Нецелевое использование субсидии на иные цели
Подборка наиболее важных документов по запросу Нецелевое использование субсидии на иные цели (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Субсидии на капитальные вложения и капитальный ремонт
(КонсультантПлюс, 2025)...суд... исходил из того, что нецелевого использования бюджетных средств учреждением не допущено... исходил из буквального толкования предмета Соглашения...
(КонсультантПлюс, 2025)...суд... исходил из того, что нецелевого использования бюджетных средств учреждением не допущено... исходил из буквального толкования предмета Соглашения...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Нецелевое расходование средств автономными учреждениями
(Чагин К.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 3)Нецелевое использование средств субсидий "на иные цели"
(Чагин К.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 3)Нецелевое использование средств субсидий "на иные цели"
Готовое решение: Как учреждению учитывать операции на счете 0 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет"
(КонсультантПлюс, 2025)- на иные цели - по требованиям учредителя, возникшим вследствие рассмотрения отчетов о целевых субсидиях, выявления нецелевого использования целевых субсидий (невыполнения условий предоставления субсидий) и т.д. (п. 8 разд. I, п. 8 разд. II Приложения N 1 к Письму Минфина России от 04.02.2020 N 02-06-07/6939, Письмо Минфина России от 03.11.2021 N 02-06-10/89703);
(КонсультантПлюс, 2025)- на иные цели - по требованиям учредителя, возникшим вследствие рассмотрения отчетов о целевых субсидиях, выявления нецелевого использования целевых субсидий (невыполнения условий предоставления субсидий) и т.д. (п. 8 разд. I, п. 8 разд. II Приложения N 1 к Письму Минфина России от 04.02.2020 N 02-06-07/6939, Письмо Минфина России от 03.11.2021 N 02-06-10/89703);
Нормативные акты
Приказ ФГБУ "ФКП Росреестра" от 30.12.2016 N П/533
(ред. от 03.11.2022)
"Об утверждении Положений о филиалах федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"б) нецелевое использование субсидий на финансовое обеспечение государственного задания, субсидий на иные цели и субсидий на капитальные вложения;
(ред. от 03.11.2022)
"Об утверждении Положений о филиалах федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"б) нецелевое использование субсидий на финансовое обеспечение государственного задания, субсидий на иные цели и субсидий на капитальные вложения;
Приказ Росреестра от 01.09.2011 N П/331
(ред. от 26.10.2022)
"О переименовании федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Москве в федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
(вместе с "Уставом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии")19.4.2. нецелевое использование субсидий на финансовое обеспечение государственного задания, субсидий на иные цели и субсидий на капитальные вложения;
(ред. от 26.10.2022)
"О переименовании федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Москве в федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
(вместе с "Уставом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии")19.4.2. нецелевое использование субсидий на финансовое обеспечение государственного задания, субсидий на иные цели и субсидий на капитальные вложения;
Статья: Подтверждение потребности в остатках целевых субсидий в 2023 году
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 5)При нецелевом использовании средств целевых субсидий учреждение обязано восстановить расходы и вернуть средства в бюджет. Это предусматривается соглашением, заключенным между учредителем и учреждением.
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 5)При нецелевом использовании средств целевых субсидий учреждение обязано восстановить расходы и вернуть средства в бюджет. Это предусматривается соглашением, заключенным между учредителем и учреждением.
"Ревизии и проверки государственных (муниципальных) учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Суть спора. Руководитель учреждения был привлечен к административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств по ст. 15.14 КоАП РФ. В качестве обоснования вынесенного решения указано, что руководитель частично использовал бюджетные средства не по целевому назначению. Не согласившись с данным решением, должностное лицо обжаловало его в суде, указав в жалобе, что считает его незаконным, необоснованным, соответственно, подлежащим отмене. Оно заявило, что судом при вынесении постановления не было учтено финансовое состояние учреждения на момент получения субсидии, а также то обстоятельство, что нецелевое расходование денежных средств, выделенных в качестве целевой субсидии, носило вынужденный характер, поскольку данными денежными средствами была уплачена задолженность за электроэнергию перед энергосбытовой компанией, в противном случае электроэнергия была бы отключена. Кроме того, указанная оплата была произведена бухгалтером предприятия самостоятельно, без согласования данного вопроса с ним (Решение Осинского районного суда Пермского края от 06.04.2021 N 12-99/2021).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Суть спора. Руководитель учреждения был привлечен к административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств по ст. 15.14 КоАП РФ. В качестве обоснования вынесенного решения указано, что руководитель частично использовал бюджетные средства не по целевому назначению. Не согласившись с данным решением, должностное лицо обжаловало его в суде, указав в жалобе, что считает его незаконным, необоснованным, соответственно, подлежащим отмене. Оно заявило, что судом при вынесении постановления не было учтено финансовое состояние учреждения на момент получения субсидии, а также то обстоятельство, что нецелевое расходование денежных средств, выделенных в качестве целевой субсидии, носило вынужденный характер, поскольку данными денежными средствами была уплачена задолженность за электроэнергию перед энергосбытовой компанией, в противном случае электроэнергия была бы отключена. Кроме того, указанная оплата была произведена бухгалтером предприятия самостоятельно, без согласования данного вопроса с ним (Решение Осинского районного суда Пермского края от 06.04.2021 N 12-99/2021).
Готовое решение: Как учреждению вернуть неиспользованные денежные средства
(КонсультантПлюс, 2025)Например, в бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения возврат субсидии на иные цели или субсидии на капвложения в случае выявления контрольными мероприятиями фактов нецелевого использования средств отражайте в том же порядке, что и возврат неиспользованных остатков этих субсидий из-за нарушения порядка ее использования, установленного по результатам последующего государственного (муниципального) финансового контроля. Это объясняется тем, что в этой ситуации вы можете либо вернуть неиспользованные остатки субсидий (если они не подлежат подтверждению потребности), либо устранить нарушения за счет разрешенных для этих целей источников финансирования. Как правило, это средства от приносящей доход деятельности.
(КонсультантПлюс, 2025)Например, в бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения возврат субсидии на иные цели или субсидии на капвложения в случае выявления контрольными мероприятиями фактов нецелевого использования средств отражайте в том же порядке, что и возврат неиспользованных остатков этих субсидий из-за нарушения порядка ее использования, установленного по результатам последующего государственного (муниципального) финансового контроля. Это объясняется тем, что в этой ситуации вы можете либо вернуть неиспользованные остатки субсидий (если они не подлежат подтверждению потребности), либо устранить нарушения за счет разрешенных для этих целей источников финансирования. Как правило, это средства от приносящей доход деятельности.
Статья: Восстановление средств ОМС, израсходованных по нецелевому назначению
(Зарипова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 8)Указанные выплаты были признаны нецелевым расходованием средств ОМС. При этом из материалов дела следует, что учреждением здравоохранения фактически произведено восстановление денежных средств с лицевого счета в виде субсидии на иные цели на лицевой счет ОМС - до конца года, в котором средства были потрачены. Таким образом, учреждение самостоятельно устранило допущенное нарушение до проведения фондом проверки.
(Зарипова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 8)Указанные выплаты были признаны нецелевым расходованием средств ОМС. При этом из материалов дела следует, что учреждением здравоохранения фактически произведено восстановление денежных средств с лицевого счета в виде субсидии на иные цели на лицевой счет ОМС - до конца года, в котором средства были потрачены. Таким образом, учреждение самостоятельно устранило допущенное нарушение до проведения фондом проверки.
Статья: Условия предоставления или использования субсидии: есть ли разница?
(Зайцева Г.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 4)За другие же проступки при расходовании субсидий на "иные цели" или грантов административная ответственность и вовсе не последует (если деяния не подпадают под ст. 15.14 КоАП РФ о нецелевом использовании средств). В данных случаях меры ответственности предусматриваются в самом соглашении о предоставлении субсидии (Письмо Минфина России от 21.05.2020 N 02-09-07/42057). Учредитель может ограничиться указанием на необходимость исправления допущенных учреждением ошибок или все же потребовать от него возврата части средств.
(Зайцева Г.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 4)За другие же проступки при расходовании субсидий на "иные цели" или грантов административная ответственность и вовсе не последует (если деяния не подпадают под ст. 15.14 КоАП РФ о нецелевом использовании средств). В данных случаях меры ответственности предусматриваются в самом соглашении о предоставлении субсидии (Письмо Минфина России от 21.05.2020 N 02-09-07/42057). Учредитель может ограничиться указанием на необходимость исправления допущенных учреждением ошибок или все же потребовать от него возврата части средств.
Статья: Из зала суда: нарушение условий использования целевой субсидии
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 9)В каждом номере журнала мы рассматриваем нарушения, связанные с использованием средств бюджета не по целевому назначению. Данный номер не является исключением: предлагаем вашему вниманию спор между бюджетным учреждением спорта и Управлением Федерального казначейства, в котором был затронут вопрос расходования целевой субсидии, выделенной на содержание имущества (см. Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2024 по делу N А19-20472/2023).
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 9)В каждом номере журнала мы рассматриваем нарушения, связанные с использованием средств бюджета не по целевому назначению. Данный номер не является исключением: предлагаем вашему вниманию спор между бюджетным учреждением спорта и Управлением Федерального казначейства, в котором был затронут вопрос расходования целевой субсидии, выделенной на содержание имущества (см. Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2024 по делу N А19-20472/2023).
Статья: Применение статьи 15.14 КоАП РФ: нецелевое использование средств субсидии
(Сергеева И.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 8)Таким образом, объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в сфере бюджетного финансирования. Минфин России в Письме от 21.05.2020 N 02-09-07/42057 подчеркнул: положения ст. 15.14 КоАП РФ применимы как в отношении средств бюджета бюджетной системы РФ, так и в отношении средств, полученных из бюджета. Иными словами, административная ответственность, предусмотренная данной статьей КоАП РФ, применяется при расходовании любых средств, получаемых из бюджета, в частности субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания и на иные цели (целевых субсидий). При этом субъектом правонарушения могут быть как должностные лица организации, так и сама организация-нарушитель.
(Сергеева И.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 8)Таким образом, объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в сфере бюджетного финансирования. Минфин России в Письме от 21.05.2020 N 02-09-07/42057 подчеркнул: положения ст. 15.14 КоАП РФ применимы как в отношении средств бюджета бюджетной системы РФ, так и в отношении средств, полученных из бюджета. Иными словами, административная ответственность, предусмотренная данной статьей КоАП РФ, применяется при расходовании любых средств, получаемых из бюджета, в частности субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания и на иные цели (целевых субсидий). При этом субъектом правонарушения могут быть как должностные лица организации, так и сама организация-нарушитель.
Статья: Установка видеоэкрана на фасаде здания за счет субсидии на капремонт - нецелевое расходование бюджетных средств
(Зотов Г.)
("Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)При установлении факта нецелевого использования средств целевой субсидии, а также нарушения (неисполнения или ненадлежащего исполнения) условий соглашения ОГБУК "Центр по охране культурного наследия" обязано вернуть в областной бюджет средства субсидии в течение 10 рабочих дней со дня получения требования от органа-учредителя.
(Зотов Г.)
("Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)При установлении факта нецелевого использования средств целевой субсидии, а также нарушения (неисполнения или ненадлежащего исполнения) условий соглашения ОГБУК "Центр по охране культурного наследия" обязано вернуть в областной бюджет средства субсидии в течение 10 рабочих дней со дня получения требования от органа-учредителя.
Статья: Нецелевое расходование бюджетных средств муниципальным учреждением спорта
(Малова Е.)
("Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Контрольно-счетной палатой городского округа проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности, законности (целенаправленности) и эффективности использования средств бюджета городского округа и муниципальной собственности, по результатам которой 19.01.2022 выявлено нецелевое использование бюджетных средств.
(Малова Е.)
("Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Контрольно-счетной палатой городского округа проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности, законности (целенаправленности) и эффективности использования средств бюджета городского округа и муниципальной собственности, по результатам которой 19.01.2022 выявлено нецелевое использование бюджетных средств.