Неисполнение обязательств по договору коронавирус



Подборка наиболее важных документов по запросу Неисполнение обязательств по договору коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Важнейшая практика по ст. 405 ГК РФНорму закона о том, что должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора, нельзя изменить в договоре >>>
Важнейшая практика по ст. 416 ГК РФ Договор технологического присоединения энергопринимающих устройств не прекращается невозможностью исполнения из-за истечения срока действия технических условий >>>
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Соотношение условий договора о возмещении убытков и непреодолимой силе: вопросы судебной практики
(Зимнева С.В.)
("Юрист", 2023, N 11)
Прежде всего нужно помнить, каким образом применяется форс-мажорная оговорка в договоре. Основной целью включения в договор условий о форс-мажоре является разъяснение того, что пострадавшая сторона освобождается от выполнения обязательств, подверженных форс-мажорным обстоятельством с момента возникновения препятствия. Так, согласно судебной практике обстоятельства непреодолимой силы будут устанавливаться судом в каждом конкретном случае <5>. Как правило, условия договора включают положение о форс-мажорных обстоятельствах с перечнем событий, которые стороны признают форс-мажорными, и правовыми последствиями наступления форс-мажорных обстоятельств. Вместе с тем в данном договоре список обстоятельств непреодолимой силы включал такое препятствие, как эпидемии, что значительно укрепляет позиции стороны, полагающейся на положение о форс-мажорных обстоятельствах, однако сторона, ссылающаяся на форс-мажорное обстоятельство, все равно должна доказать, что новая коронавирусная инфекция или меры по борьбе с ней являются форс-мажорными обстоятельствами в этом случае. Однако суд в данном споре не проводил проверку на признаки непреодолимой силы (чрезвычайность и непредотвратимость) события, которые, по сути, явились препятствием для надлежащего исполнения обязательства по проведению выставки в указанные сроки, его непосредственного влияния на возможность исполнения обязательства. Суд не признал отмену японским правительством мероприятий в целях нераспространения коронавирусной инфекции COVID-19 обстоятельством непреодолимой силы. Выделим важный момент в решении суда: по сути, суд указал, что содержащаяся в договоре форс-мажорная оговорка не влияет на обязанность организатора возвратить заказчику уплаченную денежную сумму за выставку, которая не состоялась не по вине организатора. Между тем причиной неисполнения организатором своих договорных обязательств по проведению выставки является препятствие, находящееся вне контроля сторон, - это пандемия новой коронавирусной инфекции, в неисполнении обязательств нет вины самого организатора. Однако суд не стал оценивать условие о форс-мажоре п. 5.1 договора, а указал на необходимость выполнения условия, содержащегося в п. 3.4 договора по возврату денежных средств.
Статья: Защита прав российских туристов в условиях пандемии коронавирусной инфекции
(Сокольская Л.В., Иванова Ж.Б.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 4)
Так, в Апелляционном определении Свердловского областного суда было признано, что распространение коронавирусной инфекции и введение вследствие этого соответствующих мер и ограничений явилось для ответчика обстоятельством непреодолимой силы, ввиду которого ответчик не смог исполнить свои обязательства по договору <4>.
показать больше документов

Нормативные акты

Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 08.10.2020 N АПЛ20-289
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 03.07.2020 N АКПИ20-229, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца седьмого пункта 1 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 423 "Об установлении особенностей применения неустойки (штрафа, пени), иных финансовых санкций, а также других мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве, установленных законодательством о долевом строительстве, и об особенностях включения в реестр проблемных объектов многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на 6 месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве">
Федеральным законом N 98-ФЗ, принятым в целях реализации пункта 2.14 Плана первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, утвержденного Правительством Российской Федерации 17 марта 2020 г., Правительству Российской Федерации в 2020 году предоставлено право принимать решения, предусматривающие: установление особенностей применения неустойки (штрафа, пени), иных финансовых санкций, а также других мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве, установленных законодательством о долевом строительстве; особенности включения в реестр проблемных объектов многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на 6 месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве (пункты 3 и 4 части 1 статьи 17).
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 28.01.2021 N АПЛ20-472
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 14.10.2020 N АКПИ20-430, которым отказано в удовлетворении административных исковых заявлений о признании недействующими абзацев второго, третьего, четвертого, пятого, шестого пункта 1 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 423 "Об установлении особенностей применения неустойки (штрафа, пени), иных финансовых санкций, а также других мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве, установленных законодательством о долевом строительстве, и об особенностях включения в реестр проблемных объектов многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на 6 месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома 8 и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве">
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что Правительство Российской Федерации, являясь уполномоченным органом, в целях соблюдения баланса интересов участников долевого строительства и застройщиков и преодоления экономических последствий ограничительных мер, связанных с реализацией мероприятий по противодействию коронавирусной инфекции, вправе было установить оспоренное правовое регулирование. Исключение начисления неустойки (штрафа, пени) по договорам участия в долевом строительстве за определенный период, убытков, а также процентов за пользование денежными средствами осуществлено Правительством Российской Федерации в соответствии с предоставленным федеральным законом полномочием по определению особенностей применения неустойки (штрафа, пени), иных финансовых санкций, а также других мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве. При этом период такого правового регулирования определен с учетом сроков введения ограничительных мер и долгосрочных последствий, выражающихся в необходимости корректировки режима работы (в том числе временного приостановления работы) застройщиков (строительных площадок) и проведения иных организационных мероприятий в целях обеспечения безопасных условий труда для строителей.
показать больше документов