Неэффективное использование средств
Подборка наиболее важных документов по запросу Неэффективное использование средств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Представление казначейства, его обжалование
(КонсультантПлюс, 2025)...судами установлено: по результатам плановой ревизии Управлением установлен факт неэффективного расходования... средств Пенсионного фонда... выразившегося в приобретении помещений... не используемых для основной деятельности; Фонду выдано представление... о нарушении бюджетного законодательства...
(КонсультантПлюс, 2025)...судами установлено: по результатам плановой ревизии Управлением установлен факт неэффективного расходования... средств Пенсионного фонда... выразившегося в приобретении помещений... не используемых для основной деятельности; Фонду выдано представление... о нарушении бюджетного законодательства...
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Представление казначейства
(КонсультантПлюс, 2025)...судами установлено: по результатам плановой ревизии Управлением установлен факт неэффективного расходования... средств Пенсионного фонда... выразившегося в приобретении помещений... не используемых для основной деятельности; Фонду выдано представление... о нарушении бюджетного законодательства...
(КонсультантПлюс, 2025)...судами установлено: по результатам плановой ревизии Управлением установлен факт неэффективного расходования... средств Пенсионного фонда... выразившегося в приобретении помещений... не используемых для основной деятельности; Фонду выдано представление... о нарушении бюджетного законодательства...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23
(ред. от 28.05.2019)
"О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации"23. При рассмотрении дел о защите деловой репутации, дел об оспаривании предписаний уполномоченных органов, а также иных категорий дел, при рассмотрении которых может подниматься вопрос об обоснованности выводов уполномоченных органов о неэффективном использовании бюджетных средств, судам необходимо учитывать следующее.
(ред. от 28.05.2019)
"О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации"23. При рассмотрении дел о защите деловой репутации, дел об оспаривании предписаний уполномоченных органов, а также иных категорий дел, при рассмотрении которых может подниматься вопрос об обоснованности выводов уполномоченных органов о неэффективном использовании бюджетных средств, судам необходимо учитывать следующее.
"Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)Необоснованный отказ антимонопольного органа во включении указанных участников закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) прямым образом затрагивает права заказчика, поскольку участие таких лиц в последующих закупках не позволит заказчику с оптимальными издержками добиться "заданных результатов", приведет к неэффективному использованию бюджетных средств и нарушению конкуренции.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)Необоснованный отказ антимонопольного органа во включении указанных участников закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) прямым образом затрагивает права заказчика, поскольку участие таких лиц в последующих закупках не позволит заказчику с оптимальными издержками добиться "заданных результатов", приведет к неэффективному использованию бюджетных средств и нарушению конкуренции.
Статья: Что нужно знать заказчикам, работающим по Закону N 223-ФЗ, о цифровизации закупочной деятельности
(Байрашев В., Дон В.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 2)2) несоответствие характеристик поставленного товара сведениям, содержащимся в информационной системе мониторинга, может толковаться контролирующими органами как неэффективное использование средств, что повлечет за собой соответствующие правовые последствия.
(Байрашев В., Дон В.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 2)2) несоответствие характеристик поставленного товара сведениям, содержащимся в информационной системе мониторинга, может толковаться контролирующими органами как неэффективное использование средств, что повлечет за собой соответствующие правовые последствия.
Статья: Негативные последствия коррупции в сфере публичных закупок
(Волкова М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 6)Коррупционные проявления в публичных закупках отрицательно сказываются на качественных и количественных показателях эффективности закупочной деятельности и приводят к неэффективному расходованию средств <18>. Так, для получения коррупционных выгод заказчики заключают контракты по завышенным ценам и с невыгодными для себя условиями, а также осуществляют приемку некачественных или непоставленных товаров, работ или услуг, что приводит к дефициту средств и дополнительным затратам публичных заказчиков. Например, при заключении контрактов по завышенным ценам для получения коррупционных выгод может сформироваться недостаток средств на закупку других товаров, работ и услуг. Кроме того, закупка товаров, работ или услуг ненадлежащего качества или приемка некачественной и фиктивная приемка непоставленной продукции влечет возникновение дополнительных расходов, связанных с ремонтом и обслуживанием ранее закупленных товаров, работ и услуг, а также с необходимостью их повторной закупки.
(Волкова М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 6)Коррупционные проявления в публичных закупках отрицательно сказываются на качественных и количественных показателях эффективности закупочной деятельности и приводят к неэффективному расходованию средств <18>. Так, для получения коррупционных выгод заказчики заключают контракты по завышенным ценам и с невыгодными для себя условиями, а также осуществляют приемку некачественных или непоставленных товаров, работ или услуг, что приводит к дефициту средств и дополнительным затратам публичных заказчиков. Например, при заключении контрактов по завышенным ценам для получения коррупционных выгод может сформироваться недостаток средств на закупку других товаров, работ и услуг. Кроме того, закупка товаров, работ или услуг ненадлежащего качества или приемка некачественной и фиктивная приемка непоставленной продукции влечет возникновение дополнительных расходов, связанных с ремонтом и обслуживанием ранее закупленных товаров, работ и услуг, а также с необходимостью их повторной закупки.
Статья: Теоретико-правовые основы финансового контроля через призму практики его осуществления в сфере образования
(Черепова И.С.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 4)По инициативе Счетной палаты Оренбургской области в 2024 г. был проведен контроль за эффективным и целевым использованием бюджетных средств ФГБОУ ВО "Оренбургский государственный университет" в части использования средств грантов, выделенных в 2022 г. из областного бюджета в форме субсидий. По результатам контрольного мероприятия установлено: неэффективное использование средств гранта, возврат гранта (частичный) в областной бюджет в результате недостижения одного из трех показателей <8>.
(Черепова И.С.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 4)По инициативе Счетной палаты Оренбургской области в 2024 г. был проведен контроль за эффективным и целевым использованием бюджетных средств ФГБОУ ВО "Оренбургский государственный университет" в части использования средств грантов, выделенных в 2022 г. из областного бюджета в форме субсидий. По результатам контрольного мероприятия установлено: неэффективное использование средств гранта, возврат гранта (частичный) в областной бюджет в результате недостижения одного из трех показателей <8>.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)- установлено неэффективное использование средств и имущества предприятия на закупку:
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)- установлено неэффективное использование средств и имущества предприятия на закупку:
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке продуктов и услуг общественного питания по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Сокращение числа потенциальных поставщиков (исполнителей) приведет к неэффективному расходованию бюджетных средств и рискам оспаривания процедуры определения поставщика. Проанализируйте, существуют ли производители конкретных продуктов питания, способные осуществить поставку по всему объекту закупки единовременно.
(КонсультантПлюс, 2025)Сокращение числа потенциальных поставщиков (исполнителей) приведет к неэффективному расходованию бюджетных средств и рискам оспаривания процедуры определения поставщика. Проанализируйте, существуют ли производители конкретных продуктов питания, способные осуществить поставку по всему объекту закупки единовременно.
Статья: К вопросу об эффективном использовании нефтегазовых доходов Фонда национального благосостояния
(Кугаевский Д.В.)
("Юрист", 2024, N 11)Однако исследователи и эксперты выявили проблему неэффективного использования средств, получаемых от нефтегазовых доходов, включая неправильное расходование этих средств. Это проиллюстрировано случаем прекращения деятельности Резервного фонда, который исчерпал свои средства для покрытия бюджетного дефицита.
(Кугаевский Д.В.)
("Юрист", 2024, N 11)Однако исследователи и эксперты выявили проблему неэффективного использования средств, получаемых от нефтегазовых доходов, включая неправильное расходование этих средств. Это проиллюстрировано случаем прекращения деятельности Резервного фонда, который исчерпал свои средства для покрытия бюджетного дефицита.
Статья: Неправомерное использование бюджетных средств: анализ практики и проблемы совершенствования правового регулирования
(Исмаилов М.Ч.)
("Финансовое право", 2023, N 1)Хотя в Классификаторе сделана попытка определения неправомерного использования бюджетных средств как нарушения разнопланового законодательства, затрагивающего бюджетные правоотношения, вместе с тем такое регулирование носит обобщающий характер, отсутствует предметное разграничение с другими бюджетными правонарушениями, в том числе с правонарушениями, за которые предусмотрена административная ответственность (нарушения законодательства о контрактной системе). Перечень возможных нарушений неправомерного использования бюджетных средств является открытым, может быть дополнен с учетом формирующейся правоприменительной практики, что в определенной мере является усмотрением правоприменителя, которое зависит от его опыта и квалификации, и в силу этого дискуссионным и оспоримым. Кроме того, как указано выше, в Классификаторе в отношении нецелевого использования бюджетных средств в качестве нарушения неправомерного использования бюджетных средств сделано исключение, вместе с тем такое исключение отсутствует в отношении неэффективного использования бюджетных средств. Из этого следует, что неэффективное использование бюджетных средств охватывается неправомерным использованием, а нецелевое (более тяжкое) не охватывается. Изложенное также показывает, что выражение "неправомерное использование бюджетных средств" не проработано в нормах права и требует дальнейшей разработки и закрепления в БК РФ.
(Исмаилов М.Ч.)
("Финансовое право", 2023, N 1)Хотя в Классификаторе сделана попытка определения неправомерного использования бюджетных средств как нарушения разнопланового законодательства, затрагивающего бюджетные правоотношения, вместе с тем такое регулирование носит обобщающий характер, отсутствует предметное разграничение с другими бюджетными правонарушениями, в том числе с правонарушениями, за которые предусмотрена административная ответственность (нарушения законодательства о контрактной системе). Перечень возможных нарушений неправомерного использования бюджетных средств является открытым, может быть дополнен с учетом формирующейся правоприменительной практики, что в определенной мере является усмотрением правоприменителя, которое зависит от его опыта и квалификации, и в силу этого дискуссионным и оспоримым. Кроме того, как указано выше, в Классификаторе в отношении нецелевого использования бюджетных средств в качестве нарушения неправомерного использования бюджетных средств сделано исключение, вместе с тем такое исключение отсутствует в отношении неэффективного использования бюджетных средств. Из этого следует, что неэффективное использование бюджетных средств охватывается неправомерным использованием, а нецелевое (более тяжкое) не охватывается. Изложенное также показывает, что выражение "неправомерное использование бюджетных средств" не проработано в нормах права и требует дальнейшей разработки и закрепления в БК РФ.
Статья: Некоторые вопросы финансово-правового регулирования ипотечного жилищного кредитования в современной России
(Ахмедов Д.А.)
("Финансовое право", 2024, N 10)Вопрос контроля эффективности расходования бюджетных средств на ипотечные программы остается острым. Недостаток прозрачности в отношениях между федеральным центром и регионами затрудняет надлежащий контроль за использованием средств. Программы льготной ипотеки могут вызывать опасения для банковской системы из-за рисков, связанных с низкими процентными ставками, что может привести к недооценке финансовой способности заемщиков и увеличению долговой нагрузки. Эти программы также способны увеличить дефицит бюджета, ограничивая возможности в монетарной политике и увеличивая экономические риски. Государственные субсидии, направленные на стимулирование спроса, чреваты ценовыми искажениями и даже могут привести к дефолтам на рынке недвижимости. Полагаем, что критерии выделения субсидий должны быть четкими и основанными на себестоимости и низкой маржинальности, что предотвратило бы неэффективное использование средств.
(Ахмедов Д.А.)
("Финансовое право", 2024, N 10)Вопрос контроля эффективности расходования бюджетных средств на ипотечные программы остается острым. Недостаток прозрачности в отношениях между федеральным центром и регионами затрудняет надлежащий контроль за использованием средств. Программы льготной ипотеки могут вызывать опасения для банковской системы из-за рисков, связанных с низкими процентными ставками, что может привести к недооценке финансовой способности заемщиков и увеличению долговой нагрузки. Эти программы также способны увеличить дефицит бюджета, ограничивая возможности в монетарной политике и увеличивая экономические риски. Государственные субсидии, направленные на стимулирование спроса, чреваты ценовыми искажениями и даже могут привести к дефолтам на рынке недвижимости. Полагаем, что критерии выделения субсидий должны быть четкими и основанными на себестоимости и низкой маржинальности, что предотвратило бы неэффективное использование средств.
Статья: Оценка действующих налоговых режимов на преференциальных территориях
(Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 3)- отсутствие системного контроля со стороны государства может повлечь неэффективное использование средств федерального бюджета на создание невостребованных или низковостребованных объектов инфраструктуры <10>, а также на их содержание;
(Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 3)- отсутствие системного контроля со стороны государства может повлечь неэффективное использование средств федерального бюджета на создание невостребованных или низковостребованных объектов инфраструктуры <10>, а также на их содержание;
Готовое решение: Какие товары, работы и услуги можно объединить в один лот при закупке по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Минэкономразвития России указывало, что включение в один лот услуг по обслуживанию зданий, находящихся в разных субъектах РФ, может привести к ограничению конкуренции. Такое укрупнение приведет к неэффективному расходованию бюджетных средств (Письма от 01.07.2016 N Д28и-1790, от 09.09.2016 N ОГ-Д28-11108).
(КонсультантПлюс, 2025)Минэкономразвития России указывало, что включение в один лот услуг по обслуживанию зданий, находящихся в разных субъектах РФ, может привести к ограничению конкуренции. Такое укрупнение приведет к неэффективному расходованию бюджетных средств (Письма от 01.07.2016 N Д28и-1790, от 09.09.2016 N ОГ-Д28-11108).