Неисполнение протеста прокурора
Подборка наиболее важных документов по запросу Неисполнение протеста прокурора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 28.02.2023 N 16-137/2023 (УИД 61RS0033-01-2021-003806-37)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ за невыполнение требований прокурора, следователя, дознавателя.
Решение: Удовлетворено.Само по себе рассмотрение 8 декабря 2021 года протеста прокурора Зерноградского района не свидетельствует о выполнении председателем Собрания депутатов - главы Зерноградского городского поселения А. требований о безотлагательном рассмотрении представления прокурора на ближайшем заседании Собрания депутатов городского поселения - 30 ноября 2021 года - с участием прокурора и с его уведомлением.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ за невыполнение требований прокурора, следователя, дознавателя.
Решение: Удовлетворено.Само по себе рассмотрение 8 декабря 2021 года протеста прокурора Зерноградского района не свидетельствует о выполнении председателем Собрания депутатов - главы Зерноградского городского поселения А. требований о безотлагательном рассмотрении представления прокурора на ближайшем заседании Собрания депутатов городского поселения - 30 ноября 2021 года - с участием прокурора и с его уведомлением.
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27.12.2024 N 16-7807/2024
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.
Решение: Производство по делу прекращено.Отсутствие намерения ФИО25 по утверждению прокурора на непосредственное участие в судебном заседании, не свидетельствует о выполнении мировым судьей обязанности об его извещении в установленном законом порядке. Вопреки доводам протеста, в материалах дела отсутствуют доказательства его надлежащего извещения на дату судебного заседания, назначенного на 17.06.2024 г. В Центральном районном суде г. Новосибирска ФИО26 непосредственное участие в судебном заседании не принимал, был извещен о дате и времени слушания дела, однако заявил различные ходатайства и предоставил письменные возражения на жалобу, тем самым реализовал свои права, предусмотренные законом, что опровергает доводы прокурора, изложенные выше.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.
Решение: Производство по делу прекращено.Отсутствие намерения ФИО25 по утверждению прокурора на непосредственное участие в судебном заседании, не свидетельствует о выполнении мировым судьей обязанности об его извещении в установленном законом порядке. Вопреки доводам протеста, в материалах дела отсутствуют доказательства его надлежащего извещения на дату судебного заседания, назначенного на 17.06.2024 г. В Центральном районном суде г. Новосибирска ФИО26 непосредственное участие в судебном заседании не принимал, был извещен о дате и времени слушания дела, однако заявил различные ходатайства и предоставил письменные возражения на жалобу, тем самым реализовал свои права, предусмотренные законом, что опровергает доводы прокурора, изложенные выше.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы и пути совершенствования взаимодействия органов прокуратуры и местного самоуправления
(Надин А.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)В статье проанализированы законодательные и организационные проблемы взаимодействия между органами прокуратуры и местного самоуправления. Выделены следующие проблемы: неурегулированность вопроса о включении в перечень объектов прокурорского надзора избирательных комиссий и контрольно-счетных органов муниципальных образований; фрагментарность норм о взаимодействии институтов муниципальной демократии с органами прокуратуры в муниципальном законодательстве; неэффективность правовых последствий неисполнения протеста прокурора и др. Предложены пути совершенствования законодательного регулирования по различным вопросам взаимодействия органов прокуратуры и местного самоуправления. Отмечена необходимость внесения изменений в организационно-распорядительные документы органов прокуратуры.
(Надин А.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)В статье проанализированы законодательные и организационные проблемы взаимодействия между органами прокуратуры и местного самоуправления. Выделены следующие проблемы: неурегулированность вопроса о включении в перечень объектов прокурорского надзора избирательных комиссий и контрольно-счетных органов муниципальных образований; фрагментарность норм о взаимодействии институтов муниципальной демократии с органами прокуратуры в муниципальном законодательстве; неэффективность правовых последствий неисполнения протеста прокурора и др. Предложены пути совершенствования законодательного регулирования по различным вопросам взаимодействия органов прокуратуры и местного самоуправления. Отмечена необходимость внесения изменений в организационно-распорядительные документы органов прокуратуры.
Готовое решение: Как организация должна рассмотреть протест прокурора и ответить на него
(КонсультантПлюс, 2025)о сроке исполнения протеста, если по результатам его рассмотрения принято решение об отмене или изменении акта организации. Учтите, что Закон о прокуратуре не устанавливает срок исполнения протеста прокурора. При установлении срока рекомендуем исходить из того, сколько времени вам объективно требуется для его исполнения.
(КонсультантПлюс, 2025)о сроке исполнения протеста, если по результатам его рассмотрения принято решение об отмене или изменении акта организации. Учтите, что Закон о прокуратуре не устанавливает срок исполнения протеста прокурора. При установлении срока рекомендуем исходить из того, сколько времени вам объективно требуется для его исполнения.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2023)
(ред. от 25.04.2025)45. Невыполнение судьей кассационного суда общей юрисдикции предусмотренной частью 2 статьи 30.15 КоАП РФ обязанности известить лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о принесении прокурором протеста на состоявшиеся по делу судебные акты и предоставить этому лицу возможность ознакомиться с протестом, подать на него возражения является существенным нарушением процессуальных требований названного кодекса, влекущим возвращение дела об административном правонарушении на новое рассмотрение в кассационный суд общей юрисдикции.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2023)
(ред. от 25.04.2025)45. Невыполнение судьей кассационного суда общей юрисдикции предусмотренной частью 2 статьи 30.15 КоАП РФ обязанности известить лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о принесении прокурором протеста на состоявшиеся по делу судебные акты и предоставить этому лицу возможность ознакомиться с протестом, подать на него возражения является существенным нарушением процессуальных требований названного кодекса, влекущим возвращение дела об административном правонарушении на новое рассмотрение в кассационный суд общей юрисдикции.
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2007 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.02.2008)
(Извлечение)Вопрос 16: Можно ли отменить не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении по протесту прокурора в связи с мягкостью назначенного наказания в случае совершения правонарушения в области защиты прав потребителей (например, по ст. 6.3 КоАП РФ - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий), когда по делу нет потерпевшего, то есть в интересах неопределенного круга лиц?
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.02.2008)
(Извлечение)Вопрос 16: Можно ли отменить не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении по протесту прокурора в связи с мягкостью назначенного наказания в случае совершения правонарушения в области защиты прав потребителей (например, по ст. 6.3 КоАП РФ - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий), когда по делу нет потерпевшего, то есть в интересах неопределенного круга лиц?
Статья: "Враг в коллегии защитников" (1937 - 1939 гг.)
(Смирнов В.Н.)
("Российский юридический журнал", 2022, NN 1, 3, 5)Через 29 лет прокуратура заявила протест: "По обвинительному заключению действия Брюшкова квалифицированы по статье 58.10, ч. 2, УК. Допрошенные по делу свидетели Морейн, Пентюрина, Кривоногов и Фертиков не приводят ни одного конкретного факта контрреволюционной деятельности Брюшкова и сам осужденный себя виновным не признает... расследование по делу производилось с нарушением норм УПК РСФСР, ст. 206 УПК не выполнялась, обвинительное заключение прокурором не утверждалось" <10>. Президиум Свердловского областного суда 13 сентября 1956 г. прекратил дело за отсутствием в действиях Брюшкова состава преступления <11>.
(Смирнов В.Н.)
("Российский юридический журнал", 2022, NN 1, 3, 5)Через 29 лет прокуратура заявила протест: "По обвинительному заключению действия Брюшкова квалифицированы по статье 58.10, ч. 2, УК. Допрошенные по делу свидетели Морейн, Пентюрина, Кривоногов и Фертиков не приводят ни одного конкретного факта контрреволюционной деятельности Брюшкова и сам осужденный себя виновным не признает... расследование по делу производилось с нарушением норм УПК РСФСР, ст. 206 УПК не выполнялась, обвинительное заключение прокурором не утверждалось" <10>. Президиум Свердловского областного суда 13 сентября 1956 г. прекратил дело за отсутствием в действиях Брюшкова состава преступления <11>.
Статья: Актуальные направления прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних (на примере Новосибирской области)
(Дымолазов В.С.)
("Ex jure", 2025, N 2)Прокурорами продолжена практика судебной защиты имущественных прав детей на жилые помещения, приобретенные с использованием указанных целевых средств, в связи с тем, что законными представителями детей не были исполнены письменные обязательства по оформлению приобретаемых жилых помещений в общую долевую собственность всех членов семьи, включая несовершеннолетних.
(Дымолазов В.С.)
("Ex jure", 2025, N 2)Прокурорами продолжена практика судебной защиты имущественных прав детей на жилые помещения, приобретенные с использованием указанных целевых средств, в связи с тем, что законными представителями детей не были исполнены письменные обязательства по оформлению приобретаемых жилых помещений в общую долевую собственность всех членов семьи, включая несовершеннолетних.
Готовое решение: Как контролируются закупки, проводимые по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)протест на положение о закупке. Если получили такой протест, рассмотрите его не позднее чем в десятидневный срок с момента поступления. Если положение о закупке было утверждено коллегиальным органом, обязательно уведомите прокурора о дне заседания для рассмотрения протеста (ст. 23 Закона N 2202-1). Если не согласны с позицией прокуратуры, составьте официальный мотивированный ответ на протест. Учитывайте, что в таком случае прокурор на основании протеста может требовать признания положения о закупке недействительным в суде (п. 3 ст. 22 Закона N 2202-1);
(КонсультантПлюс, 2025)протест на положение о закупке. Если получили такой протест, рассмотрите его не позднее чем в десятидневный срок с момента поступления. Если положение о закупке было утверждено коллегиальным органом, обязательно уведомите прокурора о дне заседания для рассмотрения протеста (ст. 23 Закона N 2202-1). Если не согласны с позицией прокуратуры, составьте официальный мотивированный ответ на протест. Учитывайте, что в таком случае прокурор на основании протеста может требовать признания положения о закупке недействительным в суде (п. 3 ст. 22 Закона N 2202-1);
Статья: Отдельные вопросы прокурорского надзора в сфере производства по делам об административных правонарушениях
(Шонин И.Г.)
("Законность", 2022, N 7)Относительно наказания в виде административного ареста дискредитирующим выглядит положение ст. 31.6 КоАП о том, что принесение протеста прокурора на постановление об административном аресте не приостанавливает исполнение этого постановления.
(Шонин И.Г.)
("Законность", 2022, N 7)Относительно наказания в виде административного ареста дискредитирующим выглядит положение ст. 31.6 КоАП о том, что принесение протеста прокурора на постановление об административном аресте не приостанавливает исполнение этого постановления.
Статья: Сущность и основные характеристики правовых отношений в сфере прокурорского надзора
(Березовская С.Г.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 3)В прокурорско-надзорных правоотношениях объектом всегда является поведение людей, то есть их действия по исполнению закона или бездействие вопреки требованиям закона. Имеются в виду действия, совершенные, как правило, до возникновения правоотношения и в большей своей части неправомерные. Так, прокурор вносит протест и тем самым вступает в правовое отношение с соответствующим органом по поводу совершенного этим органом действия, состоящего в издании незаконного (по мнению прокурора) правового акта. То же можно сказать о бездействии (невыполнении требований закона, предлагающего действовать определенным образом), предшествующем внесению прокурором представления, и т.д.
(Березовская С.Г.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 3)В прокурорско-надзорных правоотношениях объектом всегда является поведение людей, то есть их действия по исполнению закона или бездействие вопреки требованиям закона. Имеются в виду действия, совершенные, как правило, до возникновения правоотношения и в большей своей части неправомерные. Так, прокурор вносит протест и тем самым вступает в правовое отношение с соответствующим органом по поводу совершенного этим органом действия, состоящего в издании незаконного (по мнению прокурора) правового акта. То же можно сказать о бездействии (невыполнении требований закона, предлагающего действовать определенным образом), предшествующем внесению прокурором представления, и т.д.
Справка: Проверки прокуратуры
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, прокурор может обязать вас самостоятельно устранить нарушение, вынеся представление или протест. А если вы его не исполните, то вас могут привлечь к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ. Например, организация может быть оштрафована на сумму в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб. либо возможно административное приостановление ее деятельности на срок до 90 суток.
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, прокурор может обязать вас самостоятельно устранить нарушение, вынеся представление или протест. А если вы его не исполните, то вас могут привлечь к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ. Например, организация может быть оштрафована на сумму в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб. либо возможно административное приостановление ее деятельности на срок до 90 суток.
Статья: О типичных нарушениях законодательства в сфере использования и охраны особо охраняемых природных территорий
(Бердинских С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 5)Такой порядок возможен, если: допущены нарушения режима использования и охраны ООПТ, совершенные юридическими лицами, выражающиеся в осуществлении незаконного строительства (иной запрещенной хозяйственной деятельности); нарушения режима охраны (незаконное формирование земельных участков (если отсутствует факт распоряжения данными земельными участками), выдача разрешения на осуществление определенного вида деятельности, запрещенной режимом использования и охраны ООПТ); нарушения, совершаемые в форме действия, - принятие незаконных нормативных правовых актов (например, о создании, изменении границ); нарушения в форме бездействия, связанные с неисполнением возложенных законодательством об ООПТ обязанностей: невнесение в государственный кадастр недвижимости сведений об ООПТ, непринятие нормативных правовых актов, устанавливающих режим использования и охраны ООПТ, неустановление границ охранных зон; требуется рассматривать вопрос о внесении в адрес руководителей органов власти (федерального, регионального уровня), органов местного самоуправления, юридических лиц представлений, принесении протестов на противоречащие закону правовые акты.
(Бердинских С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 5)Такой порядок возможен, если: допущены нарушения режима использования и охраны ООПТ, совершенные юридическими лицами, выражающиеся в осуществлении незаконного строительства (иной запрещенной хозяйственной деятельности); нарушения режима охраны (незаконное формирование земельных участков (если отсутствует факт распоряжения данными земельными участками), выдача разрешения на осуществление определенного вида деятельности, запрещенной режимом использования и охраны ООПТ); нарушения, совершаемые в форме действия, - принятие незаконных нормативных правовых актов (например, о создании, изменении границ); нарушения в форме бездействия, связанные с неисполнением возложенных законодательством об ООПТ обязанностей: невнесение в государственный кадастр недвижимости сведений об ООПТ, непринятие нормативных правовых актов, устанавливающих режим использования и охраны ООПТ, неустановление границ охранных зон; требуется рассматривать вопрос о внесении в адрес руководителей органов власти (федерального, регионального уровня), органов местного самоуправления, юридических лиц представлений, принесении протестов на противоречащие закону правовые акты.