Нецелевой расход
Подборка наиболее важных документов по запросу Нецелевой расход (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Бюджетные средства (средства бюджетов бюджетной системы РФ)
(КонсультантПлюс, 2025)2. Нецелевое использование бюджетных средств
(КонсультантПлюс, 2025)2. Нецелевое использование бюджетных средств
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверки органов госстройнадзора, оспаривание результатов проверки (постановлений, предписаний)
(КонсультантПлюс, 2025)За выявленное в ходе проверки органа госстройнадзора неисполнение предписания не привлекают к ответственности по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ, если проверяемое лицо не имело возможности его исполнить по объективным причинам (в отношении лица открыто конкурсное производство и отсутствуют средства на нецелевые расходы, действовали обеспечительные меры в виде запрета на проведение строительства)
(КонсультантПлюс, 2025)За выявленное в ходе проверки органа госстройнадзора неисполнение предписания не привлекают к ответственности по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ, если проверяемое лицо не имело возможности его исполнить по объективным причинам (в отношении лица открыто конкурсное производство и отсутствуют средства на нецелевые расходы, действовали обеспечительные меры в виде запрета на проведение строительства)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О применении бюджетной классификации в отношении расходов на оказание услуг (выполнение работ) по реализации основных программ профессионального обучения и нецелевом использовании бюджетных средств.
(Письмо Минфина России от 16.07.2025 N 02-05-10/69424)Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
(Письмо Минфина России от 16.07.2025 N 02-05-10/69424)Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 15.14. Нецелевое использование бюджетных средств
(ред. от 04.11.2025)Статья 15.14. Нецелевое использование бюджетных средств
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств
(ред. от 17.11.2025)Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств
Статья: Методика инвестиционного комплаенса электросетевых компаний
(Якимова В.А., Бегун А.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 1)Комплаенс призван снизить риски внешнего контроля за реализацией проектов, которые обусловлены отраслевыми особенностями электросетевых компаний и угрожают штрафными санкциями или непринятием проекта, риски финансовых потерь от нарушения электроснабжения потребителей в форме компенсации различных видов ущербов. Комплаенс сигнализирует и предотвращает риски недостижения целей в результате ухудшения финансового состояния, отсутствия источников финансирования, выполнения работ, не соответствующих проектно-сметной документации и графику, нецелевого использования инвестиций, риски расходов в будущих периодах и завышения подрядчиками затрат на строительство [3, 12].
(Якимова В.А., Бегун А.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 1)Комплаенс призван снизить риски внешнего контроля за реализацией проектов, которые обусловлены отраслевыми особенностями электросетевых компаний и угрожают штрафными санкциями или непринятием проекта, риски финансовых потерь от нарушения электроснабжения потребителей в форме компенсации различных видов ущербов. Комплаенс сигнализирует и предотвращает риски недостижения целей в результате ухудшения финансового состояния, отсутствия источников финансирования, выполнения работ, не соответствующих проектно-сметной документации и графику, нецелевого использования инвестиций, риски расходов в будущих периодах и завышения подрядчиками затрат на строительство [3, 12].
Статья: Стратегия развития государственного аудита в цифровой экономике России
(Чхутиашвили Л.В.)
("Право и цифровая экономика", 2022, N 4)По данным многих исследований, сейчас на первом месте по распространенности среди правонарушений бюджетных требований находятся неэффективные расходы, на втором - неправомерные расходы, на третьем - нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", на четвертом - нецелевые расходы, на пятом - потери бюджетных средств.
(Чхутиашвили Л.В.)
("Право и цифровая экономика", 2022, N 4)По данным многих исследований, сейчас на первом месте по распространенности среди правонарушений бюджетных требований находятся неэффективные расходы, на втором - неправомерные расходы, на третьем - нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", на четвертом - нецелевые расходы, на пятом - потери бюджетных средств.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Классификация расходов бюджетов обеспечивает соблюдение принципа адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 38 БК РФ), несоблюдение данного принципа и классификации расходов бюджетов может образовывать состав правонарушения - нецелевое использование (расходование) бюджетных средств <409>.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Классификация расходов бюджетов обеспечивает соблюдение принципа адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 38 БК РФ), несоблюдение данного принципа и классификации расходов бюджетов может образовывать состав правонарушения - нецелевое использование (расходование) бюджетных средств <409>.
Статья: Развитие системы внутреннего контроля в центрах бюджетного (бухгалтерского) учета
(Тюрина О.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Интеграция контроля особенно значима в рамках деятельности по закупкам; в данном случае необходимо не только контролировать правомерность операций, но и оценивать их целесообразность, а также корректность составления соответствующих технических заданий. Таким образом, можно предотвратить нецелевой расход средств бюджета, нарушения законодательных требований и наиболее распространенные ошибки.
(Тюрина О.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Интеграция контроля особенно значима в рамках деятельности по закупкам; в данном случае необходимо не только контролировать правомерность операций, но и оценивать их целесообразность, а также корректность составления соответствующих технических заданий. Таким образом, можно предотвратить нецелевой расход средств бюджета, нарушения законодательных требований и наиболее распространенные ошибки.
Вопрос: О заполнении отчета о расходах, источником финансового обеспечения которых являются средства гранта, при выявлении нецелевого расходования средств гранта и направлении требования о его возврате.
(Письмо Минфина России от 18.09.2024 N 02-02-10/89577)Вопрос: О заполнении отчета о расходах, источником финансового обеспечения которых являются средства гранта, при выявлении нецелевого расходования средств гранта и направлении требования о его возврате.
(Письмо Минфина России от 18.09.2024 N 02-02-10/89577)Вопрос: О заполнении отчета о расходах, источником финансового обеспечения которых являются средства гранта, при выявлении нецелевого расходования средств гранта и направлении требования о его возврате.
Статья: Управление закупками по Закону N 223-ФЗ: регламенты, риски, результаты
(Созаева Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 8)В прошлом выпуске журнала мы затронули проблематику риск-ориентированного управления закупками в рамках контрактной системы, обсудили, почему профилактика рисков в закупках - это не только борьба с коррупцией, картельными сговорами и нецелевыми расходами, но управленческие промахи и недоработки, которые нарушением бюджетно-финансового законодательства не являются, однако приводят к простоям, ущербу для заказчика. В этой же статье мы рассмотрим, какие есть особенности организации работы закупочных служб, взаимодействия с внутренним заказчиком у организаций, закупающих уже в рамках Закона N 223-ФЗ.
(Созаева Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 8)В прошлом выпуске журнала мы затронули проблематику риск-ориентированного управления закупками в рамках контрактной системы, обсудили, почему профилактика рисков в закупках - это не только борьба с коррупцией, картельными сговорами и нецелевыми расходами, но управленческие промахи и недоработки, которые нарушением бюджетно-финансового законодательства не являются, однако приводят к простоям, ущербу для заказчика. В этой же статье мы рассмотрим, какие есть особенности организации работы закупочных служб, взаимодействия с внутренним заказчиком у организаций, закупающих уже в рамках Закона N 223-ФЗ.
"Комментарий к разделу X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Суд установил, что результаты специальной оценки условий труда подтвердили улучшение условий труда медицинских работников; необходимость в установлении повышенной оплаты труда, доплат компенсационного характера медицинским работникам за вредные (опасные) условия труда отсутствует. Суд признал выплаты за вредность работникам с допустимыми условиями труда нецелевыми расходами (Постановление АС Дальневосточного округа от 03.03.2022 по делу N А73-10554/2021).
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Суд установил, что результаты специальной оценки условий труда подтвердили улучшение условий труда медицинских работников; необходимость в установлении повышенной оплаты труда, доплат компенсационного характера медицинским работникам за вредные (опасные) условия труда отсутствует. Суд признал выплаты за вредность работникам с допустимыми условиями труда нецелевыми расходами (Постановление АС Дальневосточного округа от 03.03.2022 по делу N А73-10554/2021).
Статья: О нарушениях в финансово-бюджетной сфере, выявляемых при реализации внутреннего государственного финансового контроля
(Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2024, N 8)- нарушения, повлекшие прямые финансовые потери для объекта контроля или его контрагента, в том числе нецелевые расходы бюджетных средств;
(Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2024, N 8)- нарушения, повлекшие прямые финансовые потери для объекта контроля или его контрагента, в том числе нецелевые расходы бюджетных средств;
Статья: Оценка эффективности бюджетного контроля в условиях цифровой экономики
(Чхутиашвили Л.В.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 3)По данным многих исследований, сейчас на первом месте по распространенности среди правонарушений бюджетных требований находятся неэффективные расходы, на втором - неправомерные расходы, на третьем - нарушения Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" <1>, на четвертом - нецелевые расходы, на пятом - потери бюджетных средств.
(Чхутиашвили Л.В.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 3)По данным многих исследований, сейчас на первом месте по распространенности среди правонарушений бюджетных требований находятся неэффективные расходы, на втором - неправомерные расходы, на третьем - нарушения Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" <1>, на четвертом - нецелевые расходы, на пятом - потери бюджетных средств.
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Отстаивая примат интересов акционеров, М. Фридман писал, что "у бизнеса имеется одна и только одна социальная ответственность: использовать свои ресурсы и заниматься деятельностью, рассчитанной на увеличение своих прибылей, соблюдая при этом правила игры, т.е. участвуя в открытой и свободной конкуренции без обмана и мошенничества" <1>. В соответствии с логикой М. Фридмана менеджмент должен максимально удовлетворять интересы акционеров. Если менеджмент при реализации каких-то мер корпоративной социальной ответственности в интересах различных стейкхолдеров самостоятельно решает судьбу имущества юридического лица, он тем самым подрывает интересы акционеров, которые инвестировали средства в корпорацию и ожидают возврата вложенных инвестиций. Таким образом, менеджмент осуществляет нецелевые расходы средств, которые фактически ему не принадлежат. В то же время необходимо учитывать, что, исполняя налоговые и иные обязанности, корпорации и так передают публичной власти значительные средства, которые могут и должны быть использованы в социально значимых целях. В рамках данного подхода именно на государство возлагается обязанность обеспечивать интересы различных стейкхолдеров, не отягощая данной обязанностью организации в лице их директоров.
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Отстаивая примат интересов акционеров, М. Фридман писал, что "у бизнеса имеется одна и только одна социальная ответственность: использовать свои ресурсы и заниматься деятельностью, рассчитанной на увеличение своих прибылей, соблюдая при этом правила игры, т.е. участвуя в открытой и свободной конкуренции без обмана и мошенничества" <1>. В соответствии с логикой М. Фридмана менеджмент должен максимально удовлетворять интересы акционеров. Если менеджмент при реализации каких-то мер корпоративной социальной ответственности в интересах различных стейкхолдеров самостоятельно решает судьбу имущества юридического лица, он тем самым подрывает интересы акционеров, которые инвестировали средства в корпорацию и ожидают возврата вложенных инвестиций. Таким образом, менеджмент осуществляет нецелевые расходы средств, которые фактически ему не принадлежат. В то же время необходимо учитывать, что, исполняя налоговые и иные обязанности, корпорации и так передают публичной власти значительные средства, которые могут и должны быть использованы в социально значимых целях. В рамках данного подхода именно на государство возлагается обязанность обеспечивать интересы различных стейкхолдеров, не отягощая данной обязанностью организации в лице их директоров.