Неиспользование земельного участка для строительства
Подборка наиболее важных документов по запросу Неиспользование земельного участка для строительства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Оспаривание актов, решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления: Застройщик не согласен с отказом в выдаче разрешения на строительство
(КонсультантПлюс, 2025)распечаткой публичной кадастровой карты (https://rosreestrmap.ru), из которой следует, что Застройщик не будет использовать для строительства земельные участки, предоставленные иным лицам >>>
(КонсультантПлюс, 2025)распечаткой публичной кадастровой карты (https://rosreestrmap.ru), из которой следует, что Застройщик не будет использовать для строительства земельные участки, предоставленные иным лицам >>>
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 239.1 "Отчуждение объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, в связи с прекращением действия договора аренды такого земельного участка" ГК РФ"Закон допускает возможность изъятия такого объекта лишь при определенных обстоятельствах (при злоупотреблении собственником объекта незавершенного строительства своим правом, в частности, при неиспользовании земельного участка в целях строительства в течение длительного времени без уважительных причин), которые подлежат установлению судом в рамках рассмотрения требований публичного собственника участка, заявленных в порядке статьи 239.1 ГК РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какая ответственность предусмотрена за нецелевое использование земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)3. Какая ответственность предусмотрена за неиспользование земельного участка, предназначенного для строительства
(КонсультантПлюс, 2025)3. Какая ответственность предусмотрена за неиспользование земельного участка, предназначенного для строительства
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2024 года"Указанное законоположение являлось предметом рассмотрения в той мере, в какой оно служит основанием для привлечения к административной ответственности за неиспользование земельного участка, предназначенного для строительства индивидуального жилого дома, в указанных целях в течение более трех лет.
Федеральный закон от 24.07.2008 N 161-ФЗ
(ред. от 13.12.2024)
"О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий"15. Договор безвозмездного пользования кооператива земельным участком единого института развития может быть досрочно расторгнут, и право кооператива безвозмездного пользования земельным участком единого института развития может быть досрочно прекращено судом по заявлению единого института развития в случае неиспользования земельного участка для целей строительства многоквартирных домов, жилых домов, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, и объектов инженерной инфраструктуры в границах земельного участка, переданного в безвозмездное пользование кооперативу, в течение трех лет со дня заключения между кооперативом и единым институтом развития договора безвозмездного пользования земельным участком единого института развития, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
(ред. от 13.12.2024)
"О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий"15. Договор безвозмездного пользования кооператива земельным участком единого института развития может быть досрочно расторгнут, и право кооператива безвозмездного пользования земельным участком единого института развития может быть досрочно прекращено судом по заявлению единого института развития в случае неиспользования земельного участка для целей строительства многоквартирных домов, жилых домов, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, и объектов инженерной инфраструктуры в границах земельного участка, переданного в безвозмездное пользование кооперативу, в течение трех лет со дня заключения между кооперативом и единым институтом развития договора безвозмездного пользования земельным участком единого института развития, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Следующим проблемным вопросом является отграничение предмета и объектов муниципального земельного контроля от государственного земельного надзора. Положение п. 1 ч. 2 ст. 71 о предмете государственного земельного надзора идентично положению ч. 2 ст. 72 о предмете муниципального земельного контроля. Анализ ч. 1 ст. 71, содержание которой неоднократно менялось при увеличении количества правонарушений в сфере земельных отношений <1>, свидетельствует о недостаточной проработке вопроса разграничения полномочий контрольных и надзорных органов. Предмет государственного земельного надзора конкретизирован в Положении о государственном земельном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 2 января 2015 г. N 1, причем с определением обязательных требований, земельный контроль за соблюдением которых осуществляют Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), их территориальные органы (п. 5, 7, 9). Однако и муниципальный земельный контроль касается, в частности, недопущения самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, использования земельных участков не по целевому назначению, неиспользование сельскохозяйственных земель или земель под индивидуальное жилищное строительство.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Следующим проблемным вопросом является отграничение предмета и объектов муниципального земельного контроля от государственного земельного надзора. Положение п. 1 ч. 2 ст. 71 о предмете государственного земельного надзора идентично положению ч. 2 ст. 72 о предмете муниципального земельного контроля. Анализ ч. 1 ст. 71, содержание которой неоднократно менялось при увеличении количества правонарушений в сфере земельных отношений <1>, свидетельствует о недостаточной проработке вопроса разграничения полномочий контрольных и надзорных органов. Предмет государственного земельного надзора конкретизирован в Положении о государственном земельном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 2 января 2015 г. N 1, причем с определением обязательных требований, земельный контроль за соблюдением которых осуществляют Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), их территориальные органы (п. 5, 7, 9). Однако и муниципальный земельный контроль касается, в частности, недопущения самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, использования земельных участков не по целевому назначению, неиспользование сельскохозяйственных земель или земель под индивидуальное жилищное строительство.
Ситуация: Как изменить вид разрешенного использования земельного участка?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно;
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Между тем земельное законодательство предусматривает возможность установления частного сервитута для целей строительства - сервитут для строительства линейных объектов, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка. Особое внимание следует обратить на то, что в соответствии с п. 4 ст. 39.25 ЗК РФ сервитут, установленный в отношении государственного или муниципального участка на срок до трех лет, может не проходить кадастровый учет и отсутствовать в ЕГРН.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Между тем земельное законодательство предусматривает возможность установления частного сервитута для целей строительства - сервитут для строительства линейных объектов, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка. Особое внимание следует обратить на то, что в соответствии с п. 4 ст. 39.25 ЗК РФ сервитут, установленный в отношении государственного или муниципального участка на срок до трех лет, может не проходить кадастровый учет и отсутствовать в ЕГРН.
Статья: Расторжение договора аренды земельного участка, предоставленного для целей строительства
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Строительство недвижимости представляет собой достаточно затратный процесс как с финансовой, так и с временной точки зрения. Положение застройщика усугубляется тяжелой экономической обстановкой, характеризующейся ростом неплатежей и увеличением рисков предпринимательской деятельности. Все это наряду с административными барьерами может являться причиной длительного неиспользования земельного участка (далее - участка), предоставленного для строительства.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Строительство недвижимости представляет собой достаточно затратный процесс как с финансовой, так и с временной точки зрения. Положение застройщика усугубляется тяжелой экономической обстановкой, характеризующейся ростом неплатежей и увеличением рисков предпринимательской деятельности. Все это наряду с административными барьерами может являться причиной длительного неиспользования земельного участка (далее - участка), предоставленного для строительства.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. В ч. 3 комментируемой статьи говорится о том, кем именно могут направляться предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки. Это могут быть в соответствующих случаях федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица (в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. В ч. 3 комментируемой статьи говорится о том, кем именно могут направляться предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки. Это могут быть в соответствующих случаях федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица (в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений).
Статья: Благоустройство земельного участка
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- земельный участок не может использоваться для строительства по основаниям, предусмотренным действующим законодательством;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- земельный участок не может использоваться для строительства по основаниям, предусмотренным действующим законодательством;
Статья: Спорные вопросы по налогообложению земли и недвижимости: на что нужно обратить внимание
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 16)Мнения судов разошлись. Суды первой и апелляционной инстанций поддержали инспекцию. При этом они руководствовались положениями ст. 387 - 391, 394 НК РФ и основывались на том, что спорные земельные участки не использовались по назначению (для жилищного строительства), не предназначались для удовлетворения личных (бытовых) нужд граждан, а использовались для получения прибыли от их продажи.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 16)Мнения судов разошлись. Суды первой и апелляционной инстанций поддержали инспекцию. При этом они руководствовались положениями ст. 387 - 391, 394 НК РФ и основывались на том, что спорные земельные участки не использовались по назначению (для жилищного строительства), не предназначались для удовлетворения личных (бытовых) нужд граждан, а использовались для получения прибыли от их продажи.
Ситуация: Когда могут изъять земельный участок?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Признаки неиспользования по целевому назначению земельных участков из состава земель населенных пунктов, садовых земельных участков и огородных земельных участков применяются по истечении установленного срока освоения земельного участка. Например, для земельных участков из состава земель населенных пунктов, правовой режим которых предусматривает строительство и эксплуатацию зданий, сооружений, к таким признакам относятся загрязнение более чем 50% площади участка отходами производства и потребления (в том числе коммунальными отходами) и невыполнение работ по освобождению участка от таких отходов в течение года и более со дня выявления указанного обстоятельства. Признаком неиспользования по целевому назначению земельного участка для индивидуального жилищного строительства является, в частности, отсутствие на нем в течение семи и более лет индивидуального жилого дома, право на который зарегистрировано в соответствии с законом (за исключением определенных случаев) (п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.05.2025 N 826; пп. "а", "в" п. 1 Признаков, утв. Постановлением Правительства РФ N 826).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Признаки неиспользования по целевому назначению земельных участков из состава земель населенных пунктов, садовых земельных участков и огородных земельных участков применяются по истечении установленного срока освоения земельного участка. Например, для земельных участков из состава земель населенных пунктов, правовой режим которых предусматривает строительство и эксплуатацию зданий, сооружений, к таким признакам относятся загрязнение более чем 50% площади участка отходами производства и потребления (в том числе коммунальными отходами) и невыполнение работ по освобождению участка от таких отходов в течение года и более со дня выявления указанного обстоятельства. Признаком неиспользования по целевому назначению земельного участка для индивидуального жилищного строительства является, в частности, отсутствие на нем в течение семи и более лет индивидуального жилого дома, право на который зарегистрировано в соответствии с законом (за исключением определенных случаев) (п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.05.2025 N 826; пп. "а", "в" п. 1 Признаков, утв. Постановлением Правительства РФ N 826).
Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положения3.2. Является ли основанием для расторжения договора аренды неиспользование земельного участка, предназначенного для сельхозпроизводства или строительства, в этих целях в течение трех лет
Статья: Изъятие не используемых по целевому назначению земельных участков
(Тоточенко Д.А.)
("Нотариус", 2021, N 3)Так, например, И.Е.В. обратилась в суд с жалобой на вынесенное постановление по делу об административном правонарушении, которым И.Е.В. была привлечена к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.8 Кодекса от административных нарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) за неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного строительства. По ее мнению, срок, предусмотренный ст. 284 ГК РФ, подлежит исчислению с момента принятия решения о переводе территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами, в которой находится ее земельный участок, в зону коммерческого назначения и изменения разрешенного использования для размещения на нем объекта общественного питания (кафе).
(Тоточенко Д.А.)
("Нотариус", 2021, N 3)Так, например, И.Е.В. обратилась в суд с жалобой на вынесенное постановление по делу об административном правонарушении, которым И.Е.В. была привлечена к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.8 Кодекса от административных нарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) за неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного строительства. По ее мнению, срок, предусмотренный ст. 284 ГК РФ, подлежит исчислению с момента принятия решения о переводе территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами, в которой находится ее земельный участок, в зону коммерческого назначения и изменения разрешенного использования для размещения на нем объекта общественного питания (кафе).