Неохраняемый элемент
Подборка наиболее важных документов по запросу Неохраняемый элемент (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры с Роспатентом: Потенциальный правообладатель хочет оспорить отказ в регистрации товарного знака (признание ее недействительной) как не обладающего различительной способностью
(КонсультантПлюс, 2025)Обозначение состоит из неохраняемых элементов, не образующих оригинальную композицию
(КонсультантПлюс, 2025)Обозначение состоит из неохраняемых элементов, не образующих оригинальную композицию
Важнейшая практика по ст. 1489 ГК РФПоложения п. 3 ст. 1489 ГК РФ применяются только к изначально зарегистрированному товарному знаку, включающему в качестве неохраняемого элемента географическое указание или НМПТ >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Охраняемые и неохраняемые элементы произведения
(Копылов А.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 2)"Актуальные проблемы российского права", 2021, N 2
(Копылов А.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 2)"Актуальные проблемы российского права", 2021, N 2
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)1. Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:
(ред. от 23.07.2025)1. Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:
"Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015)37. При выявлении сходства до степени смешения используемого ответчиком обозначения с товарным знаком истца учитывается общее впечатление, которое производят эти обозначение и товарный знак (включая неохраняемые элементы) в целом на среднего потребителя соответствующих товаров или услуг. Вместе с тем использование исключительно неохраняемых элементов товарного знака не может быть признано нарушением.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015)37. При выявлении сходства до степени смешения используемого ответчиком обозначения с товарным знаком истца учитывается общее впечатление, которое производят эти обозначение и товарный знак (включая неохраняемые элементы) в целом на среднего потребителя соответствующих товаров или услуг. Вместе с тем использование исключительно неохраняемых элементов товарного знака не может быть признано нарушением.
Готовое решение: Какие могут быть последствия использования обозначений, сходных до степени смешения с чужими средствами индивидуализации
(КонсультантПлюс, 2025)в отношении каких элементов имеется сходство - сильных или слабых. Сходство лишь неохраняемых элементов не учитывается;
(КонсультантПлюс, 2025)в отношении каких элементов имеется сходство - сильных или слабых. Сходство лишь неохраняемых элементов не учитывается;
Статья: Охрана наименований объектов всемирного наследия в составе наименований мест происхождения товаров
(Свиридова Е.А.)
("Современное право", 2025, N 1)Правообладатель НМПТ обладает существенными преимуществами перед субъектом предпринимательской деятельности, у которого такое право отсутствует. Так, АО ГК "Море Байкал" смогла зарегистрировать товарный знак (свидетельство N 785165), включающий словесные элементы "BAIKAL/БАЙКАЛ", так как обладает исключительным правом на НМПТ "ВОДА ПРИРОДНАЯ ПИТЬЕВАЯ "БАЙКАЛ" ГЛУБИННАЯ" (п. 7 ст. 1483 ГК РФ дает право правообладателю наименования места происхождения товара включить его в качестве неохраняемого элемента товарного знака). При этом ООО "Вода Байкала" было отказано в регистрации товарного знака "Вода Байкала" в связи с описательным характером доминирующих элементов и отсутствием различительной способности обозначения в результате его длительного и активного использования <9>.
(Свиридова Е.А.)
("Современное право", 2025, N 1)Правообладатель НМПТ обладает существенными преимуществами перед субъектом предпринимательской деятельности, у которого такое право отсутствует. Так, АО ГК "Море Байкал" смогла зарегистрировать товарный знак (свидетельство N 785165), включающий словесные элементы "BAIKAL/БАЙКАЛ", так как обладает исключительным правом на НМПТ "ВОДА ПРИРОДНАЯ ПИТЬЕВАЯ "БАЙКАЛ" ГЛУБИННАЯ" (п. 7 ст. 1483 ГК РФ дает право правообладателю наименования места происхождения товара включить его в качестве неохраняемого элемента товарного знака). При этом ООО "Вода Байкала" было отказано в регистрации товарного знака "Вода Байкала" в связи с описательным характером доминирующих элементов и отсутствием различительной способности обозначения в результате его длительного и активного использования <9>.
"Защита авторских и смежных прав"
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)В Постановлении президиума Суда по интеллектуальным правам от 17 декабря 2021 г. по делу N СИП-591/2020 отражен базовый смысл п. 10 ст. 1483 <1> ГК и разъясняются актуальные аспекты его применения. В этой норме законодатель кодифицировал опыт правоприменительной практики по спорам о недопустимости регистрации товарных знаков, включающих элементы, тождественные или схожие до степени смешения с другими средствами индивидуализации (так называемое относительное основание для отказа в регистрации). Без согласия правообладателя, у которого приоритет или исключительное право возникли раньше, не допускается воспроизведение противопоставляемого товарного знака, названия известного произведения, персонажа, цитаты, наименования, промышленного образца, коммерческого обозначения и т.д. в качестве элемента спорного товарного знака. "Особый вопрос - область пересечения товарных знаков и наименования места происхождения товара: так, слово "Вологда" в товарном знаке является неохраняемым элементом, но использование этого обозначения в отношении сливочного масла квалифицируется как нарушение прав лица, имеющего свидетельство на право пользования наименованием происхождения товара "Вологодское масло" <2>. До введения новеллы в действие (1 октября 2014 г.) суды традиционно <3> руководствовались распространительным толкованием пункта 9 статьи 1483 ГК, запрещающего регистрировать товарные знаки, совпадающие в целом с тождественными обозначениями.
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)В Постановлении президиума Суда по интеллектуальным правам от 17 декабря 2021 г. по делу N СИП-591/2020 отражен базовый смысл п. 10 ст. 1483 <1> ГК и разъясняются актуальные аспекты его применения. В этой норме законодатель кодифицировал опыт правоприменительной практики по спорам о недопустимости регистрации товарных знаков, включающих элементы, тождественные или схожие до степени смешения с другими средствами индивидуализации (так называемое относительное основание для отказа в регистрации). Без согласия правообладателя, у которого приоритет или исключительное право возникли раньше, не допускается воспроизведение противопоставляемого товарного знака, названия известного произведения, персонажа, цитаты, наименования, промышленного образца, коммерческого обозначения и т.д. в качестве элемента спорного товарного знака. "Особый вопрос - область пересечения товарных знаков и наименования места происхождения товара: так, слово "Вологда" в товарном знаке является неохраняемым элементом, но использование этого обозначения в отношении сливочного масла квалифицируется как нарушение прав лица, имеющего свидетельство на право пользования наименованием происхождения товара "Вологодское масло" <2>. До введения новеллы в действие (1 октября 2014 г.) суды традиционно <3> руководствовались распространительным толкованием пункта 9 статьи 1483 ГК, запрещающего регистрировать товарные знаки, совпадающие в целом с тождественными обозначениями.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за февраль 2025 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Михайлова В.С., Саргсян Т.А., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 4)1. Установление сходства осуществляется судом по результатам сравнения товарного знака и обозначения (в том числе по графическому, звуковому и смысловому критериям) с учетом представленных сторонами доказательств по своему внутреннему убеждению. При этом суд учитывает, в отношении каких элементов товарного знака и обозначения имеется сходство - сильных или слабых. Сходство лишь неохраняемых элементов во внимание не принимается.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Михайлова В.С., Саргсян Т.А., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 4)1. Установление сходства осуществляется судом по результатам сравнения товарного знака и обозначения (в том числе по графическому, звуковому и смысловому критериям) с учетом представленных сторонами доказательств по своему внутреннему убеждению. При этом суд учитывает, в отношении каких элементов товарного знака и обозначения имеется сходство - сильных или слабых. Сходство лишь неохраняемых элементов во внимание не принимается.
Статья: Знак обслуживания
(Слесарев С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Указанные элементы могут быть включены в знак обслуживания как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения (п. 1 ст. 1483 ГК РФ).
(Слесарев С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Указанные элементы могут быть включены в знак обслуживания как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения (п. 1 ст. 1483 ГК РФ).
Статья: Дилемма пародии: между производным и свободным произведением
(Матвеев А.Г.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 2)На наш взгляд, дилемма о том, что пародия либо относится к производным произведениям, либо не относится к ним, - это ложная дихотомия. В зависимости от характера заимствованных элементов пародируемого произведения пародия может быть производным произведением, составным произведением или творчески самостоятельным произведением, в котором заимствованы неохраняемые элементы пародируемого произведения. Параллельно с этой типологией о пародии можно говорить как о творческом произведении и как о нетворческом (неоригинальном) произведении, когда автор пародии привнес в нее выражение юмора и насмешки не за счет творческого вклада (в смысле авторского права), а за счет дополнения оригинального произведения неоригинальными комическими элементами или помещения этого произведения в иной комический контекст.
(Матвеев А.Г.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 2)На наш взгляд, дилемма о том, что пародия либо относится к производным произведениям, либо не относится к ним, - это ложная дихотомия. В зависимости от характера заимствованных элементов пародируемого произведения пародия может быть производным произведением, составным произведением или творчески самостоятельным произведением, в котором заимствованы неохраняемые элементы пародируемого произведения. Параллельно с этой типологией о пародии можно говорить как о творческом произведении и как о нетворческом (неоригинальном) произведении, когда автор пародии привнес в нее выражение юмора и насмешки не за счет творческого вклада (в смысле авторского права), а за счет дополнения оригинального произведения неоригинальными комическими элементами или помещения этого произведения в иной комический контекст.
Статья: Товарный знак
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- включающие, воспроизводящие или имитирующие географические указания или наименования мест происхождения товаров, охраняемые в соответствии с ГК РФ, а также обозначения, заявленные на регистрацию в качестве таковых до даты приоритета товарного знака, в отношении однородных товаров, за исключением случая, если такое обозначение включено как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего право использования таких географического указания или наименования места происхождения товара;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- включающие, воспроизводящие или имитирующие географические указания или наименования мест происхождения товаров, охраняемые в соответствии с ГК РФ, а также обозначения, заявленные на регистрацию в качестве таковых до даты приоритета товарного знака, в отношении однородных товаров, за исключением случая, если такое обозначение включено как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего право использования таких географического указания или наименования места происхождения товара;
Статья: Соотношение товарных знаков и объектов авторского права на примере шрифтов
(Демидова Д.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 6)Так, например, в ст. 1476 ГК РФ указано, что фирменное наименование или отдельные его элементы могут использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения и в принадлежащем ему товарном знаке. При этом фирменное наименование, включенное в коммерческое обозначение и/или товарный знак, охраняется независимо от охраны коммерческого обозначения и/или товарного знака. Также, согласно ст. 1541 ГК РФ коммерческое обозначение, включающее фирменное наименование или отдельные его элементы, возникает и действует независимо от исключительного права на фирменное наименование, или если коммерческое обозначение или отдельные его элементы использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке, то оно охраняется независимо от охраны товарного знака. Согласно п. п. 3 п. 2 ст. 1516 ГК РФ, не допускается государственная регистрация в качестве географического указания или наименования места происхождения товара обозначений, которые являются тождественными или сходными с товарными знаками, имеющими более ранний приоритет, если использование такого географического указания или такого наименования места происхождения товара способно ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя. При этом п. п. 1 п. 7 ст. 1483 ГК РФ допускает регистрацию товарных знаков, включающих, воспроизводящих или имитирующих географические указания или наименования мест происхождения товаров в том случае, если указанные средства индивидуализации включены как неохраняемые элементы в товарный знак, но при условии, если указанная регистрация испрашивается на имя лица, имеющего право использования таких географического указания или наименования места происхождения товара.
(Демидова Д.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 6)Так, например, в ст. 1476 ГК РФ указано, что фирменное наименование или отдельные его элементы могут использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения и в принадлежащем ему товарном знаке. При этом фирменное наименование, включенное в коммерческое обозначение и/или товарный знак, охраняется независимо от охраны коммерческого обозначения и/или товарного знака. Также, согласно ст. 1541 ГК РФ коммерческое обозначение, включающее фирменное наименование или отдельные его элементы, возникает и действует независимо от исключительного права на фирменное наименование, или если коммерческое обозначение или отдельные его элементы использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке, то оно охраняется независимо от охраны товарного знака. Согласно п. п. 3 п. 2 ст. 1516 ГК РФ, не допускается государственная регистрация в качестве географического указания или наименования места происхождения товара обозначений, которые являются тождественными или сходными с товарными знаками, имеющими более ранний приоритет, если использование такого географического указания или такого наименования места происхождения товара способно ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя. При этом п. п. 1 п. 7 ст. 1483 ГК РФ допускает регистрацию товарных знаков, включающих, воспроизводящих или имитирующих географические указания или наименования мест происхождения товаров в том случае, если указанные средства индивидуализации включены как неохраняемые элементы в товарный знак, но при условии, если указанная регистрация испрашивается на имя лица, имеющего право использования таких географического указания или наименования места происхождения товара.
Статья: На пути к балансу между охраной имущественных прав и свободой творчества (исторический анализ зарубежного развития института производных произведений)
(Никифоров А.А.)
("Вестник гражданского права", 2025, NN 3, 4)С другой стороны, всегда подчеркивалось: идеи, темы, методы не охраняются авторским правом. Значит, использовать неохраняемые элементы чужого произведения всегда позволительно. Но определить, что считается идеей, а что - формой, бывает непросто. Например, взять сюжет романа - это "идея" или "форма"? Общий сюжет (двое влюбленных из враждующих семей) - идея, а конкретные события и персонажи - форма. Но между ними нет резкой грани, это спектр. Доктрина разработала понятие "малое охранное поле" (kleiner Schutzbereich) для произведений с низкой творческой высотой (так называемая мелкая монета, kleine ) <28>. Если оригинальное произведение очень простое, с минимальной оригинальностью, то его охраняемое содержание узко и переработчику легче его "перешагнуть", внеся немного своего. Например, если исходный текст - коротенькая детская считалочка, то, написав вариацию на ту же рифму, автор, возможно, уже создаст самостоятельное произведение, так как оригинал был слишком прост (слабые "личные черты", которые легко "блекнут").
(Никифоров А.А.)
("Вестник гражданского права", 2025, NN 3, 4)С другой стороны, всегда подчеркивалось: идеи, темы, методы не охраняются авторским правом. Значит, использовать неохраняемые элементы чужого произведения всегда позволительно. Но определить, что считается идеей, а что - формой, бывает непросто. Например, взять сюжет романа - это "идея" или "форма"? Общий сюжет (двое влюбленных из враждующих семей) - идея, а конкретные события и персонажи - форма. Но между ними нет резкой грани, это спектр. Доктрина разработала понятие "малое охранное поле" (kleiner Schutzbereich) для произведений с низкой творческой высотой (так называемая мелкая монета, kleine ) <28>. Если оригинальное произведение очень простое, с минимальной оригинальностью, то его охраняемое содержание узко и переработчику легче его "перешагнуть", внеся немного своего. Например, если исходный текст - коротенькая детская считалочка, то, написав вариацию на ту же рифму, автор, возможно, уже создаст самостоятельное произведение, так как оригинал был слишком прост (слабые "личные черты", которые легко "блекнут").
Последние изменения: Недобросовестная конкуренция
(КонсультантПлюс, 2025)Введение в заблуждение и создание смешения (в частности, с использованием неохраняемых элементов дизайна, фирменного стиля иного производителя - п. 2 ст. 14.6 Закона о защите конкуренции) разграничиваются с учетом избранной формы взаимодействия предполагаемого нарушителя с потребителем. Смешение в большинстве случаев происходит из-за использования приемов оформления самих товаров (графика, цветовая гамма, форма и особенности упаковки и т.п.), а запрет на введение в заблуждение относится прежде всего к информации о товаре.
(КонсультантПлюс, 2025)Введение в заблуждение и создание смешения (в частности, с использованием неохраняемых элементов дизайна, фирменного стиля иного производителя - п. 2 ст. 14.6 Закона о защите конкуренции) разграничиваются с учетом избранной формы взаимодействия предполагаемого нарушителя с потребителем. Смешение в большинстве случаев происходит из-за использования приемов оформления самих товаров (графика, цветовая гамма, форма и особенности упаковки и т.п.), а запрет на введение в заблуждение относится прежде всего к информации о товаре.