Нецелевое использование бюджетных средств казенным учреждением
Подборка наиболее важных документов по запросу Нецелевое использование бюджетных средств казенным учреждением (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2023 N 06АП-3685/2023 по делу N А73-15296/2022
Требование: О взыскании задолженности по оплате за теплоснабжение и горячее водоснабжение, пени.
Решение: Требование удовлетворено в части.Доводы жалобы о том, что в образовавшейся задолженности нет вины Учреждения, контракт на спорный период не заключен по вине истца и оплата предоставленных услуг в отсутствие заключенного договора будет являться нецелевым использованием бюджетных средств, поскольку ответчик является муниципальным казенным учреждением и финансируется из бюджета Ванинского муниципального района Хабаровского края, что, согласно статье 404 ГК РФ, является основанием для освобождения ответчика от уплаты неустойки, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку не заключение договора в письменной форме, не может являться условием отсутствия обязательства по оплате стоимости коммунальных услуг, фактически потребленных Учреждением.
Требование: О взыскании задолженности по оплате за теплоснабжение и горячее водоснабжение, пени.
Решение: Требование удовлетворено в части.Доводы жалобы о том, что в образовавшейся задолженности нет вины Учреждения, контракт на спорный период не заключен по вине истца и оплата предоставленных услуг в отсутствие заключенного договора будет являться нецелевым использованием бюджетных средств, поскольку ответчик является муниципальным казенным учреждением и финансируется из бюджета Ванинского муниципального района Хабаровского края, что, согласно статье 404 ГК РФ, является основанием для освобождения ответчика от уплаты неустойки, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку не заключение договора в письменной форме, не может являться условием отсутствия обязательства по оплате стоимости коммунальных услуг, фактически потребленных Учреждением.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Исполнение местного бюджета
(КонсультантПлюс, 2025)Не признается нецелевым использованием средств местного бюджета оплата услуг по уборке помещений, занимаемых структурным подразделением администрации, только на том основании, что помещения не являются его собственностью, а предоставлены в пользование администрацией безвозмездно, без договора
(КонсультантПлюс, 2025)Не признается нецелевым использованием средств местного бюджета оплата услуг по уборке помещений, занимаемых структурным подразделением администрации, только на том основании, что помещения не являются его собственностью, а предоставлены в пользование администрацией безвозмездно, без договора
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Минфин о нецелевом использовании КУ средств бюджета на оплату труда
(Суворова Т.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 5)В Письме от 16.02.2024 N 02-06-09/14225 Минфин России привел разъяснения по вопросам, связанным с нецелевым использованием казенным учреждением бюджетных средств (начисление работникам выплат по оплате труда, иных выплат, сопряженных с ними обязательных платежей в бюджет и их перечисление). Рассмотрим их в статье.
(Суворова Т.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 5)В Письме от 16.02.2024 N 02-06-09/14225 Минфин России привел разъяснения по вопросам, связанным с нецелевым использованием казенным учреждением бюджетных средств (начисление работникам выплат по оплате труда, иных выплат, сопряженных с ними обязательных платежей в бюджет и их перечисление). Рассмотрим их в статье.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 30.11.2023 N 532
"Об утверждении методических рекомендаций по оценке действий объекта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в целях подтверждения признаков неправомерного, неэффективного использования бюджетных средств и определения их последствий"17. К иному неправомерному использованию бюджетных средств при исполнении бюджетной сметы в части расходов на обеспечение выполнения функций казенного учреждения и исполнение публичных нормативных обязательств, например, относятся следующие случаи нарушений, не повлекших использование бюджетных средств не по целевому назначению, а также их оплату в завышенном объеме:
"Об утверждении методических рекомендаций по оценке действий объекта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в целях подтверждения признаков неправомерного, неэффективного использования бюджетных средств и определения их последствий"17. К иному неправомерному использованию бюджетных средств при исполнении бюджетной сметы в части расходов на обеспечение выполнения функций казенного учреждения и исполнение публичных нормативных обязательств, например, относятся следующие случаи нарушений, не повлекших использование бюджетных средств не по целевому назначению, а также их оплату в завышенном объеме:
Готовое решение: Как сформировать государственное (муниципальное) задание для учреждения
(КонсультантПлюс, 2025)для казенных учреждений - за счет бюджетных средств на основании бюджетной сметы (ст. 6, п. 2 ст. 161 БК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)для казенных учреждений - за счет бюджетных средств на основании бюджетной сметы (ст. 6, п. 2 ст. 161 БК РФ).
Статья: Самовольная выплата премий и. о. директора учреждения - это "нецелевка"
(Зарипова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 1)В казенном учреждении Департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края проводилась проверка, в ходе которой было выявлено нецелевое использование средств краевого бюджета, выразившееся в необоснованном начислении и неправомерной выплате премии исполняющему обязанности директора учреждения. Данное нарушение повлекло неправильный расчет отпускных: при их исчислении в расчет среднего заработка были включены премии, начисленные и выплаченные незаконно. В связи с этим департамент вынес постановление о привлечении учреждения к ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ в виде взыскания 27 274,65 руб. штрафа за нецелевое использование бюджетных средств.
(Зарипова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 1)В казенном учреждении Департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края проводилась проверка, в ходе которой было выявлено нецелевое использование средств краевого бюджета, выразившееся в необоснованном начислении и неправомерной выплате премии исполняющему обязанности директора учреждения. Данное нарушение повлекло неправильный расчет отпускных: при их исчислении в расчет среднего заработка были включены премии, начисленные и выплаченные незаконно. В связи с этим департамент вынес постановление о привлечении учреждения к ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ в виде взыскания 27 274,65 руб. штрафа за нецелевое использование бюджетных средств.
"Ревизии и проверки государственных (муниципальных) учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)По мнению финансистов, контрольный орган в рамках правоприменительной практики может самостоятельно квалифицировать наличие ущерба, причиненного Российской Федерации вследствие, например, нецелевого использования средств федерального бюджета или иного использования средств, предоставленных из федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ), с нарушениями бюджетного законодательства РФ.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)По мнению финансистов, контрольный орган в рамках правоприменительной практики может самостоятельно квалифицировать наличие ущерба, причиненного Российской Федерации вследствие, например, нецелевого использования средств федерального бюджета или иного использования средств, предоставленных из федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ), с нарушениями бюджетного законодательства РФ.
Готовое решение: Как санкционируют расходы учреждения
(КонсультантПлюс, 2025)Общая же цель санкционирования расходов - не допустить нарушений бюджетного законодательства РФ, в том числе нецелевого использования бюджетных средств.
(КонсультантПлюс, 2025)Общая же цель санкционирования расходов - не допустить нарушений бюджетного законодательства РФ, в том числе нецелевого использования бюджетных средств.
Статья: Доплаты работникам за наличие образования - это "нецелевка"
(Прохоренко Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 6)1) заведующая МБДОУ использовала субсидию в размере 116 308,83 руб. (стимулирующие выплаты на оплату труда) на цели, не соответствующие определенным Порядком формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями, финансового обеспечения выполнения такого задания, предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания муниципальными бюджетными, казенными и автономными учреждениями, утвержденным Постановлением администрации муниципального образования г. Астрахани от 15.08.2018 N 499 (далее - Порядок). Иными словами, произведенные расходы на указанную сумму являются нецелевым использованием бюджетных средств;
(Прохоренко Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 6)1) заведующая МБДОУ использовала субсидию в размере 116 308,83 руб. (стимулирующие выплаты на оплату труда) на цели, не соответствующие определенным Порядком формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями, финансового обеспечения выполнения такого задания, предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания муниципальными бюджетными, казенными и автономными учреждениями, утвержденным Постановлением администрации муниципального образования г. Астрахани от 15.08.2018 N 499 (далее - Порядок). Иными словами, произведенные расходы на указанную сумму являются нецелевым использованием бюджетных средств;
Готовое решение: Какой документ получит организация по итогам проверки органа внешнего государственного (муниципального) финансового контроля для устранения нарушений
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: если в представлении указано требование провести экспертизу, но она не предусмотрена сметой казенного учреждения, есть риск нецелевого использования бюджетных средств (Письмо Минфина России от 09.12.2020 N 02-09-07/107827).
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: если в представлении указано требование провести экспертизу, но она не предусмотрена сметой казенного учреждения, есть риск нецелевого использования бюджетных средств (Письмо Минфина России от 09.12.2020 N 02-09-07/107827).
Статья: Верховный Суд о применении наказания в рамках одной статьи КоАП РФ
(Суворова Т.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 1)Нецелевое использование бюджетных средств влечет административное наказание. Это предусмотрено ст. 15.14 КоАП РФ. В Верховный Суд РФ поступила жалоба в отношении предъявленных директору казенного учреждения административных правонарушений, в ходе рассмотрения которой были выявлены значительные процессуальные нарушения, не позволившие провести всестороннее, полное и объективное рассмотрение материалов дела (см. Постановления от 24.04.2025 N 39-АД25-1-К1, от 24.04.2025 N 39-АД25-2-К1, от 24.04.2025 N 39-АД25-3-К1). Подробности - в статье.
(Суворова Т.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 1)Нецелевое использование бюджетных средств влечет административное наказание. Это предусмотрено ст. 15.14 КоАП РФ. В Верховный Суд РФ поступила жалоба в отношении предъявленных директору казенного учреждения административных правонарушений, в ходе рассмотрения которой были выявлены значительные процессуальные нарушения, не позволившие провести всестороннее, полное и объективное рассмотрение материалов дела (см. Постановления от 24.04.2025 N 39-АД25-1-К1, от 24.04.2025 N 39-АД25-2-К1, от 24.04.2025 N 39-АД25-3-К1). Подробности - в статье.
Готовое решение: Как учреждению учитывать операции на счете 0 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет"
(КонсультантПлюс, 2025)у казенных учреждений, не являющихся администраторами кассовых поступлений в бюджет, - денежные средства, поступившие в погашение дебиторской задолженности прошлых лет, в возмещение причиненного ущерба, недостачи денежных средств, доходы от реализации имущества и др.;
(КонсультантПлюс, 2025)у казенных учреждений, не являющихся администраторами кассовых поступлений в бюджет, - денежные средства, поступившие в погашение дебиторской задолженности прошлых лет, в возмещение причиненного ущерба, недостачи денежных средств, доходы от реализации имущества и др.;
Статья: Покупка нефинансовых активов, не предусмотренных бюджетной сметой, - это "нецелевка"
(Владимирова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 5)Таким образом, в нарушение п. 1 ст. 162 БК РФ казенным учреждением в 2022 году допущено нецелевое использование средств бюджета субъекта РФ в размере 126 865,45 руб. ((276 865,45 - 150 000) руб.) в результате осуществления расходов на цели, не предусмотренные бюджетной сметой.
(Владимирова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 5)Таким образом, в нарушение п. 1 ст. 162 БК РФ казенным учреждением в 2022 году допущено нецелевое использование средств бюджета субъекта РФ в размере 126 865,45 руб. ((276 865,45 - 150 000) руб.) в результате осуществления расходов на цели, не предусмотренные бюджетной сметой.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)<438> См.: Ступаченко Е.В. О некоторых вопросах законодательного противодействия нецелевому использованию бюджетных средств // Финансовое право. 2019. N 1. С. 31 - 34.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)<438> См.: Ступаченко Е.В. О некоторых вопросах законодательного противодействия нецелевому использованию бюджетных средств // Финансовое право. 2019. N 1. С. 31 - 34.