Немедленное отобрание ребенка
Подборка наиболее важных документов по запросу Немедленное отобрание ребенка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административное отобрание детей из семьи: состояние и развитие законодательства
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)В XX в. в российском семейном праве была заложена установка на отказ от признания "родительской власти" над детьми, и в советский период в его развитие допускалось публичное прекращение семейных связей между родителями и детьми. В действовавших в тот период кодексах устанавливалась возможность судебного лишения родительских прав (ст. ст. 153, 154 Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР; ст. 33 Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г.; ст. 59 Кодекса о браке и семье РСФСР 1969 г.), а также "отобрания" детей без лишения родительских прав. Нормы, прекращающие или ограничивающие право родителя на личное воспитание ребенка в судебном порядке, находят отражение и в СК РФ (ст. ст. 69 - 71, 73 - 75). Кроме того, ст. 77 СК РФ предусматривает административный порядок немедленного отобрания ребенка органами опеки и попечительства (далее - органы опеки) при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, применение которого нередко воспринимается общественностью негативно, обсуждается в СМИ, по-разному оценивается специалистами. В связи с этим позволим себе определить основные проблемы реализации норм ст. 77 СК РФ и пути их решения, провести ее сравнение с положениями проекта федерального закона N 157281-8 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <4>.
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)В XX в. в российском семейном праве была заложена установка на отказ от признания "родительской власти" над детьми, и в советский период в его развитие допускалось публичное прекращение семейных связей между родителями и детьми. В действовавших в тот период кодексах устанавливалась возможность судебного лишения родительских прав (ст. ст. 153, 154 Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР; ст. 33 Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г.; ст. 59 Кодекса о браке и семье РСФСР 1969 г.), а также "отобрания" детей без лишения родительских прав. Нормы, прекращающие или ограничивающие право родителя на личное воспитание ребенка в судебном порядке, находят отражение и в СК РФ (ст. ст. 69 - 71, 73 - 75). Кроме того, ст. 77 СК РФ предусматривает административный порядок немедленного отобрания ребенка органами опеки и попечительства (далее - органы опеки) при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, применение которого нередко воспринимается общественностью негативно, обсуждается в СМИ, по-разному оценивается специалистами. В связи с этим позволим себе определить основные проблемы реализации норм ст. 77 СК РФ и пути их решения, провести ее сравнение с положениями проекта федерального закона N 157281-8 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <4>.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Согласно абз. 1 п. 1 ст. 77 СК РФ при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. Абзацем 2 указанного пункта (здесь и далее в ред. Закона 2013 г. N 167-ФЗ) установлено, что немедленное отобрание ребенка производится ООиП на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта РФ либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Согласно абз. 1 п. 1 ст. 77 СК РФ при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. Абзацем 2 указанного пункта (здесь и далее в ред. Закона 2013 г. N 167-ФЗ) установлено, что немедленное отобрание ребенка производится ООиП на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта РФ либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.
Нормативные акты
"Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ
(ред. от 23.11.2024, с изм. от 30.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.
(ред. от 23.11.2024, с изм. от 30.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 N 44
"О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав"Под непосредственной угрозой жизни или здоровью ребенка, которая может явиться основанием для вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо главой муниципального образования акта о немедленном отобрании ребенка и изъятии его из семьи, следует понимать угрозу, с очевидностью свидетельствующую о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка вследствие поведения (действий или бездействия) родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находится. Такие последствия могут быть вызваны, в частности, отсутствием ухода за ребенком, отвечающего физиологическим потребностям ребенка в соответствии с его возрастом и состоянием здоровья (например, непредоставление малолетнему ребенку воды, питания, крова, неосуществление ухода за грудным ребенком либо оставление его на длительное время без присмотра).
"О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав"Под непосредственной угрозой жизни или здоровью ребенка, которая может явиться основанием для вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо главой муниципального образования акта о немедленном отобрании ребенка и изъятии его из семьи, следует понимать угрозу, с очевидностью свидетельствующую о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка вследствие поведения (действий или бездействия) родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находится. Такие последствия могут быть вызваны, в частности, отсутствием ухода за ребенком, отвечающего физиологическим потребностям ребенка в соответствии с его возрастом и состоянием здоровья (например, непредоставление малолетнему ребенку воды, питания, крова, неосуществление ухода за грудным ребенком либо оставление его на длительное время без присмотра).
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)В практике остаются вопросы о применении нормы ст. 77 СК РФ, в силу которой орган опеки и попечительства наделен правом немедленно отобрать ребенка у родителей (у одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)В практике остаются вопросы о применении нормы ст. 77 СК РФ, в силу которой орган опеки и попечительства наделен правом немедленно отобрать ребенка у родителей (у одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью.
Статья: Разлучение родителей и детей в аспекте статьи 77 Семейного кодекса Российской Федерации
(Косова О.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 1)В Семейном кодексе Российской Федерации <1> (далее - СК РФ) для обозначения одной из мер защиты прав детей, проживающих в семье, используется термин "отобрание": в ст. 73 применительно к ограничению родительских прав в качестве сопряженной с ним санкции; и ст. 77 - относительно "немедленного" отобрания ребенка как самостоятельной меры, применяемой в административном порядке. В то же время действия по отобранию ребенка хотя и прямо СК РФ не названы, но неразрывно связаны с процедурой лишения родительских прав (ст. 69, 70 СК РФ). Норма статьи 68 СК РФ дает основание считать, что за терминами "возврат ребенка" от лиц, без наличия правовых оснований удерживающих его, и "передача ребенка" другим лицам на основании судебного решения (родителям, органу опеки и попечительства <2>) фактически скрывается отобрание ребенка, поскольку без отобрания детей у одних лиц помимо их желания невозможна их передача другим лицам. На более широкие возможности применения отобрания указывает, на наш взгляд, правило п. 2 ст. 79 СК РФ, определяющее "принудительное исполнение решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам)". Оно может иметь отношение, к примеру, к случаям отнятия ребенка у суррогатной матери или быть следствием принятия судом решения о месте жительства ребенка с одним из родителей и др. Отобрание детей может приобретать и международно-правовой аспект <3>, если семейные отношения несут в себе "иностранный элемент".
(Косова О.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 1)В Семейном кодексе Российской Федерации <1> (далее - СК РФ) для обозначения одной из мер защиты прав детей, проживающих в семье, используется термин "отобрание": в ст. 73 применительно к ограничению родительских прав в качестве сопряженной с ним санкции; и ст. 77 - относительно "немедленного" отобрания ребенка как самостоятельной меры, применяемой в административном порядке. В то же время действия по отобранию ребенка хотя и прямо СК РФ не названы, но неразрывно связаны с процедурой лишения родительских прав (ст. 69, 70 СК РФ). Норма статьи 68 СК РФ дает основание считать, что за терминами "возврат ребенка" от лиц, без наличия правовых оснований удерживающих его, и "передача ребенка" другим лицам на основании судебного решения (родителям, органу опеки и попечительства <2>) фактически скрывается отобрание ребенка, поскольку без отобрания детей у одних лиц помимо их желания невозможна их передача другим лицам. На более широкие возможности применения отобрания указывает, на наш взгляд, правило п. 2 ст. 79 СК РФ, определяющее "принудительное исполнение решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам)". Оно может иметь отношение, к примеру, к случаям отнятия ребенка у суррогатной матери или быть следствием принятия судом решения о месте жительства ребенка с одним из родителей и др. Отобрание детей может приобретать и международно-правовой аспект <3>, если семейные отношения несут в себе "иностранный элемент".
Статья: Право ребенка на семейное воспитание: проблемы защиты в аспекте конвергенции публичных и частных интересов
(Летова Н.В.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 4)Своеобразие родительских правоотношений по воспитанию ребенка проявляется в том, что законодатель условно не придает самостоятельного юридического значения такому праву при условии его надлежащего исполнения родителями, то есть когда их поведение является добросовестным и отвечает интересам ребенка. В случае когда действия родителей не отвечают требованиям закона, а именно "не соответствуют или противоречат интересам ребенка", законодатель реагирует на такое поведение родителей, применяя к ним меры семейно-правовой ответственности в виде ограничения родительских прав, лишения родительских прав или немедленного отобрания ребенка (ст. 69, 73, 77 СК РФ).
(Летова Н.В.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 4)Своеобразие родительских правоотношений по воспитанию ребенка проявляется в том, что законодатель условно не придает самостоятельного юридического значения такому праву при условии его надлежащего исполнения родителями, то есть когда их поведение является добросовестным и отвечает интересам ребенка. В случае когда действия родителей не отвечают требованиям закона, а именно "не соответствуют или противоречат интересам ребенка", законодатель реагирует на такое поведение родителей, применяя к ним меры семейно-правовой ответственности в виде ограничения родительских прав, лишения родительских прав или немедленного отобрания ребенка (ст. 69, 73, 77 СК РФ).
Статья: Пределы осуществления семейных прав
(Ульянова М.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 4)Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона (абз. 2 п. 4 ст. 1 СК РФ). В Семейном кодексе ограничения предусмотрены на основании решения суда: ограничение родительских прав (п. 1 ст. 73 СК РФ), немедленное отобрание ребенка (ст. 77 СК). Логично заключить, что ограничения предусмотрены законом, но возникают в каждом конкретном случае на основании юридического факта (судебное решение, соглашение, брачный договор). Пределы осуществления могут быть указаны и в иных нормативно-правовых актах, в том числе в актах индивидуального регулирования (соглашениях), определяющих баланс интересов сторон. Т.В. Дерюгина делает важный вывод о том, что ограничения изначально объективны, в то время как пределы относятся к каждому конкретному субъекту и субъективны, устанавливают пределы осуществления субъективного права конкретного лица. При этом, по мнению Т.В. Дерюгиной, законодатель, ведя речь о пределах осуществления права, зачастую называет их ограничениями.
(Ульянова М.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 4)Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона (абз. 2 п. 4 ст. 1 СК РФ). В Семейном кодексе ограничения предусмотрены на основании решения суда: ограничение родительских прав (п. 1 ст. 73 СК РФ), немедленное отобрание ребенка (ст. 77 СК). Логично заключить, что ограничения предусмотрены законом, но возникают в каждом конкретном случае на основании юридического факта (судебное решение, соглашение, брачный договор). Пределы осуществления могут быть указаны и в иных нормативно-правовых актах, в том числе в актах индивидуального регулирования (соглашениях), определяющих баланс интересов сторон. Т.В. Дерюгина делает важный вывод о том, что ограничения изначально объективны, в то время как пределы относятся к каждому конкретному субъекту и субъективны, устанавливают пределы осуществления субъективного права конкретного лица. При этом, по мнению Т.В. Дерюгиной, законодатель, ведя речь о пределах осуществления права, зачастую называет их ограничениями.
Статья: Вопросы изъятия ребенка из семьи: сравнительный анализ систем защиты прав ребенка в некоторых скандинавских странах и России
(Болурова З.Л.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 4)Интересный метод защиты прав и свобод ребенка практикуют страны Скандинавии, в связи с чем предлагается детально рассмотреть ювенальную систему Норвегии. Королевство Норвегия известно как страна с наилучшим качеством жизни в мире, соответственно, в данном государстве выделяется достаточно ресурсов для поддержания подрастающего поколения. Одним из вышеназванных методов, который достоин внимания, является государственная социальная служба по помощи и поддержке детям и подросткам - Барневарн (норв. Barnevern i Norge, также Barnevernet). Ее правовая база - норвежский Закон "Об охране детства" (Lov om barneverntjenester (barnevernloven)) от 17 июля 1992 г. <2>. Согласно норвежскому законодательству основной задачей "Барневарна" является защита наиболее уязвимых детей от физического, психологического насилия. Основополагающей функцией норвежской организации принято считать объединенное функционирование контроля и поддержки детей. "Барневарн" начинает действовать с момента получения сигнала, при этом стоит отметить, что тревогу бьют буквально все: как работники полиции, медицинских учреждений, детских садов, школ, так и бдительные соседи. Законом определено, что при поступлении сообщения о нахождении несовершеннолетнего в опасных для его физического или психического здоровья условиях "Барневарн" должен действовать незамедлительно и взять на себя основные обязанности по защите ребенка. Организуется расследование, и родители уведомляются о сложившейся ситуации. Законом определен трехмесячный срок, в течение которого уполномоченный орган должен провести расследование, но данный вариант возможен в случае, если на момент проведения проверки жизни и здоровью ребенка не угрожает опасность и возможно дальнейшее его проживание с родными, но, к несчастью, возникают ситуации, что ребенка необходимо изъять из семьи в срочном порядке. При принятии решения о немедленном отобрании ребенка из семьи "Барневарн" должен руководствоваться нормами Закона "Об охране детства". Нормой права определен перечень обстоятельств, при наличии которых служба по охране детства обязана вмешаться. К ним относятся:
(Болурова З.Л.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 4)Интересный метод защиты прав и свобод ребенка практикуют страны Скандинавии, в связи с чем предлагается детально рассмотреть ювенальную систему Норвегии. Королевство Норвегия известно как страна с наилучшим качеством жизни в мире, соответственно, в данном государстве выделяется достаточно ресурсов для поддержания подрастающего поколения. Одним из вышеназванных методов, который достоин внимания, является государственная социальная служба по помощи и поддержке детям и подросткам - Барневарн (норв. Barnevern i Norge, также Barnevernet). Ее правовая база - норвежский Закон "Об охране детства" (Lov om barneverntjenester (barnevernloven)) от 17 июля 1992 г. <2>. Согласно норвежскому законодательству основной задачей "Барневарна" является защита наиболее уязвимых детей от физического, психологического насилия. Основополагающей функцией норвежской организации принято считать объединенное функционирование контроля и поддержки детей. "Барневарн" начинает действовать с момента получения сигнала, при этом стоит отметить, что тревогу бьют буквально все: как работники полиции, медицинских учреждений, детских садов, школ, так и бдительные соседи. Законом определено, что при поступлении сообщения о нахождении несовершеннолетнего в опасных для его физического или психического здоровья условиях "Барневарн" должен действовать незамедлительно и взять на себя основные обязанности по защите ребенка. Организуется расследование, и родители уведомляются о сложившейся ситуации. Законом определен трехмесячный срок, в течение которого уполномоченный орган должен провести расследование, но данный вариант возможен в случае, если на момент проведения проверки жизни и здоровью ребенка не угрожает опасность и возможно дальнейшее его проживание с родными, но, к несчастью, возникают ситуации, что ребенка необходимо изъять из семьи в срочном порядке. При принятии решения о немедленном отобрании ребенка из семьи "Барневарн" должен руководствоваться нормами Закона "Об охране детства". Нормой права определен перечень обстоятельств, при наличии которых служба по охране детства обязана вмешаться. К ним относятся:
Статья: Причинение родителями (лицами, их заменяющими) вреда здоровью их детей как самостоятельный деликт
(Рузанова В.Д., Рузанова Е.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 4)<1> См.: Летова Н.В. Новые направления практики, направленные на реализацию прав ребенка в случае лишения, ограничения родительских прав или в случае немедленного отобрания ребенка // Права ребенка в РФ: законодательство, правоприменительная деятельность, российская наука: материалы Международной научно-практической конференции / отв. ред. Ю.Ф. Беспалов. М.: РГ-Пресс, 2018. С. 112.
(Рузанова В.Д., Рузанова Е.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 4)<1> См.: Летова Н.В. Новые направления практики, направленные на реализацию прав ребенка в случае лишения, ограничения родительских прав или в случае немедленного отобрания ребенка // Права ребенка в РФ: законодательство, правоприменительная деятельность, российская наука: материалы Международной научно-практической конференции / отв. ред. Ю.Ф. Беспалов. М.: РГ-Пресс, 2018. С. 112.
Статья: Юридическая ответственность родителей за злоупотребление своими правами и неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих обязанностей
(Матвеева Н.А.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 2)Еще одной мерой семейно-правовой ответственности считается административное, немедленное отобрание ребенка у его родителей. Так, на основании ст. 77 СК РФ при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.
(Матвеева Н.А.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 2)Еще одной мерой семейно-правовой ответственности считается административное, немедленное отобрание ребенка у его родителей. Так, на основании ст. 77 СК РФ при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.