Нецелевое использование бюджетных средств косгу
Подборка наиболее важных документов по запросу Нецелевое использование бюджетных средств косгу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Возникает ли при неправильном применении кода КОСГУ "нецелевка"?
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 4)В соответствии с п. 3 Порядка N 209н <1> КОСГУ является группировкой операций, осуществляемых сектором государственного управления в зависимости от их экономического содержания. Элементы КОСГУ применяются при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности. В связи с вышесказанным бытует мнение, что если будет установлен факт неверного отнесения расходов на подстатью КОСГУ, то это должно быть квалифицировано как нарушение методологии применения КОСГУ, но не как нецелевое использование бюджетных средств. Однако у судей иной подход к данному нарушению (см. Постановление Красноармейского районного суда Краснодарского края от 12.05.2023 по делу N 5-182/2023). Рассмотрим его подробнее.
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 4)В соответствии с п. 3 Порядка N 209н <1> КОСГУ является группировкой операций, осуществляемых сектором государственного управления в зависимости от их экономического содержания. Элементы КОСГУ применяются при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности. В связи с вышесказанным бытует мнение, что если будет установлен факт неверного отнесения расходов на подстатью КОСГУ, то это должно быть квалифицировано как нарушение методологии применения КОСГУ, но не как нецелевое использование бюджетных средств. Однако у судей иной подход к данному нарушению (см. Постановление Красноармейского районного суда Краснодарского края от 12.05.2023 по делу N 5-182/2023). Рассмотрим его подробнее.
Статья: Ответственность за нарушение правил применения Порядка N 209н
(Владимирова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 5)- выявленное в ходе проверки неправильное применение кодов КОСГУ может относиться к нецелевому использованию бюджетных средств (см. Постановление Красноармейского районного суда Краснодарского края от 12.05.2023 по делу N 5-182/2023, Решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 12.12.2023 по делу N 12-4740/2023).
(Владимирова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 5)- выявленное в ходе проверки неправильное применение кодов КОСГУ может относиться к нецелевому использованию бюджетных средств (см. Постановление Красноармейского районного суда Краснодарского края от 12.05.2023 по делу N 5-182/2023, Решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 12.12.2023 по делу N 12-4740/2023).
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23
(ред. от 28.05.2019)
"О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации"В силу статьи 19 БК РФ в состав бюджетной классификации Российской Федерации входит классификация операций сектора государственного управления (далее - Классификация). Порядок применения названной Классификации исходя из пункта 4 статьи 23.1 БК РФ устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.
(ред. от 28.05.2019)
"О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации"В силу статьи 19 БК РФ в состав бюджетной классификации Российской Федерации входит классификация операций сектора государственного управления (далее - Классификация). Порядок применения названной Классификации исходя из пункта 4 статьи 23.1 БК РФ устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.
Приказ Минфина России от 29.11.2017 N 209н
(ред. от 04.10.2024)
"Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления"
(Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2018 N 50003)9.4.5. На подстатью 145 "Прочие доходы от сумм принудительного изъятия" КОСГУ относятся прочие поступления от денежных взысканий (штрафов), налагаемых в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств, иных денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, иных денежных взысканий (штрафов), от конфискаций, компенсаций, пеней, неустоек и сумм принудительного изъятия, не отнесенных на подстатьи 141 - 144 КОСГУ.
(ред. от 04.10.2024)
"Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления"
(Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2018 N 50003)9.4.5. На подстатью 145 "Прочие доходы от сумм принудительного изъятия" КОСГУ относятся прочие поступления от денежных взысканий (штрафов), налагаемых в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств, иных денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, иных денежных взысканий (штрафов), от конфискаций, компенсаций, пеней, неустоек и сумм принудительного изъятия, не отнесенных на подстатьи 141 - 144 КОСГУ.
Готовое решение: По каким кодам КОСГУ и КВР отражаются расходы на страхование
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! Если расходы на оплату полиса каско вы оплатите за счет бюджетных средств, то с большой вероятностью контролирующие органы сделают вывод об их нецелевом использовании и могут привлечь вас, например, к административной ответственности (Представления Счетной палаты РФ от 28.05.2015 N ПР 14-84/14-01, от 19.03.2015 N ПР 09-30/09-02).
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! Если расходы на оплату полиса каско вы оплатите за счет бюджетных средств, то с большой вероятностью контролирующие органы сделают вывод об их нецелевом использовании и могут привлечь вас, например, к административной ответственности (Представления Счетной палаты РФ от 28.05.2015 N ПР 14-84/14-01, от 19.03.2015 N ПР 09-30/09-02).
"Контроль и ревизия в бюджетных учреждениях: Учебное пособие"
(2-е издание, переработанное)
(Маслова Т.С.)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)При проверке подстатьи 213 "Начисления на выплаты по оплате труда" необоснованные переплаты обязательных страховых взносов в соответствующие государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), а также взносов по страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний рассматриваются как нецелевое использование бюджетных средств с последующим начислением штрафных санкций.
(2-е издание, переработанное)
(Маслова Т.С.)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)При проверке подстатьи 213 "Начисления на выплаты по оплате труда" необоснованные переплаты обязательных страховых взносов в соответствующие государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), а также взносов по страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний рассматриваются как нецелевое использование бюджетных средств с последующим начислением штрафных санкций.
Статья: Отражение в учете работ по замене оконных блоков в здании
(Суворова Т.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2025, N 4)В заключение отметим, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным (ст. 306.4 БК РФ):
(Суворова Т.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2025, N 4)В заключение отметим, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным (ст. 306.4 БК РФ):
Готовое решение: По каким статьям КОСГУ отражаются доходы
(КонсультантПлюс, 2025)по подстатье 145 КОСГУ отражайте в том числе прочие поступления от денежных взысканий (штрафов), конфискаций, компенсаций, пеней, неустоек и сумм принудительного изъятия, не отнесенные на подстатьи 141 - 144. Например, поступления (или доходы) от возмещения ущерба, причиненного при незаконном или нецелевом использовании бюджетных средств (п. 9.4.5 Порядка N 209н).
(КонсультантПлюс, 2025)по подстатье 145 КОСГУ отражайте в том числе прочие поступления от денежных взысканий (штрафов), конфискаций, компенсаций, пеней, неустоек и сумм принудительного изъятия, не отнесенные на подстатьи 141 - 144. Например, поступления (или доходы) от возмещения ущерба, причиненного при незаконном или нецелевом использовании бюджетных средств (п. 9.4.5 Порядка N 209н).
Статья: Верховный Суд о применении наказания в рамках одной статьи КоАП РФ
(Суворова Т.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 1)В ходе проверки было обнаружено: лимиты бюджетных обязательств, доведенных до учреждения на основании направленных им заявок по подстатье 225 КОСГУ, были направлены на приобретение товаров без выполнения работ по их установке на общественной территории, в связи с чем учреждению как получателю бюджетных средств надлежало перераспределить лимиты бюджетных обязательств на статью 310 КОСГУ, что выполнено не было. Это свидетельствует о нецелевом использовании бюджетных средств. Отчет по результатам проверки был направлен в прокуратуру.
(Суворова Т.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 1)В ходе проверки было обнаружено: лимиты бюджетных обязательств, доведенных до учреждения на основании направленных им заявок по подстатье 225 КОСГУ, были направлены на приобретение товаров без выполнения работ по их установке на общественной территории, в связи с чем учреждению как получателю бюджетных средств надлежало перераспределить лимиты бюджетных обязательств на статью 310 КОСГУ, что выполнено не было. Это свидетельствует о нецелевом использовании бюджетных средств. Отчет по результатам проверки был направлен в прокуратуру.
Готовое решение: Какие операции отражаются по статье 510 "Поступление денежных средств и их эквивалентов" КОСГУ и по статье 610 "Выбытие денежных средств и их эквивалентов" КОСГУ
(КонсультантПлюс, 2025)Учреждение здравоохранения использовало не по целевому назначению средства для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала. Указанные средства подлежат возврату в бюджет ТФОМС. Операции по возврату следует отражать по статье 610 "Выбытие денежных средств и их эквивалентов" КОСГУ (Письмо Минфина России от 13.08.2021 N 02-08-10/65560).
(КонсультантПлюс, 2025)Учреждение здравоохранения использовало не по целевому назначению средства для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала. Указанные средства подлежат возврату в бюджет ТФОМС. Операции по возврату следует отражать по статье 610 "Выбытие денежных средств и их эквивалентов" КОСГУ (Письмо Минфина России от 13.08.2021 N 02-08-10/65560).
Готовое решение: Как казенному учреждению отразить в бюджетном учете расчеты по суммам штрафов, пеней, неустоек, возмещений ущерба на счете 0 205 40 000
(КонсультантПлюс, 2025)налагаемых в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств;
(КонсультантПлюс, 2025)налагаемых в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств;
Статья: Остатки средств субсидии на госзадание в 2023 году
(Вадимова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 22)Одновременно: увеличение забалансового счета 17 "Поступления денежных средств" по АнГПД 180 "Прочие доходы", КОСГУ 152
(Вадимова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 22)Одновременно: увеличение забалансового счета 17 "Поступления денежных средств" по АнГПД 180 "Прочие доходы", КОСГУ 152
Готовое решение: Как учитывать на счете 401 10 доходы текущего финансового года от необменных операций
(КонсультантПлюс, 2025)На соответствующих счетах аналитического учета счета 0 401 10 145 "Прочие доходы от сумм принудительного изъятия" учитывайте доходы текущего финансового года от прочих поступлений от денежных взысканий (штрафов), налагаемых в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств, иных денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, иных денежных взысканий (штрафов), от конфискаций, компенсаций, пеней, неустоек и сумм принудительного изъятия, которые относятся на подстатью 145 "Прочие доходы от сумм принудительного изъятия" КОСГУ (п. п. 295, 298 Инструкции N 157н, п. 119 Инструкции N 162н, п. 149 Инструкции N 174н, п. 177 Инструкции N 183н, п. 9.4.5 Порядка N 209н).
(КонсультантПлюс, 2025)На соответствующих счетах аналитического учета счета 0 401 10 145 "Прочие доходы от сумм принудительного изъятия" учитывайте доходы текущего финансового года от прочих поступлений от денежных взысканий (штрафов), налагаемых в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств, иных денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, иных денежных взысканий (штрафов), от конфискаций, компенсаций, пеней, неустоек и сумм принудительного изъятия, которые относятся на подстатью 145 "Прочие доходы от сумм принудительного изъятия" КОСГУ (п. п. 295, 298 Инструкции N 157н, п. 119 Инструкции N 162н, п. 149 Инструкции N 174н, п. 177 Инструкции N 183н, п. 9.4.5 Порядка N 209н).
Готовое решение: Как учреждению вернуть неиспользованные денежные средства
(КонсультантПлюс, 2025)Как правило, нецелевое использование средств субсидии на выполнение задания не свидетельствует о его невыполнении. Поэтому с учетом того, что государственное (муниципальное) задание выполнено, операции по перечислению в доход бюджета остатков средств субсидии отражайте по КВР 853 "Уплата иных платежей" в увязке с подстатьей 241 "Безвозмездные перечисления (передачи) текущего характера сектора государственного управления" КОСГУ (п. 10.4.1 Порядка N 209н, п. 53.8.6.3 Порядка N 82н, п. 11 Приложения N 1 к Письму Минфина России N 02-06-06/120378, Казначейства России N 07-04-05/02-35262 от 29.11.2024, Письмо Минфина России от 03.07.2024 N 02-05-08/62029). Приведенные дополнительные критерии по раскрытию информации в бухгалтерской отчетности доведены до главных администраторов средств федерального бюджета и финансовых органов субъектов РФ за 2024 г. Считаем, что их можно учитывать и в настоящее время (п. 11 Приложения N 1, Приложение N 1 к Письму Минфина России N 02-06-06/120378, Казначейства России N 07-04-05/02-35262 от 29.11.2024, Приложение N 1 к Письму Минфина России N 02-06-06/120377, Казначейства России N 07-04-05/02-35263 от 29.11.2024).
(КонсультантПлюс, 2025)Как правило, нецелевое использование средств субсидии на выполнение задания не свидетельствует о его невыполнении. Поэтому с учетом того, что государственное (муниципальное) задание выполнено, операции по перечислению в доход бюджета остатков средств субсидии отражайте по КВР 853 "Уплата иных платежей" в увязке с подстатьей 241 "Безвозмездные перечисления (передачи) текущего характера сектора государственного управления" КОСГУ (п. 10.4.1 Порядка N 209н, п. 53.8.6.3 Порядка N 82н, п. 11 Приложения N 1 к Письму Минфина России N 02-06-06/120378, Казначейства России N 07-04-05/02-35262 от 29.11.2024, Письмо Минфина России от 03.07.2024 N 02-05-08/62029). Приведенные дополнительные критерии по раскрытию информации в бухгалтерской отчетности доведены до главных администраторов средств федерального бюджета и финансовых органов субъектов РФ за 2024 г. Считаем, что их можно учитывать и в настоящее время (п. 11 Приложения N 1, Приложение N 1 к Письму Минфина России N 02-06-06/120378, Казначейства России N 07-04-05/02-35262 от 29.11.2024, Приложение N 1 к Письму Минфина России N 02-06-06/120377, Казначейства России N 07-04-05/02-35263 от 29.11.2024).