Неналоговые доходы федерального бюджета
Подборка наиболее важных документов по запросу Неналоговые доходы федерального бюджета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 46 "Доходы бюджетов от штрафов, неустоек, пеней, процентов и платежей, поступающих от реализации конфискованного имущества, компенсации ущерба, возмещения вреда окружающей среде" БК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию администрации неправомерной, денежные средства, взысканные с лиц, привлеченных к субсидиарной ответственности в рамках ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в силу действующего правового регулирования относятся к источникам неналоговых доходов федерального бюджета.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию администрации неправомерной, денежные средства, взысканные с лиц, привлеченных к субсидиарной ответственности в рамках ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в силу действующего правового регулирования относятся к источникам неналоговых доходов федерального бюджета.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 46 "Доходы бюджетов от штрафов, неустоек, пеней, процентов и платежей, поступающих от реализации конфискованного имущества, компенсации ущерба, возмещения вреда окружающей среде" БК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Администрация муниципального образования, привлеченная к субсидиарной ответственности по долгам унитарного предприятия, требовала от инспекции перечислить в местный бюджет часть уплаченной ею суммы. По мнению администрации, эта часть соответствовала задолженности предприятия по земельному налогу и НДФЛ, которые должны поступать в местный бюджет. Суд отказал в удовлетворении требований, указав, что денежные средства, взысканные в порядке субсидиарной ответственности в рамках дела о банкротстве, являются неналоговым доходом и подлежат зачислению в федеральный бюджет на специальный код бюджетной классификации. Суд отметил, что вступившие в силу судебные акты о привлечении к ответственности не содержали разделения взысканной суммы по видам налогов, а сама по себе субсидиарная ответственность является отдельным видом обязательства.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Администрация муниципального образования, привлеченная к субсидиарной ответственности по долгам унитарного предприятия, требовала от инспекции перечислить в местный бюджет часть уплаченной ею суммы. По мнению администрации, эта часть соответствовала задолженности предприятия по земельному налогу и НДФЛ, которые должны поступать в местный бюджет. Суд отказал в удовлетворении требований, указав, что денежные средства, взысканные в порядке субсидиарной ответственности в рамках дела о банкротстве, являются неналоговым доходом и подлежат зачислению в федеральный бюджет на специальный код бюджетной классификации. Суд отметил, что вступившие в силу судебные акты о привлечении к ответственности не содержали разделения взысканной суммы по видам налогов, а сама по себе субсидиарная ответственность является отдельным видом обязательства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Экологические требования к выводу из эксплуатации объектов хозяйственной деятельности
(Петрова Т.В.)
("Экологическое право", 2025, N 3)Компенсационный платеж отнесен к неналоговым доходам федерального бюджета (п. 2 ст. 56.4 Закона об охране окружающей среды). Одновременно его можно рассматривать как своего рода санкцию за невыполнение требований законодательства в части реализации плана мероприятий по выводу из эксплуатации отдельного производственного объекта.
(Петрова Т.В.)
("Экологическое право", 2025, N 3)Компенсационный платеж отнесен к неналоговым доходам федерального бюджета (п. 2 ст. 56.4 Закона об охране окружающей среды). Одновременно его можно рассматривать как своего рода санкцию за невыполнение требований законодательства в части реализации плана мероприятий по выводу из эксплуатации отдельного производственного объекта.
"Расходы в бухгалтерском и налоговом учете"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Экологический сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета, в связи с чем его нельзя учесть в расходах на основании подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. Однако это вовсе не значит, что его вообще нельзя учесть в расходах, принимаемых в целях исчисления налога на прибыль. Можно. Но на основании другой нормы - подп. 49 п. 1 ст. 264 (другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией).
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Экологический сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета, в связи с чем его нельзя учесть в расходах на основании подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. Однако это вовсе не значит, что его вообще нельзя учесть в расходах, принимаемых в целях исчисления налога на прибыль. Можно. Но на основании другой нормы - подп. 49 п. 1 ст. 264 (другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией).
Нормативные акты
Статья: Понятие таможенного администрирования в источниках международного таможенного права и практике международного таможенного сотрудничества
(Шкиперов А.А., Свечникова В.В.)
("Международное публичное и частное право", 2025, N 2)<12> Давыдова М.А. Цифровизация администрирования таможенных платежей в структуре институтов неналоговых доходов федерального бюджета в условиях развития цифровой экономики // Труды кафедры финансового права Российского государственного университета правосудия. 2021. С. 188 - 201.
(Шкиперов А.А., Свечникова В.В.)
("Международное публичное и частное право", 2025, N 2)<12> Давыдова М.А. Цифровизация администрирования таможенных платежей в структуре институтов неналоговых доходов федерального бюджета в условиях развития цифровой экономики // Труды кафедры финансового права Российского государственного университета правосудия. 2021. С. 188 - 201.
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Обязательные платежи, которые относятся к неналоговым доходам федерального бюджета, по нормам положения подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ для налогового учета неприменимы (например, экологический сбор или плата за движение большегрузных автомобилей по федеральным трассам). Такие платежи подлежат учету при определении базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в соответствии с подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Обязательные платежи, которые относятся к неналоговым доходам федерального бюджета, по нормам положения подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ для налогового учета неприменимы (например, экологический сбор или плата за движение большегрузных автомобилей по федеральным трассам). Такие платежи подлежат учету при определении базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в соответствии с подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
Статья: Проблемы совершенствования законодательства об отходах: расширенная ответственность производителя
(Брославский Л.И.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Согласно ч. 1 "экосбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета". В соответствии с ч. 15 "средства в объеме поступившего в федеральный бюджет экосбора направляются на обеспечение утилизации отходов от использования товаров индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров, осуществление мер государственной поддержки, оказываемых в том числе российским экологическим операторам". Далее идет перечисление целей, для достижения которых оказывается государственная поддержка. И наконец, в последних строках этого перегруженного ненужными подробностями пункта дается отсылочная норма: "расходование средств поступившего в федеральный бюджет экологического сбора осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации".
(Брославский Л.И.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Согласно ч. 1 "экосбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета". В соответствии с ч. 15 "средства в объеме поступившего в федеральный бюджет экосбора направляются на обеспечение утилизации отходов от использования товаров индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров, осуществление мер государственной поддержки, оказываемых в том числе российским экологическим операторам". Далее идет перечисление целей, для достижения которых оказывается государственная поддержка. И наконец, в последних строках этого перегруженного ненужными подробностями пункта дается отсылочная норма: "расходование средств поступившего в федеральный бюджет экологического сбора осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации".
Статья: Налоговые поступления как основной источник доходов бюджета: правовые аспекты квалификации доходов
(Гуркин А.С.)
("Финансовое право", 2021, N 11)Примечателен тот факт, что до 2005 г. таможенная пошлина и таможенные сборы регулировались НК РФ и в этот период доходы по этим платежам были отнесены в соответствии с БК РФ к налоговым доходам бюджета. Исключение таможенных сборов и пошлин из НК РФ сопровождалось и внесением соответствующих изменений в бюджетное законодательство, поступления по ним переквалифицировали в неналоговые доходы федерального бюджета. Таким образом, в короткий период и в результате по своей сути технических поправок законодатель искусственно изменил соотношение налоговых и неналоговых доходов в бюджете.
(Гуркин А.С.)
("Финансовое право", 2021, N 11)Примечателен тот факт, что до 2005 г. таможенная пошлина и таможенные сборы регулировались НК РФ и в этот период доходы по этим платежам были отнесены в соответствии с БК РФ к налоговым доходам бюджета. Исключение таможенных сборов и пошлин из НК РФ сопровождалось и внесением соответствующих изменений в бюджетное законодательство, поступления по ним переквалифицировали в неналоговые доходы федерального бюджета. Таким образом, в короткий период и в результате по своей сути технических поправок законодатель искусственно изменил соотношение налоговых и неналоговых доходов в бюджете.
Статья: О необходимости трансформации уголовно-правовой охраны фискальных интересов государства на примере утилизационного сбора
(Шевелева С.В., Шкилева Н.Л.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 6)<28> См.: Представление Счетной палаты РФ от 19 марта 2014 г. N ПР 03-64/03-Д "О результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ наличия и состояния нормативной методической базы формирования неналоговых доходов федерального бюджета, а также сложившейся практики подготовки прогноза доходов" в Министерстве финансов Российской Федерации, Федеральном агентстве по рыболовству, Федеральном дорожном агентстве, Федеральном агентстве морского и речного транспорта, Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, Федеральной службе государственной статистики" // СПС "КонсультантПлюс".
(Шевелева С.В., Шкилева Н.Л.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 6)<28> См.: Представление Счетной палаты РФ от 19 марта 2014 г. N ПР 03-64/03-Д "О результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ наличия и состояния нормативной методической базы формирования неналоговых доходов федерального бюджета, а также сложившейся практики подготовки прогноза доходов" в Министерстве финансов Российской Федерации, Федеральном агентстве по рыболовству, Федеральном дорожном агентстве, Федеральном агентстве морского и речного транспорта, Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, Федеральной службе государственной статистики" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Таможенная пошлина: коллизия норм права
(Мокров Г.Г.)
("Таможенное дело", 2024, N 4)Симптоматична реакция на коллизию норм права в трактовке юридического статуса таможенной пошлины В.Г. Панскова, занимавшего в тот период должность руководителя Государственной налоговой службы (1992 - 1994 гг.), пост министра финансов (1994 - 1996 гг.) и должность аудитора Счетной палаты Российской Федерации (1997 - 2006 гг.), который уже в статусе профессора Финансового университета при Правительстве Российской Федерации пишет: "В мировой практике таможенная пошлина признана косвенным налогом, но в соответствии с изменениями в ст. 13 Налогового кодекса РФ в нашей стране таможенная пошлина является неналоговым доходом федерального бюджета" <2>.
(Мокров Г.Г.)
("Таможенное дело", 2024, N 4)Симптоматична реакция на коллизию норм права в трактовке юридического статуса таможенной пошлины В.Г. Панскова, занимавшего в тот период должность руководителя Государственной налоговой службы (1992 - 1994 гг.), пост министра финансов (1994 - 1996 гг.) и должность аудитора Счетной палаты Российской Федерации (1997 - 2006 гг.), который уже в статусе профессора Финансового университета при Правительстве Российской Федерации пишет: "В мировой практике таможенная пошлина признана косвенным налогом, но в соответствии с изменениями в ст. 13 Налогового кодекса РФ в нашей стране таможенная пошлина является неналоговым доходом федерального бюджета" <2>.
Статья: Неналоговые платежи бюджетной системы Российской Федерации
(Таирова С.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 12)Вопрос роста фискальной нагрузки тоже остается неопределенным. В настоящее время при определении фискальной нагрузки на предпринимателей различные структуры и сообщества представляют порой противоречивые данные. Так, по экспертной оценке Счетной палаты Российской Федерации, которая проводилась в рамках контрольного мероприятия "Проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты доходов в Росрыболовстве и его территориальных органах в целях выявления резервов поступления неналоговых доходов в федеральный бюджет в 2013 - 2015 годах" <3>, начиная с 2008 г. доля сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в стоимости 1 кг рыбы у производителя (при этом объем вылова водных биологических ресурсов, без учета аквакультуры, остается неизменным более 10 лет) составляет 2%, а за 9 месяцев 2015 г. - 0,6%. Тенденция сохранена и в настоящее время. Сама налоговая нагрузка в 2% на отрасль невелика, однако существуют еще экспортные пошлины и плата за пользование рыболовным участком, а также иные сопряженные налоги. В то же время Российский союз промышленников и предпринимателей дает иные данные по фискальной нагрузке на отрасль, которая составляет около 10,4 - 14,5% <4> и, помимо отраслевых плат, учитывает и иные платежи, совершаемые предпринимателями независимо от экономической отрасли, в которой ведется деятельность. Получается, что нет единого подхода к тому, какие показатели учитывать при расчете фискальной нагрузки на отрасль.
(Таирова С.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 12)Вопрос роста фискальной нагрузки тоже остается неопределенным. В настоящее время при определении фискальной нагрузки на предпринимателей различные структуры и сообщества представляют порой противоречивые данные. Так, по экспертной оценке Счетной палаты Российской Федерации, которая проводилась в рамках контрольного мероприятия "Проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты доходов в Росрыболовстве и его территориальных органах в целях выявления резервов поступления неналоговых доходов в федеральный бюджет в 2013 - 2015 годах" <3>, начиная с 2008 г. доля сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в стоимости 1 кг рыбы у производителя (при этом объем вылова водных биологических ресурсов, без учета аквакультуры, остается неизменным более 10 лет) составляет 2%, а за 9 месяцев 2015 г. - 0,6%. Тенденция сохранена и в настоящее время. Сама налоговая нагрузка в 2% на отрасль невелика, однако существуют еще экспортные пошлины и плата за пользование рыболовным участком, а также иные сопряженные налоги. В то же время Российский союз промышленников и предпринимателей дает иные данные по фискальной нагрузке на отрасль, которая составляет около 10,4 - 14,5% <4> и, помимо отраслевых плат, учитывает и иные платежи, совершаемые предпринимателями независимо от экономической отрасли, в которой ведется деятельность. Получается, что нет единого подхода к тому, какие показатели учитывать при расчете фискальной нагрузки на отрасль.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)К неналоговым доходам федерального бюджета относятся: доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями; часть прибыли унитарных предприятий, созданных в Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей; консульские сборы; таможенные пошлины и таможенные сборы; доходы от внешнеэкономической деятельности; прибыль ЦБ РФ <1>, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, и ряд других неналоговых доходов.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)К неналоговым доходам федерального бюджета относятся: доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями; часть прибыли унитарных предприятий, созданных в Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей; консульские сборы; таможенные пошлины и таможенные сборы; доходы от внешнеэкономической деятельности; прибыль ЦБ РФ <1>, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, и ряд других неналоговых доходов.