Недостоверная информация в интернете
Подборка наиболее важных документов по запросу Недостоверная информация в интернете (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность застройщика за нарушения требований законодательства об участии в долевом строительстве МКД (иных объектов недвижимости)
(КонсультантПлюс, 2025)1. Неполная (недостоверная) информация в СМИ или Интернете, нарушение сроков опубликования проектной декларации
(КонсультантПлюс, 2025)1. Неполная (недостоверная) информация в СМИ или Интернете, нарушение сроков опубликования проектной декларации
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области финансов, страхования и рынка ценных бумаг: Должностное лицо организации обжалует привлечение к ответственности за нарушение требований законодательства по представлению и раскрытию информации на финансовых рынках
(КонсультантПлюс, 2025)в промежуточной (финансовой) отчетности ООО, опубликованной в сети Интернет, содержалась недостоверная информация (нулевые значения)
(КонсультантПлюс, 2025)в промежуточной (финансовой) отчетности ООО, опубликованной в сети Интернет, содержалась недостоверная информация (нулевые значения)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по спорам в сфере закупок (44-ФЗ). Допуск к конкурсу или аукциону, отказ в допуске, отказ от заключения контракта, если в заявке представлены недостоверные сведения о товаре, подлежащем поставке2. Можно ли по Закону N 44-ФЗ отказать в допуске, заключении контракта, если сведения о товаре в заявке противоречат данным о нем в Интернете?
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Административная ответственность акционерных обществ за неисполнение ими требований по раскрытию информации2.2. Вывод из судебной практики: Общество, опубликовавшее на странице в сети Интернет список аффилированных лиц, который содержит неполную и (или) недостоверную информацию, может быть привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ ("Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках").
Нормативные акты
Приказ Генпрокуратуры России от 26.08.2019 N 596
(ред. от 24.03.2023)
"Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения уведомлений и заявлений о распространяемой с нарушением закона информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет"10. Особенности рассмотрении заявлений граждан
(ред. от 24.03.2023)
"Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения уведомлений и заявлений о распространяемой с нарушением закона информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет"10. Особенности рассмотрении заявлений граждан
"Обзор практики применения антимонопольного законодательства коллегиальными органами ФАС России (за период с 1 июля 2020 года по 1 июля 2021 года)"
(утв. протоколом заседания Президиума ФАС России от 22.12.2021 N 7)8. Признаваться недобросовестной конкуренцией в виде дискредитации могут действия по распространению недостоверной информации о недобросовестных действиях со стороны хозяйствующего субъекта-конкурента, в частности, распространение в сети "Интернет" ложной информации о копировании таким лицом внешнего вида своих товаров.
(утв. протоколом заседания Президиума ФАС России от 22.12.2021 N 7)8. Признаваться недобросовестной конкуренцией в виде дискредитации могут действия по распространению недостоверной информации о недобросовестных действиях со стороны хозяйствующего субъекта-конкурента, в частности, распространение в сети "Интернет" ложной информации о копировании таким лицом внешнего вида своих товаров.
Статья: Законодательное регулирование "фейк-ньюс" в России: в авангарде борьбы за информационную чистоту
(Совик Ю.И.)
("Юрист", 2023, N 7)Таким образом, законодатель оперативно реагирует на потребность общества в защите от недостоверной информации. По результатам опроса населения России, введение санкций за распространение ложных новостей одобрило более половины опрошенных <25>. Другой опрос показал, что 83% россиян одобрили ограничения на распространение ложных новостей, в то время как 57% полагают, что закон о фейках снизит количество фальшивых новостей в Интернете <26>. Механизмы по выявлению и удалению фейковых новостей постоянно совершенствуются: помимо правового регулирования, развиваются технологии. Так, во второй половине 2023 г. планируется запуск системы "Вепрь", одной из целей которой является распознавание недостоверной информации в Интернете <27>.
(Совик Ю.И.)
("Юрист", 2023, N 7)Таким образом, законодатель оперативно реагирует на потребность общества в защите от недостоверной информации. По результатам опроса населения России, введение санкций за распространение ложных новостей одобрило более половины опрошенных <25>. Другой опрос показал, что 83% россиян одобрили ограничения на распространение ложных новостей, в то время как 57% полагают, что закон о фейках снизит количество фальшивых новостей в Интернете <26>. Механизмы по выявлению и удалению фейковых новостей постоянно совершенствуются: помимо правового регулирования, развиваются технологии. Так, во второй половине 2023 г. планируется запуск системы "Вепрь", одной из целей которой является распознавание недостоверной информации в Интернете <27>.
Статья: Разграничение уголовной и административной ответственности за совершение противоправных деяний, связанных с распространением недостоверных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны
(Хисматова А.Р., Звездкина А.С.)
("Современное право", 2025, N 5)Ученые, исследовавшие данные нормы, предлагали критерии их разграничения. К примеру, П.В. Пошелов считает, что совершенное деяние, попадающее под признаки объективной стороны как преступления, так и административного правонарушения, следует квалифицировать в соответствии со ст. 354.1 УК РФ, если оно было совершено "с целью одобрения или оправдания нацизма" [1, с. 231]. Данный подход имеет свое рациональное зерно, так как лица, публикующие в сети Интернет недостоверные сведения, не всегда преследуют цель реабилитации нацизма. Данное действие может быть совершено, к примеру, для привлечения подписчиков в свой канал или с иными целями.
(Хисматова А.Р., Звездкина А.С.)
("Современное право", 2025, N 5)Ученые, исследовавшие данные нормы, предлагали критерии их разграничения. К примеру, П.В. Пошелов считает, что совершенное деяние, попадающее под признаки объективной стороны как преступления, так и административного правонарушения, следует квалифицировать в соответствии со ст. 354.1 УК РФ, если оно было совершено "с целью одобрения или оправдания нацизма" [1, с. 231]. Данный подход имеет свое рациональное зерно, так как лица, публикующие в сети Интернет недостоверные сведения, не всегда преследуют цель реабилитации нацизма. Данное действие может быть совершено, к примеру, для привлечения подписчиков в свой канал или с иными целями.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Информация о наличии налоговой задолженности, полученная с помощью системы профессионального анализа рынков и компаний "СПАРК", также не признавалась основанием для отклонения заявки: "сведения, полученные в сети Интернет, не могут однозначно свидетельствовать о представлении недостоверных сведений, поскольку информация, размещенная в сети Интернет, не носит официальный характер и не может быть использована в качестве довода о нарушении норм Закона N 44-ФЗ" <50>.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Информация о наличии налоговой задолженности, полученная с помощью системы профессионального анализа рынков и компаний "СПАРК", также не признавалась основанием для отклонения заявки: "сведения, полученные в сети Интернет, не могут однозначно свидетельствовать о представлении недостоверных сведений, поскольку информация, размещенная в сети Интернет, не носит официальный характер и не может быть использована в качестве довода о нарушении норм Закона N 44-ФЗ" <50>.
Ситуация: Что делать, если в СМИ размещены сведения, порочащие честь и достоинство гражданина?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если недостоверные сведения, порочащие вашу честь и достоинство, размещены в сети Интернет, то факт размещения такой информации необходимо засвидетельствовать у нотариуса. Нотариус может, в частности, удостоверить содержание сайта в сети Интернет по состоянию на определенный момент времени, если имеются основания полагать, что представление доказательств впоследствии станет невозможным или затруднительным (ст. 102 Основ законодательства РФ о нотариате; п. 3 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если недостоверные сведения, порочащие вашу честь и достоинство, размещены в сети Интернет, то факт размещения такой информации необходимо засвидетельствовать у нотариуса. Нотариус может, в частности, удостоверить содержание сайта в сети Интернет по состоянию на определенный момент времени, если имеются основания полагать, что представление доказательств впоследствии станет невозможным или затруднительным (ст. 102 Основ законодательства РФ о нотариате; п. 3 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016).
"Гражданско-правовое регулирование взаимоотношений в сфере охраны здоровья: проблемные вопросы и судебная практика: научно-практическое пособие"
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Так, согласно части 1 статьи 15.1-2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <256> в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, недостоверной информации, которая порочит честь и достоинство гражданина (физического лица) или подрывает его репутацию и связана с обвинением гражданина (физического лица) в совершении преступления, такой гражданин (физическое лицо) вправе направить прокурору субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Генеральным прокурором Российской Федерации, заявление о принятии мер по удалению указанной информации и ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим указанную информацию, в случае ее неудаления.
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Так, согласно части 1 статьи 15.1-2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <256> в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, недостоверной информации, которая порочит честь и достоинство гражданина (физического лица) или подрывает его репутацию и связана с обвинением гражданина (физического лица) в совершении преступления, такой гражданин (физическое лицо) вправе направить прокурору субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Генеральным прокурором Российской Федерации, заявление о принятии мер по удалению указанной информации и ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим указанную информацию, в случае ее неудаления.
Статья: Роль социальных сетей в борьбе с политической дезинформацией: соучастники ли?
(Совик Ю.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)В ОАЭ на основании Закона о борьбе со слухами и киберпреступностью, если ложная информация в Интернете противоречит официальным заявлениям властей, к ответственности привлекается пользователь <21>. Похожее регулирование действует в Сингапуре. Согласно Закону о криминализации распространения ложной дезинформации в Интернете к ответственности привлекаются граждане за недостоверные утверждения о фактах, которые ставят под угрозу общественную безопасность и отношения страны с другими государствами <22>. При этом известны ситуации, когда социальные сети по просьбе правительства Сингапура блокировали доступ к странице сайта, содержащего недостоверную информацию, а также размещали под постами пользователя отметку о фейке.
(Совик Ю.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)В ОАЭ на основании Закона о борьбе со слухами и киберпреступностью, если ложная информация в Интернете противоречит официальным заявлениям властей, к ответственности привлекается пользователь <21>. Похожее регулирование действует в Сингапуре. Согласно Закону о криминализации распространения ложной дезинформации в Интернете к ответственности привлекаются граждане за недостоверные утверждения о фактах, которые ставят под угрозу общественную безопасность и отношения страны с другими государствами <22>. При этом известны ситуации, когда социальные сети по просьбе правительства Сингапура блокировали доступ к странице сайта, содержащего недостоверную информацию, а также размещали под постами пользователя отметку о фейке.
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Стремительное развитие интернет-торговли - катализатор распространения фальсифицированных лекарственных средств в различных регионах мира. Пандемия COVID-19 способствовала существенному росту данного сегмента фармацевтического рынка, который к 2022 г. составил 98,8 млрд дол. США, а к 2023 г. достиг 354 млрд дол. США <505>. Незаконные интернет-аптеки используют недостоверную информацию для привлечения внимания, пользуясь в своих целях дефицитом определенных лекарственных средств, предлагая более доступные цены, а также возможность их приобретения без рецепта от медицинского работника <506>. На национальном уровне сформировались различные подходы к регулированию использования информации рекламного и научного характера в интернет-пространстве. Однако большинство стран не обладает регуляторными механизмами для контроля за распространением информации о лекарственных средствах, что формирует угрозы не только для их граждан, но и для населения других регионов мира <507>.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Стремительное развитие интернет-торговли - катализатор распространения фальсифицированных лекарственных средств в различных регионах мира. Пандемия COVID-19 способствовала существенному росту данного сегмента фармацевтического рынка, который к 2022 г. составил 98,8 млрд дол. США, а к 2023 г. достиг 354 млрд дол. США <505>. Незаконные интернет-аптеки используют недостоверную информацию для привлечения внимания, пользуясь в своих целях дефицитом определенных лекарственных средств, предлагая более доступные цены, а также возможность их приобретения без рецепта от медицинского работника <506>. На национальном уровне сформировались различные подходы к регулированию использования информации рекламного и научного характера в интернет-пространстве. Однако большинство стран не обладает регуляторными механизмами для контроля за распространением информации о лекарственных средствах, что формирует угрозы не только для их граждан, но и для населения других регионов мира <507>.
Статья: Обеспечение достоверности информации в сети Интернет: современные правовые основы и юридическая практика
(Симонова С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Анализируя материалы правоприменительной практики по делам о привлечении граждан к ответственности за правонарушения, предусмотренные частями 9 - 11 ст. 13.15 КоАП РФ, можно установить отсутствие единого подхода к определению негативных последствий распространения в сети Интернет недостоверной информации. Так, в отдельных протоколах об административных правонарушениях и решениях судов первой инстанции в качестве угрожающих общественному порядку рассматриваются такие гипотетические последствия распространения недостоверной общественно значимой информации, как, например, усиление политических настроений граждан в условиях чрезвычайной ситуации, формирование у граждан убеждения в противоправном характере деятельности правоохранительных органов, возмущение граждан и митинги и пр. В ряде случаев вопрос о содержательных характеристиках и реальности угрозы массового нарушения общественного порядка может не исследоваться органами внутренних дел в принципе, в то время как в судах апелляционной инстанции обращается внимание на необходимость всестороннего доказывания данных обстоятельств <21>.
(Симонова С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Анализируя материалы правоприменительной практики по делам о привлечении граждан к ответственности за правонарушения, предусмотренные частями 9 - 11 ст. 13.15 КоАП РФ, можно установить отсутствие единого подхода к определению негативных последствий распространения в сети Интернет недостоверной информации. Так, в отдельных протоколах об административных правонарушениях и решениях судов первой инстанции в качестве угрожающих общественному порядку рассматриваются такие гипотетические последствия распространения недостоверной общественно значимой информации, как, например, усиление политических настроений граждан в условиях чрезвычайной ситуации, формирование у граждан убеждения в противоправном характере деятельности правоохранительных органов, возмущение граждан и митинги и пр. В ряде случаев вопрос о содержательных характеристиках и реальности угрозы массового нарушения общественного порядка может не исследоваться органами внутренних дел в принципе, в то время как в судах апелляционной инстанции обращается внимание на необходимость всестороннего доказывания данных обстоятельств <21>.