Необоснованное завышение цен
Подборка наиболее важных документов по запросу Необоснованное завышение цен (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 8 "Основные обязанности головного исполнителя, исполнителя" Федерального закона "О государственном оборонном заказе"Требования законодательства в сфере государственного оборонного заказа являются специальными нормами, содержащими в себе запреты на совершение тех или иных действий, которые, в том числе, могут привести к необоснованному завышению цены.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 40 "Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения" НК РФ"Суды указали, что вследствие предоставления Обществу транспортных средств по договорам безвозмездного пользования налогоплательщик должен был учесть связанный с этим внереализационный доход. При этом, поскольку Общество не подтвердило размер внереализационного дохода в порядке, который предусмотрен пунктом 8 статьи 250 НК РФ, налоговый орган, применив затратный метод, определил размер внереализационного дохода в сумме затрат Общества на содержание и эксплуатацию транспортных средств, что не противоречит предусмотренным статьей 40 НК РФ принципам определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения и не может быть признано нарушающим права налогоплательщика, который не выполнил требования пункта 8 статьи 250 НК РФ о подтверждении соответствующих рыночных цен и не представил доказательств необоснованного завышения Инспекцией суммы внереализационного дохода."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ответственность за нарушения в сфере государственного оборонного заказа
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- совершение головным исполнителем, исполнителем действий (бездействие), запрещенных законодательством РФ в сфере государственного оборонного заказа, если такие действия (бездействие) приводят или могут привести к необоснованному завышению цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнению или ненадлежащему исполнению государственного контракта по государственному оборонному заказу или контракта, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6, 7 и 9 ст. 7.30.3, ст. 14.31 КоАП РФ (ч. 8);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- совершение головным исполнителем, исполнителем действий (бездействие), запрещенных законодательством РФ в сфере государственного оборонного заказа, если такие действия (бездействие) приводят или могут привести к необоснованному завышению цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнению или ненадлежащему исполнению государственного контракта по государственному оборонному заказу или контракта, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6, 7 и 9 ст. 7.30.3, ст. 14.31 КоАП РФ (ч. 8);
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2024 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Учитывая, что рентабельность напрямую зависит от цены товара, при ее определении запрещаются действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта, контракта, в том числе действия (бездействие), направленные:
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Учитывая, что рентабельность напрямую зависит от цены товара, при ее определении запрещаются действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта, контракта, в том числе действия (бездействие), направленные:
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)8. Совершение головным исполнителем, исполнителем действий (бездействие), запрещенных законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, если такие действия (бездействие) приводят или могут привести к необоснованному завышению цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнению или ненадлежащему исполнению государственного контракта по государственному оборонному заказу или контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6, 7 и 9 настоящей статьи, статьей 14.31 настоящего Кодекса, -
(ред. от 04.11.2025)8. Совершение головным исполнителем, исполнителем действий (бездействие), запрещенных законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, если такие действия (бездействие) приводят или могут привести к необоснованному завышению цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнению или ненадлежащему исполнению государственного контракта по государственному оборонному заказу или контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6, 7 и 9 настоящей статьи, статьей 14.31 настоящего Кодекса, -
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О государственном оборонном заказе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)3. Запрещаются действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта, контракта, в том числе действия (бездействие), направленные:
(ред. от 28.12.2024)
"О государственном оборонном заказе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)3. Запрещаются действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта, контракта, в том числе действия (бездействие), направленные:
Статья: Составляем и отвечаем на письмо-претензию
(Ульянцева С.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 11)Выражаем категорическое несогласие с политикой подрядчика по резкому повышению цены на конденсат в виде изменения ранее согласованной формулы в условиях нестабильности и состояния явного психоза мирового нефтяного рынка. Считаем необоснованным завышение цены на конденсат и видим в этом преследование подрядчиком сиюминутной выгоды в лице сомнительных компаний - покупателей конденсата в ущерб проверенным партнерам.
(Ульянцева С.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 11)Выражаем категорическое несогласие с политикой подрядчика по резкому повышению цены на конденсат в виде изменения ранее согласованной формулы в условиях нестабильности и состояния явного психоза мирового нефтяного рынка. Считаем необоснованным завышение цены на конденсат и видим в этом преследование подрядчиком сиюминутной выгоды в лице сомнительных компаний - покупателей конденсата в ущерб проверенным партнерам.
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)Хотелось бы обратить внимание, что ранее управленческий учет исполнителя не проверялся, анализ экономической обоснованности затрат не проводился. Такие меры направлены прежде всего на недопущение необоснованного завышения цен при закупках.
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)Хотелось бы обратить внимание, что ранее управленческий учет исполнителя не проверялся, анализ экономической обоснованности затрат не проводился. Такие меры направлены прежде всего на недопущение необоснованного завышения цен при закупках.
Статья: Анализ судебной практики рассмотрения споров в сфере водоснабжения и водоотведения
(Красникова Л.А.)
("Юрист", 2024, N 4)Применительно к договору энергоснабжения, какая из сторон является слабой в юридической литературе, высказано следующее мнение: поскольку договор энергоснабжения обладает статусом публичного договора, а гарантирующий поставщик осуществляет деятельность в условиях естественной монополии, обладая доминирующим положением и рыночной властью, то эти взаимоотношения характеризуются экономическим неравенством. И именно поэтому потребитель является экономически зависимой или экономически более слабой стороной, и его интересы подлежат большей защите. Однозначно признание потребителя слабой стороной с экономической точки зрения оправданно, поскольку при установлении тарифов на оказание таких услуг защита слабой стороны выражается в пресечении необоснованного завышения цен гарантирующим поставщиком. Однако наделение статусом "слабой стороны" абонента, как субъекта договорных отношений по договору энергоснабжения с целью защиты в части эксплуатации сетей водоснабжения и водоотведения, является юридически необоснованным, поскольку противоречит как существу договора энергоснабжения, который предусматривает снабжение ресурсом через присоединенную сеть, подразумевая наличие технологического присоединения к централизованным системам водоснабжения и водоотведения посредством строительства наружных сетей от объекта капитального строительства до точки подключения, так и положениям ст. 135 и 210 ГК РФ, предусматривающих принадлежность вещи к главной вещи, где объект капитального строительства - главная вещь, а сети водоснабжения и водоотведения призваны ее обслуживать, и, соответственно, обязанность по их содержанию лежит на собственнике объекта капитального строительства.
(Красникова Л.А.)
("Юрист", 2024, N 4)Применительно к договору энергоснабжения, какая из сторон является слабой в юридической литературе, высказано следующее мнение: поскольку договор энергоснабжения обладает статусом публичного договора, а гарантирующий поставщик осуществляет деятельность в условиях естественной монополии, обладая доминирующим положением и рыночной властью, то эти взаимоотношения характеризуются экономическим неравенством. И именно поэтому потребитель является экономически зависимой или экономически более слабой стороной, и его интересы подлежат большей защите. Однозначно признание потребителя слабой стороной с экономической точки зрения оправданно, поскольку при установлении тарифов на оказание таких услуг защита слабой стороны выражается в пресечении необоснованного завышения цен гарантирующим поставщиком. Однако наделение статусом "слабой стороны" абонента, как субъекта договорных отношений по договору энергоснабжения с целью защиты в части эксплуатации сетей водоснабжения и водоотведения, является юридически необоснованным, поскольку противоречит как существу договора энергоснабжения, который предусматривает снабжение ресурсом через присоединенную сеть, подразумевая наличие технологического присоединения к централизованным системам водоснабжения и водоотведения посредством строительства наружных сетей от объекта капитального строительства до точки подключения, так и положениям ст. 135 и 210 ГК РФ, предусматривающих принадлежность вещи к главной вещи, где объект капитального строительства - главная вещь, а сети водоснабжения и водоотведения призваны ее обслуживать, и, соответственно, обязанность по их содержанию лежит на собственнике объекта капитального строительства.
Статья: Правовые вопросы регулирования российского финансового рынка
(Васянина Е.Л.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 1)Финансовый рынок не может функционировать в отрыве от инструментов, способствующих устойчивости курса национальной валюты. Увеличение ключевой ставки, к которому прибегает ЦБ РФ в целях поддержания устойчивости курса рубля, сопровождается применением инструментов защиты внутреннего рынка от необоснованного завышения цен. К их числу относятся: фискальное обложение, введение демпферного механизма, устранение колебания уровня цен на внутреннем рынке посредством компенсации убытков производителям и т.д.
(Васянина Е.Л.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 1)Финансовый рынок не может функционировать в отрыве от инструментов, способствующих устойчивости курса национальной валюты. Увеличение ключевой ставки, к которому прибегает ЦБ РФ в целях поддержания устойчивости курса рубля, сопровождается применением инструментов защиты внутреннего рынка от необоснованного завышения цен. К их числу относятся: фискальное обложение, введение демпферного механизма, устранение колебания уровня цен на внутреннем рынке посредством компенсации убытков производителям и т.д.
"Налоговые риски бизнеса"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)В ряде случаев налогоплательщик приобретал товар по цене значительно более высокой, чем цена товара у контрагентов. Кроме того, у поставщиков идентичного сырья цена за тонну ниже на 7,24% или на 9,76%. Это является допустимым отклонением и не свидетельствует о приобретении товара по необоснованно завышенной цене.
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)В ряде случаев налогоплательщик приобретал товар по цене значительно более высокой, чем цена товара у контрагентов. Кроме того, у поставщиков идентичного сырья цена за тонну ниже на 7,24% или на 9,76%. Это является допустимым отклонением и не свидетельствует о приобретении товара по необоснованно завышенной цене.
Статья: Анализ Росфинмониторингом информации об операциях с денежными средствами по ГОЗ в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем
(Жемеров В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Стоит отметить, что в настоящее время предлагается уполномочить Росфинмониторинг также сообщать о рисках неисполнения или ненадлежащего исполнения государственного контракта, необоснованного завышения цены на продукцию по ГОЗ Федеральному казначейству <6>. Данное предложение оценивается позитивно, поскольку способствует реализации принципов эффективности и целевого использования бюджетных средств, а также позволит оперативно выявить существующие проблемные вопросы по исполнению государственного контракта и принять меры по их разрешению или минимизации их негативных последствий. При этом необходимо расширить такое полномочие в том числе и на контракты кооперации головного исполнителя, что, в свою очередь, позволит дополнительно обеспечить гарантии реализации указанных принципов, так как именно при их исполнении на практике возникает большое количество нарушений и вопросов.
(Жемеров В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Стоит отметить, что в настоящее время предлагается уполномочить Росфинмониторинг также сообщать о рисках неисполнения или ненадлежащего исполнения государственного контракта, необоснованного завышения цены на продукцию по ГОЗ Федеральному казначейству <6>. Данное предложение оценивается позитивно, поскольку способствует реализации принципов эффективности и целевого использования бюджетных средств, а также позволит оперативно выявить существующие проблемные вопросы по исполнению государственного контракта и принять меры по их разрешению или минимизации их негативных последствий. При этом необходимо расширить такое полномочие в том числе и на контракты кооперации головного исполнителя, что, в свою очередь, позволит дополнительно обеспечить гарантии реализации указанных принципов, так как именно при их исполнении на практике возникает большое количество нарушений и вопросов.
Статья: Проблемы обеспечения баланса интересов торговых сетей и производителей товаров как равноправных участников гражданских правоотношений
(Синицын С.А., Дьяконова М.О.)
("Гражданское право", 2021, N 6)Вместе с тем идти по пути государственного регулирования в части порядка ценообразования по всем продовольственным товарам едва ли верно, поскольку это может привести не только к падению качества продукции и сокращению производства, но и к серьезному дисбалансу на рынке. "Из-за ухода с прилавков товаров отдельных поставщиков может существенно ухудшиться конкурентная среда, поскольку для соответствия реализуемой продукции регулируемым ценам производители станут сокращать затраты в ущерб качеству, а кто-то просто уйдет с рынка" <27>. Возможный вариант регулирования - предусмотреть право поставщика определить в договоре поставки максимальную розничную цену продовольственного товара, что позволит предотвратить необоснованное завышение цен ритейлерами и тем самым повысить доступность продовольственных товаров для населения. Это позволит предотвратить возможные негативные последствия, порожденные введением ограничительных мер: выпадающие доходы торговых сетей не будут переложены на тех же поставщиков либо, что более вероятно, на конечных потребителей, способствуя стабилизации цен.
(Синицын С.А., Дьяконова М.О.)
("Гражданское право", 2021, N 6)Вместе с тем идти по пути государственного регулирования в части порядка ценообразования по всем продовольственным товарам едва ли верно, поскольку это может привести не только к падению качества продукции и сокращению производства, но и к серьезному дисбалансу на рынке. "Из-за ухода с прилавков товаров отдельных поставщиков может существенно ухудшиться конкурентная среда, поскольку для соответствия реализуемой продукции регулируемым ценам производители станут сокращать затраты в ущерб качеству, а кто-то просто уйдет с рынка" <27>. Возможный вариант регулирования - предусмотреть право поставщика определить в договоре поставки максимальную розничную цену продовольственного товара, что позволит предотвратить необоснованное завышение цен ритейлерами и тем самым повысить доступность продовольственных товаров для населения. Это позволит предотвратить возможные негативные последствия, порожденные введением ограничительных мер: выпадающие доходы торговых сетей не будут переложены на тех же поставщиков либо, что более вероятно, на конечных потребителей, способствуя стабилизации цен.
Статья: Надзор за исполнением законодательства о ценообразовании на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу
(Хунафин И.Р.)
("Законность", 2023, N 3)Материалы проверки по этому факту направлены в Нижегородское УФАС, которым принято решение о признании АО "Б..." и ООО "Ю..." нарушившими законодательство в части необоснованного завышения цены на продукцию по государственному оборонному заказу. Антимонопольный орган выдал директору ООО "Ю..." предписание о возврате в федеральный бюджет разницы между рыночной ценой ткани и фактически вырученной суммой.
(Хунафин И.Р.)
("Законность", 2023, N 3)Материалы проверки по этому факту направлены в Нижегородское УФАС, которым принято решение о признании АО "Б..." и ООО "Ю..." нарушившими законодательство в части необоснованного завышения цены на продукцию по государственному оборонному заказу. Антимонопольный орган выдал директору ООО "Ю..." предписание о возврате в федеральный бюджет разницы между рыночной ценой ткани и фактически вырученной суммой.
Статья: "Мягкое" требование о прекращении нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа
(Янкевич Е.А.)
("Современное право", 2023, N 2)В научном сообществе вопрос о необходимости введения института Требования в законодательство о ГОЗ не остался без внимания. Некоторые авторы, в числе которых И.В. Башлаков-Николаев, говорили об отсутствии такой необходимости. Свою позицию указанный автор аргументировал тем, что, в отличие от необоснованного завышения цены на продукцию по ГОЗ, такое нарушение, как необоснованный отказ (уклонение) от заключения контракта на поставку продукции по ГОЗ, является формальным и не требует "установления последствий нарушения... дополнительных "аналитических" усилий по установлению признаков нарушения" [1].
(Янкевич Е.А.)
("Современное право", 2023, N 2)В научном сообществе вопрос о необходимости введения института Требования в законодательство о ГОЗ не остался без внимания. Некоторые авторы, в числе которых И.В. Башлаков-Николаев, говорили об отсутствии такой необходимости. Свою позицию указанный автор аргументировал тем, что, в отличие от необоснованного завышения цены на продукцию по ГОЗ, такое нарушение, как необоснованный отказ (уклонение) от заключения контракта на поставку продукции по ГОЗ, является формальным и не требует "установления последствий нарушения... дополнительных "аналитических" усилий по установлению признаков нарушения" [1].
Статья: Налоговый контроль за ценами в обычных сделках
(Никитина С.В.)
("Главная книга", 2024, N 13)В другом споре компания доказала суду, что отклонение в цене товара по сравнению с поставщиками аналогичных товаров на 7,24% и 9,76% является допустимым отклонением и не свидетельствует о приобретении товара по необоснованно завышенной цене. Однако и в этом случае налоговики доказали участие в налоговой схеме, так что полностью отвергнуть их претензии не удалось <21>.
(Никитина С.В.)
("Главная книга", 2024, N 13)В другом споре компания доказала суду, что отклонение в цене товара по сравнению с поставщиками аналогичных товаров на 7,24% и 9,76% является допустимым отклонением и не свидетельствует о приобретении товара по необоснованно завышенной цене. Однако и в этом случае налоговики доказали участие в налоговой схеме, так что полностью отвергнуть их претензии не удалось <21>.