Неналоговые доходы бюджета
Подборка наиболее важных документов по запросу Неналоговые доходы бюджета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 46 "Доходы бюджетов от штрафов, неустоек, пеней, процентов и платежей, поступающих от реализации конфискованного имущества, компенсации ущерба, возмещения вреда окружающей среде" БК РФПри таких обстоятельствах суд округа соглашается с выводами судов о том, что получателем санкций (кредитором), возникших из ненадлежащего исполнения указанных соглашений, в силу вышеупомянутых положений бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе, является учреждение, а неустойка (штраф, пени), оставшиеся в распоряжении учреждения, образуют его собственные доходы и не относятся к неналоговым доходам бюджета.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 46 "Доходы бюджетов от штрафов, неустоек, пеней, процентов и платежей, поступающих от реализации конфискованного имущества, компенсации ущерба, возмещения вреда окружающей среде" БК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию администрации неправомерной, денежные средства, взысканные с лиц, привлеченных к субсидиарной ответственности в рамках ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в силу действующего правового регулирования относятся к источникам неналоговых доходов федерального бюджета.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию администрации неправомерной, денежные средства, взысканные с лиц, привлеченных к субсидиарной ответственности в рамках ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в силу действующего правового регулирования относятся к источникам неналоговых доходов федерального бюджета.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка осуществления Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве полномочий по управлению федеральным имуществом, в том числе его учета и поступления средств в федеральный бюджет, за 2020 - 2021 годы"
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 1)8.5. Проверка администрирования неналоговых доходов
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 1)8.5. Проверка администрирования неналоговых доходов
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)3. К неналоговым доходам бюджетов относятся:
(ред. от 31.07.2025)3. К неналоговым доходам бюджетов относятся:
Путеводитель по судебной практике: Доверительное управление имуществом.
Является ли договор доверительного управления недвижимым имуществом реальным
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как следует из материалов дела, между администрацией г. Барнаула, Комитетом по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула и ООО "Управляющая компания "Центр" (доверительный управляющий) заключен договор доверительного управления муниципальным имуществом от 21.07.2006 с дополнительным соглашением от 13.09.2006, по условиям которого администрация и Комитет передали в доверительное управление управляющему муниципальное имущество, административное здание, расположенное по адресу: г. Барнаул, пр. Ленина, 106 (Дом быта), площадью 11741,4 кв. м сроком на 3 года, а доверительный управляющий обязался осуществлять управление этим имуществом с целью увеличения неналоговых доходов бюджета города от использования муниципального имущества, содержать имущество в исправном состоянии и обеспечить проведение его текущего ремонта.
Является ли договор доверительного управления недвижимым имуществом реальным
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как следует из материалов дела, между администрацией г. Барнаула, Комитетом по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула и ООО "Управляющая компания "Центр" (доверительный управляющий) заключен договор доверительного управления муниципальным имуществом от 21.07.2006 с дополнительным соглашением от 13.09.2006, по условиям которого администрация и Комитет передали в доверительное управление управляющему муниципальное имущество, административное здание, расположенное по адресу: г. Барнаул, пр. Ленина, 106 (Дом быта), площадью 11741,4 кв. м сроком на 3 года, а доверительный управляющий обязался осуществлять управление этим имуществом с целью увеличения неналоговых доходов бюджета города от использования муниципального имущества, содержать имущество в исправном состоянии и обеспечить проведение его текущего ремонта.
Корреспонденция счетов: Как отразить в бюджетном учете муниципального казенного учреждения доходы в виде неустойки (пени)? Казенное учреждение наделено полномочиями администратора доходов бюджета только по начислению и учету платежей в бюджет...
(Консультация эксперта, 2025)В соответствии со ст. 41 БК РФ средства от применения мер гражданско-правовой ответственности (в том числе суммы неустойки) относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ (Письмо Минфина России от 11.03.2020 N 24-03-07/18298).
(Консультация эксперта, 2025)В соответствии со ст. 41 БК РФ средства от применения мер гражданско-правовой ответственности (в том числе суммы неустойки) относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ (Письмо Минфина России от 11.03.2020 N 24-03-07/18298).
Статья: Налоговые поступления как основной источник доходов бюджета: правовые аспекты квалификации доходов
(Гуркин А.С.)
("Финансовое право", 2021, N 11)Также следует отметить и то, что нередко в счет неналоговых доходов советского бюджета шли платежи, которые по своей природе, по нашему мнению, можно отнести к налоговым платежам (то есть к налогам или хотя бы к сборам). В частности, как отмечал С.Д. Цыпкин, к неналоговым доходам бюджета относились в том числе государственная пошлина (в большинстве случаев), а также таможенные доходы и отчисления в фонд государственного социального страхования. В юридической литературе ставилась под сомнение и налоговая природа налога с оборота <7>. В некоторых случаях налог с оборота противопоставлялся налогам, его отмечали в качестве обязательного платежа государственных предприятий <8> (что, безусловно, не позволяет сделать вывод о его неналоговой природе), а также указывали, что он лишь имеет некоторые налоговые признаки, но по своей экономической сущности налогом не является <9>.
(Гуркин А.С.)
("Финансовое право", 2021, N 11)Также следует отметить и то, что нередко в счет неналоговых доходов советского бюджета шли платежи, которые по своей природе, по нашему мнению, можно отнести к налоговым платежам (то есть к налогам или хотя бы к сборам). В частности, как отмечал С.Д. Цыпкин, к неналоговым доходам бюджета относились в том числе государственная пошлина (в большинстве случаев), а также таможенные доходы и отчисления в фонд государственного социального страхования. В юридической литературе ставилась под сомнение и налоговая природа налога с оборота <7>. В некоторых случаях налог с оборота противопоставлялся налогам, его отмечали в качестве обязательного платежа государственных предприятий <8> (что, безусловно, не позволяет сделать вывод о его неналоговой природе), а также указывали, что он лишь имеет некоторые налоговые признаки, но по своей экономической сущности налогом не является <9>.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований (ст. 31.1 БК РФ) означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями. Договоры и соглашения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, не соответствующие БК РФ, являются недействительными.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований (ст. 31.1 БК РФ) означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями. Договоры и соглашения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, не соответствующие БК РФ, являются недействительными.
Готовое решение: Основные положения о казенном учреждении
(КонсультантПлюс, 2025)Имейте в виду, что государственная пошлина за оказание государственных или муниципальных услуг не является доходом от оказания платных услуг, который относится к неналоговым доходам бюджета. Госпошлина - это сбор за совершение юридически значимых действий в отношении лица, которое обратилось для этого в уполномоченный орган и/или к должностному лицу. Доход от нее является налоговым доходом бюджета (п. п. 2, 3 ст. 41 БК РФ, п. 1 ст. 333.16 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Имейте в виду, что государственная пошлина за оказание государственных или муниципальных услуг не является доходом от оказания платных услуг, который относится к неналоговым доходам бюджета. Госпошлина - это сбор за совершение юридически значимых действий в отношении лица, которое обратилось для этого в уполномоченный орган и/или к должностному лицу. Доход от нее является налоговым доходом бюджета (п. п. 2, 3 ст. 41 БК РФ, п. 1 ст. 333.16 НК РФ).
Готовое решение: Как рассчитать и взыскать неустойку по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)неналоговыми доходами бюджета, если вы казенное учреждение или бюджетное (автономное) учреждение при реализации отдельных бюджетных полномочий ПБС (п. 3 ст. 41 БК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)неналоговыми доходами бюджета, если вы казенное учреждение или бюджетное (автономное) учреждение при реализации отдельных бюджетных полномочий ПБС (п. 3 ст. 41 БК РФ).
Статья: Оценка эффективности регулирования межбюджетных отношений в субъектах РФ в условиях нестабильности
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 8)Следовательно, отдельной оценки потребуют стимулирующие дотации. Для стимулирующих трансфертов мы предполагаем проведение количественной оценки эффективности их предоставления на основе степени достижения получателями тех целей, которые поощрялись данным видом трансфертов. Оценку их эффективности мы рекомендуем проводить с помощью показателей, характеризующих рост налоговых и неналоговых доходов бюджета, уровень налоговых и неналоговых доходов местного бюджета, получение дотаций на обеспечение сбалансированности бюджета. По нашему мнению, получатели стимулирующих трансфертов не должны нуждаться в дополнительных средствах для обеспечения бюджетной сбалансированности.
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 8)Следовательно, отдельной оценки потребуют стимулирующие дотации. Для стимулирующих трансфертов мы предполагаем проведение количественной оценки эффективности их предоставления на основе степени достижения получателями тех целей, которые поощрялись данным видом трансфертов. Оценку их эффективности мы рекомендуем проводить с помощью показателей, характеризующих рост налоговых и неналоговых доходов бюджета, уровень налоговых и неналоговых доходов местного бюджета, получение дотаций на обеспечение сбалансированности бюджета. По нашему мнению, получатели стимулирующих трансфертов не должны нуждаться в дополнительных средствах для обеспечения бюджетной сбалансированности.
Готовое решение: Как в бухгалтерском (бюджетном) учете учреждения отразить удержание неустойки из обеспечения госконтракта
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, что казенные учреждения, получившие неустойку из обеспечения госконтракта, должны перечислить ее в доход бюджета в качестве неналогового дохода бюджета (п. 3 ст. 41 БК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, что казенные учреждения, получившие неустойку из обеспечения госконтракта, должны перечислить ее в доход бюджета в качестве неналогового дохода бюджета (п. 3 ст. 41 БК РФ).
Статья: Идентификация дотационности территориальных бюджетов и их типологизация
(Таштамиров М.Р.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 4)- в целях снижения дотационности органы региональной власти подписывают соглашения с Минфином России о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации <12>.
(Таштамиров М.Р.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 4)- в целях снижения дотационности органы региональной власти подписывают соглашения с Минфином России о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации <12>.