Негосударственный финансовый контроль
Подборка наиболее важных документов по запросу Негосударственный финансовый контроль (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Элементы современной системы отечественного финансового контроля
(Звягин С.А., Головинов О.Н., Стрыгина И.Е.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 2)Следует иметь в виду, что рассматриваемые элементы (компоненты) системы финансового контроля присущи как государственному, так и негосударственному финансовому контролю. Что касается государственного финансового контроля, то он достаточно регламентирован. Так, согласно ст. 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации "государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета". В соответствии с этим нормативным документом "государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий" <7>.
(Звягин С.А., Головинов О.Н., Стрыгина И.Е.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 2)Следует иметь в виду, что рассматриваемые элементы (компоненты) системы финансового контроля присущи как государственному, так и негосударственному финансовому контролю. Что касается государственного финансового контроля, то он достаточно регламентирован. Так, согласно ст. 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации "государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета". В соответствии с этим нормативным документом "государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий" <7>.
Статья: Общественный финансовый контроль в социальной сфере: особенности правоприменения
(Забралова О.С.)
("Финансовое право", 2023, N 3)В настоящее время существуют различные точки зрения, связанные с определением сущности и содержания данного вида негосударственного финансового контроля. В частности, М.А. Лапина, А.В. Лапин рассматривают общественный финансовый контроль в контексте деятельности институтов гражданского общества, связанного с обращением в соответствующие органы власти относительно результатов проверки своевременности планирования, а также эффективного использования денежных средств <3>. В.В. Котов также определяет общественный финансовый контроль в качестве деятельности физических лиц и негосударственных организаций, направленной на подтверждение рационального и целевого использования ресурсов публично-правовых образований и хозяйствующих субъектов <4>.
(Забралова О.С.)
("Финансовое право", 2023, N 3)В настоящее время существуют различные точки зрения, связанные с определением сущности и содержания данного вида негосударственного финансового контроля. В частности, М.А. Лапина, А.В. Лапин рассматривают общественный финансовый контроль в контексте деятельности институтов гражданского общества, связанного с обращением в соответствующие органы власти относительно результатов проверки своевременности планирования, а также эффективного использования денежных средств <3>. В.В. Котов также определяет общественный финансовый контроль в качестве деятельности физических лиц и негосударственных организаций, направленной на подтверждение рационального и целевого использования ресурсов публично-правовых образований и хозяйствующих субъектов <4>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)Следовательно, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что негосударственная медицинская организация является объектом государственного финансового контроля и проведение спорной проверки не выходило за пределы полномочий органа Федерального казначейства.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)Следовательно, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что негосударственная медицинская организация является объектом государственного финансового контроля и проведение спорной проверки не выходило за пределы полномочий органа Федерального казначейства.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)Следовательно, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что негосударственная медицинская организация является объектом государственного финансового контроля и проведение спорной проверки не выходило за пределы полномочий органа Федерального казначейства.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)Следовательно, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что негосударственная медицинская организация является объектом государственного финансового контроля и проведение спорной проверки не выходило за пределы полномочий органа Федерального казначейства.
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Развивая тему финансовой деятельности государства, Е.В. Терехова под общественным (негосударственным) финансовым контролем понимает совокупность мероприятий, проводимых общественными объединениями и гражданами, по проверке факта соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины в целях обеспечения финансовой стабильности государства <345>.
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Развивая тему финансовой деятельности государства, Е.В. Терехова под общественным (негосударственным) финансовым контролем понимает совокупность мероприятий, проводимых общественными объединениями и гражданами, по проверке факта соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины в целях обеспечения финансовой стабильности государства <345>.
Статья: Теоретико-правовое обоснование авторского понятия "финансово-правовые механизмы обеспечения судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"
(Матвеева Н.А., Матвеев И.В.)
("Финансовое право", 2022, N 11)6) обеспечение контроля перечисления в полном объеме денежных средств на нужды судебной экспертной деятельности и целевого их использования. При этом "разделение финансового контроля на государственный и негосударственный производится в первую очередь по признаку принадлежности финансовых ресурсов соответственно публичным и частным субъектам. Таким образом, объектом как государственного, так и негосударственного финансового контроля являются общественные отношения, образующиеся в первом случае по поводу публичных финансов, а во втором - частных" <6>;
(Матвеева Н.А., Матвеев И.В.)
("Финансовое право", 2022, N 11)6) обеспечение контроля перечисления в полном объеме денежных средств на нужды судебной экспертной деятельности и целевого их использования. При этом "разделение финансового контроля на государственный и негосударственный производится в первую очередь по признаку принадлежности финансовых ресурсов соответственно публичным и частным субъектам. Таким образом, объектом как государственного, так и негосударственного финансового контроля являются общественные отношения, образующиеся в первом случае по поводу публичных финансов, а во втором - частных" <6>;
Статья: Аудиторский финансовый контроль: сочетание интересов государства и хозяйствующих субъектов
(Карпова Л.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 1)Подводя итог, следует отметить, что финансовый аудит занимает особое место в современной системе финансового контроля Российской Федерации. Данное обстоятельство обусловлено его двойственной природой. С одной стороны, аудиторский финансовый контроль является разновидностью независимого негосударственного финансового контроля, осуществляемого частными субъектами на основе договора гражданско-правового характера. Отсюда следует, что он опосредуется частноправовой формой. С другой стороны, рассматриваемому виду финансового контроля присущи отдельные черты, носящие публично-правовой характер. В указанном аспекте аудиторский финансовый контроль приобретает значение инструмента обеспечения публично значимых целей, что подтверждается позицией Конституционного Суда РФ, сформулированной в Постановлении от 1 апреля 2003 г. N 4-П <4>. Наиболее отчетливо указанные свойства проявляются в рамках института обязательного финансового аудита, осуществляемого в отношении субъектов, деятельность которых предопределяет необходимость установления повышенных гарантий достоверности их финансовой (бухгалтерской) отчетности.
(Карпова Л.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 1)Подводя итог, следует отметить, что финансовый аудит занимает особое место в современной системе финансового контроля Российской Федерации. Данное обстоятельство обусловлено его двойственной природой. С одной стороны, аудиторский финансовый контроль является разновидностью независимого негосударственного финансового контроля, осуществляемого частными субъектами на основе договора гражданско-правового характера. Отсюда следует, что он опосредуется частноправовой формой. С другой стороны, рассматриваемому виду финансового контроля присущи отдельные черты, носящие публично-правовой характер. В указанном аспекте аудиторский финансовый контроль приобретает значение инструмента обеспечения публично значимых целей, что подтверждается позицией Конституционного Суда РФ, сформулированной в Постановлении от 1 апреля 2003 г. N 4-П <4>. Наиболее отчетливо указанные свойства проявляются в рамках института обязательного финансового аудита, осуществляемого в отношении субъектов, деятельность которых предопределяет необходимость установления повышенных гарантий достоверности их финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Статья: Аудиторские услуги как вид консультационных услуг в условиях конкуренции: проблемы и перспективы правового регулирования
(Ефимцева Т.В., Мелентьева О.В.)
("Конкурентное право", 2022, N 2)Основным финансово-правовым назначением аудита является предоставление государственным органам независимой оценки достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов. Однако институт аудиторского контроля, чье нормативно-правовое регулирование направлено на развитие данной деятельности как единственного независимого негосударственного финансового контроля, зачастую не выполняет своих функций. Вместо того чтобы предоставлять государству объективные заключения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, аудиторы способствуют сокрытию нарушений обязательных требований законодательства. Так, например, закон выделяет так называемые общественно значимые организации, подлежащие обязательному аудиту. Непрофессионализм, необъективность и отсутствие независимости при проведении обязательного аудита таких организаций влекут за собой серьезные имущественные потери как для государства, так и для их многочисленных клиентов и контрагентов. В этой связи в литературе высказывается предположение, что для осуществления надлежащего публичного финансового контроля необходима организация совместной работы государственных органов и саморегулируемых организаций аудиторов. Ведь стабильность товарных рынков во многом зависит от развития института аудита, ориентированного на защиту прав его участников <10>.
(Ефимцева Т.В., Мелентьева О.В.)
("Конкурентное право", 2022, N 2)Основным финансово-правовым назначением аудита является предоставление государственным органам независимой оценки достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов. Однако институт аудиторского контроля, чье нормативно-правовое регулирование направлено на развитие данной деятельности как единственного независимого негосударственного финансового контроля, зачастую не выполняет своих функций. Вместо того чтобы предоставлять государству объективные заключения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, аудиторы способствуют сокрытию нарушений обязательных требований законодательства. Так, например, закон выделяет так называемые общественно значимые организации, подлежащие обязательному аудиту. Непрофессионализм, необъективность и отсутствие независимости при проведении обязательного аудита таких организаций влекут за собой серьезные имущественные потери как для государства, так и для их многочисленных клиентов и контрагентов. В этой связи в литературе высказывается предположение, что для осуществления надлежащего публичного финансового контроля необходима организация совместной работы государственных органов и саморегулируемых организаций аудиторов. Ведь стабильность товарных рынков во многом зависит от развития института аудита, ориентированного на защиту прав его участников <10>.