Нефтяное сырье
Подборка наиболее важных документов по запросу Нефтяное сырье (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Налоговый орган доначислил акциз (отказал в возмещении), посчитав применение вычета неправомерным
(КонсультантПлюс, 2025)Налогоплательщик неправомерно завысил объем нефтяного сырья, направленного на переработку (показатель Vнс), для расчета вычета по акцизу на нефтяное сырье в связи с определением объема нефти в массе брутто, а не нетто в тоннах
(КонсультантПлюс, 2025)Налогоплательщик неправомерно завысил объем нефтяного сырья, направленного на переработку (показатель Vнс), для расчета вычета по акцизу на нефтяное сырье в связи с определением объема нефти в массе брутто, а не нетто в тоннах
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 181 "Подакцизные товары" главы 22 "Акцизы" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган отказал обществу в возмещении акциза при вывозе средних дистиллятов, поскольку в представленных налогоплательщиком таможенных декларациях указано о вывозе в качестве припасов мазута, который не относится к средним дистиллятам и является компонентом нефтяного сырья. Налогоплательщик указал, что правомерно заявил акциз к возмещению, т.к. предоставил документы первичного учета (накладные на поставку товара, паспорта качества, протоколы испытаний) и временные таможенные декларации, подтверждающие реализацию иностранным контрагентам средних дистиллятов. Налогоплательщик указал, что при заполнении полных таможенных деклараций таможенный представитель исходил из характеристики количества серы в топливе, что имеет значение исключительно при определении классификационного кода по ТН ВЭД, но не имеет значения для отнесения товара к средним дистиллятам по п. 11 ст. 181 НК РФ. Суд признал правомерным отказ в возмещении, отметив, что выявленные противоречия в представленных налогоплательщиком документах (несоответствие названия товара в полной и временной таможенных декларациях) являются препятствием для отнесения товара к средним дистиллятам и применения налогового вычета с коэффициентом 2. Суд указал, что документы, подтверждающие, по мнению налогоплательщика, отнесение вывезенного товара к средним дистиллятам, не могут быть приняты, т.к. испытания проводились организацией, входящей в одну группу компаний с налогоплательщиком и не имеющей утвержденной области аккредитации испытательной лаборатории для определения характеристик спорного товара. Согласно представленным документам реализованное налогоплательщиком топливо при бункеровке имело вязкость, отличную от показателя, указанного в паспорте завода изготовителя, поэтому паспорт качества топлива не может быть принят в качестве доказательства отнесения товара к средним дистиллятам. Суд подчеркнул, что определяющим документом, свидетельствующим о факте вывоза за пределы территории Российской Федерации товара, является таможенная декларация с отметкой "Товар вывезен", а согласно данному документу налогоплательщиком вывезен мазут, не относящийся к средним дистиллятам.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган отказал обществу в возмещении акциза при вывозе средних дистиллятов, поскольку в представленных налогоплательщиком таможенных декларациях указано о вывозе в качестве припасов мазута, который не относится к средним дистиллятам и является компонентом нефтяного сырья. Налогоплательщик указал, что правомерно заявил акциз к возмещению, т.к. предоставил документы первичного учета (накладные на поставку товара, паспорта качества, протоколы испытаний) и временные таможенные декларации, подтверждающие реализацию иностранным контрагентам средних дистиллятов. Налогоплательщик указал, что при заполнении полных таможенных деклараций таможенный представитель исходил из характеристики количества серы в топливе, что имеет значение исключительно при определении классификационного кода по ТН ВЭД, но не имеет значения для отнесения товара к средним дистиллятам по п. 11 ст. 181 НК РФ. Суд признал правомерным отказ в возмещении, отметив, что выявленные противоречия в представленных налогоплательщиком документах (несоответствие названия товара в полной и временной таможенных декларациях) являются препятствием для отнесения товара к средним дистиллятам и применения налогового вычета с коэффициентом 2. Суд указал, что документы, подтверждающие, по мнению налогоплательщика, отнесение вывезенного товара к средним дистиллятам, не могут быть приняты, т.к. испытания проводились организацией, входящей в одну группу компаний с налогоплательщиком и не имеющей утвержденной области аккредитации испытательной лаборатории для определения характеристик спорного товара. Согласно представленным документам реализованное налогоплательщиком топливо при бункеровке имело вязкость, отличную от показателя, указанного в паспорте завода изготовителя, поэтому паспорт качества топлива не может быть принят в качестве доказательства отнесения товара к средним дистиллятам. Суд подчеркнул, что определяющим документом, свидетельствующим о факте вывоза за пределы территории Российской Федерации товара, является таможенная декларация с отметкой "Товар вывезен", а согласно данному документу налогоплательщиком вывезен мазут, не относящийся к средним дистиллятам.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об акцизе при направлении нефтяного сырья (мазута) на переработку организацией, имеющей свидетельство на операции по переработке нефтяного сырья.
(Письмо Минфина России от 13.08.2024 N 03-13-08/75785)Вопрос: Об акцизе при направлении нефтяного сырья (мазута) на переработку организацией, имеющей свидетельство на операции по переработке нефтяного сырья.
(Письмо Минфина России от 13.08.2024 N 03-13-08/75785)Вопрос: Об акцизе при направлении нефтяного сырья (мазута) на переработку организацией, имеющей свидетельство на операции по переработке нефтяного сырья.
Нормативные акты
Вопрос: Об определении средней цены на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за период мониторинга с 15.11.2023 по 14.12.2023 в целях расчета НДПИ.
(Письмо Минфина России от 14.03.2024 N 03-06-06-01/22674)Вопрос: Об определении средней цены на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за период мониторинга с 15.11.2023 по 14.12.2023 в целях расчета НДПИ.
(Письмо Минфина России от 14.03.2024 N 03-06-06-01/22674)Вопрос: Об определении средней цены на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за период мониторинга с 15.11.2023 по 14.12.2023 в целях расчета НДПИ.
Статья: Эстоппель в налоговом праве: непоследовательное поведение публичного субъекта и защита правомерных ожиданий налогоплательщика
(Изотов А.В.)
("Финансовое право", 2025, N 2)Так, судьи Верховного Суда Российской Федерации не посчитали правомерными ожидания налогоплательщиков, возникшие при установлении региональным органом власти многократно заниженной и заведомо некорректной кадастровой стоимости по резонансному делу ООО "Юмакс" <23> или некорректном указании в Приказе Минэнерго России от 20 декабря 2018 г. N 1188 на необходимость определения количества нефтяного сырья в массе брутто (а не нетто) применительно к вычету двойной суммы акциза в рамках не менее резонансных дел ПАО "Татнефть" имени В.Д. Шашина и ПАО "Газпром нефть" <24>.
(Изотов А.В.)
("Финансовое право", 2025, N 2)Так, судьи Верховного Суда Российской Федерации не посчитали правомерными ожидания налогоплательщиков, возникшие при установлении региональным органом власти многократно заниженной и заведомо некорректной кадастровой стоимости по резонансному делу ООО "Юмакс" <23> или некорректном указании в Приказе Минэнерго России от 20 декабря 2018 г. N 1188 на необходимость определения количества нефтяного сырья в массе брутто (а не нетто) применительно к вычету двойной суммы акциза в рамках не менее резонансных дел ПАО "Татнефть" имени В.Д. Шашина и ПАО "Газпром нефть" <24>.
"Методика доказывания умысла на неуплату налогов: стратегия защиты прав налогоплательщика: практические рекомендации"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Без нефтегазовых доходов бюджета (НДПИ на нефть и газ, НДД и акциза на нефтяное сырье) поступления составили 21,7 трлн рублей, +28%, +4,8 трлн рублей к 2020 году. В разрезе налогов:
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Без нефтегазовых доходов бюджета (НДПИ на нефть и газ, НДД и акциза на нефтяное сырье) поступления составили 21,7 трлн рублей, +28%, +4,8 трлн рублей к 2020 году. В разрезе налогов:
Статья: К вопросу об эффективном использовании нефтегазовых доходов Фонда национального благосостояния
(Кугаевский Д.В.)
("Юрист", 2024, N 11)6. Доходы от акциза на нефтяное сырье, предназначенное для переработки.
(Кугаевский Д.В.)
("Юрист", 2024, N 11)6. Доходы от акциза на нефтяное сырье, предназначенное для переработки.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Все обязательные требования в сфере добычи, транспортировки нефти и нефтепродуктов, строительства и эксплуатации нефтепроводов и нефтепродуктопроводов закреплены на уровне нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти <1>. Посредством установления обязательных требований к предпринимательской деятельности в данной сфере Правительство РФ обеспечивает выполнение баланса нефтяного сырья и расчетов поставок нефтяного сырья в Российской Федерации, равномерность загрузки системы магистральных трубопроводов, выполнение требований по улучшению качества выпускаемых заводом нефтепродуктов.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Все обязательные требования в сфере добычи, транспортировки нефти и нефтепродуктов, строительства и эксплуатации нефтепроводов и нефтепродуктопроводов закреплены на уровне нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти <1>. Посредством установления обязательных требований к предпринимательской деятельности в данной сфере Правительство РФ обеспечивает выполнение баланса нефтяного сырья и расчетов поставок нефтяного сырья в Российской Федерации, равномерность загрузки системы магистральных трубопроводов, выполнение требований по улучшению качества выпускаемых заводом нефтепродуктов.
Статья: Соотношение использования значений биржевых котировок и сведений информационно-ценовых агентств при определении рыночной цены товара
(Соловьев А.А., Трапезникова И.С.)
("Конкурентное право", 2025, N 2)В качестве примеров таких подзаконных актов, содержащих прямые или опосредованные (в форме рекомендаций) ссылки на информацию, предоставляемую информационно-ценовыми/ценовыми/котировальными агентствами, можно назвать следующие: 1) Правила мониторинга цен на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском), нефть сырую марки "North Sea Dated" на рынке Северного моря, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2013 г. N 155; 2) Правила расчета средних за истекший налоговый период цен на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении углеводородного сырья, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2014 г. N 973; 3) Показатели, используемые для определения расчетной цены реализации газа за пределы территорий государств - участников Содружества Независимых Государств, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2015 г. N 107; 4) Правила определения индикативного тарифа на транспортировку нефти, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 марта 2019 г. N 317; 5) Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2023 г. N 1538 "О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, и о внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза"; 6) Методика расчета размера платежа в целях реализации мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, в том числе мероприятий, реализуемых при его консервации или ликвидации, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 13 декабря 2023 г. N 2135; 7) Положение об определении формулы цены газа, утвержденное Приказом ФСТ России от 9 июля 2014 г. N 1142-э; 8) Порядок определения показателей Цсляб, Цз, Цл, утвержденный Приказом ФАС России от 8 февраля 2022 г. N 86/22; 9) Порядок расчета показателей ЦАБрт, Цнсд, ЦДТрт, ТАБм, ТДТм, ЦКЕРрт, а также расчета средних за налоговый период оптовых цен реализации в Российской Федерации автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5, утвержденный Приказом ФАС России от 19 сентября 2022 г. N 664/22; 10) Порядок определения показателей ЦЖР, ЦМ, ЦН, ЦПЛ, ЦП, ЦЗ, ЦКБ, ЦУГ, ЦО, утвержденный Приказом ФАС России от 23 марта 2023 г. N 155/23.
(Соловьев А.А., Трапезникова И.С.)
("Конкурентное право", 2025, N 2)В качестве примеров таких подзаконных актов, содержащих прямые или опосредованные (в форме рекомендаций) ссылки на информацию, предоставляемую информационно-ценовыми/ценовыми/котировальными агентствами, можно назвать следующие: 1) Правила мониторинга цен на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском), нефть сырую марки "North Sea Dated" на рынке Северного моря, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2013 г. N 155; 2) Правила расчета средних за истекший налоговый период цен на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении углеводородного сырья, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2014 г. N 973; 3) Показатели, используемые для определения расчетной цены реализации газа за пределы территорий государств - участников Содружества Независимых Государств, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2015 г. N 107; 4) Правила определения индикативного тарифа на транспортировку нефти, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 марта 2019 г. N 317; 5) Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2023 г. N 1538 "О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, и о внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза"; 6) Методика расчета размера платежа в целях реализации мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, в том числе мероприятий, реализуемых при его консервации или ликвидации, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 13 декабря 2023 г. N 2135; 7) Положение об определении формулы цены газа, утвержденное Приказом ФСТ России от 9 июля 2014 г. N 1142-э; 8) Порядок определения показателей Цсляб, Цз, Цл, утвержденный Приказом ФАС России от 8 февраля 2022 г. N 86/22; 9) Порядок расчета показателей ЦАБрт, Цнсд, ЦДТрт, ТАБм, ТДТм, ЦКЕРрт, а также расчета средних за налоговый период оптовых цен реализации в Российской Федерации автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5, утвержденный Приказом ФАС России от 19 сентября 2022 г. N 664/22; 10) Порядок определения показателей ЦЖР, ЦМ, ЦН, ЦПЛ, ЦП, ЦЗ, ЦКБ, ЦУГ, ЦО, утвержденный Приказом ФАС России от 23 марта 2023 г. N 155/23.
Готовое решение: Коды налогового и отчетного периодов в налоговых декларациях
(КонсультантПлюс, 2025)нефтяное сырье (Приложение к Порядку заполнения декларации по акцизам, утвержденному Приказом ФНС России от 31.05.2021 N ЕД-7-3/525@);
(КонсультантПлюс, 2025)нефтяное сырье (Приложение к Порядку заполнения декларации по акцизам, утвержденному Приказом ФНС России от 31.05.2021 N ЕД-7-3/525@);
Готовое решение: Понятие и общий порядок представления налоговых деклараций (расчетов)
(КонсультантПлюс, 2025)нефтяное сырье - форму, которая утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2021 N ЕД-7-3/525@;
(КонсультантПлюс, 2025)нефтяное сырье - форму, которая утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2021 N ЕД-7-3/525@;
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2025 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 1)2.2.2. Изменения в свидетельстве о регистрации лица,
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 1)2.2.2. Изменения в свидетельстве о регистрации лица,
Вопрос: По договору переработки давальческого сырья исполнитель выполнил работы по переработке сырья заказчика (сырой нефти) и отгрузил готовую продукцию по указанным им адресам. Возникает ли у заказчика (собственника готовой продукции) обязанность начислять акцизы при реализации такой продукции на территории РФ и на экспорт?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: По договору переработки давальческого сырья исполнитель выполнил работы по переработке сырья заказчика (сырой нефти) на своем оборудовании и отгрузил готовую продукцию (нефтепродукты) по адресам, указанным заказчиком. Возникает ли у заказчика как у собственника готовой продукции обязанность начислять акцизы при реализации такой продукции как на территории РФ, так и на экспорт?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: По договору переработки давальческого сырья исполнитель выполнил работы по переработке сырья заказчика (сырой нефти) на своем оборудовании и отгрузил готовую продукцию (нефтепродукты) по адресам, указанным заказчиком. Возникает ли у заказчика как у собственника готовой продукции обязанность начислять акцизы при реализации такой продукции как на территории РФ, так и на экспорт?