Неэффективность использования бюджетных средств
Подборка наиболее важных документов по запросу Неэффективность использования бюджетных средств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Нецелевое использование субсидии (общие правила)
(КонсультантПлюс, 2025)...Управление казначейства установило неправомерное принятие и оплату работ (в том числе из средств федерального бюджета), которые фактически и по юридически значимым документам подрядчик не выполнял. Суд апелляционной инстанции и административный орган верно исходили из нецелевого использования части предоставленных из бюджета средств, а не эффективности их использования в смысле статьи 34 [БК РФ - ред.]..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Управление казначейства установило неправомерное принятие и оплату работ (в том числе из средств федерального бюджета), которые фактически и по юридически значимым документам подрядчик не выполнял. Суд апелляционной инстанции и административный орган верно исходили из нецелевого использования части предоставленных из бюджета средств, а не эффективности их использования в смысле статьи 34 [БК РФ - ред.]..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О квалификации контрольно-счетным органом установленных фактов в качестве неэффективного использования бюджетных средств.
(Письмо Минфина России от 07.06.2021 N 02-09-08/44537)Вопрос: О квалификации контрольно-счетным органом установленных фактов в качестве неэффективного использования бюджетных средств.
(Письмо Минфина России от 07.06.2021 N 02-09-08/44537)Вопрос: О квалификации контрольно-счетным органом установленных фактов в качестве неэффективного использования бюджетных средств.
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23
(ред. от 28.05.2019)
"О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации"В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
(ред. от 28.05.2019)
"О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации"В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Статья: Эффективность использования институтами развития бюджетных средств
(Савин Д.А.)
("Финансовое право", 2023, N 3)Как справедливо подчеркивает Н.А. Саттарова, ключевым фактором повышения эффективности функционирования всей финансовой системы является именно развитие норм, опосредующих применение мер государственного принуждения в бюджетной сфере <38>. Только при наличии норм, устанавливающих ответственность за неэффективность расходования средств бюджетов, представляется возможным обеспечить устойчивость и эффективность финансовой (бюджетной) системы. По нашему мнению, именно такие меры должны служить существенным стимулирующим фактором для эффективного осуществления институтами развития своей деятельности, в том числе когда это касается использования ими финансов публично-правовых образований.
(Савин Д.А.)
("Финансовое право", 2023, N 3)Как справедливо подчеркивает Н.А. Саттарова, ключевым фактором повышения эффективности функционирования всей финансовой системы является именно развитие норм, опосредующих применение мер государственного принуждения в бюджетной сфере <38>. Только при наличии норм, устанавливающих ответственность за неэффективность расходования средств бюджетов, представляется возможным обеспечить устойчивость и эффективность финансовой (бюджетной) системы. По нашему мнению, именно такие меры должны служить существенным стимулирующим фактором для эффективного осуществления институтами развития своей деятельности, в том числе когда это касается использования ими финансов публично-правовых образований.
Статья: Регулирование казначейского сопровождения как защитная функция от незаконных посягательств на средства бюджета
(Мамитова Н.В., Полищук Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12)Основной целью банковского сопровождения является не эффективное использование бюджетных средств, а проведение мониторинга расчетов в рамках исполнения договоров, включая расчеты с соисполнителями (субподрядчиками), на счетах, открываемых в банковском учреждении, доведение информации о мониторинге расчетов непосредственно до заказчика, а также оказание кредитным учреждением иных сопутствующих банковских услуг. По результатам оценки данных мониторинга заказчик будет устанавливать эффективность использования средств, выделенных из бюджета. При этом банковское сопровождение имеет потенциальную возможность для проведения анализа финансового состояния исполнителей банком как профессиональным участником инвестиционного и финансового рынка. Также, по мнению авторов, сочетание банковского и казначейского сопровождения могло бы обеспечить одновременный контроль за использованием бюджетных средств и результативностью государственного (муниципального) заказа, что способствовало бы достижению максимальной эффективности при бюджетном финансировании. Таким образом, в определенной степени речь идет также и о конституционно-правовом контроле за рациональным использованием финансовых средств.
(Мамитова Н.В., Полищук Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12)Основной целью банковского сопровождения является не эффективное использование бюджетных средств, а проведение мониторинга расчетов в рамках исполнения договоров, включая расчеты с соисполнителями (субподрядчиками), на счетах, открываемых в банковском учреждении, доведение информации о мониторинге расчетов непосредственно до заказчика, а также оказание кредитным учреждением иных сопутствующих банковских услуг. По результатам оценки данных мониторинга заказчик будет устанавливать эффективность использования средств, выделенных из бюджета. При этом банковское сопровождение имеет потенциальную возможность для проведения анализа финансового состояния исполнителей банком как профессиональным участником инвестиционного и финансового рынка. Также, по мнению авторов, сочетание банковского и казначейского сопровождения могло бы обеспечить одновременный контроль за использованием бюджетных средств и результативностью государственного (муниципального) заказа, что способствовало бы достижению максимальной эффективности при бюджетном финансировании. Таким образом, в определенной степени речь идет также и о конституционно-правовом контроле за рациональным использованием финансовых средств.
Статья: Правовые инновации в сфере редких (орфанных) заболеваний: от временных мер к устойчивой модели
(Посадкова М.В.)
("Медицинское право", 2025, N 3)Пациенты, которые до 19 лет обеспечивались за счет Фонда "Круг Добра", при достижении 19-летнего возраста автоматически теряют право на получение лекарственного обеспечения, если им не установлена инвалидность. Например, такие заболевания, как нейрофиброматоз 1-го типа, гипофосфатазия, дефицит лизосомнокислой липазы, включены в Перечень Фонда "Круг Добра", однако для них не предусмотрены критерии инвалидности, и так как они не входят ни в какие ограничительные перечни, то после 19 лет пациенты с данными заболеваниями утрачивают право на льготное лекарственное обеспечение. Следовательно, отсутствие преемственности в лекарственном обеспечении между педиатрическим и терапевтическим звеном приводит к прерыванию лечения, что ставит под угрозу здоровье пациента и ведет к утрате достигнутых результатов многолетней высокозатратной терапии, предоставляющейся в рамках Фонда "Круг Добра", а также формируется правовой разрыв <9>. Более того, подобная практика свидетельствует о неэффективности расходования бюджетных средств.
(Посадкова М.В.)
("Медицинское право", 2025, N 3)Пациенты, которые до 19 лет обеспечивались за счет Фонда "Круг Добра", при достижении 19-летнего возраста автоматически теряют право на получение лекарственного обеспечения, если им не установлена инвалидность. Например, такие заболевания, как нейрофиброматоз 1-го типа, гипофосфатазия, дефицит лизосомнокислой липазы, включены в Перечень Фонда "Круг Добра", однако для них не предусмотрены критерии инвалидности, и так как они не входят ни в какие ограничительные перечни, то после 19 лет пациенты с данными заболеваниями утрачивают право на льготное лекарственное обеспечение. Следовательно, отсутствие преемственности в лекарственном обеспечении между педиатрическим и терапевтическим звеном приводит к прерыванию лечения, что ставит под угрозу здоровье пациента и ведет к утрате достигнутых результатов многолетней высокозатратной терапии, предоставляющейся в рамках Фонда "Круг Добра", а также формируется правовой разрыв <9>. Более того, подобная практика свидетельствует о неэффективности расходования бюджетных средств.
Статья: Оценка использования бюджетных субсидий в судебной практике
(Винник А.В.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 4)Контролирующие органы также по-своему рассматривают эффективность и неэффективность использования бюджетных средств, в том числе субсидий. Для иллюстрации можно привести Классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, согласно которому неэффективное использование бюджетных средств (код 02030303) включает в себя:
(Винник А.В.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 4)Контролирующие органы также по-своему рассматривают эффективность и неэффективность использования бюджетных средств, в том числе субсидий. Для иллюстрации можно привести Классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, согласно которому неэффективное использование бюджетных средств (код 02030303) включает в себя:
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Созвучна с данным определением и позиция Федерального казначейства, указывающая, что неэффективность использования бюджетных средств связана с превышением объема, установленного при их предоставлении (достаточного для достижения цели, результата), или недостижением результата, установленного при предоставлении бюджетных средств, с использованием определенного объема бюджетных средств <379>.
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Созвучна с данным определением и позиция Федерального казначейства, указывающая, что неэффективность использования бюджетных средств связана с превышением объема, установленного при их предоставлении (достаточного для достижения цели, результата), или недостижением результата, установленного при предоставлении бюджетных средств, с использованием определенного объема бюджетных средств <379>.
Статья: Проблемы законодательства субъектов Российской Федерации в области финансовой поддержки кинематографии
(Еремина Е.А.)
("Финансовое право", 2025, N 5)В статье представлены результаты исследования особенностей регионального законодательства в области финансовой поддержки кинематографии. Выделяются четыре юридико-технических подхода по артикуляции режима государственной финансовой поддержки кинематографии в законах субъектов Российской Федерации, а также констатируется, что наиболее удачным способом является детальная комплексная проработка стимулирующего режима с использованием инструментов как бюджетного, так и налогового права. Автором отмечается, что недостаточная юридико-техническая проработанность рассматриваемых нормативных правовых актов может порождать не только их декларативность, но и дальнейшую неэффективность расходования бюджетных средств регионов.
(Еремина Е.А.)
("Финансовое право", 2025, N 5)В статье представлены результаты исследования особенностей регионального законодательства в области финансовой поддержки кинематографии. Выделяются четыре юридико-технических подхода по артикуляции режима государственной финансовой поддержки кинематографии в законах субъектов Российской Федерации, а также констатируется, что наиболее удачным способом является детальная комплексная проработка стимулирующего режима с использованием инструментов как бюджетного, так и налогового права. Автором отмечается, что недостаточная юридико-техническая проработанность рассматриваемых нормативных правовых актов может порождать не только их декларативность, но и дальнейшую неэффективность расходования бюджетных средств регионов.
Статья: Проблемы соотношения категорий неэффективного использования бюджетных средств и нецелевого их использования
(Исмаилов М.Ч.)
("Финансовое право", 2023, N 2)во-вторых, если исходить из достоверности того, что нецелевым использованием бюджетных средств нарушается принцип эффективности их использования, то приходим к необоснованному выводу, что категория "неэффективное использование бюджетных средств" полностью включает в себя и нецелевое их использование, т.е. последнее понятие соотносится с первым как видовое понятие с родовым. А между тем об эффективности и/или неэффективности использования бюджетных средств можно говорить при условии направления средств на целевое использование, поскольку, как это предусмотрено в ст. 34 БК РФ, лишь участники бюджетного процесса (ПБС, наделенные соответствующими полномочиями) обеспечивают эффективность использования бюджетных средств, а на других лиц, получающих средства из бюджета (юридические лица, индивидуальные предприниматели и т.д.) во исполнение контрактов, соглашений, а также МУП, ГУП и т.д. как на лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, действие принципа, закрепленного в ст. 34 БК РФ, не распространяется. Противное означало бы наделение последних полномочиями распорядителя бюджетных средств, т.е. властными полномочиями.
(Исмаилов М.Ч.)
("Финансовое право", 2023, N 2)во-вторых, если исходить из достоверности того, что нецелевым использованием бюджетных средств нарушается принцип эффективности их использования, то приходим к необоснованному выводу, что категория "неэффективное использование бюджетных средств" полностью включает в себя и нецелевое их использование, т.е. последнее понятие соотносится с первым как видовое понятие с родовым. А между тем об эффективности и/или неэффективности использования бюджетных средств можно говорить при условии направления средств на целевое использование, поскольку, как это предусмотрено в ст. 34 БК РФ, лишь участники бюджетного процесса (ПБС, наделенные соответствующими полномочиями) обеспечивают эффективность использования бюджетных средств, а на других лиц, получающих средства из бюджета (юридические лица, индивидуальные предприниматели и т.д.) во исполнение контрактов, соглашений, а также МУП, ГУП и т.д. как на лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, действие принципа, закрепленного в ст. 34 БК РФ, не распространяется. Противное означало бы наделение последних полномочиями распорядителя бюджетных средств, т.е. властными полномочиями.