Ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту
Подборка наиболее важных документов по запросу Ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Замена товара (материалов) или поставщика при закупках по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)"...главное управление министерства внутренних дел... обратилось в Арбитражный суд... с иском... к обществу с ограниченной ответственностью... о взыскании... штрафа за ненадлежащее исполнение обязательства по государственному контракту...
(КонсультантПлюс, 2025)"...главное управление министерства внутренних дел... обратилось в Арбитражный суд... с иском... к обществу с ограниченной ответственностью... о взыскании... штрафа за ненадлежащее исполнение обязательства по государственному контракту...
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка спецодежды
(КонсультантПлюс, 2025)...суд обоснованно согласился с выводами Управления о том, что установленное заказчиком количество не является конкретным, что может вводить участников закупки в заблуждение, при этом последствия ненадлежащего исполнения обязательств оговорены проектом государственного контракта.
(КонсультантПлюс, 2025)...суд обоснованно согласился с выводами Управления о том, что установленное заказчиком количество не является конкретным, что может вводить участников закупки в заблуждение, при этом последствия ненадлежащего исполнения обязательств оговорены проектом государственного контракта.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"КонсультантПлюс: Новости для специалиста по закупкам"Контрагент не исполнил госконтракт из-за проблем с персоналом - суд не нашел причин для РНП (26.09.2025)
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)4. В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)4. В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль.
Можно ли учесть премию по договору страхования гражданской ответственности за неисполнение обязательств по госконтракту
(КонсультантПлюс, 2025)Есть письма Минфина России и УФНС России по г. Москве, согласно которым взносы по договору страхования ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по государственному (муниципальному) контракту включаются в состав расходов.
Можно ли учесть премию по договору страхования гражданской ответственности за неисполнение обязательств по госконтракту
(КонсультантПлюс, 2025)Есть письма Минфина России и УФНС России по г. Москве, согласно которым взносы по договору страхования ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по государственному (муниципальному) контракту включаются в состав расходов.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из сторон государственного контракта обязательств, предусмотренных государственным контрактом, эта сторона возмещает другой стороне причиненные в результате такого неисполнения или ненадлежащего исполнения убытки и несет иную ответственность, установленную законодательством РФ и государственным контрактом.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из сторон государственного контракта обязательств, предусмотренных государственным контрактом, эта сторона возмещает другой стороне причиненные в результате такого неисполнения или ненадлежащего исполнения убытки и несет иную ответственность, установленную законодательством РФ и государственным контрактом.
Статья: К проблеме обоснования критериев "пределов обычного делового риска". Уроки арбитражной практики
(Осипенко О.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, NN 2, 3)"...И. посчитал гораздо более эффективным и рациональным поручить реализацию ГАСИ специализированной организации, которая не только могла бы профессионально работать на достаточно сложном рынке ГАСИ с высокой конкуренцией, но и, кроме того, принять на себя значительную часть рисков, связанных с реализацией данной продукции (участие в торгах, гарантийное и постгарантийное обслуживание, взаимодействие с потребителями и др.). Например, все риски неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по заключенному госконтракту по поставке ГАСИ в данном случае ложились на общество "Т.", как на продавца и участника торгов, в то время как если бы общество "А." участвовало в торгах напрямую, эти риски ложились бы непосредственно на него, тогда как риск признания производителя недобросовестным поставщиком мог напрямую повлиять на возможности завода по реализации основной линейки своей продукции" <19>.
(Осипенко О.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, NN 2, 3)"...И. посчитал гораздо более эффективным и рациональным поручить реализацию ГАСИ специализированной организации, которая не только могла бы профессионально работать на достаточно сложном рынке ГАСИ с высокой конкуренцией, но и, кроме того, принять на себя значительную часть рисков, связанных с реализацией данной продукции (участие в торгах, гарантийное и постгарантийное обслуживание, взаимодействие с потребителями и др.). Например, все риски неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по заключенному госконтракту по поставке ГАСИ в данном случае ложились на общество "Т.", как на продавца и участника торгов, в то время как если бы общество "А." участвовало в торгах напрямую, эти риски ложились бы непосредственно на него, тогда как риск признания производителя недобросовестным поставщиком мог напрямую повлиять на возможности завода по реализации основной линейки своей продукции" <19>.
Статья: О применимости принципа "non bis in idem" при реализации мер юридической ответственности участников контрактных отношений в сфере закупок товаров, работ, услуг для нужд военных организаций
(Байлиева А.С., Корякин В.М.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2024, N 1)Приведенные суждения, основанные на судебной практике, имеют очень важное теоретическое значение для правильного понимания сущности юридической ответственности и разграничения административной и гражданско-правовой ответственности сторон государственного контракта. Безусловно соглашаясь с такими выводами, полагаем целесообразным во избежание двоякого толкования дополнить Закон о контрактной системе нормами, устанавливающими, что привлечение участников контрактных отношений к административной или даже уголовной ответственности не освобождает виновных лиц от гражданско-правовой ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту. В этих целях предлагается ст. 34 Закона о контрактной системе дополнить п. 8.1 следующего содержания:
(Байлиева А.С., Корякин В.М.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2024, N 1)Приведенные суждения, основанные на судебной практике, имеют очень важное теоретическое значение для правильного понимания сущности юридической ответственности и разграничения административной и гражданско-правовой ответственности сторон государственного контракта. Безусловно соглашаясь с такими выводами, полагаем целесообразным во избежание двоякого толкования дополнить Закон о контрактной системе нормами, устанавливающими, что привлечение участников контрактных отношений к административной или даже уголовной ответственности не освобождает виновных лиц от гражданско-правовой ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту. В этих целях предлагается ст. 34 Закона о контрактной системе дополнить п. 8.1 следующего содержания:
Вопрос: О перечислении неустойки в бюджет субъекта РФ при ненадлежащем исполнении поставщиком обязательств по госконтракту, расходные обязательства по которому софинансируются из федерального бюджета.
(Письмо Минфина России от 26.12.2022 N 02-18-07/127219)Вопрос: О перечислении неустойки в бюджет субъекта РФ при ненадлежащем исполнении поставщиком обязательств по госконтракту, расходные обязательства по которому софинансируются из федерального бюджета.
(Письмо Минфина России от 26.12.2022 N 02-18-07/127219)Вопрос: О перечислении неустойки в бюджет субъекта РФ при ненадлежащем исполнении поставщиком обязательств по госконтракту, расходные обязательства по которому софинансируются из федерального бюджета.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о купле-продаже.
Обязан ли продавец по договору купли-продажи возместить покупателю убытки, если он передал покупателю товар ненадлежащего качества
(КонсультантПлюс, 2025)Решением суда от 12.07.2013 по делу N А07-16552/12 вследствие ненадлежащего исполнения обязательства по государственному контракту на поставку мебели с ООО Торговый дом "Башмебель" в пользу Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан взыскана стоимость поставленного некачественного товара в размере 48 000 руб., убытки в размере 9600 руб., расходы по оплате судебной экспертизы по делу в размере 18 192 руб.
Обязан ли продавец по договору купли-продажи возместить покупателю убытки, если он передал покупателю товар ненадлежащего качества
(КонсультантПлюс, 2025)Решением суда от 12.07.2013 по делу N А07-16552/12 вследствие ненадлежащего исполнения обязательства по государственному контракту на поставку мебели с ООО Торговый дом "Башмебель" в пользу Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан взыскана стоимость поставленного некачественного товара в размере 48 000 руб., убытки в размере 9600 руб., расходы по оплате судебной экспертизы по делу в размере 18 192 руб.
Готовое решение: Как списать неустойку по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)"В соответствии с ч. 9.1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", на основании пп. "д" п. 3 Правил списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, ООО "Ремонтник" сообщает о невозможности исполнить государственный контракт от 01.04.2025 N 123-45/2025 на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту специальной техники без изменения его условий в связи с введением санкций и (или) мер ограничительного характера, а именно в связи с прекращением поставки на территорию Российской Федерации оригинальных запасных частей и комплектующих.
(КонсультантПлюс, 2025)"В соответствии с ч. 9.1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", на основании пп. "д" п. 3 Правил списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, ООО "Ремонтник" сообщает о невозможности исполнить государственный контракт от 01.04.2025 N 123-45/2025 на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту специальной техники без изменения его условий в связи с введением санкций и (или) мер ограничительного характера, а именно в связи с прекращением поставки на территорию Российской Федерации оригинальных запасных частей и комплектующих.
"Обзор судебной практики в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (февраль 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3. Информация о поставщике (подрядчике, исполнителе) может не подлежать включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случае, если несвоевременное исполнение им обязательств по государственному контракту вызвано ненадлежащим исполнением заказчиком встречных обязательств.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3. Информация о поставщике (подрядчике, исполнителе) может не подлежать включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случае, если несвоевременное исполнение им обязательств по государственному контракту вызвано ненадлежащим исполнением заказчиком встречных обязательств.
Статья: Практика рассмотрения дел о прекращении обязательств новацией
(Харина Д.П.)
("Арбитражные споры", 2023, N 2)Однако возможность новировать обязательство по уплате неустойки может быть заблокирована законом. В одном из дел АС Дальневосточного округа указал на недопустимость новации обязательства по уплате неустойки, начисленной за ненадлежащее исполнение обязательств по госконтракту. Соответствующее правило, по мнению суда, обусловлено тем, что в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также пунктами 1 и 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные органы, органы управления внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов могут вступать в договорные отношения только посредством заключения государственного и муниципального контракта. Государственный и муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе и в пределах лимитов бюджетных обязательств (Постановление от 26.04.2017 по делу N А24-3707/2016).
(Харина Д.П.)
("Арбитражные споры", 2023, N 2)Однако возможность новировать обязательство по уплате неустойки может быть заблокирована законом. В одном из дел АС Дальневосточного округа указал на недопустимость новации обязательства по уплате неустойки, начисленной за ненадлежащее исполнение обязательств по госконтракту. Соответствующее правило, по мнению суда, обусловлено тем, что в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также пунктами 1 и 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные органы, органы управления внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов могут вступать в договорные отношения только посредством заключения государственного и муниципального контракта. Государственный и муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе и в пределах лимитов бюджетных обязательств (Постановление от 26.04.2017 по делу N А24-3707/2016).