Некачественное оказание услуг интернет
Подборка наиболее важных документов по запросу Некачественное оказание услуг интернет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2023 N 17АП-5097/2023-ГКу по делу N А60-2232/2023
Требование: О взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, пени.
Решение: Требование удовлетворено в части.Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. По мнению заявителя жалобы, суд не принял во внимание, что услуги оказываются региональным оператором с нарушением требований СанПиН 2.1.73550-19 путем вывоза ТКО не чаще 1 раза в неделю, а также не учел, что предложенный законодателем механизм фиксации оказания услуг ненадлежащего качества неприменим при отсутствии регионального оператора по месту сбора ТКО, отсутствии интернета для направления уведомлений о фиксации. Апеллянт полагает необоснованным отклонение заявленного им в суде первой инстанции ходатайства об истребовании у регионального оператора доказательств фактического вывоза ТКО, в связи с чем вновь заявляет его в апелляционной жалобе.
Требование: О взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, пени.
Решение: Требование удовлетворено в части.Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. По мнению заявителя жалобы, суд не принял во внимание, что услуги оказываются региональным оператором с нарушением требований СанПиН 2.1.73550-19 путем вывоза ТКО не чаще 1 раза в неделю, а также не учел, что предложенный законодателем механизм фиксации оказания услуг ненадлежащего качества неприменим при отсутствии регионального оператора по месту сбора ТКО, отсутствии интернета для направления уведомлений о фиксации. Апеллянт полагает необоснованным отклонение заявленного им в суде первой инстанции ходатайства об истребовании у регионального оператора доказательств фактического вывоза ТКО, в связи с чем вновь заявляет его в апелляционной жалобе.
Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 23.06.2023 по делу N 33-3659/2023 (УИД 27RS0004-01-2022-004629-68)
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании штрафа; 2) О возврате денежных средств; 3) О расторжении договора.
Обстоятельства: Истец приобрела у ответчика онлайн курс. Выявив в процессе прохождения курса многочисленные недостатки, истец предъявила ответчику претензию о расторжении договора и возврате денежных средств, однако требования не были удовлетворены.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Отказано.Доводы истца о некачественном оказании услуги ввиду отсутствия информативности, уникальности материала, авторской редакции, использования общедоступных материалов из сети интернет судебная коллегия полагает несостоятельными, поскольку основаны на субъективном толковании фактических обстоятельств, что с учетом условий п. 7.3 публичной оферты, принятой истцом, не свидетельствует о недостатках услуги. Так, согласно указанному условию договора истец до оказания услуги согласилась, что исполнитель оказывает услуги "как есть", не несет ответственности за несоответствие предоставленной услуги ожиданиям заказчика и/или за его субъективную оценку. Кроме того, судебная коллегия учитывает, что по существу, подача информации по любой теме, не имеющей уникальности, допускает использование общеизвестной информации, в т.ч. о базовых понятиях, инструментарии и тому подобному. Наличие орфографических, пунктуационных ошибок в отдельных информационных материалах также не свидетельствует о некачественности предоставляемой услуги в целом.
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании штрафа; 2) О возврате денежных средств; 3) О расторжении договора.
Обстоятельства: Истец приобрела у ответчика онлайн курс. Выявив в процессе прохождения курса многочисленные недостатки, истец предъявила ответчику претензию о расторжении договора и возврате денежных средств, однако требования не были удовлетворены.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Отказано.Доводы истца о некачественном оказании услуги ввиду отсутствия информативности, уникальности материала, авторской редакции, использования общедоступных материалов из сети интернет судебная коллегия полагает несостоятельными, поскольку основаны на субъективном толковании фактических обстоятельств, что с учетом условий п. 7.3 публичной оферты, принятой истцом, не свидетельствует о недостатках услуги. Так, согласно указанному условию договора истец до оказания услуги согласилась, что исполнитель оказывает услуги "как есть", не несет ответственности за несоответствие предоставленной услуги ожиданиям заказчика и/или за его субъективную оценку. Кроме того, судебная коллегия учитывает, что по существу, подача информации по любой теме, не имеющей уникальности, допускает использование общеизвестной информации, в т.ч. о базовых понятиях, инструментарии и тому подобному. Наличие орфографических, пунктуационных ошибок в отдельных информационных материалах также не свидетельствует о некачественности предоставляемой услуги в целом.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Преддоговорный этап при заключении договора на торгах
(Керселян А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 9)На первый взгляд данная точка зрения оправданна и логична. Разграничение вины и неправомерности позволяет системно применять нормы ст. 401 ГК РФ и избежать путаницы при доказывании и применении особых средств защиты. Особенно четко это проявляется на примере с оказанием услуг. Некая услуга (чтение лекции) может быть по факту оказана некачественно: например, лектора не было слышно из-за его проблем с подключением к Интернету или он был вынужден прервать лекцию из-за резко ухудшившегося самочувствия. Очевидно, что в таких случаях заказчик должен иметь возможность снизить цену, которую он платит исполнителю, так как услуга была оказана некачественно и не полностью. Но в вопросе взыскания убытков для удовлетворения позитивного интереса кредитора должник должен иметь возможность доказать, что он не виноват и его поведение безупречно.
(Керселян А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 9)На первый взгляд данная точка зрения оправданна и логична. Разграничение вины и неправомерности позволяет системно применять нормы ст. 401 ГК РФ и избежать путаницы при доказывании и применении особых средств защиты. Особенно четко это проявляется на примере с оказанием услуг. Некая услуга (чтение лекции) может быть по факту оказана некачественно: например, лектора не было слышно из-за его проблем с подключением к Интернету или он был вынужден прервать лекцию из-за резко ухудшившегося самочувствия. Очевидно, что в таких случаях заказчик должен иметь возможность снизить цену, которую он платит исполнителю, так как услуга была оказана некачественно и не полностью. Но в вопросе взыскания убытков для удовлетворения позитивного интереса кредитора должник должен иметь возможность доказать, что он не виноват и его поведение безупречно.
Статья: Законодательная трансформация статьи 5.61 КоАП РФ ("Оскорбление"): обзор изменений
(Дудина Н.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)В качестве примеров таких деяний хотелось бы продемонстрировать следующие: "М. в сети Интернет на сайте родильного дома разместила комментарий, в котором оскорбительно высказывалась о враче А., сообщив пользователям Сети о некачественно оказанных ей данным врачом медицинских услугах с использованием выражений, противоречащих общепринятым нормам морали и нравственности и унижающих честь и достоинство потерпевшей" <12>; "Г. разместила в социальной сети доступную для просмотра неограниченным кругом лиц видеозапись, обращенную к А. и сопровождающуюся высказыванием в неприличной форме, унижающим честь и достоинство последней" <13>.
(Дудина Н.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)В качестве примеров таких деяний хотелось бы продемонстрировать следующие: "М. в сети Интернет на сайте родильного дома разместила комментарий, в котором оскорбительно высказывалась о враче А., сообщив пользователям Сети о некачественно оказанных ей данным врачом медицинских услугах с использованием выражений, противоречащих общепринятым нормам морали и нравственности и унижающих честь и достоинство потерпевшей" <12>; "Г. разместила в социальной сети доступную для просмотра неограниченным кругом лиц видеозапись, обращенную к А. и сопровождающуюся высказыванием в неприличной форме, унижающим честь и достоинство последней" <13>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)Постановлением мирового судьи М. привлечена к административной ответственности, установленной названной нормой, за то, что она в сети Интернет на сайте родильного дома разместила комментарий, в котором оскорбительно высказывалась о враче А., сообщив пользователям сети о некачественно оказанных ей данным врачом медицинских услугах с использованием выражений, противоречащих общепринятым нормам морали и нравственности и унижающих честь и достоинство потерпевшей.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)Постановлением мирового судьи М. привлечена к административной ответственности, установленной названной нормой, за то, что она в сети Интернет на сайте родильного дома разместила комментарий, в котором оскорбительно высказывалась о враче А., сообщив пользователям сети о некачественно оказанных ей данным врачом медицинских услугах с использованием выражений, противоречащих общепринятым нормам морали и нравственности и унижающих честь и достоинство потерпевшей.
Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463
(ред. от 17.05.2024)
"Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)24. Оплата товара потребителем путем перевода средств на счет третьего лица, указанного продавцом, не освобождает продавца от обязанности осуществить возврат уплаченной потребителем суммы при возврате потребителем товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества.
(ред. от 17.05.2024)
"Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)24. Оплата товара потребителем путем перевода средств на счет третьего лица, указанного продавцом, не освобождает продавца от обязанности осуществить возврат уплаченной потребителем суммы при возврате потребителем товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества.
Статья: Проблемы возмещения вреда при возникновении поствакцинальных осложнений
(Мотина Е.А.)
("Гражданское право", 2022, N 2)В судебном заседании эксперт пояснила, что в мировой медицинской литературе она не встречала описанных случаев возникновения катаракты в результате вакцинации. Эксперты пояснили, что заболевания возникли не в результате вакцинации, а на фоне вакцинации. На фоне этого суд ожидаемо не принял во внимание ссылку истца на публикацию статьи в сети Интернет о случае катаракты у подростка 16 лет после вакцинации от гриппа, поскольку ее научная ценность и достоверность выводов неизвестна и не может быть проверена судом, а кроме того, она не опровергает выводы экспертов. Само по себе развитие катаракты после вакцинации не свидетельствует о некачественном оказании медицинских услуг ответчиком.
(Мотина Е.А.)
("Гражданское право", 2022, N 2)В судебном заседании эксперт пояснила, что в мировой медицинской литературе она не встречала описанных случаев возникновения катаракты в результате вакцинации. Эксперты пояснили, что заболевания возникли не в результате вакцинации, а на фоне вакцинации. На фоне этого суд ожидаемо не принял во внимание ссылку истца на публикацию статьи в сети Интернет о случае катаракты у подростка 16 лет после вакцинации от гриппа, поскольку ее научная ценность и достоверность выводов неизвестна и не может быть проверена судом, а кроме того, она не опровергает выводы экспертов. Само по себе развитие катаракты после вакцинации не свидетельствует о некачественном оказании медицинских услуг ответчиком.
Статья: Особенности адвокатской деятельности по защите прав потребителей в сети Интернет: правовые основы и практика реализации
(Черноусова К.С.)
("Хозяйство и право", 2023, N 6)Особенностью при рассмотрении дел о защите прав потребителей, приобретших товары или услуги через сеть Интернет, является правильное определение ответчика. Судебная практика подтверждает ошибочность заявленных требований к владельцу агрегатора, так как в большинстве случаев он не является лицом, предоставляющим услуги или товар, а служит лишь платформой для заключения сделок. Так, в решении мирового судьи судебного участка N 1 Балашихинского района Московской области от 17 октября 2019 г. было указано, что требования истца о взыскании денежных средств за некачественный товар заявлены к ненадлежащему ответчику. Истец не доказал, что именно ответчиком должно исполняться обязательство о предоставлении товара. Суды апелляционной и кассационной инстанций выразили аналогичное мнение и поддержал решение мирового судьи <2>.
(Черноусова К.С.)
("Хозяйство и право", 2023, N 6)Особенностью при рассмотрении дел о защите прав потребителей, приобретших товары или услуги через сеть Интернет, является правильное определение ответчика. Судебная практика подтверждает ошибочность заявленных требований к владельцу агрегатора, так как в большинстве случаев он не является лицом, предоставляющим услуги или товар, а служит лишь платформой для заключения сделок. Так, в решении мирового судьи судебного участка N 1 Балашихинского района Московской области от 17 октября 2019 г. было указано, что требования истца о взыскании денежных средств за некачественный товар заявлены к ненадлежащему ответчику. Истец не доказал, что именно ответчиком должно исполняться обязательство о предоставлении товара. Суды апелляционной и кассационной инстанций выразили аналогичное мнение и поддержал решение мирового судьи <2>.
Вопрос: Как организации общественного питания оформить возврат денег покупателю за некачественный товар, приобретенный им неделю назад и оплаченный через интернет-сайт организации? Какой чек пробить и требуется ли заявление покупателя о возврате средств?
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)Обоснование: В случае реализации потребителю при оказании услуг общественного питания покупных товаров ненадлежащего качества потребитель пользуется правами, предусмотренными гл. II Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1).
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)Обоснование: В случае реализации потребителю при оказании услуг общественного питания покупных товаров ненадлежащего качества потребитель пользуется правами, предусмотренными гл. II Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1).
Статья: Информирование потребителей как условие обеспечения безопасности и качества товаров и услуг
(Бархатов В.Ю.)
("Юрист", 2024, N 11)14. Рожкова Н.В. Критерии и юридические последствия некачественного оказания туристских услуг / Н.В. Рожкова // Человек: преступление и наказание. 2012. N 4 (79). С. 157 - 160.
(Бархатов В.Ю.)
("Юрист", 2024, N 11)14. Рожкова Н.В. Критерии и юридические последствия некачественного оказания туристских услуг / Н.В. Рожкова // Человек: преступление и наказание. 2012. N 4 (79). С. 157 - 160.
Статья: Первичная медицинская документация как объект экспертной оценки качества и безопасности медицинской деятельности
(Павлова Ю.В.)
("Медицинское право", 2020, N 6)Заполнение медицинской документации не относится к медицинской услуге, а следовательно, и ее качеству, по поводу которого возник спор, а является частью медицинской деятельности. Доказательств того, что медицинская деятельность в этой части привела к некачественному оказанию медицинских услуг, в деле не имеется.
(Павлова Ю.В.)
("Медицинское право", 2020, N 6)Заполнение медицинской документации не относится к медицинской услуге, а следовательно, и ее качеству, по поводу которого возник спор, а является частью медицинской деятельности. Доказательств того, что медицинская деятельность в этой части привела к некачественному оказанию медицинских услуг, в деле не имеется.
Статья: Ятрогенные преступления: сложности доказывания
(Павлова Е.В.)
("Законность", 2025, N 7)Факты ненадлежащего оказания медицинской помощи, их негативные последствия постоянно привлекают внимание общественности. Наступление таких последствий, вплоть до смерти пациента, может быть обусловлено причинами как объективного, так и субъективного характера: 1) отсутствием методик и средств лечения заболеваний отдельных видов; 2) запущенностью заболевания, повлекшей необратимые изменения в организме пациента, исключающие его выздоровление даже при современном уровне медицины; 3) недостаточной обеспеченностью отдельных лечебных учреждений необходимым медицинским оборудованием, препаратами и т.п.; 4) отсутствием в лечебном учреждении врачей необходимой специальности либо их низкой профессиональной квалификацией; 5) игнорированием отдельными медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей по оказанию помощи пациенту в необходимом объеме; 6) обращением пациентов за медицинской помощью к частнопрактикующим лицам либо частным медицинским организациям, сведения о которых они получили из интернет-ресурсов, различных рекламных изданий и других источников, сопровождающимся ожиданием исключительно положительного результата лечения и повышенными требованиями к качеству предоставляемых ему медицинских услуг.
(Павлова Е.В.)
("Законность", 2025, N 7)Факты ненадлежащего оказания медицинской помощи, их негативные последствия постоянно привлекают внимание общественности. Наступление таких последствий, вплоть до смерти пациента, может быть обусловлено причинами как объективного, так и субъективного характера: 1) отсутствием методик и средств лечения заболеваний отдельных видов; 2) запущенностью заболевания, повлекшей необратимые изменения в организме пациента, исключающие его выздоровление даже при современном уровне медицины; 3) недостаточной обеспеченностью отдельных лечебных учреждений необходимым медицинским оборудованием, препаратами и т.п.; 4) отсутствием в лечебном учреждении врачей необходимой специальности либо их низкой профессиональной квалификацией; 5) игнорированием отдельными медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей по оказанию помощи пациенту в необходимом объеме; 6) обращением пациентов за медицинской помощью к частнопрактикующим лицам либо частным медицинским организациям, сведения о которых они получили из интернет-ресурсов, различных рекламных изданий и других источников, сопровождающимся ожиданием исключительно положительного результата лечения и повышенными требованиями к качеству предоставляемых ему медицинских услуг.
Статья: К вопросу о медиации как наиболее эффективном способе разрешения конфликтных ситуаций в ходе оказания медицинских услуг по пластической хирургии
(Арестова О.Н.)
("Медицинское право", 2023, N 4)Тенденция обращений граждан, недовольных качеством оказания медицинских услуг по профилю "пластическая хирургия", продолжает расти вот уже на протяжении десяти лет. Однако, анализируя практически, следует обратить внимание на тот факт, что определенную долю во всех обращениях занимают те, что связаны с необоснованным заявлением требования и направлены на получение выгоды (так называемый пациентский экстремизм). И здесь в зависимости уже от поведения самого клиента (пациента) медицинским учреждениям зачастую приходится выбирать, какую позицию занимать: жесткую или дипломатичную. Это зависит в первую очередь, конечно же, от того, как настроен и ведет себя пациент. Ведь выявляются и случаи мошенничества, вымогательства и иные противоправные действия самого пациента. В аспекте гражданско-правовых отношений зачастую наблюдаются словесные, а также иные (размещение в сети Интернет порочащих медицинские клиники сведений в части проведенных операций и пр.) различного рода провокации пациентов, которые пытаются возвратить денежные средства, мотивируя свои доводы оказанием некачественных медицинских услуг, предоставлением неполной медицинской помощи, впоследствии также инициируя письменные претензии, жалобы в надзорные органы и судебные иски.
(Арестова О.Н.)
("Медицинское право", 2023, N 4)Тенденция обращений граждан, недовольных качеством оказания медицинских услуг по профилю "пластическая хирургия", продолжает расти вот уже на протяжении десяти лет. Однако, анализируя практически, следует обратить внимание на тот факт, что определенную долю во всех обращениях занимают те, что связаны с необоснованным заявлением требования и направлены на получение выгоды (так называемый пациентский экстремизм). И здесь в зависимости уже от поведения самого клиента (пациента) медицинским учреждениям зачастую приходится выбирать, какую позицию занимать: жесткую или дипломатичную. Это зависит в первую очередь, конечно же, от того, как настроен и ведет себя пациент. Ведь выявляются и случаи мошенничества, вымогательства и иные противоправные действия самого пациента. В аспекте гражданско-правовых отношений зачастую наблюдаются словесные, а также иные (размещение в сети Интернет порочащих медицинские клиники сведений в части проведенных операций и пр.) различного рода провокации пациентов, которые пытаются возвратить денежные средства, мотивируя свои доводы оказанием некачественных медицинских услуг, предоставлением неполной медицинской помощи, впоследствии также инициируя письменные претензии, жалобы в надзорные органы и судебные иски.
Статья: Телемедицинские технологии в условиях пандемии COVID-19
(Платонова Н.И., Шахабов И.В., Смышляев А.В., Кузнецов Д.В.)
("Медицинское право", 2021, N 1)Авторами зачастую отмечается недостаточное внимание и со стороны законодателя, и со стороны исследователей вопросу развития потенциала народной медицины. Согласно ст. 50 и 69 Закона N 323-ФЗ народной медициной являются методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья. Для осуществления подобной деятельности гражданин обязан обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья с целью получения соответствующего разрешения. Отметим, что народной медицине присущи все признаки медицинской деятельности и ее объектом также является здоровье человека. Согласно Общероссийскому классификатору занятий <15> целители проводят консультации по поводу состояния здоровья, а также методов его сохранения и улучшения, осуществляют лечение физических и психических заболеваний с помощью народных методов, стимулирующих процессы жизнедеятельности организма, или посредством внушения, биоэнергетического и прочего воздействия. Однако, учитывая особую значимость объекта регулирования - здоровья и жизни человека - как высшей ценности государства и общества, порядок привлечения целителей, а также порядок осуществления ими своей деятельности нуждается в должной правовой регламентации. Данный вопрос относится к вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, тем не менее более детально регулироваться должен на уровне субъекта с учетом исторических и культурных традиций и особенностей развития. Анализ законодательства субъектов РФ свидетельствует об отсутствии должного регулирования данных правоотношений. В качестве примера приведем город федерального значения (г. Москва), где еще в 2012 г. органом государственной власти в сфере здравоохранения (Департаментом здравоохранения города, ДЗМ) был подготовлен проект Постановления "О порядке занятия народной медициной на территории города Москвы" <16>, но он до сих пор не принят. Отсутствие требований о регистрации, получения соответствующего разрешения и механизмов контроля качества оказываемых услуг приводит зачастую к росту числа мошеннических организаций, оказанию медицинских услуг ненадлежащего качества и, как результат, потере здоровья. Учитывая достаточно высокий спрос на услуги народной (нетрадиционной) медицины среди населения, полагаем необходимым более внимательное регулирование данных вопросов, особенно в условиях развития современных технологий (интернет-технологий).
(Платонова Н.И., Шахабов И.В., Смышляев А.В., Кузнецов Д.В.)
("Медицинское право", 2021, N 1)Авторами зачастую отмечается недостаточное внимание и со стороны законодателя, и со стороны исследователей вопросу развития потенциала народной медицины. Согласно ст. 50 и 69 Закона N 323-ФЗ народной медициной являются методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья. Для осуществления подобной деятельности гражданин обязан обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья с целью получения соответствующего разрешения. Отметим, что народной медицине присущи все признаки медицинской деятельности и ее объектом также является здоровье человека. Согласно Общероссийскому классификатору занятий <15> целители проводят консультации по поводу состояния здоровья, а также методов его сохранения и улучшения, осуществляют лечение физических и психических заболеваний с помощью народных методов, стимулирующих процессы жизнедеятельности организма, или посредством внушения, биоэнергетического и прочего воздействия. Однако, учитывая особую значимость объекта регулирования - здоровья и жизни человека - как высшей ценности государства и общества, порядок привлечения целителей, а также порядок осуществления ими своей деятельности нуждается в должной правовой регламентации. Данный вопрос относится к вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, тем не менее более детально регулироваться должен на уровне субъекта с учетом исторических и культурных традиций и особенностей развития. Анализ законодательства субъектов РФ свидетельствует об отсутствии должного регулирования данных правоотношений. В качестве примера приведем город федерального значения (г. Москва), где еще в 2012 г. органом государственной власти в сфере здравоохранения (Департаментом здравоохранения города, ДЗМ) был подготовлен проект Постановления "О порядке занятия народной медициной на территории города Москвы" <16>, но он до сих пор не принят. Отсутствие требований о регистрации, получения соответствующего разрешения и механизмов контроля качества оказываемых услуг приводит зачастую к росту числа мошеннических организаций, оказанию медицинских услуг ненадлежащего качества и, как результат, потере здоровья. Учитывая достаточно высокий спрос на услуги народной (нетрадиционной) медицины среди населения, полагаем необходимым более внимательное регулирование данных вопросов, особенно в условиях развития современных технологий (интернет-технологий).
Статья: Правовые аспекты понятия услуг в электронной форме для целей НДС
(Аносов В.А.)
("Налоги" (журнал), 2025, NN 1, 2)В общем определении электронных услуг в ЕАЭС <4> критерий автоматизации отсутствует (равно как и во внутреннем законодательстве ряда стран ЕАЭС - в Армении <5>, Казахстане <6> и Кыргызстане <7>). Из этого следует, что электронной может быть признана услуга, которая оказывается непосредственно человеком. Возникающую в связи с этим проблему можно проиллюстрировать на следующем примере. Согласно Перечню услуг в электронной форме, применяемому в ЕАЭС <8>, таковыми признаются в том числе услуги по поиску и предоставлению информации о потенциальных покупателях. Если сотрудники маркетингового агентства в рамках оказания услуг найдут в сети Интернет либо даже в офлайн-источниках возможных покупателей продукции заказчика, подготовят отчет с использованием компьютерной техники, а затем направят его заказчику по факсу (по стационарной телефонной сети - сети электросвязи), то данная услуга должна быть квалифицирована в качестве электронной, что, очевидно, не соответствует ее сути.
(Аносов В.А.)
("Налоги" (журнал), 2025, NN 1, 2)В общем определении электронных услуг в ЕАЭС <4> критерий автоматизации отсутствует (равно как и во внутреннем законодательстве ряда стран ЕАЭС - в Армении <5>, Казахстане <6> и Кыргызстане <7>). Из этого следует, что электронной может быть признана услуга, которая оказывается непосредственно человеком. Возникающую в связи с этим проблему можно проиллюстрировать на следующем примере. Согласно Перечню услуг в электронной форме, применяемому в ЕАЭС <8>, таковыми признаются в том числе услуги по поиску и предоставлению информации о потенциальных покупателях. Если сотрудники маркетингового агентства в рамках оказания услуг найдут в сети Интернет либо даже в офлайн-источниках возможных покупателей продукции заказчика, подготовят отчет с использованием компьютерной техники, а затем направят его заказчику по факсу (по стационарной телефонной сети - сети электросвязи), то данная услуга должна быть квалифицирована в качестве электронной, что, очевидно, не соответствует ее сути.
Статья: Спор о защите прав потребителей при невыполнении (ненадлежащем выполнении) обязательств турагентами и туроператорами (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Истцу, который ссылается на оказание ему ответчиком услуг ненадлежащего качества, следует представить суду соответствующие доказательства, в том числе документы, сообщения, направленные по электронной почте, фотографии, видеодиски (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 04.06.2019 N 33-24476/2019). Такими доказательствами не могут быть, к примеру, имеющиеся в сети Интернет негативные отзывы других туристов об условиях пребывания в отеле (Определение Московского городского суда от 28.12.2017 N 4Г-16137/2017). О предоставлении истцу туристского продукта ненадлежащего качества не может свидетельствовать замена заказанного истцом отеля на отель той же категории или более высокого класса, если дополнительные расходы в виде разницы в стоимости отелей были компенсированы принимающей стороной - туроператором или турагентом (например, Определение Московского городского суда от 25.02.2019 N 4г-1646/2019 по делу N 2-1901/17).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Истцу, который ссылается на оказание ему ответчиком услуг ненадлежащего качества, следует представить суду соответствующие доказательства, в том числе документы, сообщения, направленные по электронной почте, фотографии, видеодиски (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 04.06.2019 N 33-24476/2019). Такими доказательствами не могут быть, к примеру, имеющиеся в сети Интернет негативные отзывы других туристов об условиях пребывания в отеле (Определение Московского городского суда от 28.12.2017 N 4Г-16137/2017). О предоставлении истцу туристского продукта ненадлежащего качества не может свидетельствовать замена заказанного истцом отеля на отель той же категории или более высокого класса, если дополнительные расходы в виде разницы в стоимости отелей были компенсированы принимающей стороной - туроператором или турагентом (например, Определение Московского городского суда от 25.02.2019 N 4г-1646/2019 по делу N 2-1901/17).