действия учреждений традиционно квалифицируются по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ - как нарушение условий предоставления субсидии. Так бывает даже тогда, когда речь заходит о ее использовании. Есть ли разница между двумя этими понятиями? Как складывается судебная практика по данному вопросу? Попробуем разобраться.
(Зайцева Г.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 4)Неправомерное расходование целевых средств (будь то субсидия на выполнение задания, "иные цели" или грант) - частое нарекание со стороны контролеров. В этих случаях действия учреждений традиционно квалифицируются по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ - как нарушение условий предоставления субсидии. Так бывает даже тогда, когда речь заходит о ее использовании. Есть ли разница между двумя этими понятиями? Как складывается судебная практика по данному вопросу? Попробуем разобраться.
Статья: КСП вправе проверять выплаты по трудовым договорам, идущие из бюджета
(Опарина С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2025, N 5)Суд первой инстанции отметил, что КСП вышла за пределы предоставленных ей полномочий, поскольку выявленные в ходе проверки нарушения не являются нарушениями бюджетного законодательства, в связи с чем не могут быть включены в обязательное для исполнения представление и влечь за собой применение мер бюджетного реагирования. Выдача представления по факту обозначенных нарушений в области трудовых правоотношений свидетельствует о неправомерном вмешательстве ответчика в хозяйственную деятельность юридического лица и ограничении его самостоятельности. Суд также установил, что муниципальными заданиями, а также соглашениями о предоставлении средств субсидии на учреждение не возложены какие-либо обязанности в части порядка расходования средств предоставленной субсидии. При этом доказательств нарушения ПФХД учреждения в материалы дела не представлено. Оспариваемое представление не содержит ссылок на нарушение норм бюджетного законодательства либо действовавших муниципальных заданий и соглашений о предоставлении субсидий.
(Опарина С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2025, N 5)Суд первой инстанции отметил, что КСП вышла за пределы предоставленных ей полномочий, поскольку выявленные в ходе проверки нарушения не являются нарушениями бюджетного законодательства, в связи с чем не могут быть включены в обязательное для исполнения представление и влечь за собой применение мер бюджетного реагирования. Выдача представления по факту обозначенных нарушений в области трудовых правоотношений свидетельствует о неправомерном вмешательстве ответчика в хозяйственную деятельность юридического лица и ограничении его самостоятельности. Суд также установил, что муниципальными заданиями, а также соглашениями о предоставлении средств субсидии на учреждение не возложены какие-либо обязанности в части порядка расходования средств предоставленной субсидии. При этом доказательств нарушения ПФХД учреждения в материалы дела не представлено. Оспариваемое представление не содержит ссылок на нарушение норм бюджетного законодательства либо действовавших муниципальных заданий и соглашений о предоставлении субсидий.
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Анализ правоприменительной практики показывает, что неправомерным использованием бюджетных средств могут являться следующие нарушения:
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Анализ правоприменительной практики показывает, что неправомерным использованием бюджетных средств могут являться следующие нарушения:
Статья: Нецелевое использование бюджетных средств на капремонт автодороги
(Сергеева И.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 1)Таким образом, по итогам проверки выявлено нецелевое расходование субсидии, а именно администрацией неправомерно оплачены работы на сумму 336 630 руб., из них 333 260 руб. - средства областного бюджета за фактически невыполненные работы по ремонту вышеуказанной автодороги протяженностью 45,05 м согласно сметному расчету.
(Сергеева И.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 1)Таким образом, по итогам проверки выявлено нецелевое расходование субсидии, а именно администрацией неправомерно оплачены работы на сумму 336 630 руб., из них 333 260 руб. - средства областного бюджета за фактически невыполненные работы по ремонту вышеуказанной автодороги протяженностью 45,05 м согласно сметному расчету.
Статья: Пример из судебной практики: неправомерное и неэффективное использование средств бюджетным учреждением
(Павлова С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 2)- принимались на работу медицинские сотрудники на должности медицинской сестры и врача-специалиста для оказания доврачебной медико-санитарной помощи и осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и велась медицинская деятельность при отсутствии у учреждения лицензии на медицинскую деятельность, что повлекло неправомерное использование средств на выплату им заработной платы;
(Павлова С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 2)- принимались на работу медицинские сотрудники на должности медицинской сестры и врача-специалиста для оказания доврачебной медико-санитарной помощи и осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и велась медицинская деятельность при отсутствии у учреждения лицензии на медицинскую деятельность, что повлекло неправомерное использование средств на выплату им заработной платы;
Статья: Неправомерное использование бюджетных средств: анализ практики и проблемы совершенствования правового регулирования
(Исмаилов М.Ч.)
("Финансовое право", 2023, N 1)В литературе также отмечается правоприменительная практика органов государственного финансового контроля в конкретных актах (средствах) реагирования, направленных на устранение выявленных нарушений бюджетного законодательства - неправомерного использования бюджетных средств, таковыми признаны, в частности:
(Исмаилов М.Ч.)
("Финансовое право", 2023, N 1)В литературе также отмечается правоприменительная практика органов государственного финансового контроля в конкретных актах (средствах) реагирования, направленных на устранение выявленных нарушений бюджетного законодательства - неправомерного использования бюджетных средств, таковыми признаны, в частности:
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Ответ: В данном случае применение п. 4.11 Положения N 590-П неправомерно.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Ответ: В данном случае применение п. 4.11 Положения N 590-П неправомерно.
Статья: Учреждение устранило нарушение, но штрафа избежать не удалось
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 4)Проверяющие пришли к выводу о том, что учреждением в нарушение ч. 1 ст. 78.1 БК РФ допущено нецелевое расходование средств бюджета субъекта РФ, выразившееся в неправомерной выплате зарплаты работникам за счет средств субсидии на выполнение государственного задания, которые не могли использоваться в качестве источника финансирования таких выплат (расходов).
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 4)Проверяющие пришли к выводу о том, что учреждением в нарушение ч. 1 ст. 78.1 БК РФ допущено нецелевое расходование средств бюджета субъекта РФ, выразившееся в неправомерной выплате зарплаты работникам за счет средств субсидии на выполнение государственного задания, которые не могли использоваться в качестве источника финансирования таких выплат (расходов).