Неналоговые доходы местного бюджета
Подборка наиболее важных документов по запросу Неналоговые доходы местного бюджета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Погашение исполнительного листа в арбитражном процессе
(КонсультантПлюс, 2025)...установив, что задолженность по договору аренды муниципального имущества представляет собой неналоговый доход бюджета муниципального образования и не является обязательным платежом, суды обоснованно признали действия судебного пристава-исполнителя по определению администрации как взыскателя третьей очереди не соответствующими требованиям Закона..."
(КонсультантПлюс, 2025)...установив, что задолженность по договору аренды муниципального имущества представляет собой неналоговый доход бюджета муниципального образования и не является обязательным платежом, суды обоснованно признали действия судебного пристава-исполнителя по определению администрации как взыскателя третьей очереди не соответствующими требованиям Закона..."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 46 "Доходы бюджетов от штрафов, неустоек, пеней, процентов и платежей, поступающих от реализации конфискованного имущества, компенсации ущерба, возмещения вреда окружающей среде" БК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Администрация муниципального образования, привлеченная к субсидиарной ответственности по долгам унитарного предприятия, требовала от инспекции перечислить в местный бюджет часть уплаченной ею суммы. По мнению администрации, эта часть соответствовала задолженности предприятия по земельному налогу и НДФЛ, которые должны поступать в местный бюджет. Суд отказал в удовлетворении требований, указав, что денежные средства, взысканные в порядке субсидиарной ответственности в рамках дела о банкротстве, являются неналоговым доходом и подлежат зачислению в федеральный бюджет на специальный код бюджетной классификации. Суд отметил, что вступившие в силу судебные акты о привлечении к ответственности не содержали разделения взысканной суммы по видам налогов, а сама по себе субсидиарная ответственность является отдельным видом обязательства.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Администрация муниципального образования, привлеченная к субсидиарной ответственности по долгам унитарного предприятия, требовала от инспекции перечислить в местный бюджет часть уплаченной ею суммы. По мнению администрации, эта часть соответствовала задолженности предприятия по земельному налогу и НДФЛ, которые должны поступать в местный бюджет. Суд отказал в удовлетворении требований, указав, что денежные средства, взысканные в порядке субсидиарной ответственности в рамках дела о банкротстве, являются неналоговым доходом и подлежат зачислению в федеральный бюджет на специальный код бюджетной классификации. Суд отметил, что вступившие в силу судебные акты о привлечении к ответственности не содержали разделения взысканной суммы по видам налогов, а сама по себе субсидиарная ответственность является отдельным видом обязательства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Оценка эффективности регулирования межбюджетных отношений в субъектах РФ в условиях нестабильности
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)Следовательно, отдельной оценки потребуют стимулирующие дотации. Для стимулирующих трансфертов мы предполагаем проведение количественной оценки эффективности их предоставления на основе степени достижения получателями тех целей, которые поощрялись данным видом трансфертов. Оценку их эффективности мы рекомендуем проводить с помощью показателей, характеризующих рост налоговых и неналоговых доходов бюджета, уровень налоговых и неналоговых доходов местного бюджета, получение дотаций на обеспечение сбалансированности бюджета. По нашему мнению, получатели стимулирующих трансфертов не должны нуждаться в дополнительных средствах для обеспечения бюджетной сбалансированности.
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)Следовательно, отдельной оценки потребуют стимулирующие дотации. Для стимулирующих трансфертов мы предполагаем проведение количественной оценки эффективности их предоставления на основе степени достижения получателями тех целей, которые поощрялись данным видом трансфертов. Оценку их эффективности мы рекомендуем проводить с помощью показателей, характеризующих рост налоговых и неналоговых доходов бюджета, уровень налоговых и неналоговых доходов местного бюджета, получение дотаций на обеспечение сбалансированности бюджета. По нашему мнению, получатели стимулирующих трансфертов не должны нуждаться в дополнительных средствах для обеспечения бюджетной сбалансированности.
Статья: Smart-технологии и муниципальный бюджет - курс на оптимизацию расходов
(Евплова К.А., Головкин Р.Б.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)Собственные доходы местных бюджетов, которые являются средствами муниципальных образований для решения вопросов местного значения, увеличились в 2021 г., по сравнению с предыдущим годом, на 349,9 млрд рублей, или на 10,3%, и составили 3 751,7 млрд рублей. Основной вклад в рост собственных доходов обеспечили налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов, объем которых увеличился на 13,4% по сравнению с уровнем предыдущего года. Отметим, что объем межбюджетных трансфертов (без учета субвенций) вырос на 7,3%, что ниже уровня инфляции. В общем объеме поступивших в 2021 г. собственных доходов местных бюджетов налоговые и неналоговые доходы составляют 49,8% (1 868,7 млрд рублей), межбюджетные трансферты (без учета субвенций) - 50,2% (1 883,0 млрд рублей). В 2019 г. указанные доли составили, соответственно, 48,4% и 51,6%.
(Евплова К.А., Головкин Р.Б.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)Собственные доходы местных бюджетов, которые являются средствами муниципальных образований для решения вопросов местного значения, увеличились в 2021 г., по сравнению с предыдущим годом, на 349,9 млрд рублей, или на 10,3%, и составили 3 751,7 млрд рублей. Основной вклад в рост собственных доходов обеспечили налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов, объем которых увеличился на 13,4% по сравнению с уровнем предыдущего года. Отметим, что объем межбюджетных трансфертов (без учета субвенций) вырос на 7,3%, что ниже уровня инфляции. В общем объеме поступивших в 2021 г. собственных доходов местных бюджетов налоговые и неналоговые доходы составляют 49,8% (1 868,7 млрд рублей), межбюджетные трансферты (без учета субвенций) - 50,2% (1 883,0 млрд рублей). В 2019 г. указанные доли составили, соответственно, 48,4% и 51,6%.
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 62. Неналоговые доходы местных бюджетов
(ред. от 31.07.2025)Статья 62. Неналоговые доходы местных бюджетов
Статья: Современные проблемы правового регулирования муниципального долга
(Санченко И.Д.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)Проблемы эффективного управления местным бюджетом, с которыми муниципалитеты сталкивались ранее, не теряют своей актуальности по сей день. Наоборот, сложившаяся обстановка на международной арене и усиливающееся санкционное давление на экономику Российской Федерации требуют переосмысления основных вопросов регулирования бюджетного процесса на уровне муниципального образования. Это, в частности, касается порядка управления муниципальным долгом. Отечественными учеными отмечается рост долговой нагрузки на местные бюджеты <1>. Это связано прежде всего с ростом расходных обязательств муниципальных образований, которые не в полной мере покрываются налоговыми и неналоговыми доходами местных бюджетов <2>. Данная тенденция предположительно сохранит свою актуальность в ближайшее время. Исходя из этого, необходимым представляется изучение проблем правового регулирования муниципального долга и разработка новых подходов к их решению, что является целью настоящей работы. Достижение последней возможно при реализации следующих задач. Во-первых, необходимо проанализировать структуру муниципального долга на примере нескольких муниципальных образований. Во-вторых, следует изучить причины и последствия принятия поправок в БК РФ, направленных на совершенствование системы управления муниципальным долгом. В-третьих, целесообразным представляется выработать рекомендации по модификации правового регулирования описанной сферы с учетом требований риск-ориентированного подхода.
(Санченко И.Д.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)Проблемы эффективного управления местным бюджетом, с которыми муниципалитеты сталкивались ранее, не теряют своей актуальности по сей день. Наоборот, сложившаяся обстановка на международной арене и усиливающееся санкционное давление на экономику Российской Федерации требуют переосмысления основных вопросов регулирования бюджетного процесса на уровне муниципального образования. Это, в частности, касается порядка управления муниципальным долгом. Отечественными учеными отмечается рост долговой нагрузки на местные бюджеты <1>. Это связано прежде всего с ростом расходных обязательств муниципальных образований, которые не в полной мере покрываются налоговыми и неналоговыми доходами местных бюджетов <2>. Данная тенденция предположительно сохранит свою актуальность в ближайшее время. Исходя из этого, необходимым представляется изучение проблем правового регулирования муниципального долга и разработка новых подходов к их решению, что является целью настоящей работы. Достижение последней возможно при реализации следующих задач. Во-первых, необходимо проанализировать структуру муниципального долга на примере нескольких муниципальных образований. Во-вторых, следует изучить причины и последствия принятия поправок в БК РФ, направленных на совершенствование системы управления муниципальным долгом. В-третьих, целесообразным представляется выработать рекомендации по модификации правового регулирования описанной сферы с учетом требований риск-ориентированного подхода.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- установление нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от отдельных неналоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации;
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- установление нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от отдельных неналоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации;
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований (ст. 31.1 БК РФ) означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями. Договоры и соглашения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, не соответствующие БК РФ, являются недействительными.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований (ст. 31.1 БК РФ) означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями. Договоры и соглашения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, не соответствующие БК РФ, являются недействительными.
Статья: О совершенствовании функционирования единого налогового счета
(Цветков М.А., Юстус О.И.)
("Финансы", 2023, N 6)В свою очередь, недостаточность средств на счетах бюджетов привела к невозможности исполнения государственных и муниципальных контрактов в установленный Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" срок. Особенно остро эта проблема ощущается в связи с сокращением сроков на оплату принятых товаров, работ и услуг с 15 до 7 рабочих дней при одновременном установлении единого срока уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) на 28-е число месяца вместо дня, следующего за днем удержания налога, что формирует значительные кассовые разрывы на единых счетах бюджетов. Учитывая, что 60% налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов формируется за счет отчислений по НДФЛ, представляется, что наличие кассовых разрывов будет носить постоянный характер.
(Цветков М.А., Юстус О.И.)
("Финансы", 2023, N 6)В свою очередь, недостаточность средств на счетах бюджетов привела к невозможности исполнения государственных и муниципальных контрактов в установленный Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" срок. Особенно остро эта проблема ощущается в связи с сокращением сроков на оплату принятых товаров, работ и услуг с 15 до 7 рабочих дней при одновременном установлении единого срока уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) на 28-е число месяца вместо дня, следующего за днем удержания налога, что формирует значительные кассовые разрывы на единых счетах бюджетов. Учитывая, что 60% налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов формируется за счет отчислений по НДФЛ, представляется, что наличие кассовых разрывов будет носить постоянный характер.
Статья: Практика применения судами общей юрисдикции норм об оспаривании нормативных правовых актов
(Павлова М.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 9)<21> Лупарев Е.Б. Поддержание баланса личных и публичных интересов в сфере государственного управления в свете Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации // Административное право и процесс. 2015. N 11. С. 49 - 52; Колесникова О.В. Защита публичного интереса как направление прокурорского надзора за исполнением законов при администрировании неналоговых доходов региональных и местных бюджетов // Российский судья. 2019. N 12. С. 18 - 22; и др.
(Павлова М.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 9)<21> Лупарев Е.Б. Поддержание баланса личных и публичных интересов в сфере государственного управления в свете Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации // Административное право и процесс. 2015. N 11. С. 49 - 52; Колесникова О.В. Защита публичного интереса как направление прокурорского надзора за исполнением законов при администрировании неналоговых доходов региональных и местных бюджетов // Российский судья. 2019. N 12. С. 18 - 22; и др.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ. Договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие БК РФ, являются недействительными.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ. Договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие БК РФ, являются недействительными.
Статья: Принцип участия граждан в бюджетном процессе как принцип бюджетной системы Российской Федерации: понятие и правовое закрепление
(Миронова С.М.)
("Финансовое право", 2022, N 6)По характеристике такой формы участия, как оплата средств самообложения и инициативных платежей гражданами, следует отметить, что они используются на местном уровне (поскольку такая форма денежного участия граждан предусмотрена в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <19> (ст. ст. 56, 56.1) (далее - Закон N 131-ФЗ)), но БК РФ не классифицирует их именно как неналоговые доходы местных бюджетов, оставляя этот перечень открытым.
(Миронова С.М.)
("Финансовое право", 2022, N 6)По характеристике такой формы участия, как оплата средств самообложения и инициативных платежей гражданами, следует отметить, что они используются на местном уровне (поскольку такая форма денежного участия граждан предусмотрена в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <19> (ст. ст. 56, 56.1) (далее - Закон N 131-ФЗ)), но БК РФ не классифицирует их именно как неналоговые доходы местных бюджетов, оставляя этот перечень открытым.