Нецелевое использование бюджетных средств ответственность
Подборка наиболее важных документов по запросу Нецелевое использование бюджетных средств ответственность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О применении бюджетной классификации в отношении расходов на оказание услуг (выполнение работ) по реализации основных программ профессионального обучения и нецелевом использовании бюджетных средств.
(Письмо Минфина России от 16.07.2025 N 02-05-10/69424)Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
(Письмо Минфина России от 16.07.2025 N 02-05-10/69424)Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 15.14. Нецелевое использование бюджетных средств
(ред. от 04.11.2025)Статья 15.14. Нецелевое использование бюджетных средств
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств
(ред. от 17.11.2025)Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств
Готовое решение: Какая административная ответственность установлена за нарушения Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)1.8. Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств
(КонсультантПлюс, 2025)1.8. Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств
Статья: Недопустимость нецелевого использования бюджетных средств как основополагающий принцип деятельности казенного и бюджетного образовательного учреждения
(Черепова И.С.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 1)Ключевые слова: ответственность, нецелевое использование, бюджетные средства, казенные учреждения, бюджетные учреждения, образовательные организации, финансовый контроль, образование, субсидии.
(Черепова И.С.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 1)Ключевые слова: ответственность, нецелевое использование, бюджетные средства, казенные учреждения, бюджетные учреждения, образовательные организации, финансовый контроль, образование, субсидии.
Готовое решение: Как осуществить закупку у единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Проводить закупки, не предусмотренные планом-графиком, по общему правилу не допускается. Поэтому существует, в частности, риск признания незапланированного контракта с единственным поставщиком недействительным, поскольку он заключен с нарушением требований закона (ст. 168 ГК РФ). Произвести оплату по такому контракту заказчик также не вправе, поскольку контракты оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, которые доводятся до заказчика в соответствующем году на запланированные расходы (п. 2 ст. 72 БК РФ). Кроме того, за расходование средств на цели, не соответствующие запланированным в бюджете, заказчику грозит ответственность за нецелевое использование бюджетных средств.
(КонсультантПлюс, 2025)Проводить закупки, не предусмотренные планом-графиком, по общему правилу не допускается. Поэтому существует, в частности, риск признания незапланированного контракта с единственным поставщиком недействительным, поскольку он заключен с нарушением требований закона (ст. 168 ГК РФ). Произвести оплату по такому контракту заказчик также не вправе, поскольку контракты оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, которые доводятся до заказчика в соответствующем году на запланированные расходы (п. 2 ст. 72 БК РФ). Кроме того, за расходование средств на цели, не соответствующие запланированным в бюджете, заказчику грозит ответственность за нецелевое использование бюджетных средств.
Статья: Хищения в бюджетной сфере как объект криминалистического исследования
(Чумаков А.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)<17> Деменкова Н.Г. Административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств: дис. ... канд. юрид. наук. Благовещенск, 2007. С. 20.
(Чумаков А.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)<17> Деменкова Н.Г. Административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств: дис. ... канд. юрид. наук. Благовещенск, 2007. С. 20.
Статья: Ответственность в сфере формирования и расходования средств резервных фондов субъектов Российской Федерации
(Керимов А.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Впрочем, если расходование средств резервного фонда не соответствует целям их предоставления, то возможно применение ответственности за нецелевое использование бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ <10> и УК РФ <11>. Это положение распространяется на фонды любого уровня бюджетной системы и любого субъекта, имеющего право формировать фонд и расходовать его средства, хотя в качестве нарушения выделяется нецелевое использование средств резервного фонда Президента РФ и резервных фондов органов исполнительной власти (местных администраций). Следует оговориться: в документе отсутствует отдельное упоминание нецелевого использования средств резервных фондов публично-правовых образований (субъектов Российской Федерации или муниципальных образований <12>).
(Керимов А.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Впрочем, если расходование средств резервного фонда не соответствует целям их предоставления, то возможно применение ответственности за нецелевое использование бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ <10> и УК РФ <11>. Это положение распространяется на фонды любого уровня бюджетной системы и любого субъекта, имеющего право формировать фонд и расходовать его средства, хотя в качестве нарушения выделяется нецелевое использование средств резервного фонда Президента РФ и резервных фондов органов исполнительной власти (местных администраций). Следует оговориться: в документе отсутствует отдельное упоминание нецелевого использования средств резервных фондов публично-правовых образований (субъектов Российской Федерации или муниципальных образований <12>).
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств введена Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации". Согласно ст. 285.1 УК РФ нецелевое расходование бюджетных средств - расходование их должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, - наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств введена Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации". Согласно ст. 285.1 УК РФ нецелевое расходование бюджетных средств - расходование их должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, - наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Готовое решение: Казначейское обеспечение обязательств при сопровождении контрактов по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если поставщик (подрядчик, исполнитель) израсходует средства, полученные по контракту с казначейским сопровождением, с нарушением установленных ограничений, ему может грозить административная или уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств (п. 1 ст. 306.4 БК РФ). Это применимо в том числе к расходованию средств, полученных в рамках казначейского обеспечения обязательств. Средства, получаемые участниками казначейского сопровождения, именуются целевыми, например в Правилах казначейского сопровождения (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.11.2021 N 2024). Также вывод об их целевом характере можно сделать исходя из ограничений на их расходование, которые устанавливаются в госконтракте.
(КонсультантПлюс, 2025)Если поставщик (подрядчик, исполнитель) израсходует средства, полученные по контракту с казначейским сопровождением, с нарушением установленных ограничений, ему может грозить административная или уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств (п. 1 ст. 306.4 БК РФ). Это применимо в том числе к расходованию средств, полученных в рамках казначейского обеспечения обязательств. Средства, получаемые участниками казначейского сопровождения, именуются целевыми, например в Правилах казначейского сопровождения (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.11.2021 N 2024). Также вывод об их целевом характере можно сделать исходя из ограничений на их расходование, которые устанавливаются в госконтракте.
Готовое решение: Какие меры противодействия коррупции предусмотрены в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Административная ответственность предусмотрена, например, за нецелевое использование бюджетных средств (ст. 15.14 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Административная ответственность предусмотрена, например, за нецелевое использование бюджетных средств (ст. 15.14 КоАП РФ).
Вопрос: Об отнесении средств, полученных дочерней компанией от материнской корпорации (компании) из средств субсидии, к бюджетным и целевым и ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.
(Письмо Минфина России от 22.07.2024 N 02-14-12/68511)Вопрос: Об отнесении средств, полученных дочерней компанией от материнской корпорации (компании) из средств субсидии, к бюджетным и целевым и ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.
(Письмо Минфина России от 22.07.2024 N 02-14-12/68511)Вопрос: Об отнесении средств, полученных дочерней компанией от материнской корпорации (компании) из средств субсидии, к бюджетным и целевым и ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.