Недостаточность лимитов бюджетных обязательств
Подборка наиболее важных документов по запросу Недостаточность лимитов бюджетных обязательств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Публичные обязательства
(КонсультантПлюс, 2025)Подпункт 3 пункта 6 Порядка предусматривает в качестве основания для отказа в заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты недостаточность лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление выплаты.
(КонсультантПлюс, 2025)Подпункт 3 пункта 6 Порядка предусматривает в качестве основания для отказа в заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты недостаточность лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление выплаты.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 123.22 "Государственное учреждение и муниципальное учреждение" ГК РФ"Взыскание суммы понесенных истцом расходов с Минобороны России при недостаточности лимитов бюджетных обязательств у учреждения соответствует установленному порядку и нормам действующего законодательства (пункт 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации")."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Взыскание неустойки по Закону N 44-ФЗ.
Правомерно ли взыскивать с заказчика неустойку за просрочку оплаты по контракту из-за отсутствия финансирования
(КонсультантПлюс, 2025)Недофинансирование со стороны собственника имущества не может свидетельствовать об отсутствии вины учреждения и служить основанием для освобождения его от ответственности. При недостаточности ЛБО, доведенных казенному учреждению, по его денежным обязательствам отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение. Учреждение как равноправный участник гражданского оборота обязано произвести оплату в соответствии с принятыми обязательствами.
Правомерно ли взыскивать с заказчика неустойку за просрочку оплаты по контракту из-за отсутствия финансирования
(КонсультантПлюс, 2025)Недофинансирование со стороны собственника имущества не может свидетельствовать об отсутствии вины учреждения и служить основанием для освобождения его от ответственности. При недостаточности ЛБО, доведенных казенному учреждению, по его денежным обязательствам отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение. Учреждение как равноправный участник гражданского оборота обязано произвести оплату в соответствии с принятыми обязательствами.
Статья: Ответственность публично-правовых образований по долгам государственных и муниципальных учреждений за счет средств бюджетов
(Яговкина В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)В соответствии со ст. 123.22 ГК РФ, учредитель - публично-правовое образование полностью отвечает как собственник имущества лишь по долгам казенного учреждения при условии недостаточности у последнего денежных средств в его распоряжении (субсидиарная ответственность). Это подтверждается и судебной практикой <3>, при этом, как отмечает Верховный Суд РФ, кредитор в случае необходимости может обратиться в суд и одновременно предъявить иск к основному должнику - казенному учреждению и субсидиарному должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, - главному распорядителю бюджетных средств, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета <4>. Как показывает анализ судебных актов, если иск подан к самому казенному учреждению, то должником обычно признается именно оно (а не два субъекта или напрямую учредитель), но в решении оговаривается дальнейшее привлечение к ответственности учредителя (за счет средств бюджета) в случае недостаточности средств.
(Яговкина В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)В соответствии со ст. 123.22 ГК РФ, учредитель - публично-правовое образование полностью отвечает как собственник имущества лишь по долгам казенного учреждения при условии недостаточности у последнего денежных средств в его распоряжении (субсидиарная ответственность). Это подтверждается и судебной практикой <3>, при этом, как отмечает Верховный Суд РФ, кредитор в случае необходимости может обратиться в суд и одновременно предъявить иск к основному должнику - казенному учреждению и субсидиарному должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, - главному распорядителю бюджетных средств, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета <4>. Как показывает анализ судебных актов, если иск подан к самому казенному учреждению, то должником обычно признается именно оно (а не два субъекта или напрямую учредитель), но в решении оговаривается дальнейшее привлечение к ответственности учредителя (за счет средств бюджета) в случае недостаточности средств.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13
"О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"Органы Федерального казначейства наделены полномочиями по организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих взыскание денежных средств с казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, и с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся указанные юридические лица, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенным учреждениям для исполнения их денежных обязательств (пункт 7 статьи 161 БК РФ), - за счет средств соответствующего бюджета (статьи 242.3 - 242.6 БК РФ). Имущественные требования подлежат удовлетворению с выступающих самостоятельно в суде в качестве ответчиков казенных учреждений, осуществляющих свою деятельность за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающих исполнение денежных обязательств (пункты 2, 8, 9 статьи 161 Кодекса), а также с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся эти учреждения, поэтому в резолютивной части судебных актов не содержится указания о взыскании денежных сумм за счет казны публично-правового образования.
"О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"Органы Федерального казначейства наделены полномочиями по организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих взыскание денежных средств с казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, и с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся указанные юридические лица, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенным учреждениям для исполнения их денежных обязательств (пункт 7 статьи 161 БК РФ), - за счет средств соответствующего бюджета (статьи 242.3 - 242.6 БК РФ). Имущественные требования подлежат удовлетворению с выступающих самостоятельно в суде в качестве ответчиков казенных учреждений, осуществляющих свою деятельность за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающих исполнение денежных обязательств (пункты 2, 8, 9 статьи 161 Кодекса), а также с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся эти учреждения, поэтому в резолютивной части судебных актов не содержится указания о взыскании денежных сумм за счет казны публично-правового образования.
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)2) предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств;
(ред. от 31.07.2025)2) предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств;
Статья: Субсидиарная ответственность в корпоративных правоотношениях: проблемы и перспективы
(Гутников О.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 7)<28> См. п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 28 мая 2019 г. N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации". При этом допускается возможность одновременного предъявления иска к основному и субсидиарному должникам, и в случае его удовлетворения предлагается в резолютивной части судебного акта указывать на взыскание суммы задолженности с казенного учреждения (основного должника), а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с главного распорядителя бюджетных средств.
(Гутников О.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 7)<28> См. п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 28 мая 2019 г. N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации". При этом допускается возможность одновременного предъявления иска к основному и субсидиарному должникам, и в случае его удовлетворения предлагается в резолютивной части судебного акта указывать на взыскание суммы задолженности с казенного учреждения (основного должника), а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с главного распорядителя бюджетных средств.
Статья: Развитие института исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов как гарантия эффективной судебной защиты
(Рябова Е.В.)
("Финансовое право", 2023, N 1)Суд признал сложившуюся ситуацию как пробельную, вследствие чего нарушающую конституционное право на судебную защиту, и предложил до принятия соответствующих изменений в закон применять порядок, предусмотренный п. 10 ст. 242.3 БК РФ, в соответствии с которым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств для исполнения денежных обязательств получателя бюджетных средств главный распорядитель бюджетных средств несет субсидиарную ответственность. Данное положение не могло быть применено "в отсутствие" решения КС РФ, поскольку ординарно положение применяется только в ситуации, при которой у государственного органа или иного получателя бюджетных средств имеется лицевой счет.
(Рябова Е.В.)
("Финансовое право", 2023, N 1)Суд признал сложившуюся ситуацию как пробельную, вследствие чего нарушающую конституционное право на судебную защиту, и предложил до принятия соответствующих изменений в закон применять порядок, предусмотренный п. 10 ст. 242.3 БК РФ, в соответствии с которым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств для исполнения денежных обязательств получателя бюджетных средств главный распорядитель бюджетных средств несет субсидиарную ответственность. Данное положение не могло быть применено "в отсутствие" решения КС РФ, поскольку ординарно положение применяется только в ситуации, при которой у государственного органа или иного получателя бюджетных средств имеется лицевой счет.
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Сформулированная В.П. Мозолиным двухобъектная сложноструктурная модель права собственности <1>, частным проявлением которой явилась проблема, рассмотренная судьей В.В. Поповым, в современной практике Верховного Суда РФ выразилась в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации". Согласно п. 20 Постановления бремя ответственности при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования несет главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (п. 7 ст. 161, п. 10 ст. 242.3, п. 9 ст. 242.4, п. 9 ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ).
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Сформулированная В.П. Мозолиным двухобъектная сложноструктурная модель права собственности <1>, частным проявлением которой явилась проблема, рассмотренная судьей В.В. Поповым, в современной практике Верховного Суда РФ выразилась в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации". Согласно п. 20 Постановления бремя ответственности при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования несет главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (п. 7 ст. 161, п. 10 ст. 242.3, п. 9 ст. 242.4, п. 9 ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ).
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств;
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств;
Статья: Особенности публично-правового статуса казенных учреждений (В.В. Черников... учителя всегда рядом)
(Титов А.С.)
("Административное право и процесс", 2021, N 7)Соответствующими нормами принятого закона установлена ответственность не казенного учреждения, а государственного органа, в ведении которого оно находится в случае недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств. Указанный государственный орган действует от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
(Титов А.С.)
("Административное право и процесс", 2021, N 7)Соответствующими нормами принятого закона установлена ответственность не казенного учреждения, а государственного органа, в ведении которого оно находится в случае недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств. Указанный государственный орган действует от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.