Нечаянная коррупция
Подборка наиболее важных документов по запросу Нечаянная коррупция (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
"Методические рекомендации по вопросам представления судьями и работниками аппаратов судов сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 12.02.2025)Конкретные, независящие от физического лица обстоятельства приведены в части 4 статьи 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 12.02.2025)Конкретные, независящие от физического лица обстоятельства приведены в части 4 статьи 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 25.04.2013 N 74-АПУ13-2
Приговор по делу о покушении на дачу взятки оставлен без изменения, так как вина осужденного подтверждена материалами дела, наказание является справедливым, соразмерным содеянному, соответствующим характеру и степени общественной опасности, категории совершенного преступления, личности виновного, в связи с чем смягчению не подлежит.Козлов А.В., согласно приговору, совершил покушение на дачу взятки через посредника должностному лицу - заместителю начальника отдела Управления по экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Республике <...> подполковнику полиции С. за совершение заведомо незаконных действий, в крупном размере.
Приговор по делу о покушении на дачу взятки оставлен без изменения, так как вина осужденного подтверждена материалами дела, наказание является справедливым, соразмерным содеянному, соответствующим характеру и степени общественной опасности, категории совершенного преступления, личности виновного, в связи с чем смягчению не подлежит.Козлов А.В., согласно приговору, совершил покушение на дачу взятки через посредника должностному лицу - заместителю начальника отдела Управления по экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Республике <...> подполковнику полиции С. за совершение заведомо незаконных действий, в крупном размере.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Надзор за исполнением законодательства о представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
(Мурашкин И.Ю.)
("Законность", 2025, N 7)организации работы по рассмотрению уведомлений должностных лиц о возникновении независящих от него обстоятельств, препятствующих соблюдению обязанности по представлению справки о доходах (ч. ч. 3 - 6 ст. 13 Федерального закона "О противодействии коррупции");
(Мурашкин И.Ю.)
("Законность", 2025, N 7)организации работы по рассмотрению уведомлений должностных лиц о возникновении независящих от него обстоятельств, препятствующих соблюдению обязанности по представлению справки о доходах (ч. ч. 3 - 6 ст. 13 Федерального закона "О противодействии коррупции");
Статья: Использование института освобождения от уголовной ответственности в борьбе с наркопреступностью
(Бочарникова Л.Н., Демченко Н.В.)
("Ленинградский юридический журнал", 2017, N 4)В конечном счете виновное лицо может сделать все возможное для достижения данной цели, однако итог при этом может быть не достигнутым по независящим от лица обстоятельствам. В таком случае вопрос о необходимости освобождения лица от уголовной ответственности остается нерешенным. Данный факт может способствовать развитию коррупции в правоохранительных органах.
(Бочарникова Л.Н., Демченко Н.В.)
("Ленинградский юридический журнал", 2017, N 4)В конечном счете виновное лицо может сделать все возможное для достижения данной цели, однако итог при этом может быть не достигнутым по независящим от лица обстоятельствам. В таком случае вопрос о необходимости освобождения лица от уголовной ответственности остается нерешенным. Данный факт может способствовать развитию коррупции в правоохранительных органах.
Нормативные акты
<Письмо> Минтруда России от 15.04.2022 N 28-6/10/П-2479
<Об актуализации Обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции>
(вместе с "Обзором практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (версия 2.0)")7. Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции вследствие независящих от служащего обстоятельств признается коррупционным правонарушением. Вместе с тем в данном случае взыскание не применяется.
<Об актуализации Обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции>
(вместе с "Обзором практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (версия 2.0)")7. Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции вследствие независящих от служащего обстоятельств признается коррупционным правонарушением. Вместе с тем в данном случае взыскание не применяется.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
(постатейный)
(Зюзин С.Ю., Юдина А.Б., Карташова Ю.А., Гребенникова А.А.)
(под ред. Н.И. Воробьева)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)Однако вместе с тем реализация данной нормы порождает ряд трудностей. Так, например, непредставление указанных сведений не несет для депутата каких-либо существенных последствий, за исключением опубликования информации о непредставлении депутатом сведений. Также имеется возможность не исполнять требование предоставлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей путем оформления фиктивного расторжения брака. Все эти действия, по мнению автора, способны значительно понизить эффективность борьбы с коррупцией.
(постатейный)
(Зюзин С.Ю., Юдина А.Б., Карташова Ю.А., Гребенникова А.А.)
(под ред. Н.И. Воробьева)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)Однако вместе с тем реализация данной нормы порождает ряд трудностей. Так, например, непредставление указанных сведений не несет для депутата каких-либо существенных последствий, за исключением опубликования информации о непредставлении депутатом сведений. Также имеется возможность не исполнять требование предоставлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей путем оформления фиктивного расторжения брака. Все эти действия, по мнению автора, способны значительно понизить эффективность борьбы с коррупцией.
Статья: Эволюция законодательства об ответственности за взяточничество
(Михайлов В.И.)
("Уголовное право", 2016, N 5)Представляется, что решение этого вопроса возможно путем включения в Особенную часть уголовного закона норм об ответственности за обещание и предложение соответственно коммерческого подкупа и взятки. При этом одну из этих норм следует снабдить примечанием, в котором указать, что под обещанием передачи (дачи) и получения предмета коммерческого подкупа или взятки понимается достижение договоренности между взяткодателем и взяткополучателем о передаче (даче) и, соответственно, получении предмета коммерческого подкупа или взятки, а под предложением предмета коммерческого подкупа или взятки признаются умышленные действия (бездействие) лица, непосредственно направленные на реализацию намерения передать предмет коммерческого подкупа или взятку, если при этом передача фактически не была осуществлена по независящим от этого лица обстоятельствам.
(Михайлов В.И.)
("Уголовное право", 2016, N 5)Представляется, что решение этого вопроса возможно путем включения в Особенную часть уголовного закона норм об ответственности за обещание и предложение соответственно коммерческого подкупа и взятки. При этом одну из этих норм следует снабдить примечанием, в котором указать, что под обещанием передачи (дачи) и получения предмета коммерческого подкупа или взятки понимается достижение договоренности между взяткодателем и взяткополучателем о передаче (даче) и, соответственно, получении предмета коммерческого подкупа или взятки, а под предложением предмета коммерческого подкупа или взятки признаются умышленные действия (бездействие) лица, непосредственно направленные на реализацию намерения передать предмет коммерческого подкупа или взятку, если при этом передача фактически не была осуществлена по независящим от этого лица обстоятельствам.
Статья: Вопросы гражданско-правового регулирования общей совместной собственности супругов как особого вида общей собственности
(Карпов Е.А.)
("Юрист", 2010, N 10)Исследуя данное определение, можно говорить о сложности гражданских дел, связанных с рассмотрением совместно нажитого имущества. Так, одно гражданское дело подлежало многократному рассмотрению в результате несовершенства законодательной базы. А именно отсутствуют четкие пределы компенсации за имущество, передаваемое другому супругу. Постановление Пленума ВС РФ от 5 ноября 1998 г. N 15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака" не дает четкого ответа на вопрос о разделе совместного имущества супругов, а в п. 17 данного Постановления говорит лишь о том, что "при разделе имущества, являющегося общей совместной собственностью супругов, суд в соответствии с п. 2 ст. 39 СК РФ может в отдельных случаях отступить от начала равенства долей супругов, учитывая интересы несовершеннолетних детей и (или) заслуживающие внимания интересы одного из супругов. Под заслуживающими внимания интересами одного из супругов следует, в частности, понимать не только случаи, когда супруг без уважительных причин не получал доходов либо расходовал общее имущество супругов в ущерб интересам семьи, но и случаи, когда один из супругов по состоянию здоровья или по иным независящим от него обстоятельствам лишен возможности получать доход от трудовой деятельности". Данные положения, конечно же, должны защищать интересы одного из супругов, но при мощной коррупции правоохранительной системы это может способствовать истолкованию подобных субъективных обстоятельств в пользу кого-либо из возможных "супругов-взяткодателей".
(Карпов Е.А.)
("Юрист", 2010, N 10)Исследуя данное определение, можно говорить о сложности гражданских дел, связанных с рассмотрением совместно нажитого имущества. Так, одно гражданское дело подлежало многократному рассмотрению в результате несовершенства законодательной базы. А именно отсутствуют четкие пределы компенсации за имущество, передаваемое другому супругу. Постановление Пленума ВС РФ от 5 ноября 1998 г. N 15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака" не дает четкого ответа на вопрос о разделе совместного имущества супругов, а в п. 17 данного Постановления говорит лишь о том, что "при разделе имущества, являющегося общей совместной собственностью супругов, суд в соответствии с п. 2 ст. 39 СК РФ может в отдельных случаях отступить от начала равенства долей супругов, учитывая интересы несовершеннолетних детей и (или) заслуживающие внимания интересы одного из супругов. Под заслуживающими внимания интересами одного из супругов следует, в частности, понимать не только случаи, когда супруг без уважительных причин не получал доходов либо расходовал общее имущество супругов в ущерб интересам семьи, но и случаи, когда один из супругов по состоянию здоровья или по иным независящим от него обстоятельствам лишен возможности получать доход от трудовой деятельности". Данные положения, конечно же, должны защищать интересы одного из супругов, но при мощной коррупции правоохранительной системы это может способствовать истолкованию подобных субъективных обстоятельств в пользу кого-либо из возможных "супругов-взяткодателей".