Неналоговые доходы
Подборка наиболее важных документов по запросу Неналоговые доходы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 46 "Доходы бюджетов от штрафов, неустоек, пеней, процентов и платежей, поступающих от реализации конфискованного имущества, компенсации ущерба, возмещения вреда окружающей среде" БК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Администрация муниципального образования, привлеченная к субсидиарной ответственности по долгам унитарного предприятия, требовала от инспекции перечислить в местный бюджет часть уплаченной ею суммы. По мнению администрации, эта часть соответствовала задолженности предприятия по земельному налогу и НДФЛ, которые должны поступать в местный бюджет. Суд отказал в удовлетворении требований, указав, что денежные средства, взысканные в порядке субсидиарной ответственности в рамках дела о банкротстве, являются неналоговым доходом и подлежат зачислению в федеральный бюджет на специальный код бюджетной классификации. Суд отметил, что вступившие в силу судебные акты о привлечении к ответственности не содержали разделения взысканной суммы по видам налогов, а сама по себе субсидиарная ответственность является отдельным видом обязательства.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Администрация муниципального образования, привлеченная к субсидиарной ответственности по долгам унитарного предприятия, требовала от инспекции перечислить в местный бюджет часть уплаченной ею суммы. По мнению администрации, эта часть соответствовала задолженности предприятия по земельному налогу и НДФЛ, которые должны поступать в местный бюджет. Суд отказал в удовлетворении требований, указав, что денежные средства, взысканные в порядке субсидиарной ответственности в рамках дела о банкротстве, являются неналоговым доходом и подлежат зачислению в федеральный бюджет на специальный код бюджетной классификации. Суд отметил, что вступившие в силу судебные акты о привлечении к ответственности не содержали разделения взысканной суммы по видам налогов, а сама по себе субсидиарная ответственность является отдельным видом обязательства.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 46 "Доходы бюджетов от штрафов, неустоек, пеней, процентов и платежей, поступающих от реализации конфискованного имущества, компенсации ущерба, возмещения вреда окружающей среде" БК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию администрации неправомерной, денежные средства, взысканные с лиц, привлеченных к субсидиарной ответственности в рамках ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в силу действующего правового регулирования относятся к источникам неналоговых доходов федерального бюджета.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию администрации неправомерной, денежные средства, взысканные с лиц, привлеченных к субсидиарной ответственности в рамках ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в силу действующего правового регулирования относятся к источникам неналоговых доходов федерального бюджета.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)3. К неналоговым доходам бюджетов относятся:
(ред. от 31.07.2025)3. К неналоговым доходам бюджетов относятся:
Статья: Отдельные проблемы и перспективы совершенствования правопорядка в сфере публичных финансов
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Прежде всего необходимо обозначить проблему несовершенства законодательства, что влияет на состояние и динамику публичных финансов. Например, в данном контексте можно обозначить следующее: неналоговые платежи (неналоговые доходы бюджетов бюджетной системы) регулируются различными правовыми актами, иногда имеющими разную юридическую силу. По оценке специалистов, отсутствие единой законодательной базы по примеру налогового законодательства является причиной дефицита обширной судебной практики по отношению такого рода платежей <8>, а главное - низкого уровня фискальной прозрачности, поскольку ключевым условием проведения действенной государственной бюджетно-налоговой политики выступает необходимость публикации полной, достоверной, своевременной информации о состоянии публичных финансов. Также необходимо обратить внимание на закрепленный правовой режим субсидий, предоставляемых бюджетным и автономным учреждениям, которые не относятся к получателям бюджетных средств (ст. 152 БК РФ), а субсидии, поступившие бюджетному учреждению, не являются средствами бюджета (Письмо Минфина России N 02-13-07/3919, Казначейства России N 42-7.4-05/5.1-545 от 26 сентября 2012 г.). Бюджетные средства в форме субсидии переходят в распоряжение государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, и, следовательно, возникает угроза нецелевого использования бюджетных средств, что не позволяет привлечь к ответственности нарушителей бюджетного законодательства.
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Прежде всего необходимо обозначить проблему несовершенства законодательства, что влияет на состояние и динамику публичных финансов. Например, в данном контексте можно обозначить следующее: неналоговые платежи (неналоговые доходы бюджетов бюджетной системы) регулируются различными правовыми актами, иногда имеющими разную юридическую силу. По оценке специалистов, отсутствие единой законодательной базы по примеру налогового законодательства является причиной дефицита обширной судебной практики по отношению такого рода платежей <8>, а главное - низкого уровня фискальной прозрачности, поскольку ключевым условием проведения действенной государственной бюджетно-налоговой политики выступает необходимость публикации полной, достоверной, своевременной информации о состоянии публичных финансов. Также необходимо обратить внимание на закрепленный правовой режим субсидий, предоставляемых бюджетным и автономным учреждениям, которые не относятся к получателям бюджетных средств (ст. 152 БК РФ), а субсидии, поступившие бюджетному учреждению, не являются средствами бюджета (Письмо Минфина России N 02-13-07/3919, Казначейства России N 42-7.4-05/5.1-545 от 26 сентября 2012 г.). Бюджетные средства в форме субсидии переходят в распоряжение государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, и, следовательно, возникает угроза нецелевого использования бюджетных средств, что не позволяет привлечь к ответственности нарушителей бюджетного законодательства.
Ситуация: Как и в какой срок можно обратиться за возвратом переплаты по штрафу за нарушение ПДД?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Административные штрафы относятся к неналоговым доходам бюджетов. В частности, административные штрафы за нарушения ПДД в 2025 г. в общем случае зачисляются в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100% (п. 3 ст. 41 БК РФ; ч. 21 ст. 15 Закона от 29.10.2024 N 367-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Административные штрафы относятся к неналоговым доходам бюджетов. В частности, административные штрафы за нарушения ПДД в 2025 г. в общем случае зачисляются в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100% (п. 3 ст. 41 БК РФ; ч. 21 ст. 15 Закона от 29.10.2024 N 367-ФЗ).
Статья: Характеристика "льготного" режима уплаты административного штрафа (на примере административных правонарушений в области дорожного движения)
(Цындря В.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Целью рассматриваемого нами порядка, как и льготных правовых режимов, является достижение социального значимого результата: облегчение реализации правонарушителем обязанности по уплате административного штрафа и обеспечение поступления неналоговых доходов в бюджеты бюджетной системы за счет штрафных сумм.
(Цындря В.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Целью рассматриваемого нами порядка, как и льготных правовых режимов, является достижение социального значимого результата: облегчение реализации правонарушителем обязанности по уплате административного штрафа и обеспечение поступления неналоговых доходов в бюджеты бюджетной системы за счет штрафных сумм.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Примечательно, что в русской финансово-правовой литературе понятие сбора трактовалось достаточно широко. Под ним понималось любое получение денежных средств как в добровольном, так и в обязательном (принудительном) порядке. Это позволяло многим авторам определять налог как сбор, обладающий соответствующими признаками <64>. Для обозначения взимания, обладающего признаками сбора, предусмотренными действующим российским законодательством, использовался термин "пошлина" <65>. В советский период юридическая наука, следуя изменениям, произошедшим к тому времени в действовавшем законодательстве, использовала термины как "пошлина", так и "сбор". При этом пошлины и отдельные виды сборов (за регистрацию товарных знаков в Государственном комитете СССР по делам изобретений и открытий; за проверку и клеймение местными органами Государственного комитета СССР по стандартам мер и измерительных приборов и т.д.) относились к неналоговым доходам. К налоговым доходам относились местные сборы, что следовало из содержания Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.01.1981 "О местных налогах и сборах" и утвержденного им Положения.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Примечательно, что в русской финансово-правовой литературе понятие сбора трактовалось достаточно широко. Под ним понималось любое получение денежных средств как в добровольном, так и в обязательном (принудительном) порядке. Это позволяло многим авторам определять налог как сбор, обладающий соответствующими признаками <64>. Для обозначения взимания, обладающего признаками сбора, предусмотренными действующим российским законодательством, использовался термин "пошлина" <65>. В советский период юридическая наука, следуя изменениям, произошедшим к тому времени в действовавшем законодательстве, использовала термины как "пошлина", так и "сбор". При этом пошлины и отдельные виды сборов (за регистрацию товарных знаков в Государственном комитете СССР по делам изобретений и открытий; за проверку и клеймение местными органами Государственного комитета СССР по стандартам мер и измерительных приборов и т.д.) относились к неналоговым доходам. К налоговым доходам относились местные сборы, что следовало из содержания Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.01.1981 "О местных налогах и сборах" и утвержденного им Положения.
Статья: Феноменология денег в трудах профессора Ильи Ильича Кучерова
(Рыбакова С.В.)
("Финансовое право", 2025, N 9)Наряду с денежными обязанностями как мерой должного поведения И.И. Кучеровым глубоко исследуются денежные взыскания, но не любые, а финансово-правовые (недоимка, пеня, штраф, исполнительский сбор), которые, как он сам справедливо отмечает, с позиций финансово-правовой науки являются малоисследованными. Их взыскание (уплата) обусловлено применением мер государственного принуждения, что является результатом правоохранительной деятельности государства, а в конечном итоге приводит к формированию бюджета посредством зачисления в него неналоговых доходов, взыскиваемых в принудительном порядке.
(Рыбакова С.В.)
("Финансовое право", 2025, N 9)Наряду с денежными обязанностями как мерой должного поведения И.И. Кучеровым глубоко исследуются денежные взыскания, но не любые, а финансово-правовые (недоимка, пеня, штраф, исполнительский сбор), которые, как он сам справедливо отмечает, с позиций финансово-правовой науки являются малоисследованными. Их взыскание (уплата) обусловлено применением мер государственного принуждения, что является результатом правоохранительной деятельности государства, а в конечном итоге приводит к формированию бюджета посредством зачисления в него неналоговых доходов, взыскиваемых в принудительном порядке.
Статья: Исполнение ведомством предписания в условиях банкротства должника
(Мухин С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 3)Таким образом, в условиях банкротства должника процедура применения бюджетных мер в отношении министерства невозможна, ведь БК РФ не предусматривает возмещения ущерба за счет налоговых и неналоговых доходов до получения средств от должника. Ведомство должно использовать предусмотренные законом механизмы для взыскания ущерба в порядке очередности после завершения процедуры банкротства.
(Мухин С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 3)Таким образом, в условиях банкротства должника процедура применения бюджетных мер в отношении министерства невозможна, ведь БК РФ не предусматривает возмещения ущерба за счет налоговых и неналоговых доходов до получения средств от должника. Ведомство должно использовать предусмотренные законом механизмы для взыскания ущерба в порядке очередности после завершения процедуры банкротства.
Статья: Факт нецелевого использования бюджетных средств не подтвержден судом
(Опарина С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 3)Арбитры обратили внимание, что неналоговые доходы бюджетов включают средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, а также компенсации за причиненный вред (п. 3 ст. 41 БК РФ). Исходя из п. 16 ст. 46 БК РФ суммы штрафов, неустоек, пеней, которые должны быть уплачены юридическим или физическим лицом в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед государственным (муниципальным) органом, государственным внебюджетным фондом, казенным учреждением, подлежат зачислению в бюджет бюджетной системы РФ, получателем средств которого являются указанные орган, учреждение.
(Опарина С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 3)Арбитры обратили внимание, что неналоговые доходы бюджетов включают средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, а также компенсации за причиненный вред (п. 3 ст. 41 БК РФ). Исходя из п. 16 ст. 46 БК РФ суммы штрафов, неустоек, пеней, которые должны быть уплачены юридическим или физическим лицом в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед государственным (муниципальным) органом, государственным внебюджетным фондом, казенным учреждением, подлежат зачислению в бюджет бюджетной системы РФ, получателем средств которого являются указанные орган, учреждение.
Готовое решение: Как определить часть прибыли унитарных предприятий, перечисляемую в бюджет, и в какой срок ее нужно перечислить
(КонсультантПлюс, 2025)Часть прибыли унитарных предприятий перечисляется в соответствующий бюджет публично-правового образования. Она относится к неналоговым доходам бюджетов в виде доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (п. 3 ст. 41, ст. 42, п. 1 ст. 51, ст. ст. 57, 62 БК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Часть прибыли унитарных предприятий перечисляется в соответствующий бюджет публично-правового образования. Она относится к неналоговым доходам бюджетов в виде доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (п. 3 ст. 41, ст. 42, п. 1 ст. 51, ст. ст. 57, 62 БК РФ).