Недостатки и нарушения бухучета
Подборка наиболее важных документов по запросу Недостатки и нарушения бухучета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2025 N 07АП-707/2025(2) по делу N А45-35260/2022
Требование: Об отмене определения об отказе в признании сделки недействительной, применении последствий ее недействительности.
Решение: Определение оставлено без изменения.Возражения конкурсного управляющего о ненадлежащем оформлении экспедиторских документов отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку не могут являться основанием для признания факта перевозки и передачи товара отсутствующим. Недостатки в оформлении документации могут свидетельствовать лишь о нарушении правил ведения бухгалтерского учета, но не являются безусловным основанием для отказа в подтверждении оказания транспортно-экспедиционных услуг.
Требование: Об отмене определения об отказе в признании сделки недействительной, применении последствий ее недействительности.
Решение: Определение оставлено без изменения.Возражения конкурсного управляющего о ненадлежащем оформлении экспедиторских документов отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку не могут являться основанием для признания факта перевозки и передачи товара отсутствующим. Недостатки в оформлении документации могут свидетельствовать лишь о нарушении правил ведения бухгалтерского учета, но не являются безусловным основанием для отказа в подтверждении оказания транспортно-экспедиционных услуг.
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.08.2025 по делу N А74-8257/2023
Требование: О взыскании ущерба, причиненного заливом нежилого помещения, расходов на проведение экспертизы.
Решение: Требование удовлетворено в части.Доводы ответчика (повторно заявленные в апелляционной жалобе) о недоказанности принадлежности товара истцу обоснованно отклонены судом первой инстанции со ссылкой на материалы дела, в том числе на судебные акты суда общей юрисдикции, тетради учета товара истца, которые были оценены судебным экспертом, наличие товара в учете нашло свое подтверждение. Формальные нарушения в оформлении истцом учетных документов по товару не могут являться основанием для признания факта наличия товара отсутствующим. Недостатки в оформлении документации могут свидетельствовать лишь о нарушении правил ведения бухгалтерского учета, что может повлечь правовые последствия, предусмотренные административным, налоговым законодательством, однако не является основанием полагать представленные истцом доказательства недостоверными.
Требование: О взыскании ущерба, причиненного заливом нежилого помещения, расходов на проведение экспертизы.
Решение: Требование удовлетворено в части.Доводы ответчика (повторно заявленные в апелляционной жалобе) о недоказанности принадлежности товара истцу обоснованно отклонены судом первой инстанции со ссылкой на материалы дела, в том числе на судебные акты суда общей юрисдикции, тетради учета товара истца, которые были оценены судебным экспертом, наличие товара в учете нашло свое подтверждение. Формальные нарушения в оформлении истцом учетных документов по товару не могут являться основанием для признания факта наличия товара отсутствующим. Недостатки в оформлении документации могут свидетельствовать лишь о нарушении правил ведения бухгалтерского учета, что может повлечь правовые последствия, предусмотренные административным, налоговым законодательством, однако не является основанием полагать представленные истцом доказательства недостоверными.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Как выстроить систему внутреннего контроля, чтобы обеспечить полноту и достоверность учета и отчетности
(Харитончик И.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 4)Формами последующего контроля также являются мониторинг и периодические проверки актуальности и эффективности контрольных процедур. Проведение проверок последующего контроля предусмотрено требованиями Положения N 809-П <13>. Данными требованиями определено, что "в процессе последующих проверок должны вскрываться причины выявленных нарушений правил совершения операций и ведения бухгалтерского учета и приниматься меры к устранению недостатков". Таким образом, проверки последующего контроля проводятся по выявленным в рамках процедур контроля нарушениям правил ведения учета. В ходе проверок подтверждаются полнота и корректность исправления выявленных нарушений, проводится расследование причин этих нарушений и разрабатываются меры для недопущения нарушений в будущем. Следовательно, основная роль последующих проверок - исключить повторение тех нарушений, которые уже выявлены и зафиксированы.
(Харитончик И.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 4)Формами последующего контроля также являются мониторинг и периодические проверки актуальности и эффективности контрольных процедур. Проведение проверок последующего контроля предусмотрено требованиями Положения N 809-П <13>. Данными требованиями определено, что "в процессе последующих проверок должны вскрываться причины выявленных нарушений правил совершения операций и ведения бухгалтерского учета и приниматься меры к устранению недостатков". Таким образом, проверки последующего контроля проводятся по выявленным в рамках процедур контроля нарушениям правил ведения учета. В ходе проверок подтверждаются полнота и корректность исправления выявленных нарушений, проводится расследование причин этих нарушений и разрабатываются меры для недопущения нарушений в будущем. Следовательно, основная роль последующих проверок - исключить повторение тех нарушений, которые уже выявлены и зафиксированы.
Статья: О специальном правовом режиме финансовой деятельности государства в условиях экономических санкций
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2024, N 2)<3> По итогам этих проверок, проведенных Счетной палатой РФ в 2022 г., выявлено 4 447 нарушений и недостатков на общую сумму 885,6 млрд рублей. В денежном выражении наибольшая доля приходится на нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности - 705 фактов нарушений на сумму 736,5 млрд рублей, или 83,2% // Официальный сайт Счетной палаты. URL: https://ach.gov.ru/reports/report_2022 (дата обращения: 16.12.2023).
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2024, N 2)<3> По итогам этих проверок, проведенных Счетной палатой РФ в 2022 г., выявлено 4 447 нарушений и недостатков на общую сумму 885,6 млрд рублей. В денежном выражении наибольшая доля приходится на нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности - 705 фактов нарушений на сумму 736,5 млрд рублей, или 83,2% // Официальный сайт Счетной палаты. URL: https://ach.gov.ru/reports/report_2022 (дата обращения: 16.12.2023).
Нормативные акты
Положение Банка России от 24.11.2022 N 809-П
(ред. от 02.11.2024)
"О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2022 N 71867)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)В процессе последующих проверок должны вскрываться причины выявленных нарушений правил совершения операций и ведения бухгалтерского учета и приниматься меры к устранению недостатков.
(ред. от 02.11.2024)
"О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2022 N 71867)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)В процессе последующих проверок должны вскрываться причины выявленных нарушений правил совершения операций и ведения бухгалтерского учета и приниматься меры к устранению недостатков.
Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О сельскохозяйственной кооперации"1. Ревизионный союз осуществляет ревизию деятельности кооператива, союза кооперативов на предмет оценки достоверности их бухгалтерской (финансовой) отчетности, соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации, соблюдения ими законодательства Российской Федерации и положений устава кооператива, устава союза кооперативов, соблюдения принципов создания и деятельности кооперативов, на предмет выявления нарушений, ведущих к ухудшению результатов финансово-хозяйственной деятельности или несостоятельности (банкротству) кооператива, союза кооперативов, фактов ущемления интересов членов кооператива, союза кооперативов, а также выдает предписания об устранении выявленных нарушений и недостатков и осуществляет контроль за их исполнением.
(ред. от 31.07.2025)
"О сельскохозяйственной кооперации"1. Ревизионный союз осуществляет ревизию деятельности кооператива, союза кооперативов на предмет оценки достоверности их бухгалтерской (финансовой) отчетности, соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации, соблюдения ими законодательства Российской Федерации и положений устава кооператива, устава союза кооперативов, соблюдения принципов создания и деятельности кооперативов, на предмет выявления нарушений, ведущих к ухудшению результатов финансово-хозяйственной деятельности или несостоятельности (банкротству) кооператива, союза кооперативов, фактов ущемления интересов членов кооператива, союза кооперативов, а также выдает предписания об устранении выявленных нарушений и недостатков и осуществляет контроль за их исполнением.
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации розничной торговли возврат поставщику бракованного товара и получение от него товара надлежащего качества, если брак выявлен после приемки товара, но до его продажи? Организация учитывает товар по продажным ценам...
(Консультация эксперта, 2025)Покупатель, которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные ст. 475 ГК РФ (п. 1 ст. 518 ГК РФ). В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени или выявляются неоднократно либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе в том числе потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору (п. 2 ст. 475 ГК РФ).
(Консультация эксперта, 2025)Покупатель, которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные ст. 475 ГК РФ (п. 1 ст. 518 ГК РФ). В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени или выявляются неоднократно либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе в том числе потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору (п. 2 ст. 475 ГК РФ).
Статья: Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- формирование суждения субъекта внутреннего финансового аудита о достоверности бюджетной отчетности, подготовленное с учетом положений п. 65 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утв. Приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- формирование суждения субъекта внутреннего финансового аудита о достоверности бюджетной отчетности, подготовленное с учетом положений п. 65 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утв. Приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н;
Статья: Отчет о результатах контрольного мероприятия "Аудит системы мониторинга и учета лесных ресурсов Российской Федерации, а также охраны лесов от пожаров за 2020 - 2021 годы и истекший период 2022 года"
(Мамедов С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 4)Выявлены проблемы функционирования Единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней, а также обеспечения технической поддержки ее пользователей. Имеются нарушения и недостатки в части бухгалтерского учета объектов интеллектуальной собственности, а также финансового обеспечения их развития.
(Мамедов С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 4)Выявлены проблемы функционирования Единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней, а также обеспечения технической поддержки ее пользователей. Имеются нарушения и недостатки в части бухгалтерского учета объектов интеллектуальной собственности, а также финансового обеспечения их развития.
Корреспонденция счетов: Как отражаются в учете операции по гарантийному ремонту?..
(Консультация эксперта, 2025)При этом продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы (п. 2 ст. 476 ГК РФ).
(Консультация эксперта, 2025)При этом продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы (п. 2 ст. 476 ГК РФ).
Статья: Антикоррупционная политика США в условиях пандемии COVID-19: состояние и перспективы
(Кириакова М., Сухаренко А.Н., Трунцевский Ю.В.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 2)<3> Положения FCPA о борьбе со взяточничеством запрещают коррупционное предложение или предоставление денег или чего-либо еще ценного должностным лицам иностранных правительств, иностранных политических партий или общественных международных организаций с целью получения или сохранения бизнеса. Эти положения применяются к "эмитентам", "внутренним компаниям" и тем, кто действует от имени эмитентов и внутренних компаний, а также к "любому лицу", которое действует, находясь на территории США. Термин "эмитент" охватывает любое юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с 15 U.S.C. § 78l или обязанное подавать отчеты в соответствии с 15 U.S.C. § 78l.C. § 78o(d). В этом контексте иностранные эмитенты, чьи американские депозитарные расписки ("ADR") или американские депозитарные акции ("ADSS") котируются на бирже США, являются "эмитентами" для целей FCPA. Термин "национальная обеспокоенность" еще шире и включает любого гражданина, гражданина или резидента США, а также любое юридическое лицо, учрежденное в соответствии с законодательством штата США или имеющее основное коммерческое предприятие в США. В дополнение к положениям о борьбе со взяточничеством, FCPA также содержит "положения о бухгалтерском учете", которые применяются к эмитентам и тем, кто действует от их имени. Во-первых, существует положение о бухгалтерских книгах и отчетах, которое требует, чтобы эмитенты составляли и вели точные бухгалтерские книги, записи и счета, которые в разумных деталях точно и справедливо отражают операции эмитента и распоряжение активами. Во-вторых, положение о внутреннем контроле FCPA требует, чтобы эмитенты разрабатывали и поддерживали разумный внутренний контроль бухгалтерского учета, направленный на предотвращение и выявление нарушений FCPA. Прокуроры и регулирующие органы часто ссылаются на эти последние два раздела, когда они не могут установить элементы уголовного преследования по борьбе со взяточничеством или в качестве механизма для достижения компромисса в переговорах об урегулировании. Поскольку нет требования о том, чтобы ложная запись или недостаточный контроль были связаны с ненадлежащим платежом, даже платеж, который не является нарушением положений о борьбе со взяточничеством, может привести к судебному преследованию в соответствии с положениями о бухгалтерском учете, если он неточно зарегистрирован или связан с недостатком внутреннего контроля.
(Кириакова М., Сухаренко А.Н., Трунцевский Ю.В.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 2)<3> Положения FCPA о борьбе со взяточничеством запрещают коррупционное предложение или предоставление денег или чего-либо еще ценного должностным лицам иностранных правительств, иностранных политических партий или общественных международных организаций с целью получения или сохранения бизнеса. Эти положения применяются к "эмитентам", "внутренним компаниям" и тем, кто действует от имени эмитентов и внутренних компаний, а также к "любому лицу", которое действует, находясь на территории США. Термин "эмитент" охватывает любое юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с 15 U.S.C. § 78l или обязанное подавать отчеты в соответствии с 15 U.S.C. § 78l.C. § 78o(d). В этом контексте иностранные эмитенты, чьи американские депозитарные расписки ("ADR") или американские депозитарные акции ("ADSS") котируются на бирже США, являются "эмитентами" для целей FCPA. Термин "национальная обеспокоенность" еще шире и включает любого гражданина, гражданина или резидента США, а также любое юридическое лицо, учрежденное в соответствии с законодательством штата США или имеющее основное коммерческое предприятие в США. В дополнение к положениям о борьбе со взяточничеством, FCPA также содержит "положения о бухгалтерском учете", которые применяются к эмитентам и тем, кто действует от их имени. Во-первых, существует положение о бухгалтерских книгах и отчетах, которое требует, чтобы эмитенты составляли и вели точные бухгалтерские книги, записи и счета, которые в разумных деталях точно и справедливо отражают операции эмитента и распоряжение активами. Во-вторых, положение о внутреннем контроле FCPA требует, чтобы эмитенты разрабатывали и поддерживали разумный внутренний контроль бухгалтерского учета, направленный на предотвращение и выявление нарушений FCPA. Прокуроры и регулирующие органы часто ссылаются на эти последние два раздела, когда они не могут установить элементы уголовного преследования по борьбе со взяточничеством или в качестве механизма для достижения компромисса в переговорах об урегулировании. Поскольку нет требования о том, чтобы ложная запись или недостаточный контроль были связаны с ненадлежащим платежом, даже платеж, который не является нарушением положений о борьбе со взяточничеством, может привести к судебному преследованию в соответствии с положениями о бухгалтерском учете, если он неточно зарегистрирован или связан с недостатком внутреннего контроля.
Статья: Банковское кредитование малых предприятий как элемент экономической безопасности бизнеса
(Пожидаева Е.С.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 3)Одной из причин, которая вызывает проблемы кредитования малого бизнеса, является несовершенная налоговая база и законодательство. Существует необходимость в динамических изменениях этих параметров в зависимости от требований рынка. Имеются также недостатки в организации банковского кредитования: не соблюдаются основные принципы предоставления кредитов; более серьезно необходимо относиться к оценке финансов будущего заемщика. Применяются технологические методы оценки, основанные на анализе состояния бухгалтерского учета получателя кредита. Однако информация не всегда отражает реальное положение дел.
(Пожидаева Е.С.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 3)Одной из причин, которая вызывает проблемы кредитования малого бизнеса, является несовершенная налоговая база и законодательство. Существует необходимость в динамических изменениях этих параметров в зависимости от требований рынка. Имеются также недостатки в организации банковского кредитования: не соблюдаются основные принципы предоставления кредитов; более серьезно необходимо относиться к оценке финансов будущего заемщика. Применяются технологические методы оценки, основанные на анализе состояния бухгалтерского учета получателя кредита. Однако информация не всегда отражает реальное положение дел.
Статья: Формирование показателей для оценки эффективности ведомственного контроля финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений
(Головин С.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 5)БУ - соблюдение установленных единых требований к ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, в том числе подтверждение достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и бюджетной отчетности;
(Головин С.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 5)БУ - соблюдение установленных единых требований к ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, в том числе подтверждение достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и бюджетной отчетности;