Неповиновение законному требованию
Подборка наиболее важных документов по запросу Неповиновение законному требованию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 19.3 "Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации" КоАП РФ"Как следует из материалов дела, 3 февраля 2024 г. в 00 часов 50 минут при доставлении в здание ФГБУЗ "Клиническая больница N 50 ФМБА России" по адресу: <...>, для прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения Л. попытался скрыться, на неоднократные требования прекратить свои противоправные действия не реагировал, вел себя дерзко, вызывающе, тем самым оказал неповиновение законному требованию сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Порядок привлечения к административной ответственности за налоговые правонарушения
(КонсультантПлюс, 2025)за неповиновение законному требованию или распоряжению инспектора (например, если не явиться в инспекцию по уведомлению о вызове для дачи пояснений). Руководителю организации (ИП, иному должностному лицу) за это могут назначить предупреждение или штраф от 2 000 до 4 000 руб. (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, Письмо Минфина России от 09.04.2010 N 03-02-08/21);
(КонсультантПлюс, 2025)за неповиновение законному требованию или распоряжению инспектора (например, если не явиться в инспекцию по уведомлению о вызове для дачи пояснений). Руководителю организации (ИП, иному должностному лицу) за это могут назначить предупреждение или штраф от 2 000 до 4 000 руб. (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, Письмо Минфина России от 09.04.2010 N 03-02-08/21);
Статья: К вопросу о невыполнении гражданами законных требований и распоряжений сотрудника полиции
(Строева О.А.)
("Российский следователь", 2021, N 12)Ключевые слова: полиция, обязанности, права, воспрепятствование, невыполнение, неповиновение, законные требования и распоряжения, ответственность.
(Строева О.А.)
("Российский следователь", 2021, N 12)Ключевые слова: полиция, обязанности, права, воспрепятствование, невыполнение, неповиновение, законные требования и распоряжения, ответственность.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 18.7. Неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации
(ред. от 04.11.2025)Статья 18.7. Неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации
"Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ
(ред. от 07.04.2025)1. В случаях оказания осужденными сопротивления персоналу исправительных учреждений, злостного неповиновения законным требованиям персонала, проявления буйства, участия в массовых беспорядках, захвата заложников, нападения на граждан или совершения иных общественно опасных действий, а также при побеге или задержании бежавших из исправительных учреждений осужденных в целях пресечения указанных противоправных действий, а равно предотвращения причинения этими осужденными вреда окружающим или самим себе применяются физическая сила, специальные средства и оружие.
(ред. от 07.04.2025)1. В случаях оказания осужденными сопротивления персоналу исправительных учреждений, злостного неповиновения законным требованиям персонала, проявления буйства, участия в массовых беспорядках, захвата заложников, нападения на граждан или совершения иных общественно опасных действий, а также при побеге или задержании бежавших из исправительных учреждений осужденных в целях пресечения указанных противоправных действий, а равно предотвращения причинения этими осужденными вреда окружающим или самим себе применяются физическая сила, специальные средства и оружие.
"Административно-предупредительные меры в области безопасности дорожного движения: монография"
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)Следует отметить, что в настоящее время в ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ также установлена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) <98>. Указанная норма имеет непосредственное отношение к сотруднику Госавтоинспекции, выступающему в качестве субъекта контрольно-надзорной деятельности в области БДД.
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)Следует отметить, что в настоящее время в ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ также установлена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) <98>. Указанная норма имеет непосредственное отношение к сотруднику Госавтоинспекции, выступающему в качестве субъекта контрольно-надзорной деятельности в области БДД.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В качестве примера можно привести решение Московского городского суда от 14.05.2013 по делу N 7-1153/13 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ за неповиновение законным требованиям сотрудника полиции на территории метрополитена (в тоннеле станции метро), выражающееся в отказе предъявления документов, удостоверяющих личность и попытке скрыться. В Приказе МВД России от 29.01.2008 N 80 "Вопросы организации деятельности строевых подразделений контрольно-постовой службы полиции" приведено понятие "территории оперативного обслуживания органов внутренних дел" - это участки, непосредственно прилегающие к открытому железнодорожному полотну, станциям, подуличным переходам, киоскам вентиляционных шахт, объектам энергообеспечения метрополитена, а также участки местности под железнодорожным полотном.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В качестве примера можно привести решение Московского городского суда от 14.05.2013 по делу N 7-1153/13 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ за неповиновение законным требованиям сотрудника полиции на территории метрополитена (в тоннеле станции метро), выражающееся в отказе предъявления документов, удостоверяющих личность и попытке скрыться. В Приказе МВД России от 29.01.2008 N 80 "Вопросы организации деятельности строевых подразделений контрольно-постовой службы полиции" приведено понятие "территории оперативного обслуживания органов внутренних дел" - это участки, непосредственно прилегающие к открытому железнодорожному полотну, станциям, подуличным переходам, киоскам вентиляционных шахт, объектам энергообеспечения метрополитена, а также участки местности под железнодорожным полотном.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Здесь, с одной стороны, возможна практика "двойных стандартов", так как формулировка закона не содержит обязанности должностного лица оставить такое обращение без ответа и не укладывается в политику повышенной ответственности за правонарушения в отношении представителя власти, предусмотренную уголовным (применение насилия либо угроза применения насилия в отношении представителя власти, публичное оскорбление представителя власти) и административным законодательством Российской Федерации (мелкое хулиганство, сопряженное с неповиновением законному требованию представителя власти) <383>, ставя все-таки конституционное право на обращение выше политики повышенной ответственности за правонарушения в отношении представителя власти, а с другой стороны, предоставление именно права позволяет должностному лицу с учетом сложных жизненных обстоятельств гражданина, его повышенной эмоциональной возбудимости в связи с волокитой со стороны различных органов и организаций все-таки рассмотреть обращение по существу и помочь гражданину разрешить его вопрос и восстановить нарушенное право.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Здесь, с одной стороны, возможна практика "двойных стандартов", так как формулировка закона не содержит обязанности должностного лица оставить такое обращение без ответа и не укладывается в политику повышенной ответственности за правонарушения в отношении представителя власти, предусмотренную уголовным (применение насилия либо угроза применения насилия в отношении представителя власти, публичное оскорбление представителя власти) и административным законодательством Российской Федерации (мелкое хулиганство, сопряженное с неповиновением законному требованию представителя власти) <383>, ставя все-таки конституционное право на обращение выше политики повышенной ответственности за правонарушения в отношении представителя власти, а с другой стороны, предоставление именно права позволяет должностному лицу с учетом сложных жизненных обстоятельств гражданина, его повышенной эмоциональной возбудимости в связи с волокитой со стороны различных органов и организаций все-таки рассмотреть обращение по существу и помочь гражданину разрешить его вопрос и восстановить нарушенное право.
Статья: Особенности административно-юрисдикционной деятельности уголовно-исполнительных инспекций при производстве по делам об административных правонарушениях
(Шириков В.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)Одним из наиболее значимых направлений деятельности правоохранительных органов выступает административно-юрисдикционная деятельность. Она направлена на обеспечение законных прав, обязанностей и интересов личности, общества и государства в целом при помощи административно-правовых средств. Следует отметить, что для успешного решения задачи по укреплению правопорядка в обществе необходимо повышение эффективности работы всей системы правоохранительных органов, наделенных полномочиями в области административной юрисдикции. Данное наблюдение справедливо и в отношении уголовно-исполнительной системы. В статье рассмотрена деятельность уголовно-исполнительной инспекции в части применения административного принуждения, административно-юрисдикционного производства. Рассмотрены понятия "неповиновение законным требованиям сотрудника УИИ", "воспрепятствование исполнению служебных обязанностей сотрудника", объективная сторона ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, ответственность правонарушителя. С учетом очевидности проблем в правоприменительной практике автором предложены направления развития по повышению эффективности правоприменительной практики.
(Шириков В.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)Одним из наиболее значимых направлений деятельности правоохранительных органов выступает административно-юрисдикционная деятельность. Она направлена на обеспечение законных прав, обязанностей и интересов личности, общества и государства в целом при помощи административно-правовых средств. Следует отметить, что для успешного решения задачи по укреплению правопорядка в обществе необходимо повышение эффективности работы всей системы правоохранительных органов, наделенных полномочиями в области административной юрисдикции. Данное наблюдение справедливо и в отношении уголовно-исполнительной системы. В статье рассмотрена деятельность уголовно-исполнительной инспекции в части применения административного принуждения, административно-юрисдикционного производства. Рассмотрены понятия "неповиновение законным требованиям сотрудника УИИ", "воспрепятствование исполнению служебных обязанностей сотрудника", объективная сторона ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, ответственность правонарушителя. С учетом очевидности проблем в правоприменительной практике автором предложены направления развития по повышению эффективности правоприменительной практики.
Статья: Содержание и реализация принципа соразмерности в законодательстве об административных правонарушениях Российской Федерации
(Кисин В.Р., Малахов С.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)Так, за неповиновение законному требованию должностного лица органа Федеральной службы безопасности санкцией ч. 4 ст. 19.3 КоАП РФ предусмотрены наказания в виде административного штрафа (для граждан) до 4 тыс. руб., либо административного ареста, либо обязательных работ, а санкция ч. 1 ст. 20.27 КоАП РФ за аналогичное, но совершенное в условиях введенного правового режима контртеррористической операции деяние предусматривает лишь административный штраф до 500 руб. Очевидно, что большей общественной опасностью обладает нарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.27 КоАП РФ. Однако в действующем законодательстве меры ответственности за него значительно меньше (даже меньше, чем за неповиновение законному требованию народного дружинника - ст. 19.35 КоАП РФ, ст. 3.3 КоАП г. Москвы).
(Кисин В.Р., Малахов С.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)Так, за неповиновение законному требованию должностного лица органа Федеральной службы безопасности санкцией ч. 4 ст. 19.3 КоАП РФ предусмотрены наказания в виде административного штрафа (для граждан) до 4 тыс. руб., либо административного ареста, либо обязательных работ, а санкция ч. 1 ст. 20.27 КоАП РФ за аналогичное, но совершенное в условиях введенного правового режима контртеррористической операции деяние предусматривает лишь административный штраф до 500 руб. Очевидно, что большей общественной опасностью обладает нарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.27 КоАП РФ. Однако в действующем законодательстве меры ответственности за него значительно меньше (даже меньше, чем за неповиновение законному требованию народного дружинника - ст. 19.35 КоАП РФ, ст. 3.3 КоАП г. Москвы).
Статья: Привод как иная мера уголовно-процессуального принуждения. Комментарий к статье 113 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)При осуществлении привода судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеют право в случаях и порядке, которые предусмотрены ст. ст. 15 - 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" <232> (если подлежащее приводу лицо демонстрирует злостное, т.е. неоднократное неповиновение законным требованиям или же оказывает сопротивление), применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них обязанностей.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)При осуществлении привода судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеют право в случаях и порядке, которые предусмотрены ст. ст. 15 - 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" <232> (если подлежащее приводу лицо демонстрирует злостное, т.е. неоднократное неповиновение законным требованиям или же оказывает сопротивление), применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них обязанностей.
Статья: К вопросу о повышении эффективности профилактического воздействия выносимого полицией официального предостережения
(Лизунов А.С., Майорова С.А., Харитонов А.О.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Однако фактов, когда лицо, которому ранее объявлялось официальное предостережение, привлекалось бы к административной ответственности одновременно по двум статьям КоАП РФ, а именно за совершение правонарушения, о недопустимости которого оно предупреждалось, и за неповиновение законным требованиям сотрудника полиции (ст. 19.3 КоАП РФ), изложенным в официальном предостережении, нам в решениях судов обнаружить не удалось. Полагаем, что сложившуюся судебную практику следует оценить положительно, за одно правонарушение должно следовать одно наказание, в противном случае будет нарушен принцип справедливости. Таким образом, в настоящее время вынесение официального предостережения можно рассматривать лишь как предпосылку привлечения лица, продолжающего совершать антиобщественные действия, к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ - и не более того.
(Лизунов А.С., Майорова С.А., Харитонов А.О.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Однако фактов, когда лицо, которому ранее объявлялось официальное предостережение, привлекалось бы к административной ответственности одновременно по двум статьям КоАП РФ, а именно за совершение правонарушения, о недопустимости которого оно предупреждалось, и за неповиновение законным требованиям сотрудника полиции (ст. 19.3 КоАП РФ), изложенным в официальном предостережении, нам в решениях судов обнаружить не удалось. Полагаем, что сложившуюся судебную практику следует оценить положительно, за одно правонарушение должно следовать одно наказание, в противном случае будет нарушен принцип справедливости. Таким образом, в настоящее время вынесение официального предостережения можно рассматривать лишь как предпосылку привлечения лица, продолжающего совершать антиобщественные действия, к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ - и не более того.
Статья: О факторах, влияющих на обеспечение безопасности персонала следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы
(Дугенец А.С., Тищенко Ю.Ю.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)Однако, несмотря на неуклонное снижение количества спецконтингента, оперативная обстановка в СИЗО остается непростой. Серьезную озабоченность вызывает структура пенитенциарной преступности, в которой преобладают тяжкие и особо тяжкие преступления, а также количество случаев применения насилия в отношении персонала СИЗО в связи с осуществлением ими служебной деятельности. Согласно сведениям о выявленных нарушениях режима содержания подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными происходит рост количества случаев неповиновения законным требованиям сотрудников учреждений, их оскорбление. Так, если в 2015 году допущено 78,6 тыс. подобных нарушений, то уже в 2019 году их число увеличилось практически вдвое и составило 150,1 тыс. Таким образом, выполнение служебных задач в таких экстремальных условиях актуализирует проблему обеспечения безопасности персонала СИЗО.
(Дугенец А.С., Тищенко Ю.Ю.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)Однако, несмотря на неуклонное снижение количества спецконтингента, оперативная обстановка в СИЗО остается непростой. Серьезную озабоченность вызывает структура пенитенциарной преступности, в которой преобладают тяжкие и особо тяжкие преступления, а также количество случаев применения насилия в отношении персонала СИЗО в связи с осуществлением ими служебной деятельности. Согласно сведениям о выявленных нарушениях режима содержания подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными происходит рост количества случаев неповиновения законным требованиям сотрудников учреждений, их оскорбление. Так, если в 2015 году допущено 78,6 тыс. подобных нарушений, то уже в 2019 году их число увеличилось практически вдвое и составило 150,1 тыс. Таким образом, выполнение служебных задач в таких экстремальных условиях актуализирует проблему обеспечения безопасности персонала СИЗО.
Статья: Коллизионные вопросы применения административных наказаний в отношении осужденных
(Гришин Д.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)- значительное количество случаев неповиновения законным требованиям персонала пенитенциарных учреждений и, как следствие, возбуждаемых начальниками исправительных учреждений дел об административных правонарушениях существенным образом повысят нагрузку на суд, который будет рассматривать данные дела на соответствующей территории, что повлечет необходимость увеличения штатной численности судей с возможностью выделения специализированных мировых судий, рассматривающих соответствующие пенитенциарные деликты.
(Гришин Д.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)- значительное количество случаев неповиновения законным требованиям персонала пенитенциарных учреждений и, как следствие, возбуждаемых начальниками исправительных учреждений дел об административных правонарушениях существенным образом повысят нагрузку на суд, который будет рассматривать данные дела на соответствующей территории, что повлечет необходимость увеличения штатной численности судей с возможностью выделения специализированных мировых судий, рассматривающих соответствующие пенитенциарные деликты.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Вместе с тем в случае наделения законами субъектов РФ органов местного самоуправления отдельными полномочиями субъекта РФ по решению вопросов создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов РФ, и определения перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, должностные лица контрольного органа вправе составлять такие протоколы (ст. 1.3.1 КоАП РФ). Согласно ч. 3 данной статьи должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данным Кодексом или законами субъектов РФ, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами РФ, а также при осуществлении муниципального контроля. В ч. 7 ст. 28.3 КоАП РФ перечислены составы правонарушений, по которым должностные лица органов местного самоуправления при осуществлении муниципального контроля вправе составлять протоколы об административных правонарушениях (неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль (ч. 1 ст. 19.4); воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль (ст. 19.4.1); невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства (ч. 1 ст. 19.5); невыполнение (и повторное невыполнение) в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа, осуществляющего муниципальный контроль за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения и определенных для нее в схеме теплоснабжения; в случаях, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении" (ч. 31, 32 ст. 19.5) <1>; непредставление сведений (информации) или несвоевременное представление в орган (должностному лицу), осуществляющий муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде (ст. 19.7)).
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Вместе с тем в случае наделения законами субъектов РФ органов местного самоуправления отдельными полномочиями субъекта РФ по решению вопросов создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов РФ, и определения перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, должностные лица контрольного органа вправе составлять такие протоколы (ст. 1.3.1 КоАП РФ). Согласно ч. 3 данной статьи должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данным Кодексом или законами субъектов РФ, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами РФ, а также при осуществлении муниципального контроля. В ч. 7 ст. 28.3 КоАП РФ перечислены составы правонарушений, по которым должностные лица органов местного самоуправления при осуществлении муниципального контроля вправе составлять протоколы об административных правонарушениях (неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль (ч. 1 ст. 19.4); воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль (ст. 19.4.1); невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства (ч. 1 ст. 19.5); невыполнение (и повторное невыполнение) в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа, осуществляющего муниципальный контроль за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения и определенных для нее в схеме теплоснабжения; в случаях, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении" (ч. 31, 32 ст. 19.5) <1>; непредставление сведений (информации) или несвоевременное представление в орган (должностному лицу), осуществляющий муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде (ст. 19.7)).