Нецелевое использование средств субсидии на государственное задание
Подборка наиболее важных документов по запросу Нецелевое использование средств субсидии на государственное задание (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания
(КонсультантПлюс, 2025)...Суды, установив, что государственным заданием... не предусмотрены государственные услуги или работы, связанные с приобретением, перемещением, страхованием и (или) использованием пассажирских транспортных средств (автобусов), полученные Учреждением автобусы не предназначались для выполнения им государственного задания и спорные расходы носили разовый характер, согласились с выводом КСП о нецелевом использовании субсидии на выполнение государственного задания, из средств которой осуществлены указанные выше расходы.
(КонсультантПлюс, 2025)...Суды, установив, что государственным заданием... не предусмотрены государственные услуги или работы, связанные с приобретением, перемещением, страхованием и (или) использованием пассажирских транспортных средств (автобусов), полученные Учреждением автобусы не предназначались для выполнения им государственного задания и спорные расходы носили разовый характер, согласились с выводом КСП о нецелевом использовании субсидии на выполнение государственного задания, из средств которой осуществлены указанные выше расходы.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы соотношения категорий неэффективного использования бюджетных средств и нецелевого их использования
(Исмаилов М.Ч.)
("Финансовое право", 2023, N 2)<5> См.: Постановление Верховного Суда РФ от 7 октября 2016 г. N 304-АД16-12482 по делу N А45-20753/2015 // СПС "КонсультантПлюс"; Королева Я.Ю. Ответственность за нецелевое использование средств субсидии на госзадание: пример из судебной практики // Руководитель бюджетной организации. 2022. N 5. С. 48 - 57.
(Исмаилов М.Ч.)
("Финансовое право", 2023, N 2)<5> См.: Постановление Верховного Суда РФ от 7 октября 2016 г. N 304-АД16-12482 по делу N А45-20753/2015 // СПС "КонсультантПлюс"; Королева Я.Ю. Ответственность за нецелевое использование средств субсидии на госзадание: пример из судебной практики // Руководитель бюджетной организации. 2022. N 5. С. 48 - 57.
Статья: Недопустимость нецелевого использования бюджетных средств как основополагающий принцип деятельности казенного и бюджетного образовательного учреждения
(Черепова И.С.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 1)Однако при этом руководством учреждений нередко допускается использование бюджетных средств вразрез с заявленной при их предоставлении целью. Так, например, при проведении проверки Минфином Республики Саха (Якутия) образовательного учреждения "Якутский промышленный техникум им. Т.Г. Десяткина" контрольным органом было установлено нецелевое использование средств субсидии на государственное задание, выразившееся в направлении данных средств на оплату труда, премирование работников столовой, не связанных с оказанием государственных услуг и выполняющих функции, не относящиеся к основным видам деятельности учреждения. Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 1 февраля 2021 г. N Ф02-7011/2020 по делу N А58-1764/2020 пришел к выводу, что образовательное учреждение не вправе производить оплату труда работников столовой за счет полученной субсидии из бюджета субъекта РФ на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ); финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся в образовательных учреждениях не является обязанностью субъекта РФ, а должно осуществляться за счет иных средств (собственных и выделенных).
(Черепова И.С.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 1)Однако при этом руководством учреждений нередко допускается использование бюджетных средств вразрез с заявленной при их предоставлении целью. Так, например, при проведении проверки Минфином Республики Саха (Якутия) образовательного учреждения "Якутский промышленный техникум им. Т.Г. Десяткина" контрольным органом было установлено нецелевое использование средств субсидии на государственное задание, выразившееся в направлении данных средств на оплату труда, премирование работников столовой, не связанных с оказанием государственных услуг и выполняющих функции, не относящиеся к основным видам деятельности учреждения. Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 1 февраля 2021 г. N Ф02-7011/2020 по делу N А58-1764/2020 пришел к выводу, что образовательное учреждение не вправе производить оплату труда работников столовой за счет полученной субсидии из бюджета субъекта РФ на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ); финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся в образовательных учреждениях не является обязанностью субъекта РФ, а должно осуществляться за счет иных средств (собственных и выделенных).
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 30.11.2023 N 532
"Об утверждении методических рекомендаций по оценке действий объекта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в целях подтверждения признаков неправомерного, неэффективного использования бюджетных средств и определения их последствий"Выявление таких фактов означает наличие признаков нецелевого использования бюджетных средств, допущенного юридическим лицом или физическим лицом - производителем товаров, работ, услуг, получившим средства субсидии из бюджета.
"Об утверждении методических рекомендаций по оценке действий объекта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в целях подтверждения признаков неправомерного, неэффективного использования бюджетных средств и определения их последствий"Выявление таких фактов означает наличие признаков нецелевого использования бюджетных средств, допущенного юридическим лицом или физическим лицом - производителем товаров, работ, услуг, получившим средства субсидии из бюджета.
Статья: Оплата "кредиторки" прошлого года в текущем году - это нарушение?
(Суворова Т.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 11)АС УО указал, что суд первой инстанции обоснованно признал недействительным представление в части нецелевого использования и возврата средств областного бюджета, выделенных в виде субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания. Довод контрольного органа о доказанности нецелевого использования учреждением субсидии, выделенной в 2018 году, путем погашения кредиторской задолженности, образовавшейся в 2017 году, подлежит отклонению, поскольку бюджетное учреждение самостоятельно определяет направления расходования средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности. Коллегия судей отметила, что основная задача бюджетного учреждения - выполнить государственное (муниципальное) задание в заданном объеме и с должным качеством. Оно было выполнено, что подтверждается материалами дела. В силу заключенного между учредителем и учреждением соглашения от 29.12.2017 учреждение обязуется использовать субсидию в целях оказания государственных услуг (выполнения работ) в соответствии с требованиями к качеству и (или) объему (содержанию), порядку оказания государственных услуг (выполнения работ), определенными в государственном задании.
(Суворова Т.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 11)АС УО указал, что суд первой инстанции обоснованно признал недействительным представление в части нецелевого использования и возврата средств областного бюджета, выделенных в виде субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания. Довод контрольного органа о доказанности нецелевого использования учреждением субсидии, выделенной в 2018 году, путем погашения кредиторской задолженности, образовавшейся в 2017 году, подлежит отклонению, поскольку бюджетное учреждение самостоятельно определяет направления расходования средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности. Коллегия судей отметила, что основная задача бюджетного учреждения - выполнить государственное (муниципальное) задание в заданном объеме и с должным качеством. Оно было выполнено, что подтверждается материалами дела. В силу заключенного между учредителем и учреждением соглашения от 29.12.2017 учреждение обязуется использовать субсидию в целях оказания государственных услуг (выполнения работ) в соответствии с требованиями к качеству и (или) объему (содержанию), порядку оказания государственных услуг (выполнения работ), определенными в государственном задании.
Статья: Учреждение устранило нарушение, но штрафа избежать не удалось
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 4)Согласно уведомлению об уточнении вида и принадлежности платежа от 30.12.2022 учреждение произвело уточнение кассовых расходов средств бюджета субъекта в сумме начисленной премии. По данному факту проверяющие также отметили, что корректировка кассовых расходов средств бюджета субъекта РФ не отменяет факта необоснованного перечисления премии руководителю за апрель 2022 года за счет субсидии на выполнение государственного задания.
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 4)Согласно уведомлению об уточнении вида и принадлежности платежа от 30.12.2022 учреждение произвело уточнение кассовых расходов средств бюджета субъекта в сумме начисленной премии. По данному факту проверяющие также отметили, что корректировка кассовых расходов средств бюджета субъекта РФ не отменяет факта необоснованного перечисления премии руководителю за апрель 2022 года за счет субсидии на выполнение государственного задания.
Статья: Нецелевое использование средств субсидий в образовательных учреждениях
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2025, N 2)На основании этого суд решил, что платить работникам общежития зарплату за счет субсидии на госзадание можно, это не является нецелевым использованием средств.
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2025, N 2)На основании этого суд решил, что платить работникам общежития зарплату за счет субсидии на госзадание можно, это не является нецелевым использованием средств.
Готовое решение: Какие нарушения (риски) могут выявить при проверке использования средств на командировочные расходы
(КонсультантПлюс, 2025)расходование средств субсидий, предоставленных на выполнение государственного (муниципального) задания, на командировочные расходы, не связанные с его выполнением;
(КонсультантПлюс, 2025)расходование средств субсидий, предоставленных на выполнение государственного (муниципального) задания, на командировочные расходы, не связанные с его выполнением;
Статья: Взаимосвязь систем внешнего и внутреннего контроля деятельности бюджетного учреждения
(Ендовицкий Д.А., Головин С.В., Спиридонова Н.Э.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 19)В результате возбуждено 52 дела об административных нарушениях и 25 уголовных дел; привлечено к ответственности 40 должностных и юридических лиц. Кроме того, выявлено нецелевое использование денежных средств на сумму 294,2 млн руб., в большинстве случаев это связано с использованием субсидий на выполнение государственного задания в бюджетных учреждениях. Масштаб убытков, приходящихся на бюджеты различных уровней, приводит к необходимости организации более совершенных систем внешнего и внутреннего контроля деятельности бюджетных учреждений [2].
(Ендовицкий Д.А., Головин С.В., Спиридонова Н.Э.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 19)В результате возбуждено 52 дела об административных нарушениях и 25 уголовных дел; привлечено к ответственности 40 должностных и юридических лиц. Кроме того, выявлено нецелевое использование денежных средств на сумму 294,2 млн руб., в большинстве случаев это связано с использованием субсидий на выполнение государственного задания в бюджетных учреждениях. Масштаб убытков, приходящихся на бюджеты различных уровней, приводит к необходимости организации более совершенных систем внешнего и внутреннего контроля деятельности бюджетных учреждений [2].
Статья: Ответственность за нецелевое использование средств субсидии на госзадание: пример из судебной практики
(Королева Я.Ю.)
("Руководитель бюджетной организации", 2022, N 5)"Руководитель бюджетной организации", 2022, N 5
(Королева Я.Ю.)
("Руководитель бюджетной организации", 2022, N 5)"Руководитель бюджетной организации", 2022, N 5
Статья: Расходы на общежитие - нецелевое расходование бюджетных средств?
(Рябинин В.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 8)В соответствии с оспариваемыми пунктами представления учреждение в нарушение п. 1 ст. 78.1 БК РФ, п. 2.3.1 соглашений о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 15.01.2019 и от 15.01.2021 допустило нецелевое использование средств краевого бюджета в общей сумме около 4 млн руб., выразившееся в оплате труда работников общежития, не связанных с оказанием государственных услуг, за счет средств финансового обеспечения государственного задания.
(Рябинин В.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 8)В соответствии с оспариваемыми пунктами представления учреждение в нарушение п. 1 ст. 78.1 БК РФ, п. 2.3.1 соглашений о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 15.01.2019 и от 15.01.2021 допустило нецелевое использование средств краевого бюджета в общей сумме около 4 млн руб., выразившееся в оплате труда работников общежития, не связанных с оказанием государственных услуг, за счет средств финансового обеспечения государственного задания.
Готовое решение: Нецелевое использование бюджетных средств
(КонсультантПлюс, 2025)Минфин России предупреждает о том, что за нецелевое использование средств субсидии на обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания должностных лиц бюджетных (автономных) учреждений могут привлечь к ответственности, предусмотренной соглашением о предоставлении субсидии и ст. 15.14 КоАП РФ (Письма от 21.05.2020 N 02-09-07/42057, от 27.07.2018 N 02-09-06/53197). Казначейство России ранее разъяснило, что за данное нарушение должностные лица учреждения могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ, если источником финансового обеспечения являются средства федерального бюджета (Письмо от 10.08.2017 N 07-04-05/09-665). Минфин России придерживается такой же позиции (Письмо от 21.11.2018 N 02-09-09/84082). Контролирующие органы фиксируют на основании ст. 15.14 КоАП РФ факт нецелевого использования федеральным бюджетным учреждением субсидии на обеспечение выполнения государственного задания (см., например, п. 8.14 Представления Счетной палаты РФ от 17.10.2016 N ПР 02-257/02/2-05, п. 3 Представления Счетной палаты РФ от 28.05.2015 N ПР 09-82/09-05).
(КонсультантПлюс, 2025)Минфин России предупреждает о том, что за нецелевое использование средств субсидии на обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания должностных лиц бюджетных (автономных) учреждений могут привлечь к ответственности, предусмотренной соглашением о предоставлении субсидии и ст. 15.14 КоАП РФ (Письма от 21.05.2020 N 02-09-07/42057, от 27.07.2018 N 02-09-06/53197). Казначейство России ранее разъяснило, что за данное нарушение должностные лица учреждения могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ, если источником финансового обеспечения являются средства федерального бюджета (Письмо от 10.08.2017 N 07-04-05/09-665). Минфин России придерживается такой же позиции (Письмо от 21.11.2018 N 02-09-09/84082). Контролирующие органы фиксируют на основании ст. 15.14 КоАП РФ факт нецелевого использования федеральным бюджетным учреждением субсидии на обеспечение выполнения государственного задания (см., например, п. 8.14 Представления Счетной палаты РФ от 17.10.2016 N ПР 02-257/02/2-05, п. 3 Представления Счетной палаты РФ от 28.05.2015 N ПР 09-82/09-05).
Статья: Нецелевое расходование средств автономными учреждениями
(Чагин К.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 3)Нецелевое использование средств субсидий на выполнение государственных (муниципальных) заданий - это такое нарушение, о котором контрольные органы и учреждения нередко спорят, в том числе с привлечением судов. Показателен случай, произошедший в Республике Якутия (Постановление АС ВСО от 28.03.2018 N Ф02-7403/2017 по делу N А58-2480/2017). Обстоятельства спора таковы.
(Чагин К.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 3)Нецелевое использование средств субсидий на выполнение государственных (муниципальных) заданий - это такое нарушение, о котором контрольные органы и учреждения нередко спорят, в том числе с привлечением судов. Показателен случай, произошедший в Республике Якутия (Постановление АС ВСО от 28.03.2018 N Ф02-7403/2017 по делу N А58-2480/2017). Обстоятельства спора таковы.
Статья: Методичка Минфина по оценке действий объекта контроля в целях выявления нарушений
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 3)Выявление таких фактов означает наличие признаков нецелевого использования бюджетных средств, допущенного юридическим лицом или физическим лицом - производителем товаров, работ, услуг, получившим средства субсидии из бюджета, например осуществление закупки товаров, работ, услуг за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, не соответствующей целям деятельности (видам деятельности) бюджетного (автономного) учреждения, определенным в том числе уставом соответствующего учреждения.
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 3)Выявление таких фактов означает наличие признаков нецелевого использования бюджетных средств, допущенного юридическим лицом или физическим лицом - производителем товаров, работ, услуг, получившим средства субсидии из бюджета, например осуществление закупки товаров, работ, услуг за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, не соответствующей целям деятельности (видам деятельности) бюджетного (автономного) учреждения, определенным в том числе уставом соответствующего учреждения.