Некредитные финансовые организации риски
Подборка наиболее важных документов по запросу Некредитные финансовые организации риски (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: На главных направлениях совершенствования финансового законодательства
(Смирнов Е.Е.)
("Аудитор", 2024, N 5)Исполнение требования о формировании совета директоров (наблюдательного совета) в управляющих компаниях инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, в страховых организациях, микрофинансовых организациях может быть сопряжено с дополнительными финансовыми расходами для указанных некредитных финансовых организаций. В связи с этим, как отмечено в пояснительной записке, законопроектом предусмотрено применение перечисленных выше требований с учетом принципа пропорционального регулирования, учитывающего характер и масштаб осуществляемых операций, уровень и сочетание принимаемых некредитной финансовой организацией рисков.
(Смирнов Е.Е.)
("Аудитор", 2024, N 5)Исполнение требования о формировании совета директоров (наблюдательного совета) в управляющих компаниях инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, в страховых организациях, микрофинансовых организациях может быть сопряжено с дополнительными финансовыми расходами для указанных некредитных финансовых организаций. В связи с этим, как отмечено в пояснительной записке, законопроектом предусмотрено применение перечисленных выше требований с учетом принципа пропорционального регулирования, учитывающего характер и масштаб осуществляемых операций, уровень и сочетание принимаемых некредитной финансовой организацией рисков.
Статья: Современная модель надзора за некредитными финансовыми организациями
(Чистюхин В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)Отметим, что на сегодняшний день отсутствует единый документ, устанавливающий перечень рисков для некредитных финансовых организаций. К основным (значимым) рискам НФО можно отнести:
(Чистюхин В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)Отметим, что на сегодняшний день отсутствует единый документ, устанавливающий перечень рисков для некредитных финансовых организаций. К основным (значимым) рискам НФО можно отнести:
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.07.2020 N 211-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)
"О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы"13. В случае совмещения деятельности оператора финансовой платформы с иными видами деятельности финансовых организаций с учетом ограничений, установленных частью 2 настоящей статьи, по решению оператора финансовой платформы на контролера или руководителя службы внутреннего контроля, а также ответственное за организацию системы управления рисками должностное лицо или руководителя отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками, соответствующей некредитной финансовой организации могут быть возложены функции соответственно контролера или руководителя службы внутреннего контроля, должностного лица, ответственного за организацию системы управления рисками, или руководителя отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками, оператора финансовой платформы.
(ред. от 27.10.2025)
"О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы"13. В случае совмещения деятельности оператора финансовой платформы с иными видами деятельности финансовых организаций с учетом ограничений, установленных частью 2 настоящей статьи, по решению оператора финансовой платформы на контролера или руководителя службы внутреннего контроля, а также ответственное за организацию системы управления рисками должностное лицо или руководителя отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками, соответствующей некредитной финансовой организации могут быть возложены функции соответственно контролера или руководителя службы внутреннего контроля, должностного лица, ответственного за организацию системы управления рисками, или руководителя отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками, оператора финансовой платформы.
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Решения Совета директоров по вопросам изменения процентных ставок, размера обязательных резервных требований, размеров обязательных нормативов для кредитных организаций, филиалов иностранных банков и банковских групп и некредитных финансовых организаций, прямых количественных ограничений, надбавок к коэффициентам риска, значений характеристик видов активов, к которым устанавливаются надбавки к коэффициентам риска, установления макропруденциальных лимитов, предусмотренных статьей 45.6 настоящего Федерального закона, числовых значений характеристик кредитов (займов), для которых устанавливаются макропруденциальные лимиты, участия (членства) Банка России в капиталах организаций (организациях), обеспечивающих деятельность Банка России, его организаций и служащих, выпуска банкнот и монеты Банка России нового образца, изъятия из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца, порядка формирования резервов кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, определения тарифов на услуги в платежной системе Банка России, определения максимальных значений размера платы, взимаемой кредитными организациями со своих клиентов за осуществление переводов денежных средств и предоставление иных услуг в рамках платежной системы Банка России, а также в рамках иных платежных систем, определения максимальных значений размера платы, взимаемой кредитными организациями со своих клиентов по заключаемым в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе" договорам о приеме электронных средств платежа за осуществление переводов денежных средств с использованием платежных карт, определения максимальных значений размеров вознаграждений, устанавливаемых операторами платежных систем и уплачиваемых кредитными организациями в рамках платежных систем за осуществление переводов денежных средств с использованием платежных карт, установления требований к субъектам национальной платежной системы по передаче финансовых сообщений при осуществлении переводов денежных средств, определения тарифов на услуги оператора платформы цифрового рубля, размера вознаграждения, выплачиваемого оператором платформы цифрового рубля участникам платформы цифрового рубля, максимального значения размера платы, взимаемой участниками платформы цифрового рубля с пользователей платформы цифрового рубля, максимальных суммы операций с цифровыми рублями и (или) суммы остатков цифровых рублей на счетах цифрового рубля, определения перечня операций, суммы операций и сроков обеспечения кредитными организациями возможности совершения операций с цифровыми рублями для своих клиентов, определения максимального размера процентной ставки по займам, которые предоставляются кредитными потребительскими кооперативами, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой, определения критериев отнесения юридических лиц (за исключением кредитных организаций, филиалов иностранных банков, государственных органов и органов местного самоуправления) (индивидуальных предпринимателей), зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, к группам риска совершения подозрительных операций, определения перечня видов иностранной валюты, которая может быть внесена в оплату уставного капитала кредитной организации, страховой организации и негосударственного пенсионного фонда, определения максимального размера доли уставного капитала кредитной организации, страховой организации и негосударственного пенсионного фонда, которая может быть оплачена иностранной валютой, а также вида иностранной валюты из числа видов, включенных в указанный перечень, и максимального размера доли уставного капитала кредитной организации, страховой организации и негосударственного пенсионного фонда, которая может быть оплачена таким видом иностранной валюты, перечни цен, индексов и иных показателей подлежат обязательному официальному опубликованию в порядке, предусмотренном частью третьей статьи 7 настоящего Федерального закона, в течение 10 дней со дня принятия этих решений.
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Решения Совета директоров по вопросам изменения процентных ставок, размера обязательных резервных требований, размеров обязательных нормативов для кредитных организаций, филиалов иностранных банков и банковских групп и некредитных финансовых организаций, прямых количественных ограничений, надбавок к коэффициентам риска, значений характеристик видов активов, к которым устанавливаются надбавки к коэффициентам риска, установления макропруденциальных лимитов, предусмотренных статьей 45.6 настоящего Федерального закона, числовых значений характеристик кредитов (займов), для которых устанавливаются макропруденциальные лимиты, участия (членства) Банка России в капиталах организаций (организациях), обеспечивающих деятельность Банка России, его организаций и служащих, выпуска банкнот и монеты Банка России нового образца, изъятия из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца, порядка формирования резервов кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, определения тарифов на услуги в платежной системе Банка России, определения максимальных значений размера платы, взимаемой кредитными организациями со своих клиентов за осуществление переводов денежных средств и предоставление иных услуг в рамках платежной системы Банка России, а также в рамках иных платежных систем, определения максимальных значений размера платы, взимаемой кредитными организациями со своих клиентов по заключаемым в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе" договорам о приеме электронных средств платежа за осуществление переводов денежных средств с использованием платежных карт, определения максимальных значений размеров вознаграждений, устанавливаемых операторами платежных систем и уплачиваемых кредитными организациями в рамках платежных систем за осуществление переводов денежных средств с использованием платежных карт, установления требований к субъектам национальной платежной системы по передаче финансовых сообщений при осуществлении переводов денежных средств, определения тарифов на услуги оператора платформы цифрового рубля, размера вознаграждения, выплачиваемого оператором платформы цифрового рубля участникам платформы цифрового рубля, максимального значения размера платы, взимаемой участниками платформы цифрового рубля с пользователей платформы цифрового рубля, максимальных суммы операций с цифровыми рублями и (или) суммы остатков цифровых рублей на счетах цифрового рубля, определения перечня операций, суммы операций и сроков обеспечения кредитными организациями возможности совершения операций с цифровыми рублями для своих клиентов, определения максимального размера процентной ставки по займам, которые предоставляются кредитными потребительскими кооперативами, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой, определения критериев отнесения юридических лиц (за исключением кредитных организаций, филиалов иностранных банков, государственных органов и органов местного самоуправления) (индивидуальных предпринимателей), зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, к группам риска совершения подозрительных операций, определения перечня видов иностранной валюты, которая может быть внесена в оплату уставного капитала кредитной организации, страховой организации и негосударственного пенсионного фонда, определения максимального размера доли уставного капитала кредитной организации, страховой организации и негосударственного пенсионного фонда, которая может быть оплачена иностранной валютой, а также вида иностранной валюты из числа видов, включенных в указанный перечень, и максимального размера доли уставного капитала кредитной организации, страховой организации и негосударственного пенсионного фонда, которая может быть оплачена таким видом иностранной валюты, перечни цен, индексов и иных показателей подлежат обязательному официальному опубликованию в порядке, предусмотренном частью третьей статьи 7 настоящего Федерального закона, в течение 10 дней со дня принятия этих решений.
Статья: 716 раз отмерь
(Харыбина А.)
("Банковское обозрение", 2022, N 12)С начала 2022 года стало обязательным к исполнению Положение Банка России N 716-П, которое описывает требования к обеспечению процесса управления операционными рисками. При этом риски информационной безопасности и риски IT приравниваются этим документом к остальным видам оперрисков, а значит, должны быть вписаны в общую систему управления операционными рисками (СУОР) на уровне всей финансовой организации. Помимо этого в октябре 2022 года вступили в силу Положения Банка России N 787-П и N 779-П по операционной надежности (для кредитных и некредитный финансовых организаций соответственно), что делает процесс управления операционными рисками идеологически связанным с обеспечением операционной надежности.
(Харыбина А.)
("Банковское обозрение", 2022, N 12)С начала 2022 года стало обязательным к исполнению Положение Банка России N 716-П, которое описывает требования к обеспечению процесса управления операционными рисками. При этом риски информационной безопасности и риски IT приравниваются этим документом к остальным видам оперрисков, а значит, должны быть вписаны в общую систему управления операционными рисками (СУОР) на уровне всей финансовой организации. Помимо этого в октябре 2022 года вступили в силу Положения Банка России N 787-П и N 779-П по операционной надежности (для кредитных и некредитный финансовых организаций соответственно), что делает процесс управления операционными рисками идеологически связанным с обеспечением операционной надежности.
"Комментарий к Федеральному закону от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В соответствии с ч. 3 указанной ст. 76.1 Закона о Банке России (в ред. Федерального закона от 10 июля 2023 г. N 299-ФЗ <75>) целями регулирования, контроля и надзора за НФО являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка России, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению и по договорам долгосрочных сбережений, иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг).
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В соответствии с ч. 3 указанной ст. 76.1 Закона о Банке России (в ред. Федерального закона от 10 июля 2023 г. N 299-ФЗ <75>) целями регулирования, контроля и надзора за НФО являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка России, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению и по договорам долгосрочных сбережений, иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг).
Статья: Особенности правового регулирования инфраструктурных организаций финансового рынка в условиях санкционных ограничений
(Александрова А.А.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 4)<3> Концепция пропорционального регулирования и риск-ориентированного надзора за НФО. URL: https://www.cbr.ru/content/document/file/46871/propnadz.pdf. (дата обращения: 22.08.2023).
(Александрова А.А.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 4)<3> Концепция пропорционального регулирования и риск-ориентированного надзора за НФО. URL: https://www.cbr.ru/content/document/file/46871/propnadz.pdf. (дата обращения: 22.08.2023).
Статья: Надзор за исполнением законов некредитными финансовыми организациями
(Хусяйнова С.Г., Кузнецов М.Н.)
("Законность", 2023, N 8)В настоящее время существует риск вовлечения некредитных финансовых организаций (далее - НФО) в легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, создание с помощью НФО в интернет-пространстве финансовых пирамид.
(Хусяйнова С.Г., Кузнецов М.Н.)
("Законность", 2023, N 8)В настоящее время существует риск вовлечения некредитных финансовых организаций (далее - НФО) в легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, создание с помощью НФО в интернет-пространстве финансовых пирамид.